Уроки 91-96. Сказка Х.-К. Андерсена "Снежная королева". Зарубежная литература. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Ханс Кристиан Андерсен
Ганс Христиан Андерсен. Гравюра. 1875.
Источник: Всемирная иллюстрация. 1875. Т. XIV. – СПб.:
Изд. Г.Д. Гоппэ, 1875. С. 105.
Ганс Христиан Андерсен.
Художник Кристиан Альбрехт Дженсен, 1846
Х.К.Андерсен. Сказка моей жизни. Глава I (на сайте "Литература для школьников")

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
(1805—1875)

СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 91-96

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 91. Х.-К. Андерсен "Снежная королева": реальность и фантастика

Урок 92. Х.-К. Андерсен "Снежная королева": сказка о великой силе любви

Урок 93. Х.-К. Андерсен "Снежная королева": что есть красота?

Урок 94. Х.-К. Андерсен. Сказки. Урок внеклассного чтения

Уроки 95-96. Х.-К. Андерсен. Сказки. Урок развития речи

УРОК 91
Х.-К. АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»:
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

Основные виды деятельности учащихся.
Сообщения о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил. Выразительное чтение и пересказ фрагментов из очерка К. Г. Паустовского «Великий сказочник». Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника об Андерсене. Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование её фрагментов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятие "художественная деталь".
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения и пересказа историй из сказки. Подготовка выборочного пересказа «Герда спасает Кая». Подготовка устного рассказа об одном из второстепенных героев сказки (по выбору). Поиск в Интернете иллюстраций к сказке «Снежная королева». Сопоставление иллюстраций разных художников к одним и тем же эпизодам (по группам). Подготовка устного иллюстрирования фрагментов сказки. Создание собственных иллюстраций к сказке и подготовка к их защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил, видеофрагментов.

II. Выразительное чтение и пересказ фрагментов из очерка К. Г. Паустовского «Великий сказочник».

III. Выразительное чтение статьи учебника об Андерсене и обобщающая беседа (см. статью ниже):

Где и в какой семье прошло детство Андерсена?

Что он больше всего любил в детские годы?

Какие сказки Андерсена вы уже читали? Какие чувства они вызывают?

Почему в сказках Андерсена вещи оживают?

Каких персонажей можно встретить на страницах андерсеновских сказок? Какие из них вам особенно понравились? Почему?

IV. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Пересказ «Истории первой» и вступительная беседа:

Кто такой тролль? Найдите в словаре толкование этого слова.

Зачем тролль создал волшебное зеркало? Чего в конечном счёте хотели его ученики?
(Посмеяться над ангелами и Творцом.)

Дайте нравственную оценку этому факту.

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Работа с текстом сказки (в группах):

Г р у п п а 1.
История вторая. Мальчик и девочка.


1. Перескажите, где жили мальчик и девочка.

Как Кай обещал расправиться со Снежной королевой в начале сказки?

Как выглядел портрет Снежной королевы, когда Кай увидел её в первый раз?

Какое противоречие подчёркивает автор в описании её глаз?

Почему Кай сначала не поддался чарам Снежной королевы, когда та поманила его?

2. Прочитайте по ролям или инсценируйте фрагмент «Истории второй» со слов «Один раз Кай и Герда рассматривали книжку с картинками...» до слов «„Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками!“ — и убежал».

Что изменилось в облике и поведении Кая? Виноват ли он был в этих изменениях?

Почему Кай стал пленником Снежной королевы?

Что в начале истории Герды и Кая было реальным, а что — фантастическим?

Г р у п п а 2.
История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать.


1. Расскажите, как Герда решила отправиться искать Кая.

Почему Герда думала, что Кай не умер? Какие силы природы убедили Герду, что мальчик жив?

Почему она решила подарить реке свои красные башмачки? Как это её характеризует?

2. Ответы на первые три вопроса пункта 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3. Прочитайте по ролям или инсценируйте фрагмент истории третьей со слов «На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике...» до слов «...и опять пустилась в путь».

Какие черты характера Герды не позволили ей остаться в чудесном цветнике старушки?

Что в истории третьей было реальным, а что — фантастическим?

Г р у п п а 3.
История четвёртая. Принц и принцесса.


1. Расскажите о встрече Герды и ворона (от лица Герды или от лица ворона) с начала истории до слов «Я сам там был и видел».

Как вы понимаете фразу: «Слово „одна“ Герда поняла отлично и сразу почувствовала всё его значение»?

Какое настроение было в этот момент у Герды? Почему она «чуть не задушила ворона поцелуями»?

Какие черты характера Герды отразились в описании изменений её внутреннего состояния?

Что в рассказе ворона о женихах принцессы описано с юмором?

2. Ответы на вопросы 4—5 пункта 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3. Прочитайте по ролям или инсценируйте разговор Герды и ворона со слов «„Ну, а Кай-то, Кай?“ — спросила Герда» до слов «...ворон провёл девочку в маленькую полуотворённую дверцу».

Почему Герда подумала, что принц — это Кай? Какие достоинства Кая описывала она ворону?

Какие чувства овладели Гердой, когда она узнала, что принц — это, возможно, Кай: обида, гордость, радость, недоумение, злоба, нетерпение? Обоснуйте своё мнение.

Почему Герда не осталась во дворце? Как девочку характеризуют её чувства, действия и поступки?

Что в истории четвёртой было реальным, а что — фантастическим?

VI. Понятие о художественной детали.
Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке


Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Художественная деталь».
Выделите в ней ключевые моменты.

Прокомментируйте следующие художественные детали и выявите их роль в сказке:

•История вторая: «Кай весь дрожал, хотел прочесть „Отче наш“, но в уме у него вертелась одна таблица умножения».
(Противопоставление разума и чувств.)

•История третья: «...самым красивым из них [из цветов] как раз была роза — старушка забыла её стереть, когда загнала живые розы в землю».
(Лейтмотив сюжета: роза на шляпе — розы, загнанные под землю, — розы в домах Герды и Кая — розы в псалме о Младенце Христе.)

•История четвёртая: «Она [ручная ворона] не ехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела».
(Авторская ирония, отражение в сказке философии жизни.)

Выпишите примеры художественных деталей из историй 1—4.

Какой смысл заключён в этих деталях? Как в них выражается авторская позиция?

Перечислите волшебные события и фантастические образы в историях 4—5 сказки. Зачем автор вводит их в своё повествование?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение и пересказ историй 5—7 из сказки Андерсена «Снежная королева».

Подготовить выборочный пересказ «Герда спасает Кая».

Ответить на вопросы и выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» — рассказать об одном из второстепенных героев сказки (по выбору).

Групповое задание.

Найти в Интернете иллюстрации к сказке «Снежная королева».

Сопоставить иллюстрации разных художников к одним и тем же эпизодам (по группам), например Владислава Ерко, Анастасии Архиповой, зарубежных художников.

Индивидуальные задания.

Подготовить устное описание иллюстраций «Зверинец маленькой разбойницы», «Герда и северный олень на пути в Лапландию», «Герда находит Кая в чертоге Снежной королевы».

Нарисовать иллюстрации к сказке и подготовиться к их защите.


УРОК 92
Х.-К. АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»:
СКАЗКА О ВЕЛИКОЙ СИЛЕ ЛЮБВИ


Основное содержание урока
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение сказки (по ролям), пересказ её ключевых фрагментов. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки: Герды и Маленькой разбойницы, лапландки и финки, Герды и Кая. Составление плана характеристики героини. Рассказ о героине (с использованием цитирования) и её устная характеристика. Показ иллюстраций к сказке, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях. Сопоставление иллюстраций разных художников к одним и тем же эпизодам сказки. Обсуждение иллюстраций, помещённых в учебнике и в изданиях сказки. Презентация и защита собственных рисунков.
Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики Герды (с использованием цитирования). Подготовка устного рассказа о Снежной королеве. Просмотр мультфильма или художественного фильма «Снежная королева» и написание отзыва.
П р о е к т. Составление под руководством учителя электронного альбома «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях» или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. В поисках Кая. Друзья и враги Герды
Обобщающая беседа:


Куда попала Герда после того, как ушла из дома?

Сложно ли ей было жить у женщины, умевшей колдовать?

Как она проявила себя в своём первом испытании?

Какие трудности она испытала во дворце принца и принцессы?

Какие черты характера Герды проявились в её рассказе ворону о Кае?

Почему Герда не осталась у старушки и во дворце? Как это её характеризует?

Кого из героев третьей и четвёртой историй можно считать друзьями или врагами Герды? Обоснуйте свою позицию.

Почему люди и животные помогали Герде?

II. Изучение прочитанных дома глав (в группах):

Группа 1. История пятая. Маленькая разбойница.


Перескажите кратко, как Герда попала к разбойникам.

Почему они не убили Герду?

Как рассказ Герды о её любви к Каю подействовал на Маленькую разбойницу?

Дайте устное описание иллюстрации «Зверинец Маленькой разбойницы».

Как вела себя Маленькая разбойница со своими питомцами? Как к этому относилась Герда?

Прочитайте по ролям эпизод «Маленькая разбойница отправляет Герду в Лапландию» со слов: «Лесные голуби в клетке тихо ворковали...» до конца истории пятой.

Почему Маленькая разбойница отпустила Герду?

Сравните Герду и Маленькую разбойницу, сопоставляя их возраст, внешность, поведение, черты характера, отношение к животным, поступки.

Приведите из сказки примеры, иллюстрирующие вашу позицию.

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие трудности испытала Герда у разбойников?

Кого в этой истории можно считать друзьями и врагами Герды? Почему?

Докажите, что от истории к истории испытания Герды становятся более трудными.

Группа 2. История шестая. Лапландка и финка.

Перескажите кратко, как Герда и олень побывали у лапландки и финки.

Дайте устное описание иллюстрации «Герда и северный олень на пути в Лапландию».

Как усложнялся путь Герды от Маленькой разбойницы к лапландке, от лапландки к финке и от финки в сад Снежной королевы?

Прочитайте по ролям диалог оленя и финки.

Как понять слова финки о маленькой Герде: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать». В чём сила Герды?

Сравните лапландку и финку, сопоставляя их жилища, внешний вид, занятия, отношение к Герде. Почему их можно считать друзьями Герды?

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Какие новые трудности подстерегали Герду в саду Снежной королевы и как она их преодолевала?

Группа 3. История седьмая. В чертогах Снежной королевы.

Перескажите кратко, как выглядели чертоги Снежной королевы и как в них жилось Каю.

Предположите, почему Кай не мог сложить изо льда слово вечность.

Почему Снежная королева была врагом Герды?

Дайте устное описание иллюстрации «Герда находит Кая в чертоге Снежной королевы».

Как Кай избавился от осколка дьявольского зеркала?

Только ли слёзы Герды растопили его ледяное сердце или была более глубокая причина его спасения?

Как понять слова: «...его отпускная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами»?

Сравните Кая и Герду
(возраст, знание наук, занятия, отношение к жизни и людям, сила характера, целеустремленность, преодоление испытаний, способность любить).

Прочитайте по ролям эпизод «Встреча с Маленькой разбойницей» со слов: «Вот перед ними и лес» до конца сказки. Как понять слова Евангелия: «Если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» — и слова финала сказки: «...оба уже взрослые, но дети сердцем и душою»? Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Почему именно Маленькая разбойница встретилась героям в финале сказки?

Почему в сказке несколько раз повторяются слова старого псалма: «Розы цветут...»?

Какой смысл псалма поняли Герда и Кай, став взрослыми?

III. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды

Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Обобщающая беседа о характере главной героини и составление плана её характеристики.

ТАБЛИЦА
План характеристики главной героини
Вопросы беседы
План характеристики Герды
Почему девочку звали Герда?
Тайна имени героини[1]
В какой семье воспитывалась Герда? Как изменялся в сказке её возраст?
Происхождение и возраст героини
Как выглядела Герда в начале сказки? Как и почему менялся её облик по ходу повествования?
Внешность Герды и её внутренняя красота
Где жила и как воспитывалась Герда?
Образ жизни и воспитание девочки
Какие предметы и детали сказки помогли в понимании характера Герды?
Мир вещей, характеризующий героиню
Кто помогал и кто мешал Герде в её трудном путешествии?
Друзья и враги Герды
Какие черты характера героини проявились в её поступках? Приведите примеры
Черты характера героини:
доброта, способность к сочувствию и любви, умение дружить, решительность, целеустремлённость, воля к победе, непреклонность в преодолении трудностей, мужество, вера в победу и др.
Каковы особенности речи Герды?
Речь героини, её особенности
(это может быть индивидуальным исследовательским заданием)
Какую оценку дают Герде другие персонажи сказки?
Оценка героини другими персонажами
(это может быть индивидуальным исследовательским заданием)
Как автор относится к Герде и как выражает своё отношение к ней? Подтвердите свою позицию цитатами
Авторское отношение к героине, способы его выражения
Каково ваше отношение к Герде?
Читательские оценки образа Герды и их аргументация

1. Герда — защитница (сканд.).

IV. Иллюстрации к сказке

Показ иллюстраций к сказке, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях.

Сопоставление иллюстраций разных художников к одним и тем же эпизодам.

Обсуждение иллюстраций, помещённых в учебнике и в изданиях сказки.

Презентация и защита рисунков, созданных пятиклассниками.

План обсуждения иллюстраций:

Кто автор иллюстрации?

Какой эпизод романа изображён?

Каким мы видим героя?

Удалось ли художнику передать его состояние и черты характера? Аргументируйте своё мнение.

Домашнее задание

Составить письменную характеристику Герды с использованием цитирования.

Подготовить устный рассказ о Снежной королеве.

Групповые задания.

Посмотреть мультфильм или художественный фильм «Снежная королева» и написать о нём коллективный отзыв.

Подготовить к защите проект «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях» или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

УРОК 93
Х.-К. АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»:
«ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?»


Основное содержание урока
Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь. Составление плана сравнительной характеристики героинь сказки и рассказ о них по плану. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективной дискуссии.
Практическая работа. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Герды и Снежной королевы». Прослушивание и рецензирование отзывов на фильмы о Снежной королеве, на иллюстрации к сказке. Защита коллективных проектов «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях» или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».
Самостоятельная работа. Чтение сказок Андерсена «Огниво», «Дикие лебеди», «Ель», «Штопальная игла». Подготовка пересказов и инсценирования фрагментов сказок. Создание собственных иллюстраций к сказкам. Составление вопросов для викторины по сказкам Андерсена. Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение и рецензирование характеристики Герды
, составленной дома.

Следует обратить внимание пятиклассников, что в скандинавских языках имя Герда значит защитница.

II. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь.

ТАБЛИЦА
Сопоставление Герды и Снежной королевы
Вопросы
Герда
Снежная королева
Как выглядели Герда и Снежная королева? Дайте оценку их внешности и возрасту
И с т о р и я 3.
«Красные башмачки». «Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки». «Бедные усталые ножки». «И башмаки, и муфта, и чудесное платье» (портрет дан глазами автора).
В ы в о д.
Герда — симпатичная, миловидная, реальная маленькая девочка
И с т о р и я 2.
Женщина, «закутанная в тончайший белый тюль, сотканный... из миллиона снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». «Высокая, стройная, ослепительно белая женщина». «Умное, прелестное лицо» (портрет дан глазами Кая).
В ы в о д.
Снежная королева — прекрасная, величественная, но фантастическая взрослая женщина
Как появляются в сказке Герда и Снежная королева? Оцените эти эпизоды
«Двое бедных детей». «Как брат и сестра». Летом «сидели на скамеечке под розами», зимой из замёрзших стекол «выглядывал весёлый ласковый глазок».
В ы в о д.
Образы Герды и Кая даны рядом, вместе, они реальные, живые
Королева белых снежных пчёлок. «А Снежная королева не может войти сюда? — ...я посажу её на тёплую печку, вот она и растает». Снежная королева ещё не появилась, о ней мы узнаём из разговора. Снежинка «упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину...».
В ы в о д.
Снежная королева дана в одиночестве, её появление нереально, волшебно
Каково отношение Герды и Снежной королевы к Каю? Оцените их мысли, действия и поступки
И с т о р и я 2.
Герда и Кай «любили друг друга». Дети пели, играли, целовали розы.
В ы в о д.
Дети олицетворяют силы добра.
И с т о р и я 3.
Думая, что Кай утонул, Герда подарила реке красные башмачки, чтобы та вернула ей Кая.
В ы в о д.
Герда отдала самое дорогое, что у неё было.
И с т о р и я 4.
Г е р д а рассказывает ворону о красоте, уме и других достоинствах Кая. Она гордилась им и, даже если он женился на принцессе, желала ему счастья.
И с т о р и я 5.
Рассказ Герды о Кае тронул сердце даже Маленькой разбойницы.
В ы в о д.
Герда самоотверженная, верная, сильная девочка
И с т о р и я 2.
«Сидевший в санях человек обернулся и дружески кивнул Каю, точно знакомому». «Поцелуй её был холоднее льда». «...поцеловала Кая ещё раз, и он позабыл... всех домашних».
В ы в о д.
Снежная королева олицетворяет силы зла и приближает к себе Кая только после того, как в него попал осколок зеркала.
И с т о р и я 7.
«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду».
В ы в о д.
Снежная королева целовала Кая не от любви, а из эгоизма, чтобы оставить его при себе, поработить его волю, уничтожить его память о доме. Снежная королева обещала мальчику, что он будет сам себе господин, получит «весь свет и пару новых коньков», если сложит слово вечность.
В ы в о д.
Она заранее знала, что заколдованный Кай не сможет сложить это слово, поэтому обманывала его.
Каков символический мир вещей, характеризующих героинь?
Розы.
Жизнь, красота внешняя и внутренняя
Снег, лёд.
Смерть, красота внешняя
Во имя каких целей героини совершают свои поступки?
Любовь, добро, честность, верность. Герда вершит добро с молитвой и именем Бога
Ненависть, зло, обман, эгоизм. Снежная королева вершит зло, порабощая людей, к которым попал осколок дьявольского зеркала
Как оценивают Герду и Снежную королеву другие герои сказки?
Старушка, умеющая колдовать. «Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку».
Ворон. «Желал девочке добра».
Принц. «Встал и уступил свою постель Герде».
Принц и принцесса. Одели Герду «с ног до головы в шёлк и бархат».
Маленькая разбойница. Приказала северному оленю «отвезти ко дворцу Снежной королевы вот эту девочку».
Финка. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать... Её сила в том, что она невинный милый ребёнок»
Бабушка. Снежная королева «никогда подолгу не остаётся на земле — всегда взлетает на чёрное облако».
Кай в начале сказки. «Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить». Снежинки «гораздо интереснее настоящих цветов».
Лесные голуби. «Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих».
Северный олень. Чтобы одолеть Снежную королеву, нужна «сила двенадцати богатырей».
Финка. Пока осколки зеркала сидят в сердце и в глазу у Кая, «Снежная королева сохранит над ним свою власть».
Кай в конце сказки. «Как здесь холодно, пустынно». «Не страшился прибытия Снежной королевы»
Какую оценку даёт героиням автор?
«Миленькая маленькая Герда». «Бедные усталые ножки». «Как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!» «Оба уже взрослые, но дети сердцем и душою»
«Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». «Холодно, пустынно, мёртво и грандиозно!» «Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон»
Каковы мысли автора о внешней и внутренней красоте человека?
В ы в о д. Внешняя красота человека ничего не стоит по сравнению с красотой внутренней, душевной, чистыми мыслями и добрыми поступками, нужно сохранять веру в красоту, добро и любовь.
В ы в о д. Внешняя красота только маскирует холодную душу злого человека. Нужно уметь видеть за внешним великолепием проявления тёмных сил и мёртвой души, не поддаваться дьявольским искушениям, воспитывать свою душу, чтобы не стать рабом тёмных сил


III. Победа добра, любви и дружбы
Составление плана сравнительной характеристики Герды и Снежной королевы:


1. Возраст и внешность Герды и Снежной королевы.

2. Первое появление героинь в сказке.

3. Отношение героинь к Каю.

4. Символический мир вещей, характеризующих героинь.

5. Поступки героинь и их цели.

6. Героини в оценке других героев сказки.

7. Авторская оценка героинь.

8. «Что есть красота?» Внешняя и внутренняя красота человека.

IV. Прослушивание и рецензирование отзывов на фильмы о Снежной королеве, на иллюстрации к сказке.

Защита коллективных проектов «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях»
или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».

Домашнее задание

Прочитать сказки Андерсена «Огниво», «Дикие лебеди», «Ель», «Штопальная игла».

Групповое задание.

Подготовить пересказы и инсценирование фрагментов сказок (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.

Составить вопросы для викторины по сказкам Андерсена.

УРОК 94
Х.-К. АНДЕРСЕН. СКАЗКИ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока
Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира.

Основные виды деятельности учащихся. Презентация сказок Андерсена: выразительное чтение сказок (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование их фрагментов, устные ответы на проблемные вопросы (с использованием цитирования), устное иллюстрирование, обсуждение произведений книжной графики, презентация и защита собственных иллюстраций, составление вопросов для викторин и ответы на эти вопросы (по группам).
Самостоятельная работа. Чтение сказок Андерсена «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2—3 сказки по выбору). Подготовка к письменным ответам на проблемные вопросы (см. следующий урок).

I. Волшебные сказки Андерсена

Работа на уроке внеклассного чтения организуется в форме устного журнала «Читаем сказки Андерсена» (по группам).

П л а н презентации сказки (общий для всех групп).

Название сказки, год её написания.

Пересказ сюжета сказки (используются различные виды пересказов).

Инсценирование фрагмента сказки.

Ответы на проблемные вопросы.

Показ и защита иллюстраций к сказке.

Викторина по сказке «Ищем самого внимательного читателя».

II.

Г р у п п а 1.
Сказка «Огниво» (1835).


Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента «Разговор с ведьмой» с начала сказки до слов «...огниво сунул в карман и отправился прямо в город».

Выборочный пересказ фрагмента «Жизнь солдата в городе».

Ответы на проблемные вопросы:

•Какую роль играют деньги в жизни человека?

•Как солдат относился к деньгам и как это его характеризует?

•Почему, по-вашему, автор делает героем сказки солдата?

•Почему в финале солдат становится королём?

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины (пятиклассники каждой группы могут предложить свои вопросы и задать их другим группам):

•Откуда и куда шёл солдат? (С войны домой.)

•На что нужно было сажать собак в подземелье? (На ведьмин синий клетчатый передник.)

•Какой величины были глаза у третьей собаки и что вы знаете об этом сооружении? (Глаза у собаки были величиной с Круглую башню, построенную в Копенгагене астрономом Тихо Браге, который устроил в ней обсерваторию.)

•Из чего был построен замок, в котором жила принцесса? (Из меди.)

•Кто принёс солдату огниво, когда тот сидел в тюрьме? (Мальчишка-сапожник.)

Г р у п п а 2.
Сказка «Дикие лебеди» (1838).


Краткий пересказ сюжета сказки с начала до слов: «...пока, наконец, не показалась долгожданная земля — та, куда они летели».

Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента сказки «Элиза в лесной пещере» со слов: «Задолго до захода солнца лебеди опустили сестру на скалу, перед большой пещерой...» до слов: «И король помчал её куда-то в горы, а охотники скакали следом».

Краткий пересказ финала сказки «Элиза в замке короля» со слов: «На закате они увидели колокольни и купола великолепного города...» до конца сказки.

Ответы на проблемные вопросы:

•Какие сказки о мачехе и падчерице напоминает сказка «Дикие лебеди»?

•Зачем автор проводит своих положительных героев через испытания?

•Какой смысл в том, что Элиза плела кольчуги для братьев именно из крапивы? Подтвердите свои мысли текстом.

•Какие мысли автора об истинной и ложной красоте звучат в сказке?

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины:

•Чем и на чём писали принцы в школе? (На золотых досках алмазными грифелями.)

•Во что превратились жабы, которые сели на тело Элизы в бассейне? Почему? (Жабы превратились в красные маки, но не смогли превратиться в розы, так как были отравлены ядом поцелуя мачехи.)

•Как звали фею, которая рассказала Элизе, как спасти братьев, и что вы знаете об этом имени и явлении? (Фею звали Фата-Моргана.)

1. Большая советская энциклопедия. Фата-моргана (итал. fata morgana) — сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые предметы видны многократно и с разнообразными искажениями. Ф.-м. возникает, когда в нижних слоях атмосферы образуется несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения и преломления лучей реально существующие предметы дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично налагающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину Ф.-м.

2. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. ФАТА-МОРГАНА (фаты-морганы, устар.), мн. нет, жен. (книж.). То же, что мираж. (От итал. fata Morgana — фея Моргана бретонских сказаний, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями.)


•Кто помог Элизе работать, когда она сидела в темнице?

•Во что превратился костёр, на котором хотели сжечь Элизу?

Сказки о предметах окружающего мира

Г р у п п а 3.
Сказка «Ель» (1844, 1846).


Краткий пересказ сюжета сказки.

Художественный пересказ фрагмента «Рождественский праздник» со слов: «Подошло Рождество, и ёлочку срубили первую» до слов «...роль её кончилась, и никто не обращал на неё внимания».

Инсценирование (чтение по ролям) фрагмента «Разговор ёлки с мышатами» со слов: «Наутро явились слуга и горничная...» до слов: «Но не так-то скоро это случилось».

Ответы на проблемные вопросы:

•Почему эта сказка — грустная?

•С какой целью автор изображает ёлку живым существом?

•Прокомментируйте символический смысл сказки, соотнеся её с человеческой жизнью. Подтвердите свои мысли примерами из текста.

•Что хотел сказать автор последними словами сказки?

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины:

Как часто у ёлочки вырастали мутовки? (Мутовка — это новый кружок веток, который вырастает ежегодно; по количеству мутовок можно узнать возраст дерева.)

Что советовали ёлочке воздух и солнечный свет? (Радоваться жизни.)

Какая ёлочная игрушка осталась на ёлке после Рождества? (Золотая звезда.)

Кто изрубил ёлку на растопку? (Слуга.)

Г р у п п а 4.
Сказка «Штопальная игла» (1845, 1846).


Пересказ сказки от лица штопальной иглы.

Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента «Разговор иглы с бутылочным осколком» со слов: «Однажды возле неё чтото засверкало...» до слов: «...плакать неприлично!».

Ответы на проблемные вопросы:

•Зачем автор делает героиней сказки штопальную иглу?

•Какие отрицательные черты людей воплотил автор в образе иглы?

•Прокомментируйте символический смысл сказки, соотнеся её с человеческой жизнью. Подтвердите свои мысли примерами из текста.

•Найдите в сказке примеры, иллюстрирующие понятие ирония.

Защита иллюстраций.

Вопросы для викторины:

•Чем стала штопальная игла, когда сломалась в первый раз? (Брошкой.)

•Как штопальная игла оказалась на свободе? (Её кухарка выплеснула вместе с помоями.)

•Каким драгоценным камнем показался игле бутылочный осколок? (Бриллиантом.)

•Как назвала штопальная игла пальцы на руке девицы? Почему она дала пальцам такие названия? (Толстяк, блюдолиз, долговязый, златоперст, пер-музыкант.)

•Кого игла считала своим отцом? (Солнце.)

И т о г о в а я   б е с е д а:

Какие ещё сказки Андерсена вы знаете? Охарактеризуйте кратко их главных героев.

Почему Андерсен делает героями сказок не только сказочных персонажей, но и обыкновенные домашние предметы?

Какие философские мысли о жизни человека мы почерпнули из сказок Андерсена?

Домашнее задание

Прочитать сказки Андерсена «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2—3 сказки по выбору).

Подумать над проблемными вопросами следующего урока.

УРОК 91
Х.-К. АНДЕРСЕН. СКАЗКИ

УРК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
УРОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментирование проблемных вопросов. Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на один проблемный вопрос.

Самостоятельная работа. Поиск в Интернете портретов Марка Твена и изображений мест, связанных с его именем. Чтение романа «Приключения Тома Сойера» (главы 1—5).

I. Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок» (см. статью ниже):

Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Андерсен входит в нашу жизнь до того, как мы научились читать?

Что вас удивило в сказке «Оле-Лукойе»?

Как называются сказки Андерсена, о которых идёт речь в статье? Перескажите кратко их сюжеты и выделите главные мысли.

Какие душевные качества человека воспеваются в сказках Андерсена? Какие человеческие черты он осуждает?

Почему все народы мира зачитываются сказками Андерсена?

Почему сказки Андерсена можно назвать нравственными?

II. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Комментирование проблемных вопросов и составление планов письменных высказываний.

Почему Герда победила Снежную королеву?
План


1. Герда и Снежная королева — героини сказки Андерсена.

2. Внешность и главные черты характера Снежной королевы.

3. Снежная королева как фантастический образ, олицетворяющий силы зла.

4. Внешность и внутренний мир Герды.

5. Герда как реалистический образ, олицетворяющий силы добра.

6. Черты характера Герды, помогшие ей победить Снежную королеву:

— доброта и сочувствие;
— способность к дружбе и любви;
— воля и мужество;
— вера в победу и надежда на Божественную помощь.

7. Мое отношение к победе Герды над Снежной королевой.

Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?
План


1. Добро и зло как нравственные категории (посмотреть в словаре значение этих слов).

2. Герои сказок Андерсена, олицетворяющие добро.

3. Черты их сходства.

4. Главные положительные качества их характеров.

5. Их жизненные ценности.

6. Герои сказок Андерсена, воплощающие зло.

7. Черты их сходства.

8. Их отрицательные качества, которые писатель осуждает; причины этого осуждения.

9. Противопоставление нравственных категорий добра и зла в сказках Андерсена.

10. Моё отношение к положительным и отрицательным героям сказок и его аргументация.

О чём мечтал Андерсен в своих сказках?
План


1. Что такое мечта?

2. Почему писатели не всегда высказывают свои мечты прямо?

3. Что в жизни людей, по мнению Андерсена, мешает улучшать мир и достойно порицания?

4. Как эти мысли автора отразились в его сказках?

5. Какие качества и жизненные ценности человека восхищают писателя?

6. Кто из героев сказок является воплощением мечты автора о прекрасном мире?

7. Что в мире должно исчезнуть и что должно развиваться, чтобы мечты писателя осуществились?

Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?
План


1. Что такое благородство?

2. Какие человеческие поступки считаются благородными?

3. В каких сказках герои Андерсена совершают благородные поступки?

4. Какие поступки Маленькой разбойницы, Элизы, Русалочки, Соловья, Стойкого оловянного солдатика и других героев можно назвать благородными?

5. Нужно ли в жизни совершать благородные поступки?

Письменные ответы на проблемные вопросы пятиклассники дадут на втором уроке, так как в конце учебного года они уже способны выполнить классную письменную работу самостоятельно.

Домашнее задание

Ответить на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Мастер снов и сказок»).

Прочитать роман М. Твена «Приключения Тома Сойера» (главы 1—5).

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете портреты писателя Марка Твена и изображения мест, связанных с его именем.

Следующие уроки: Урок 97. М. Твен. "Приключения Тома Сойера" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.



Ханс Кристиан
АНДЕРСЕН

1805-1875

Ханс Кристиан Андерсен родился в городе Оденсе на острове Фюн в семье сапожника. «Детство моё, — вспоминал он, — прошло в одной-единственной комнате, почти целиком заставленной сапожным верстаком, кроватью и раздвижной скамьёй, на которой я спал, зато стены были увешаны картинами, на комоде стояли красивые чашки, стаканы и безделушки, а над верстаком, у окна, висела полка с книгами и нотами. Тесное помещение казалось мне большим и роскошным... Из кухни вела лестница на чердак, где в водосточном желобе между нашим и соседским домом стоял ящик с землёй, в котором росли лук и петрушка, это был весь огород моей матери; он до сих пор цветёт в моей сказке „Снежная королева"».

В детстве всё интересно и важно — цветы, и самодельные игрушки, и кукольный театр, и прогулки по городу. Интересно было рассматривать афиши, наблюдать, как иногда проходили по улицам матросы и солдаты. Но самым интересным и важным в жизни Ханса были истории, сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Особенно много самых удивительных историй знала бабушка. Её сказки были самыми замечательными, а песни, которые она пела, самыми прекрасными. Ханс внимательно слушал, запоминал, и ему самому хотелось рассказать обо всём, что приходило ему в голову.

В сказках Андерсена вещи оживают. Игрушки устраивают бал. Воротничок собирается жениться. Старый уличный фонарь важно лежит в кресле возле тёплой печки. Грифель пляшет. Фантастические существа встречаются с обыкновенными людьми. В сказках Андерсена мы видим самых разных персонажей — девочек и мальчиков, принцев и принцесс, королей и королев, писателя и студента, пастуха и аптекаря, солдата и сапожника.

За свою жизнь писатель объездил все страны Европы. А его сказки путешествуют по всему миру.

По Н. П. Михальской

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


МАСТЕР СНОВ И СКАЗОК
Ханс Кристиан
Андерсен

1805-1875

<...> Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста.

Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ханс Кристиан Андерсен.

Он входит в наши дома прежде, чем мы научились читать, — входит лёгкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок, маленький Оле-лукойе, — тот самый Оле — закрой-глазки, который появляется у постели детей по вечерам, без башмаков, в толстых чулках, с двумя зонтиками под мышкой. Один зонтик у него весь расшит и разрисован цветными узорами и картинками. Оле раскрывает его над хорошими детьми. Другой зонтик — гладкий, простой, без картинок. Если его раскроют над вами, вы не увидите ночью ничего, кроме темноты... Пёстрый зонтик, который он раскрывает над вами, — это сказочное небо андерсеновского мира, расшитое чудесными, неожиданными узорами. Их можно рассматривать без конца. Чего тут только нет!

Эльфы и тролли народной сказки, крошечная девочка Дюймовочка, вышедшая на белый свет из тюльпана, печальная маленькая русалка, подплывающая под самые окна человеческого жилья, прозрачный дворец из тончайшего китайского фарфора и детские салазки, летящие в холодном вихре вслед за большими белыми санями Снежной королевы...

И во всей этой безмерной, богатой, щедрой фантастике — какое чувство меры и правды!

Волшебное царство превращается у Андерсена в живой, понятный, знакомый мир... Всему праздному, надменному, самодовольному миру, где царствует свинья-копилка, Андерсен противопоставляет другой мир — труда, вдохновения, мужества.

Маленькая Герда, разыскивающая Кая по всему свету, гадкий утёнок и даже игрушечный оловянный солдатик на одной ноге — всё это образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца. Любимые герои Андерсена — простые и чистые люди.

Вот почему все народы мира кладут своим детям в изголовье как лучший подарок сказки Андерсена. У нас в стране он давно уже обрёл вторую родину. Лев Толстой, Добролюбов, Горький с благодарностью и нежностью называли его имя.

Поколение за поколением воспитывалось на его сказках, радуясь, негодуя и сочувствуя до слёз его героям.

С. Я. Маршак

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».

2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?

3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.

4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
X. К. Андерсен

Перевод А. Ганзен

История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках

Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось ещё хуже. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.

— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И вот они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом.

Всё выше и выше летели они, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, несравненно больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной всего с песчинку, разлетаясь по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одно лишь дурное, так как каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось прежде целое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие — такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были такие осколки, которые пошли на очки; только беда была, если люди надевали их для того, чтобы смотреть на вещи и судить о них вернее.

Злой тролль хохотал до колик в животе и наслаждался, словно его щекотали. А по свету летало ещё много осколков зеркала. Послушаем же!

История вторая. Мальчик и девочка

В большом городе, где столько домов и людей, что не всем удаётся отгородить себе хоть маленькое местечко для садика, и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик побольше цветочного горшка.

Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители их жили под самой крышей в двух смежных домах. Там, где кровли домов почти сходились, под выступами кровель шёл водосточный жёлоб, и туда как раз были обращены чердачные окошки обеих семей. Таким образом, стоило только перешагнуть с одного желоба на другой — и вы попадали к соседям.

У родителей было по большому деревянному ящику; в них росли овощи и небольшие кусты роз — в каждом по одному; кусты чудесно разрастались. Родителям пришло в голову поставить эти ящики поперёк желобов, и словно две цветущие грядки протянулись от одного окна к другому. Горох спускался из ящиков зелёными гирляндами, розовые кусты обрамляли окна и сплетались ветвями; а мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Тут они чудесно играли.

Зимою окна зачастую замерзали, и это удовольствие прекращалось. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам — сейчас же оттаивало чудесное отверстие, такое круглое-круглое, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка: Кай и Герда. Летом они в один прыжок могли очутиться друг у друга, а зимою надо было сначала спуститься на много-много ступенек вниз, а затем подняться на столько же вверх. На дворе же ветер крутил снег.

— Это роятся белые пчёлки! — говорила старая бабушка.

— А у них тоже есть королева? — спрашивал мальчик: он знал, что у настоящих пчёл есть такая.

— Есть, — отвечала бабушка. — Она там, где рой всего гуще, она больше всех и никогда подолгу не остается на земле — всегда взлетает на чёрное облако. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стекла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами.

— Видели, видели! — говорили дети и верили, что всё это сущая правда.

— А Снежная королева не может войти сюда? — спросила раз девочка.

— Пусть-ка попробует! — сказал мальчик. — Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом.

Вечером, когда Кай был дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стол у окна и поглядел в маленький, оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

На другой день был славный мороз, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнце светило, зелень опять показалась из земли, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и дети снова сидели в своём маленьком садике высоко над всеми этажами.

В то лето розы цвели особенно пышно.

Девочка выучила псалом[2], в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:

Розы цветут... красота, красота!
Скоро узрим мы Младенца Христа.

Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на солнечное сияние и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них сам Младенец Христос. Один раз Кай и Герда рассматривали книжку с картинками — зверями и птицами; на больших башенных часах пробило пять.

— Ай! — вскрикнул вдруг мальчик. — Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Девочка обвила ручонкой его шею; он мигал глазами, но ни в одном ничего не было видно.

— Должно быть, выскочило, — сказал он.

Но в том-то и дело, что нет. Это был как раз крошечный осколок дьявольского зеркала, в котором, как мы, конечно, помним, всё великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось ещё ярче, дурные стороны каждой вещи выступали ещё резче.

Бедняжка Кай! Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда! Боль прошла, но самый осколок остался.

— О чём же ты плачешь? — спросил он Герду. — Мне совсем не больно. Какая ты делаешься некрасивая! Фу! — закричал он затем. — Эту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!

И он толкнул ящик ногою и обломал две розы.

— Кай, что ты делаешь? — закричала девочка, а он, увидя её испуг, сорвал ещё одну и убежал от миленькой маленькой Герды в своё окно.

Приносила ли после того ему девочка книжку с картинками — он говорил, что эти картинки хороши только для грудных ребят; рассказывала ли что-нибудь бабушка— он придирался к её словам. А потом... дошёл и до того, что крался за ней, передразнивая её походку, стал надевать очки, подражать её голосу. Выходило очень похоже и смешило людей. Скоро мальчик выучился передразнивать и всех соседей. Он отлично умел выставить напоказ все их странности и недостатки, и люди говорили:

— Что за голова у этого мальчугана!

А причиной всему был осколок зеркала, что попал ему в глаз, а затем и в сердце. Потому-то он и передразнивал даже маленькую миленькую Герду, которая любила его всем сердцем.

И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудрёными. Раз зимою, когда шёл снег, он явился с большим увеличительным стеклом и подставил под снег полу своего синего пальто.

— Погляди в стекло, Герда, — сказал он.

Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было очень красиво.

— Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы только они не таяли!

Немного спустя Кай явился в больших рукавицах, с санками за спиною, крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками!» — и убежал.

На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и прокатывались таким образом довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке. Сани объехали вокруг площади два раза. Кай живо привязал к ним свои санки и покатился. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Сидевший в них человек обернулся и дружески кивнул Каю, точно знакомому. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему, и он продолжал ехать.

Вот они выехали за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, да так густо, что Кай не мог видеть своей протянутой руки. Мальчик поспешил отпустить веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к ним и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал — никто не услышал его. Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения.

Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба, и шапка на ней были из снега.

— Славно проехались! — сказала она. — Но ты совсем замёрз — полезай ко мне в медвежью шубу!

И, посадив мальчика в сани, она завернула его в свою шубу. Кай словно опустился в снежный сугроб.

— Всё ещё мёрзнешь? — спросила она и поцеловала его в лоб.

У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Каю показалось, что он сейчас умрёт... Но это только на одну минуту, а потом, напротив, ему стало хорошо, он даже совсем перестал зябнуть.

— Мои санки! Не забудь мои санки! — вспомнил он прежде всего о санках.

И санки были привязаны на спину одной из белых куриц, которая и полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая ещё раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

— Больше я не буду целовать тебя, — сказала она. — А не то зацелую до смерти.

Кай взглянул на неё. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой.

Он совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ. И тогда ему показалось, что он в самом деле знает мало.

В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на чёрное облако. Буря выла и стонала, словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озёрами, над морями и твёрдой землёй; под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, летали с криком чёрные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. На него смотрел Кай всю долгую-долгую зимнюю ночь — днём он спал у ног Снежной королевы.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

Задания к сказке "Снежная королева"


1. Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоят приключения действующих лиц?

2. Кто главные герои сказки? Чем интересна была их жизнь? Как начинается сказка? Похоже ли её начало на начало русских народных сказок?

3. Почему у тролля было особенно хорошее настроение? Что делали тролль и его ученики с людьми, их характерами? Что происходило с разбитым зеркалом?

4. Расскажите о жизни мальчика и девочки, об их садике. Как жили обе семьи? Постарайтесь близко к тексту пересказать эпизод с появлением Снежной королевы. Как осколок попал в глаз Кая?

5. С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

6. Каков особый мир маленькой разбойницы? Почему разбойница пожалела Герду и даже помогла ей в дальнейшем пути?

7. Последняя остановка у жалкой избушки; лапландка и финка; их помощь Герде. Чем эти эпизоды напоминают нам русские народные сказки?

8. Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?

9. Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен? Как вы понимаете концовку сказки?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке «Снежная королева». Согласны ли вы с восприятием сказки и её героев художником? Напишите письменный отзыв об иллюстрациях.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Псало́м — церковное песнопение, входящее в Псалтырь (часть Библии, Книга псалмов). (вернуться)

 
Иллюстрации к сказке Андерсена "Дикие лебеди"
(на сайте "Литература для школьников")
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz