Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». Урок литературы в 11 классе
Главная
Н.М.Рубцов. Фото.
Основные темы и мотивы лирики Н.Рубцова
«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова (урок литературы в 11 классе)
А. А. Вознесенский. Фото
Основные даты жизни и творчества А. А. Вознесенского
Е.А. Евтушенко. Фото
Основные даты жизни и творчества Е. А. Евтушенко

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века

Новые темы, проблемы, образы
поэзии периода «оттепели»
(урок литературы в 11 классе)[1]

Цели урока: показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны; дать краткий обзор-характеристику поэзии «шестидесятников».

Оборудование урока: аудиозаписи стихотворений поэтов-«шестидесятников» в авторском исполнении; возможно, кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича» (вечер в Политехническом).

Методические приемы: лекция, сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений.

Ход урока

I. Слово учителя


Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. Так было на рубеже ХIХ—ХХ веков, в годы революции, в годы Великой Отечественной войны.

Но первые несколько лет «оттепели»[2] стали настоящим «поэтическим бумом». Появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия, открытая широкой публике, заполнявшей целые большие залы и даже стадионы. Началось в 1958 году с открытия памятника Маяковскому в Москве, затем постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Молодые поэты — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский — приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады».

Появился и новый жанр, сразу полюбившимся слушателям и позже названный «авторской» песней: свои стихи пели под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже — Владимир Высоцкий, Юлий Ким. Поэтические произведения выпускались массовыми тиражами, стихи были общим, повальным увлечением — читала буквально вся страна. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе.

Смотрим кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича» (вечер в Политехническом).

«Шестидесятники» стали одним из важнейших, ключевых литературных событий «оттепели». При всей открытости, при всей смелости и свободе этой поэзии, она не покушалась на идеалы социализма. Они оставались незыблемыми, их хотели лишь отмыть, обновить, вернуться к их изначальной чистоте. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос «шестидесятников», их «эстрадность» — направленность на большую аудиторию. Отсюда надежды на скорое освобождение от пороков прошлого, которые понимались как искажение прекрасной идеи.

Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда свежести, новизны, надежд, которой была пропитана поэзия.

II. Читаем стихи поэтов-«шестидесятников», кратко комментируем прочитанное, обсуждаем (по выбору самих учеников)
См. стихотворения поэтов-"шестидесятников" ниже.

1. Индивидуальные сообщения учащихся на предложенные ранее темы.
2. Чтение учащимися наизусть с элементами анализа.

III. Рассказ учителя об основных этапах творческого пути Рубцова и составление учащимися краткого конспекта

— Как по-вашему, продолжают ли поэты-«шестидесятники» традиции русской литературы? Что нового принесли они в русскую поэзию?

Поэт Николай Асеев считал, что творчество А. Вознесенского «больше всего напоминает стилистическую манеру В. Маяковского: тот же неуспокоенный, внетрадиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой нее ритмическом и синтаксическом разнообразии». Согласны ли вы с мнением Н. Асеева? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие это суждение.

Критик Е. Сидоров писал (1987 г.): «Стихотворения Евтушенко о военном детстве трогают сердце подлинностью переживания, правдивыми приметами времени, причастностью героя к общему, всенародному чувству и напряжению». Приведите примеры таких стихотворений, проиллюстрируйте высказывание критика.

Критик Б. Сарнов считал: «Самодовольство угрожает стать определяющей чертой лирического героя Евтушенко — того самого, который утвердился в сознании многих как прямой антипод всякого самодовольства и самоуспокоенности» (1961). С ним спорит другой критик, С. Владимиров: «...может показаться, что поэт (Евтушенко) чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальными его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты» (1968). Высказывание какого критика вам ближе? В чем суть спора литературоведов? Какое впечатление производит поэзия Евтушенко на вас? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

Поэт П. Антокольский назвал дарование Б. Ахмадулиной по-мужски сильным, ум по-мужски проницательным, отмечал в ее поэзии «постоянно бодрствующее чувство времени, истории, своего служения людям». Какие основания вы видите для такой оценки поэзии Б. Ахмадулиной?

— В чем вы видите новизну поэтических самовыражений А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, других «эстрадных» поэтов?

III. Слово учителя

К концу «оттепели» поэзия «шестидесятников» стала переживать кризис. Все лучшее осталось на рубеже 60-х. Но эффект, произведенный их явлением, был так силен, что инерция его еще долго сохранялась. Они небывало расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным явлением. Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям, дозволенным цензурой.

Отсюда сожаление о ненаписанном, несделанном, нерожденном («Плач по двум нерожденным поэмам» Вознесенского).

К середине 60-х годов, «громкая» поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады, заняв более скромное место в литературном процессе. Поэты-«шестидесятники» сейчас — признанные мэтры российской литературы.

Домашнее задание

1. Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Рубцова (по выбору), проанализировать выбранное стихотворение по плану:

а) история создания;
б) жанровое своеобразие;
в) ведущая тема и основные образы;
г) основные изобразительные средства; д) особенности ритмики и рифмы.

2. Темы для индивидуальных сообщений:
«Особенности ранней лирики Н. Рубцова»;
«Основные этапы жизненного пути Н. Рубцова»;
«Я умру в крещенские морозы» (рассказ о вологодской трагедии 1971 года);
«Н. Рубцов и С. Есенин (сопоставительный анализ стихотворений по выбору)»;
«Развитие рубцовской традиции в современной поэзии (на примере творчества одного из современных поэтов по выбору)».

Для успешного выполнения задания важно дать возможность учащимся выбрать для чтения и анализа какое-либо стихотворение самостоятельно. При этом они непременно прочитают несколько стихотворений, то есть получат общее представления о творчестве поэта, осуществят выбор, в процессе которого произведут самостоятельную оценку, смогут сами контролировать уровень трудности выполняемого задания.

См. следующую страницу: Урок 116. «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова




Поэты-"шестидесятники"

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товна Ахмаду́лина (10 апреля 1937, Москва, РСФСР, СССР – 29 ноября 2010, Переделкино, Ленинский район, Московская область, Россия) – русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века.

Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.

Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.

И не на радость же себе,
загородив его плечами,
ему и всей его семье
желаю миновать печали.

Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких
пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых,

не ведая, как наугад
я билась головою оземь,
молясь о нем – средь неудач,
мне отведенных в эту осень.
1960-1961
(Источник: Белла Ахмадулина. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998.)

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933 года, Москва – 1 июня 2010 года, Переделкино, ныне Москва) – советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из ярких представителей эпохи «шестидесятников».

В дни неслыханно болевые
быть без сердца – мечта.
Чемпионы лупили навылет –
ни черта!

Продырявленный, точно решёта,
утешаю ажиотаж:
"Поглазейте в меня, как в решётку,–
так шикарен пейзаж!"

Но неужто узнает ружьё,
где,
привязано нитью болезненной,
бьёшься ты в миллиметре от лезвия,
ахиллесово
сердце
моё!?

Осторожнее, милая, тише...
Нашумело меняя места,
Я ношусь по России –
как птица
отвлекает огонь от гнезда.

Все болишь? Ночами пошаливаешь?
Ну и плюс!
Не касайтесь рукою шершавою –
я от судороги – валюсь.

Невозможно расправиться с нами.
Невозможнее – выносить.
Но ещё невозможней –
вдруг снайпер
срежет
нить!
1965

Ро́берт Ива́нович Рожде́ственский (имя при рождении – Ро́берт Станисла́вович Петке́вич; 20 июня 1932, село Косиха, Западно-Сибирский край, ныне – Алтайский край – 19 августа 1994, Москва) – советский и российский поэт и переводчик, автор текстов песен. Один из ярких представителей эпохи «шестидесятников».

       Л. Карпинскому
Города, начинающиеся с вокзалов...
Есть у каждого города
возраст и голос.
Есть одежда своя.
И особенный запах.
И лицо,
И не сразу понятная
гордость...

Города, города!
Сколько было вас –
разных?!
Деревянные,
каменные,
глинобитные,
будто гвозди,
в промерзшую землю
забитые,
города, где любовь.
И работа.
И праздник...

Сколько раз, города,
вы
бежали навстречу,
задирая над нами
кулаки семафоров?..

Становился все ближе,
различался все резче
и домов
и заборов запутанный ворох –

Города,
озорные и полные грусти...
Сколько раз
к запыленным вагонам несли вы
папиросы и яблоки,
рыбу и грузди,
крутобокие дыни,
размякшие сливы!

Пиво в кружках тяжелых
и пиво
навынос...
...А вокзал,
как пальто для мальчишки,–
на вырост!

Так и кажется:
он из грядущего года,
из грядущего года,
не от этого
города!..
Отправленье.
Под самые тучи запущен
паровозный гудок.
И, рванувшись на запад,
остаются в прошлом
остаются
в будущем
города,
начинающиеся с вокзалов.
1960 г.
(Источник: Роберт Рождественский. Радар сердца. Избранные стихи. Москва, "Художественная литература", 1971)


1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. (вернуться)

2. "О́ттепель" – время смягчения режима, некоторых политических свобод.
"Период хрущёвской оттепели" – хрущёвская оттепель – неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930-х годов, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1955—1964).
Слово «оттепель» связано с одноимённой повестью Ильи Эренбурга.
См. страницу "Урок 104. Литература «оттепели»". (вернуться)

 



 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz