Главная
Л.С.Петрушевская, российский прозаик, драматург. Фото 2009
 
Д.И.Рубина. Фото 2011
 
Литература последних десятилетий (уроки литературы в 11 классе)


Современная литература. Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2017 гг)
 
Б В Г Д Е И К М П Р Т У Щ
 

Букарева Н. Ю. Изучение современной литературы как способ повышения интереса старшеклассников к классике / Н. Ю. Букарева // Литература в школе. – 2017. – N 6. – С. 38–40. (Статья посвящена проблеме актуализации в сознании старшеклассников проблем, поднимаемых классической литературой. Автором обосновывается целесообразность изучения произведений, созданных на рубеже XX-XXI веков, как заключительного этапа работы над текстами классическими, что способствует не только знакомству школьников с современными авторами, но и повышению интереса к произведениям XIX века)

Висленко Л. П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы: литература последнего пятнадцатилетия / Л. П. Висленко, С. П. Белокурова // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 38–41. (Проект, цель которого – составление антологии произведений современной литературы и подготовка ее издания. Методические разработки для учителя литературы к работе над проектом)

Каленова И. В.  Модернизация литературного образования: Пелевин и другие в школьной программе: крамола или реальная необходимость / И. В. Каленова // Литература в школе. – 2005. – N 2. – С. 46–47. (Размышления на тему "Быть или не быть литературе последних десятилетий в школе?")

Красильникова Е. Г.  К проблеме изучения в школе нереалистического текста: Вен. Ерофеев, А. Битов, Саша Соколов / Е. Г. Красильникова // Литература в школе. – 2004. – N 4. – С. 48–49. (Знакомство с русским постмодернизмом в литературном процессе второй половины 20 в. на произведениях, созданных в 1970-х годах. Специфика русского постмодернизма как историко-литературного феномена)

Проскурнина Н. Ю. Современная поэзия о Великой Отечественной войне / Н. Ю. Проскурнина // Литература в школе. – 2017. – N 1. – С. 17–20. (Статья раскрывает методику преподавания современной отечественной поэзии о Великой Отечественной войне. Изучая творчество ныне живущих поэтов, школьники рассматривают особенности восприятия ими событий войны, свидетелями которых авторы были в раннем детстве. Сопереживание лирическому герою, вызванное у школьников стихами и их осмыслением, помогает учителю в воспитании у них любви к своей стране, её истории, сохранению памяти и уважения к старшему поколению)

Цветова Н. С. Современная русская проза: "Лицом к лицу" / Н. С. Цветова // Литература в школе. – 2017. – N 1. – С. 13–17. (В статье предпринята попытка описать современную литературную ситуацию. Основание для созданной типологии - особенности процесса текстопорождения. Автор утверждает, что сегодня русская проза представлена тремя потоками: массовая, мидл-литература, новые реалисты (традиционалисты).)

Чалмаев В. А. Русская проза 1980–2000 годов на перекрестке мнений и споров: Статья первая / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2002. – N 4. – С. 18–23. (О процессах в культуре и литературе в последние десятилетия 20 века. Разрыв в историко-литературном процессе. Эволюция прозы с постмодернистской доминантой, виды постмодернизма)

Чалмаев В. А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров: Статья вторая / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2002. – N 5. – С. 19–26. (О процессах в культуре и литературе в последние десятилетия 20 века. Разрыв в историко-литературном процессе. Эволюция прозы с постмодернистской доминантой, виды постмодернизма)

 
Б
Бакин Дмитрий (Бочаров Дмитрий Геннадьевич)

Белокурова С. П. "Нити любви и родства": Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева". XI класс / С. П. Белокурова // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 9–13. (Описание урока, необходимый материал для его проведения)

 
Буйда Юрий Васильевич

Селиванова Т.А. Урок по рассказу Юрия Буйды "Синдбад Мореход". Х-XI классы / Т. А. Селиванова // Литература в школе. – 2017. – N 8. – С. 37–39. (Автор представляет опыт чтения и анализа рассказа современного писателя Юрия Буйды, в результате чего старшеклассники осознают роль классики, в частности стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил, любовь ещё, быть может...», в судьбе героини)

 
В
Водолазкин Евгений Германович

Попова Н.А. "Не нонешнего века человек": урок-семинар по роману Е. Г. Водолазкина "Авиатор". XI класс / Н. А. Попова, Я. В. Солдаткина // Литература в школе. – 2017. – N 11. – С. 26–29. (В статье предлагается проект эвристического изучения романа Е.Г. Водолазкина «Авиатор» в контексте литературных традиций русской прозы XIX-ХХ веков. Анализ проблематики и поэтики романа ориентирован на выявление ключевых для русской словесности образов и тем, в частности: преступления и наказания, творчества, любви, бессмертия. В статье проведены параллели между героями и сюжетами романа «Авиатор», культурой Серебряного века и советской культурой, которые позволяют говорить о наследовании современной прозой этико-эстетических принципов русской литературы последних двух веков)

 
Г
Гальего Рубен Давид Гонсалес

Макрушина С. А. Роман Р. Гальего "Белое на черном" / С. А. Макрушина // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 43–45. (Методические рекомендации к проведению урока, посвященного роману Р. Гальего "Белое на черном")

 
Д
Дёгтев Вячеслав Иванович

Антонова Т. А. Герой нашего времени… Кто он и какой?: X класс / Т. А. Антонова // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 41–42. (По произведениям Кабакова и Дёгтева: кого можно назвать героем сегодняшнего времени)

Колова С. Д. Реминисценция и аллюзия как компоненты культурологического анализа художественного текста: на материале школьного анализа произведения современной литературы / С. Д. Колова // Литература в школе. – 2008. – N 7. – С. 42–45. (Роль культурологического подхода в литературном образовании школьников. Методические рекомендации к уроку по рассказу В. И. Дегтева "Последний парад" с опорой на реминисценцию и аллюзию как компоненты культурологического анализа)

Лисовская В. В. "Ибо не ведают, что творят…" Урок по рассказу В. Дёгтева "Четыре жизни": Х класс / В. В. Лисовская // Литература в школе. – 2008. – N 12. – С. 54–57. (Литературный анализ рассказа. Краткие биографические сведения об авторе рассказа Вячеславе Дёгтеве)

 
Дружников Юрий Ильич

Музиянова Л. А. Мастерская "И лишь молчание понятно говорит..." По рассказу Ю.Дружникова "Уроки молчания" / Л. А. Музиянова // Литература в школе. – 2014. – N 3. – С. 31–34. («Уроки молчания» - рассказ о предательстве и вине перед любимой учительницей. Помогая учащимся войти в художественный мир произведения, словесник воспитывает в детях чувство сострадания, милосердия, ответственности за свои слова и поступки)

 
Е
Екимов Борис Петрович

Курошина Л.Н. Изображение русского национального характера в рассказе Борис Екимова "Мишка". Х класс / Л. Н. Курошина // Литература в школе. – 2015. – N 7. – С. 32–34. (В статье представлен вариант прочтения рассказа Б.П.Екимова «Мишка», главный герой которого воплощает черты русского национального характера.)

Савина Л.Н. Тема детства в повести Б.П.Екимова "Осень в Задонье" / Л. Н. Савина // Литература в школе. – 2016. – N 8. – С. 13–16. (В статье рассматривается воплощение темы детства в повести Б.П.Екимова, анализируется роль ребёнка в процессе возрождения нравственных основ жизни.)

 
И
Иванов Алексей Викторович

Бычкова О. А. Герой в символическом пространстве романа А.Иванова и фильма А.Велединского "Географ глобус пропил" / О. А. Бычкова // Литература в школе. – 2016. – N 4. – С. 17–19. (Статья посвящается исследованию проблематики романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» и образа главного героя - учителя географии Виктора Сергеевича Служкина. Изучается интертекстуальное поле произведения: мотивы Гоголя, Пушкина, Вампилова, Довлатова. Доказывается, что «Географ...» продолжает традиции русской и советской классики. В статье проводится сопоставление книги (1995) и её экранизации (2013).)

Левитская Н. А. Географ глобус пропил или помог понять мир? "Школьная тема" в произведениях новейшей литературы / Н. А. Левитская // Литература в школе. – 2015. – N 10. – С. 23–24. (Анализируя роман А.Иванова «Географ глобус пропил» и размышляя о главном его герое, автор делает вывод: «герои нашего времени» – это мы сами с поисками ответов на вызовы современности. Выиграл или проиграл Служкин, который будет уволен из школы? А может быть, географ всё-таки герой сегодняшнего дня?)

 
К
Кабаков Александр Абрамович

Антонова Т. А. Герой нашего времени… Кто он и какой?: X класс / Т. А. Антонова // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 41–42. (По произведениям Кабакова и Дёгтева: кого можно назвать героем сегодняшнего времени)

 
М
Маканин Владимир Семенович

Маликова О.В. "Где сходилось небо с холмами". О повести В.Маканина и о том, что поёт наша душа / О.В.Маликова // Литература в школе. – 2014. – N 1. – С. 23–24. (В статье поднимается проблема потери народом культурных корней и ответственности за это культурной элиты)

Севатова Л. С. К любви жертвенной, объединяющей...: Частное мнение / Л. С. Севатова // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 7–8. (Образы современников в литературе наших дней на примере рассказа Владимира Маканина "Кавказский пленный" и повести Алексея Варламова "Рождение")

Ясинская С.Г. Повесть В.Маканина "Человек свиты". Анализ словесных рядов. XI класс / С.Г.Ясинская // Литература в школе. – 2013. – N 3. – С. 27–29. (Работа содержит анализ языковой композиции повести В.Маканина «Человек свиты», приёмы обучения анализу словесной композиции художественного текста на уроках литературы в XI классе)

 
П
Петрушевская Людмила Стефановна

Макрушина С. А. Пьеса Людмилы Петрушевской "Уроки музыки". ХI класс / С. А. Макрушина // Литература в школе. – 2014. – N 4. – С. 31–33. (В статье даётся краткий обзор творчества современной писательницы Л.Петрушевской и предлагается один из вариантов прочтения её пьесы «Уроки музыки».)

Носачева С. В. Рассказ Л. Петрушевской "Глюк": урок внеклассного чтения. VIII класс / С. В. Носачева // Литература в школе. – 2006. – N 1. – С. 35–38. (Урок внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Глюк". Для 8 класса. Литературный анализ произведения, краткий обзор творчества Л. С. Петрушевской)

Оводенко Ю. В. Формирование представлений о своеобразии стиля Л. Петрушевской. XI класс / Ю. В. Оводенко // Литература в школе. – 2016. – № 2. – С. 27–30. (Цель предлагаемого читателю урока – помочь учащимся исследовать особенности стиля Л. Петрушевской. Рассматриваются антитеза, композиционная и языковая; совмещение несовместимого: натурализма, реализма, романтизма; ироническая деталь и её роль в раскрытии образов, абсурдность, непредсказуемость сюжета, психологический портрет героев)

Островская В. В. Чтобы мир остался жив... Опыт прочтения рассказа Л. Петрушевской "Гигиена": XI класс / В. В. Островская // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 34–36. (Изучение творчества Л. Петрушевской на уроках литературы в 11 классе)

Пигасова Г. Ш. Кривая семья. Урок по повести Л. Петрушевской "Время ночь": X класс / Г. Ш. Пигасова // Литература в школе. – 2012. – № 1. – С. 29–31. (Изучение повести Л. С. Петрушевской на уроке, перекличка ее с романом М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Саложенкина Т. Б. Читательская конференция по рассказам Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" / Т. Б. Саложенкина // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 42–44. (10 класс. Система вопросов и ответов для читательской конференции)

Холодяков И. В. Художественный и духовный мир "Другой прозы". Рассказ Л. Петрушевской "Свой круг". IX класс // Литература в школе. – 2001. – N 2. – С. 38–40. (Урок по произведению Л. Петрушевской "Свой круг", характерному для "новой прозы"; художественные и нравственные особенности современной прозы)

Холодяков И. В. "Другая проза". Поиски, обретения, потери. XI класс // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 29–33. (Обзор и анализ отечественной прозы второй половины ХХ века. Рассматриваются повесть А. Маканина "Лаз", рассказ Л. Петрушевской "Свой круг", ее повесть "Время ночь", проза В. Шаламова)

Чепурная О. Н. Современна ли совесть?: урок по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л. С. Петрушевской "За стеной" / О. Н. Чепурная // Литература в школе. – 2005. – N 1. – С. 27–28. (Выявление степени актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины 19 – конца 20 века: сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л. С. Петрушевской "За стеной")

 
Р
Рубина Дина Ильинична

Учамбрина  И. А.  Урок по произведениям Дины Рубиной: IX класс / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2010. – N 7. – С. 33–36. (Творческий путь Д. Рубиной. Методика анализа рассказа "Терновник" и повести "Когда же пойдет снег")

 
Т
Толстая Татьяна Никитична

Головина Л. И. "Голубков огонь не берет": опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" / Л. И. Головина // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 42–44. (Современная литература в школе. Методические рекомендации к уроку литературы в 11 классе по рассказу Т. Толстой "Соня", который поднимает важные нравственные проблемы)

Гайсина А. К. Время в художественном произведении: на материале произведения Т. Толстой "Кысь" / А. К. Гайсина // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 44–45. (Литературный анализ романа Т. Толстой "Кысь". Тема времени в художественном тексте. Схема анализа временной структуры произведения. Материал для урока литературы в 11 классе)

Ершова В.В. Изучение рассказа Т. Толстой "Чистый лист". IX-XI классs / В.В.Ершова // Литература в школе. – 2013. – N 12. – С. 26–28. (В статье предлагается анализ современного рассказа «по частям», содержится материал для включения в речь учащихся абстрактной лексики и освоения ими теоретико-литературных понятий и нравственного воспитания школьников.)

Панова Г. А. Проблема нравственного выбора в современной литературе. На примере повести В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" и рассказа Т. Толстой "Чистый лист". 11 класс / Г. А. Панова // Литература в школе. – 2017. – N 5. – С. 36–38. (Урок по произведениям Токаревой и Толстой готовит к итоговому сочинению и заставляет учащихся задуматься о том, как проявляют себя литературные герои в своём нравственном выборе, как относятся к ним авторы и читатели)

Фолимонов С. С. Рассказы Т. Н. Толстой на уроках внеклассного чтения: V, VII классы / С. С. Фолимонов // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 32–36. (Урок литературы для 5-6 классов "Свидание с мечтой" по рассказу Т. Н. Толстой "Свидание с птицей". Тема детства в малой прозе писательницы)

Холодяков И. В. "Другая проза". Поиски, обретения, потери. XI класс / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 36–40. (Обзор и анализ отечественной прозы второй половины ХХ века. Рассматривается повесть А. Маканина "Лаз", рассказ Т. Толстой "Река Оккервиль")

 
У
Улицкая Людмила Евгеньевна

Васильева-Шальнева Т.Б.  Проблема "Человек и время" в произведениях Л.Улицкой "Сонечка" и "Медея и её дети" /  Т. Б. Васильева-Шальнева // Литература в школе. – 2016. – N 10. – С. 20–22. (В данной статье рассматривается проблема «человек и время» в произведениях Л.Улицкой «Сонечка» и «Медея и её дети». Автор статьи расставляет аксиологические акценты, выявляет смысловые доминанты центральных женских образов, выявляет специфику художественного времени в названных произведениях)

Григорченко И. А., Левушкина О. Н.  Подготовка к сочинению-рецензии по рассказу Л. Улицкой "Путь осла": IX класс /  И. А. Григорченко,  О. Н. Левушкина // Литература в школе. – 2011. – N 12. – С. 26–30. (Заключительный этап подготовки к написанию сочинению-рецензии)

Григорченко И. А. Комплексный анализ рассказа Л.Е.Улицкой "Бумажная победа". V, VI классы / И. А. Григорченко // Литература в школе. – 2013. – N 9. – С. 37–40. (В статье представлен опыт работы по анализу рассказа Л.Е.Улицкой «Бумажная победа». Применение технологии критического мышления позволяет поэтапно проанализировать текст, задать вопросы, поразмышлять над прочитанным.)

 
Щ
Щербакова Галина Николаевна

Лапина Т. Е. А вам такое снилось? Повесть Галины Щербаковой "Вам и не снилось": X класс / Т. Е. Лапина // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 34–36. (О характере взаимоотношений персонажей повести Г. Щербаковой)

 

(вернуться в начало страницы)



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz