Г.Тукай. Фото 1912 г.
Источник: http://gabdullatukay.ru/rus/
Постамент памятника со словами "Великий татарский поэт Габдулла Тукай".
Фото из архива автора сайта
Скульптор А.Зиякаев с моделью памятника Тукаю.
Источник: http://old.spbvedomosti.ru/
 

Остановка 4-я
Памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю
 
 
Тукай в Петербурге (глава из книги И.З.Нуруллина "Тукай")

Стихи и проза Г.Тукая
 
 
Сны Тукая. Татаркино. 00:28:57
Видео с youtube.com
Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге.
Фото из архива автора сайта
 

В 2006 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник поэту Габдулле Тукаю[1] – дар республики Татарстан городу. Скульпторы А. Зиякаев[2] и Я. Нейман, архитектор С. Одновалов.

Установлен памятник в сквере на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы (в этом месте при Петре I находилась татарская слобода[3]) по случаю 120-летия со дня рождения великого поэта, которого нередко называют "татарским Пушкиным".

Памятник представляет стоящую в рост фигуру Г.М.Тукая, одетого в пальто, на голове тюбетейка, левая рука прижата к груди, в правой он держит книгу.

Статуя установлена на цилиндрическом постаменте, на лицевой стороне размещен текст: //ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ПОЭТ ГАБДУЛЛА ТУКАЙ//. Статуя и постамент отлиты из бронзы, основание постамента выполнено из гранита. В верхней части постамента расположены горельефы по произведениям поэта "Шурале" и "Мать воды", а также изображены главные персонажи его сказки козёл с бараном и басни "Хвастливый заяц".
Одухотворенность образа поэта заключается в выразительно найденном движении руки, прикоснувшейся к груди, в пластичном силуэте хрупкой фигуры, в некоторой ее неустойчивости, передающей трагическую судьбу поэта, и наконец, в точной передаче яркого национального образа, исполненного внутреннего достоинства. Высокое мастерство исполнения позволило авторам памятника передать своеобразие поэтического мира Тукая и фантастических народных преданий, ставших основой его творчества.
Высота статуи – 2,40. Высота постамента – 1,22. Высота основания под постаментом – 0,62.

Для передачи портретного сходства использовались фотографии, запечатлевшие поэта перед смертью.

 

1. Габдулла Тука́й – Габдулла Мухамедгари́фович Тукай (14 [26] апреля 1886, деревня Кушлавыч, Казанский уезд, Казанская губерния – 2 [15] апреля 1913, Казань). Татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.
20 апреля 1912 года Тукай приезжает в Петербург (пробыл 13 дней), чтобы встретиться с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. (см. подробнее о поездке в Петербург: глава 5 из книги книги И.З.Нуруллина "Тукай")
В жизни и творчестве Тукай выступил как выразитель интересов и чаяний народных масс, глашатай дружбы народов и певец свободы. Тукай был зачинателем новой реалистической татарской литературы и литературной критики. Первые стихи Тукая появились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В это же время он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. (вернуться)

2. Зиякаев Ахнаф Гаделгаряевич (р. 09.11.1956) – художник, скульптор. В 1994 г. окончил АХ им. Репина. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, с 1994 г. член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, секция скульптуры.
"Глядя на памятник, где поэт в одной руке держит книгу, а другой защищается от холодного северного ветра, на его лицо – мыслителя и страдальца, которому судьба отмерила всего лишь 27 лет жизни, испытываешь горечь – почему поэты так рано уходят от нас? В Петербурге есть еще мемориальная доска на доме № 5 по Казанской улице, где Тукай прожил несколько дней во время визита в наш город. Зиякаев выполнил ее из "тревожного" красного гранита. И сейчас он снова с Тукаем. Готовит композиции к его сказкам "Шурале" и "Хозяйка воды", которые предполагает отлить в бронзе.
На одной из полок среди многочисленных фигурок коней, то скачущих, то стоящих около всадников, – триптих из медово-желтой бронзы. И без слов понятно: он о самом трагическом времени в жизни нашего города – блокаде: девочка, стоящая у невской проруби, очередь за хлебом, согбенные люди, поддерживающие друг друга.
– Живя в Петербурге, художнику невозможно остаться в стороне от этой темы. События тех дней будоражат душу, задевают сердце, – говорит Ахнаф Гаделгаряевич." Источник: Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург). Дата выпуска: 28.04.2009. Заглавие: Муза скульптора Зиякаева. Автор: Марина Васильева.
19 мая 2011 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник поэту-герою, антифашисту Мусе Джалилю. Автор памятника – скульптор Ахнаф Зиякаев. Ахнаф Зиякаев скульптурным изображением Джалиля занимался долгое время. В его мастерской можно увидеть несколько вариантов эскизов. Официально утвержденный эскиз изображает Джалиля-бойца. Он во фронтовой одежде, в плащ-палатке, в руках – его основное оружие: бумага, на которой он писал свои пламенные строчки, и ручка. (вернуться)

3. Тата́рская слобода – поселение татар в Санкт-Петербурге, сложившееся в 1-й четверти XVIII века.
Основана работными людьми из Казани, Нижнего Новгорода и др. городов Среднего Поволжья, пригнанными на строительство Петербурга.
Татары первоначально расселялись вблизи Петропавловской крепости на Большой и Малой Никольских улицах, которые в XVIII веке назывались также Татарскими (ныне это Зверинская улица и улица Блохина, соответственно).
В дальнейшем татарское население города образовало несколько крупных общин: казанскую – в Московской части, касимовскую – в Адмиралтейской части, нижегородскую – у Пяти углов (с конца XVIII века в черте города).
Памятью о татарской слободе на Петроградской стороне является Татарский переулок. (вернуться)


 
Сайт "К уроку литературы"    © Санкт-Петербург     2016-2018     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz