Иван Сергеевич Тургенев
(1818 – 1883)

Роман "Отцы и дети"
в таблицах [1]

История создания

Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.
В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.
Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин,Н. С. Лесков.


Конфликты романа

Внешний
Внутренний
Противостояние разных поколений. Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей
Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике


Сюжет романа

Глава 1. Экспозиция Кирсановых
Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
Главы 2–3. Экспозиция Базарова
Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия
Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича
Главы 12–13. Подготовка развития внутреннего конфликта
Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов»
Глава 14. Завязка внутреннего конфликта
На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой
Главы 15–17. Развитие действия
Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова
Главы 18–19. Кульминация внутреннего конфликта
Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова
Главы 20–21. Усугубление внутреннего конфликта
Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино
Главы 22–23. Развитие внешнего конфликта
Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой
Глава 24. Кульминация и развязка внешнего конфликта
Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями преобладают личные чувства
Главы 25–26.
Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения
Глава 27. Усугубление и разрешение внутреннего конфликта
В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни
Глава 28. Эпилог
Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители



Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто). Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.
Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем окаком-тоискусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»
«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...»
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
«Мы ломаем, потому что мы сила»

«— Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? — Базаров ничего не отвечал»

Динамика образа Базарова

В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. ón (óntos) — сущий èlogos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру)
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично»

Восприятие критикой образа Базарова
Две точки зрения

М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»
Д. Писарев «Базаров»
Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей


Система персонажей романа

Два лагеря

Старшее поколение
Младшее поколение
Николай Петрович Кирсанов;
Павел Петрович Кирсанов;
Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна)
Евгений Васильевич Базаров;
Аркадий Николаевич Кирсанов;
Кукшина Авдотья Никитишна;
Виктор Ситников

Двойники Базарова

Ситников
Кукшина
Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. […] Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком... и литератором»
Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа. В эпилоге: «теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. ...по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, […] которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью»
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — осознанно выбранная позиция

 
 
 
Портрет
И.С.Тургенева работы художника В.Г.Перова. 1872
 
 
 
 
 
Источник: Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012. – стр. 171-177.
   

Роман "Отцы и дети" – напечатан впервые в 1862 г. (журнал "Русский вестник", №2).
Виссарио́н Григорьевич Бели́нский (1811 – 1848) – русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист. (вернуться)

 
 
 
 
 



Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2018     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz