Уроки 60-63. Повесть В.Г.Короленко "В дурном обществе". Из литературы ХХ века. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет В.Г.Короленко работы И.Е.Репина, 1896 г.
Короленко В.Г. Последний луч

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ

(1853-1921)

«В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 60-63

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 60. В.Г.Короленко. "В дурном обществе": судья и его дети
Урок 61. В.Г.Короленко. "В дурном обществе": семья Тыбурция
Урок 62. В.Г.Короленко. "В дурном обществе": "дурное общество" и "дурные дела"
Урок 63. В.Г.Короленко. "В дурном обществе". Урок развития речи

УРОК 60
В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»:
СУДЬЯ И ЕГО ДЕТИ


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей.

Основные виды деятельности:
Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение глав повести по вопросам (по группам). Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение репродукций книжной графики к повести «В дурном обществе», помещённых в учебнике и найденных учащимися самостоятельно. Презентация и защита собственных иллюстраций. Подбор цитатных подписей к иллюстрациям.
Самостоятельная работа. Чтение и пересказ фрагментов повести. Письменный ответ на вопрос. Заполнение цитатной таблицы «Портретные характеристики героев» (по группам).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

1. Рассказ учителя о Короленко с показом презентации, включающей галерею портретов писателя, изображений мест, связанных с его именем.

2. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

3. Как понять слова А. Платонова о Короленко, вынесенные в эпиграф?

II. Чтение и обсуждение глав I—III повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» организуется в группах.

Г р у п п а 1.
Глава «Развалины».


Выразительное чтение фрагмента с начала главы до слов «...как-то поддерживали своё существование».

Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Рассказ о том, что произошло с обитателями старого замка, когда старый Януш «приступил к преобразованиям».

Аналитическая беседа:

От чьего лица ведётся повествование? Что мы узнали о рассказчике?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему повесть начинается с описания тюрьмы, кладбища и полуразрушенного замка?

Кто такой пан Тыбурций Граб? Прочитайте описание его внешности. Что в ней было особенного, противоречивого?

Что известно о детях Тыбурция?

Почему место на горе около часовни пользовалось дурной славой?

Как вы понимаете слово дурной? Найдите его толкование в словаре. В каком значении оно употреблено в названии повести?

Какие чувства вызывает глава I? Выпишите из неё слова и выражения, подтверждающие эти чувства.

Г р у п п а 2.
Глава «Я и мой отец».


Выразительное чтение фрагмента главы с начала до слов «С шести лет я испытывал уже ужас одиночества».

Рассказ о взаимоотношениях Васи и его сестрёнки Сони.

Аналитическая беседа:

Почему Васю называли бродягой? Почему были трудными его отношения с отцом? Чего Вася ждал от отца?

С каким чувством Вася рассказывает об умершей матери? Найдите в тесте слова и выражения, подтверждающие это чувство.

Почему отец не видел и не понимал его чувств?

Почему и отец, и сын испытывали досаду и боль, но всё-таки не могли помириться?

Как складывались отношения Васи с сестрёнкой Соней?

Перечитайте предпоследний абзац главы. Что именно, по-вашему, мог сделать Вася?

Выполнение задания 2 из раздела «Литература и изобразительное искусство».

Г р у п п а 3.
Выразительное чтение фрагмента главы III
с начала до слов «...случилось нечто совершенно неожиданное».

Рассказ о том, что случилось в старой часовне.

Инсценированное чтение разговора Васи и Валека, подготовленное дома.

Аналитическая беседа:

Как выглядела старая часовня? Какие чувства вызывает это описание?

Какие черты характера Васи проявились во время «экскурсии» в старую часовню?

Почему ему «было жутко»? Почему товарищи бросили его в часовне?

Перечитайте описание внешности Валека и Маруси. Что подчёркивает автор в их портретах?

Почему Вася не мог представить, что дети могут жить без «дома»?

Как, по-вашему, этот факт мог повлиять на его взросление?

Почему он не сказал товарищам, с кем он встретился в часовне?

III. Обобщающая беседа:

Какие проблемы волнуют писателя в главах I—III повести?

Почему дети судьи и пана Тыбурция жили по-разному?

Чем они всё же были похожи?

Почему Валек знал о жизни больше, чем Вася?

Какие черты характера Васи и Валека можно назвать положительными?

IV. Работа с иллюстрациями

1. Показ и комментирование репродукций книжной графики к повести «В дурном обществе», помещённых в учебнике и найденных учащимися.

2. Показ и защита собственных иллюстраций к повести.

3. Подбор цитатных подписей к своим иллюстрациям.

Домашнее задание

Прочитать главы IV—VI повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» и подготовить их выразительное чтение и пересказ (по группам).

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповое задание.

Заполнить таблицу «Портретные характеристики героев» (по группам):

ТАБЛИЦА
«Портретные характеристики героев»
Имена героев
Портреты героев в цитатах
Чьими глазами даётся портрет
Авторское отношение к героям, проявившееся в описании их внешности
Группа 1. Вася
  
  
  
Группа 2. Валек
  
  
  
Группа 3. Маруся
  
  
  
Группа 4. Тыбурций
  
  
  
Группа 5. Соня
  
  
  


УРОК 61
В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»:
СЕМЬЯ ТЫБУРЦИЯ


Основное содержание урока:
Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие п о р т р е т. Работа с таблицей «Портретные характеристики героев» (по группам).
Практическая работа. Анализ портретных характеристик и определение их роли в повести. Выявление авторских оценок по деталям портретов.
Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев (по выбору). Подготовка выразительного чтения фрагментов повести и различных видов пересказов. Подготовка выборочного пересказа «История старого Януша». Поиск в повести пейзажных зарисовок и определение их роли в тексте.

I. Общение Васи с Валеком и Марусей.
Доброта и сострадание героев
Анализ глав IV—VI (в группах):


Г р у п п а 1.
Глава «Знакомство продолжается».


Прочитайте выразительно фрагмент главы IV с начала до слов «Тыбурций все знает».

Впишите в таблицу недостающие цитаты для портретов Маруси и Сони.
Сравните эти портреты. Почему Маруся была слабенькой и бледной?

Расскажите о том, как Вася размышлял над словами Тыбурция «Серый камень высосал из неё жизнь».

Прочитайте по ролям фрагмент главы со слов «Слыша, как он отзывается о Тыбурции...» до конца главы.

Аналитическая беседа:

Когда Вася отправлялся в гости к Валеку и Марусе?

Почему старый Януш называл нищих с горы «дурным обществом»?

Какие подарки Вася носил детям подземелья? Как это его характеризует?

Какие чувства вызывала у него Маруся? Почему для него было загадкой её состояние?

Чем были похожи и чем отличались Вася и Валек?

Какую правду о судье Валек сообщил Васе?

Какие противоречивые чувства вызывали у Васи мысли об отце?

Г р у п п а 2.
Глава «Среди серых камней».


Прочитайте выразительно фрагмент главы V с начала до слов «Ступай за мной».

Расскажите близко к тексту о том, где жили Валек и Маруся.

Прочитайте по ролям фрагмент главы со слов «И мы втроём поднялись из подземелья» до конца главы.

Аналитическая беседа:

Почему Вася перестал ходить к Валеку и Марусе?

Какое «дело» задержало Валека в городе? Почему он не пошёл к Марусе вместе с Васей?

Какое чувство вызвал у Васи полуразрушенный склеп?

Как выглядело подземелье? Понял ли Вася значение слов Тыбурция о сером камне?

Что заставляло Валека воровать?

Почему вопрос «А вы разве... нищие?» Вася произнес «упавшим голосом»?

Почему он горько плакал перед сном?

Г р у п п а 3.
Глава «На сцену является пан Тыбурций».


Прочитайте выразительно фрагмент главы VI с начала до слов «...рука пана Тыбурция только ещё сильнее сжала мою ногу».

Прочитайте по ролям фрагмент главы со слов «Пан Тыбурций приподнял меня и взглянул в лицо» до слов «...растянулся с усталым видом на длинной лавке, стоявшей около стенки».

Расскажите близко к тексту, как дети подземелья готовили еду и обедали.

Аналитическая беседа:

Почему Валек боялся, что Вася больше не придёт к ним?

Почему Тыбурций решил напугать Васю? Почему он не хотел, чтобы Вася ходил к его детям?

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Тыбурций считал, что встреча с детьми подземелья — это хорошо для Васи?

Почему Тыбурций пригрозил Васе расправой, если тот расскажет о подземелье?

Что изменилось в облике Тыбурция во время приготовления обеда?

Откуда, по-вашему, Тыбурций взял мясо? Почему он просит оценить этот факт Марусю?

Что изменили в характере Васи встречи с детьми подземелья?

Почему он солгал отцу?

II. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев
Обучение составлению планов сравнительных характеристик героев.



ТАБЛИЦА
Плано сравнительной характеристики героев
Валек и Вася
Общее
Различное
— Возраст.
— Детство без матери.
— Младшая сестрёнка, которую любит брат.
— Доброе сердце, смелость, находчивость.
— Умение хранить тайну, не болтать лишнего.
— Интерес друг к другу, стремление общаться и проводить время вместе
— Вася наивен, не знает жизни, любит играть. Валек рано повзрослел, он рассудителен, понимает своё положение, принимает на себя заботы о сестре.
— Вася честен, для него неприемлема ложь, обман и воровство. Валек вынужден воровать, чтобы прокормить себя и сестру.
— У Васи есть дом, а у Валека его нет. Валек стремится к дому, а Вася убегает из него.
— Отец Васи — судья (представитель закона), а отец Валека — нищий (преступник, нарушающий законы).
— Вася не дружен с отцом, а Валек помогает своему отцу во всём
Тыбурций и судья
Общее
Различное
— Тыбурций и судья близки по возрасту.
— Оба живут в одном городке.
— Оба рано лишились жён.
— У обоих есть сын и дочь.
— У обоих доброе сердце.
— Оба стремятся к справедливости.
— Оба много думают и размышляют о жизни и общественном устройстве.
— И Тыбурций, и судья изменяют своё отношение к Васе, вначале не принимая его
— Тыбурций заботится о детях, любит их, только ради них идёт на воровство и обман. Судья после смерти жены находится в глубоком горе, не замечает сына и дочь.
— Тыбурций любит Валека, целует его, а судья видит в сыне «преступника», «бродягу», «вора», не допускает его до себя.
— Судья внушает Васе страх, а Тыбурций возбуждает в Валеке любовь.
— Судья — страж закона, а Тыбурций вынужденно нарушает закон.
— Судья долго не мог понять Васю, а Тыбурций понял и принял его.


III. Портрет как средство характеристики героев
Работа со словарём литературоведческих терминов.


Комментирование понятия портрет.

Продолжение работы с таблицей «Портретные характеристики героев» (по группам): дополнение таблицы необходимыми цитатами, выявление авторских оценок (см. урок 60).

IV. Обобщающая беседа:

Зачем в художественном произведении используются портреты героев?

Чьими глазами могут даваться портреты героев?

Почему портрет может быть средством характеристики героев?

Как в портретах проявляются авторские характеристики героев?

Домашнее задание

Прочитать главы VII—VIII повести «В дурном обществе» и подготовить их выразительное чтение и пересказ (по группам).

Выполнить задания 1, 4, 6, 9 из раздела «Размышляем о прочитанном».

Индивидуальные задания.

Выбрать из повести все упоминания о старом Януше и подготовить выборочный пересказ об этом персонаже.

Выбрать из повести все пейзажные зарисовки и подготовить сообщение о роли пейзажа в повествовании.

УРОК 62
В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»:
«ДУРНОЕ ОБЩЕСТВО» И «ДУРНЫЕ ДЕЛА»


Основное содержание урока:
«Дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Понятие о повести.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Краткий и выборочный пересказ и обсуждение ключевых фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Обсуждение сообщения о старом Януше. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие п о в е с т ь.
Самостоятельная работа. Подготовка планов письменных ответов на проблемные вопросы (по группам). Чтение рассказа В. Г. Короленко «Последний луч» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Проект. Электронный альбом «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко „В дурном обществе“» (поиск репродукций книжных иллюстраций, сканирование рисунков одноклассников, подбор цитатных подписей к рисункам).

I. «Дурное общество» и «дурные дела».
Чтение и пересказ финальных глав и их обсуждение (в группах).

Г р у п п а 1.
Глава «Осенью».


Выразительное чтение фрагмента с начала главы до слов: «Но это продолжалось недолго».

Прочитайте или перескажите близко к тексту монолог Тыбурция.

Аналитическая беседа:

Почему перед описанием болезни Маруси даётся осенний пейзаж?

Как Вася и Валек развлекали больную Марусю?

Как понять слова «...над моей головой тоже стали собираться тучи»?

Почему судья прогнал старого Януша?

Почему Тыбурций называет закон господином и говорит о нём как о человеке?

Почему слова Тыбурция Вася назвал «странными речами странного человека»?

Г р у п п а 2.
Глава «Кукла» с начала
до слов «...горькие слёзы жгли мои щеки. Я ждал».

Выразительное чтение фрагмента повести с начала главы до слов «...первой и последней радости её недолгой жизни».

Расскажите о том, как Вася чувствовал себя после приказа отца не отлучаться из дома. Прочитайте по ролям диалог судьи и Васи со слов «Наконец меня позвали к отцу, в его кабинет...» до слов «Я ждал».

Аналитическая беседа:

Почему Вася, несмотря на возможные трудности, всё же решился принести Марусе куклу сестры?

Почему появление куклы временно улучшило состояние больной Маруси?

Почему отец запретил Васе отлучаться из дома?

Почему Вася не смог солгать отцу, что это не он взял куклу?

Какими способами автор описывает состояние отца и Васи в момент их объяснения?

Как понять слова «Во мне сказался сын моего отца»?

Г р у п п а 3.
Глава «Кукла» со слов
«В эту критическую минуту...» до конца главы.

Выразительное чтение фрагмента главы со слов «В эту критическую минуту раздался вдруг резкий голос Тыбурция...» до слов «...быстро ушёл из комнаты».

Расскажите о том, как изменился судья после разговора с Тыбурцием. Подтвердите свои мысли цитатами.

Прочитайте по ролям диалог Васи с отцом со слов «Я доверчиво взял его руку и сказал...» до слов «Деньги он взял».

Аналитическая беседа:

Почему приход Тыбурция вызвал у отца удивление и изумление?

Почему Вася ничего не сказал отцу?

Какими словами автор описывает состояние отца после разговора с Тыбурцием?

Найдите детали портрета отца, которые передают его переживания.

Почему Вася перестал его бояться?

Как понять выражение «Слово „смерть“ не имеет ещё полного значения для детского слуха...»?

Г р у п п а 4.
Глава «Заключение».


Выразительное чтение главы «Заключение».

Аналитическая беседа:

Что произошло с Тыбурцием, Валеком, старой часовней после смерти Маруси?

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Ответы на вопросы 1, 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

II. Смысл образа старого Януша

Прослушивание подготовленного дома рассказа о старом Януше.

Виноват ли старый Януш в судьбе семьи Тыбурция?

Почему судья назвал старого Януша «старым сплетником»?

С какой целью в повесть введён образ старого Януша?

III. Понятие о повести

Прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение понятия повесть.

Докажите, что «В дурном обществе» — это повесть.

Ответ на вопрос 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Обобщающая беседа:

Какое общество можно назвать дурным: то, которое окружало Тыбурция, или то, в котором жил судья?

Какие дела и поступки Васи, Валека, судьи, Тыбурция, старого Януша можно назвать дурными? Объясните свою позицию.

Были ли их дела и поступки абсолютно дурными или важны причины и обстоятельства их совершения?

Как изменился Вася после встречи с семьей Тыбурция? Почему он изменился?

Что заставило судью изменить своё отношение к сыну?

Ответ на вопрос 11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Подготовить планы письменных ответов на проблемные вопросы (по группам):

1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?
4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

Групповое задание.

Подготовить материалы для электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко „В дурном обществе“» (репродукции книжных иллюстраций, отсканированные рисунки одноклассников, цитатные подписи к рисункам).

Прочитать в практикуме «Читаем, думаем, спорим...» рассказ В. Г. Короленко «Последний луч» и выполнить задания практикума из раздела «Поразмышляем над прочитанным» (по группам).

Индивидуальное задание (по выбору учащихся).

Прочитайте повесть «В дурном обществе» полностью.
Что ещё вы узнали о героях повести из полного текста?

УРОК 63
В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Основное содержание урока:
Показ и защита проекта «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко „В дурном обществе“». Обсуждение рассказа «Последний луч». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Презентация и защита коллективного проекта — электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко „В дурном обществе“». Обсуждение рассказа «Последний луч» по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим...». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Обсуждение и корректировка планов письменных ответов на проблемные вопросы (по группам). Составление устного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме. Письменные ответы на проблемные вопросы.
Самостоятельная работа. Чтение рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» и ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим...». Поиск сведений о детстве и юности Есенина с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Составление галереи портретов поэта с комментариями. Подготовка к выразительному чтению стихотворений (по выбору).

I. Показ и защита проекта

Показ и защита коллективного проекта — электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко „В дурном обществе“».

II. Обсуждение рассказа «Последний луч»

Обсуждение рассказа «Последний луч» по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим...» из раздела «Поразмышляем над прочитанным».

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

III. Обсуждение планов письменных ответов на проблемные вопросы (по группам) и корректировка планов, составленных дома.

Г р у п п а 1.


Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

Кто такой Вася? Как он выглядел? Сколько ему лет?

Кто такие Валек и Маруся? Как они выглядели? Сколько им лет?

В каких семьях воспитывались герои? Что их различало?

Какие черты характера Васи и Валека позволили им подружиться?

Какие семейные обстоятельства способствовали рождению их дружбы?

Почему свою дружбу дети хранили в тайне?

Что эта дружба дала каждому из героев?

Подтвердите ответы на каждый вопрос цитатами из повести.

Г р у п п а 2.

Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

Кто такие Вася и судья? Какие отношения были между ними в начале повести?

Как изменились их отношения к концу повествования?

Кто такие Тыбурций и Валек? Какие отношения были между ними? Изменялись ли они?

Чем отличались отношения между отцом и сыном в семье Васи и в семье Валека?

Можно ли назвать эти отношения гармоничными?

Почему взаимопонимание можно назвать основой отношений в семье?

Подтвердите ответы на каждый вопрос цитатами из повести.

Г р у п п а 3.

Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

Кто такие Вася и его отец?

Как повлияла на их отношения смерть матери?

Что было причиной их вражды в начале повести?

Какая «правда» была у каждого героя?

Почему их отношения не складывались?

Что помогло героям измениться и понять друг друга?

На чём, по-вашему, должны строиться взаимоотношения детей и родителей в семье?

Подтвердите ответы на каждый вопрос цитатами из повести.

Г р у п п а 4.

Почему у Маруси и Сони два разных детства?

Кто такие Маруся и Соня?

Сколько им было лет? Как выглядели девочки?

Чем они были похожи и чем отличались?

В каких семьях они воспитывались?

Что имела в детстве Соня и чего не было у Маруси?

Почему у Маруси не могло быть такого детства, как у Сони?

Какое общественное устройство стало причиной того, что у девочек было разное детство?

Подтвердите ответы на каждый вопрос цитатами из повести.

IV. Письменные ответы на проблемные вопросы (работа может быть закончена дома).

Домашнее задание

Завершить письменные ответы на проблемные вопросы.

Прочитать рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» и ответить на вопрос раздела «Поразмышляем о прочитанном» в практикуме «Читаем, думаем, спорим...».

Индивидуальные задания.

Найти в справочной литературе или Интернете сведения о детстве и юности Есенина.

Составить небольшую галерею портретов поэта — 5—10 изображений с комментариями.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Вот уж вечер. Роса...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Топи да болота...», «С добрым утром!», «Там, где капустные грядки...», «В хате» и др. и нарисовать к ним иллюстрации.

Вспомнить изученные в начальной школе стихи Есенина «Поёт зима — аукает...», «Берёза» и др.

Следующие уроки: Урок 64. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом...» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Владимир Галактионович
КОРОЛЕНКО

1853-1921

...Через все произведения Короленко — большие и малые... проходит вера в человека,
вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума.
А. Платонов


Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи, известного кристальной честностью. Матери своей будущий писатель обязан впечатлительностью и религиозными чувствами. Детство прошло в Житомире и Ровно. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, польский и украинский языки, посещали православный и католический храмы, часто затруднялись с ответом на вопрос о национальности. Окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко приехал в Петербург и подал прошение о приёме в Технологический институт. Нужда заставляла перебиваться случайными заработками: рисованием географических карт, раскрашиванием ботанических атласов, корректурой и переводами. Материальные трудности вынудили его перебраться в Москву, где он был принят на первый курс лесного отделения Петровской академии. В 1878 году состоялась первая публикация заметки «Драка у Апраксина двора».

Современники не раз отмечали уникальность личности Короленко, называя его «нравственным гением», праведником русской литературы. (вернуться)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Почему дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности?

2. Расскажите о Короленко, подчеркнув уникальность личности писателя, о которой говорили его современники.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«В дурном обществе»:


1. Почему так названа повесть? От чьего имени ведётся рассказ? Понравилась вам повесть? Какие эпизоды показались особенно интересными? Что увидел Вася в старой часовне?

2. Опишите (устно) героев этого произведения — Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.

3. Расскажите, почему стала трудной жизнь Васи дома после смерти матери.

4. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей, во время болезни Маруси? Почему он плакал ночью, почему перестал бояться Тыбурция? Какими предстали герои в эпизоде с куклой?

5. Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

6. Что волновало Васю и его отца?

7. Расскажите, как менялся характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья.

8. Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какой обет дали они и как он их характеризует.

9. Подготовьте подробный пересказ одного из эпизодов или рассказ об одном из героев повести (например, «Развалины», «Я и мой отец», «Тыбурций», «Осенью» и др.).

Повесть — вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях.
Повесть больше рассказа (малая форма), но меньше романа (большая форма).


10. Можно ли назвать произведение «В дурном обществе» повестью? Почему? Составьте план пересказа повести.

11. Какие чувства вызвала у вас повесть (сожаление, сострадание, удивление)?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1. Найдите иллюстрации, рисунки к повести, рассмотрите и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Если сможете, нарисуйте и собственные рисунки к тексту.

2. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисовали бы ко II главе повести.


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Объясните слова и словосочетания, включите их в свои пересказы: серые заборы, пустыри, дикое деревцо в попе, убежище, ютиться, кров, потомки, дурная слава, суровое лицо, раздоры, угрюмый человек, притерпелся к упрёкам, серый камень, призраки старого замка, дурное общество и др.

2. Прочитайте синонимические ряды, составленные из слов, которые есть в этой повести, и слов, употребляемых в современной разговорной речи. Какие из них вы не стали бы использовать, разговаривая со взрослыми:

— стонал от нестерпимой боли, переживал, страдал, «парился», мучился;
— враньё, неправда, ложь, «туфта»;
— смотреть, рассматривать, «пялиться».

3. Как можно назвать слова, поставленные в кавычки?

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте инсценированное чтение (т. е. чтение по ролям) сцены из III или из IV главы (на выбор).


ПРОЕКТ

Подготовьте с одноклассниками электронный альбом иллюстраций «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко „В дурном обществе"».

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


Владимир Галактионович
КОРОЛЕНКО

«ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ»


I
Нюйский станок расположен на небольшой полянке, на берегу Лены. Несколько убогих избушек задами прижимаются к отвесным скалам, как бы пятясь от сердитой реки. Лена в этом месте узка, необыкновенно быстра и очень угрюма. Подошвы гор противоположного берега стоят в воде, и здесь больше, чем где-либо, Лена заслуживает свое название "Проклятой щели". Действительно, это как будто гигантская трещина, по дну которой клубится темная река, обставленная угрюмыми скалами, обрывами, ущельями. В ней надолго останавливаются туманы, стоит холодная сырость и почти непрерывные сумерки. Население этого станка даже среди остальных приленских жителей поражает своею вялостью, худосочием и безнадежной апатией. Унылый гул лиственниц на горных хребтах составляет вечный аккомпанемент к этому печальному существованию...

Приехав на этот станок ночью, усталый и озябший, я проснулся утром, по-видимому, довольно рано.

Было тихо. В окна глядел не то тусклый рассвет, не то поздний вечер, — что-то заполненное бесформенной и сумеречной мглой. Ветер дул в "щели", как в трубе, и гнал по ней ночные туманы. Взглянув из окна кверху, я мог видеть клочки ясного неба. Значит, на всем свете зарождалось уже яркое солнечное утро. А мимо станка все продолжала нестись, клубами, холодная мгла... Было сумрачно, тихо, серо и печально.

В избушке, где я ночевал, на столе горела еще простая керосиновая лампочка, примешивая к сумеркам комнаты свой убогий желтоватый свет. Комната была довольно чистая, деревянные перегородки, отделявшие спальню, были оклеены газетной бумагой. В переднем углу, около божницы, густо пестрели картинки из иллюстраций, — главным образом портреты генералов. Один из них был Муравьев-Амурский, большой и в регалиях, а рядом еще вчера я разглядел два небольших, скромных портрета декабристов.

Лежа на своей постели, я мог видеть из-за перегородки стол с лампой у противоположной стены. За столом сидел старик с довольно красивым, но бледным лицом. Борода у него была серая, с ровной густой сединой, высокий обнаженный лоб отливал желтизной воска, редкие на темени волосы — сзади были длинны и слегка волнисты. В общем фигура напоминала духовного, даже, пожалуй, одного из евангелистов, но цвет лица был неприятно бледный и нездоровый, глаза мне казались тусклыми. На шее виднелись, как опухоль, признаки зоба, — болезнь, очень распространенная на Лене, которую приписывают ленской воде.

Рядом с ним сидел мальчик лет около восьми. Мне была видна только его наклоненная голова, с тонкими, как лен, белокурыми волосами. Старик, щуря сквозь очки свои подслеповатые глаза, водил указкой по странице лежавшей на столе книги, а мальчик с напряженным вниманием читал по складам. Когда ему не удавалось, старик поправлял его с ласковым терпением.

— Люди-он... ло... веди-есть, и краткое...

Мальчик остановился. Незнакомое слово, очевидно, не давалось... Старик сощурился и помог:

— Соловей, — прочел он.

— Соловей, — добросовестно повторил ученик и, подняв недоумевающие глаза на учителя, спросил: — Со-ло-вей... Что такое?

— Птица, — сказал старик.

— Птица... — И он продолжал чтение. — "Слово-иже, си, добро-ять-люди, дел... Соловей си-дел... на че... на че-ре... на че-ре-му-хе..."

— Что такое? — опять вопросительно прозвучал, как будто деревянный, безучастный голос ребенка.

— На черемухе. Черемуха, стало быть, дерево. Он и сидел.

— Сидел... Зачем сидел?.. Большая птица?

— Махонькая, поет хорошо.

— Поет хорошо...

Мальчик перестал читать и задумался. В избушке стало совсем тихо. Стучал маятник, за окном плыли туманы... Клок неба вверху приводил на память яркий день где-то в других местах, где весной поют соловьи на черемухах... "Что это за жалкое детство! — думал я невольно под однотонные звуки этого детского голоска. — Без соловьев, без цветущей весны... Только вода да камень, заграждающий взгляду простор божьего мира. Из птиц — чуть ли не одна ворона, по склонам — скучная лиственница да изредка сосна..."

Мальчик прочел еще какую-то фразу все тем же тусклым, непонимающим голосом и вдруг остановился.

— А что, дед, — спросил он, — нам не пора ли, гляди?.. — На этот раз в его голосе слышались уже живые, взволнованные ноты, и светлые глаза, освещенные огнем лампы, с видимым любопытством обратились на деда.

Тот посмотрел на часы, равнодушно тикавшие маятником, потом на окно с клубившеюся за стеклами мглою и ответил спокойно:

— Рано еще. Только половина!..

— Может, дедушка, часы-то испортились.

— Ну, ну... темно еще... Да оно, глупый, нам же лучше. Вишь, ветер... Может, мороки-те прогонит, а то ничего и не увидишь, как третьеводни.

— Лучше, — повторил мальчик своим прежним, покорным голосом, и чтение продолжалось.

Прошло минут двадцать. Старик взглянул на часы, потом в окно и задул лампочку. В комнате разлился голубоватый полусвет.

— Одевайся, — сказал старик и прибавил: — Тихонько, чтоб Таня не услыхала.

Мальчик живо соскочил со стула.

— А ее не возьмем? — спросил он шепотом.

— Не... куда ей... И то кашляет... Пусть спит.

Мальчик принялся одеваться с осторожной торопливостью, и вскоре обе фигуры — деда и внука — промелькнули в сумерках комнаты. На мальчике было надето что-то вроде пальто городского покроя, на ногах большие валенки, шея закутана женским шарфом. Дед был в полушубке. Дверь скрипнула, и оба вышли наружу.

Я остался один. За перегородкой слышалось тихое дыхание спящей девочки и хриплое постукивание маятника. Движение за окном все усиливалось, туманы проносились все быстрее, разрывались чаще, и в промежутках все шире проглядывали суровые пятна темных скал и ущелий. Комната то светлела, то опять погружалась в сумрак.

Мой сон прошел. Молчаливая печаль этого места начинала захватывать меня, и я ждал почти с нетерпением, когда скрипнет дверь и старик с мальчиком вернутся. Но их все не было...

Тогда я решил посмотреть, что это их выманило из избы в туман и холод. Спал я одетый, поэтому мне не нужно было много времени, чтобы натянуть сапоги и пальто и выйти...

Оба — старик и мальчик — стояли на крыльце, заложив руки в рукава и как будто чего-то ожидая.

Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи, еще не замерзшие, но уже тяжелые и темные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше...

Дома станка, неопределенными кучками раскиданные по каменной площадке, начинали просыпаться. Кое-где тянулся дымок, кое-где мерцали окна; высокий худой ямщик в рваном полушубке, зевая, провел в поводу пару лошадей к водопою и скоро стушевался в тени берегового спуска. Все было буднично и уныло.

— Что это вы ждете? — спросил я у старика.

— Да вот, внучку охота солнушко посмотреть, — ответил он и спросил в свою очередь: — Вы чьи? Российские?

— Да.

— Чернышовых там не знавали?

— Каких Чернышовых? Нет, не знавал.

— Где, поди, знать. Россия велика... Сказывают, генерал был...

Он помолчал, пожимаясь от холода, и, что-то обдумав, опять повернулся ко мне:

— Проезжий тут один сказывал: при царице Екатерине служил Захар Григорьевич Чернышов...

— Да, такой был...

Старик хотел спросить еще что-то, но в это время мальчик резко задвигался и тронул его за рукав...

Я невольно тоже взглянул на вершину утеса, стоявшего на нашей стороне, у поворота Лены...

До сих пор это место казалось каким-то темным жерлом, откуда все еще продолжали выползать туманы. Теперь над ними, в вышине, на остроконечной вершине каменного утеса, внезапно как будто вспыхнула и засветилась верхушка сосны и нескольких уже обнаженных лиственниц. Прорвавшись откуда-то из-за гор противоположного берега, первый луч еще не взошедшего для нас солнца уже коснулся этого каменного выступа и группы деревьев, выросших в его расселинах. Над холодными синими тенями нашей щели они стояли, как будто в облаках, и тихо сияли, радуясь первой ласке утра.

Все мы молча смотрели на эту вершину, как будто боясь спугнуть торжественно-тихую радость одинокого камня и кучки лиственниц. Мальчик стоял неподвижно, держась за рукав деда. Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом. Между тем в вышине что-то опять дрогнуло, затрепетало, и другой утес, до сих пор утопавший в общей синеве угрюмого фона горы, загорелся, присоединившись к освещенной группе. Еще недавно безлично сливавшиеся с отдаленными склонами, теперь они смело выступили вперед, а их фон стал как будто еще отдаленнее, мглистее и темнее.

Мальчик опять дернул деда за рукав, и его лицо уже совершенно преобразилось. Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-желтых щеках, казалось, проступал румянец.

На противоположной стороне реки тоже произошла перемена. Горы все еще скрывали за собой взошедшее солнце, но небо над ними совсем посветлело, и очертания хребта рисовались резко и отчетливо, образуя между двумя вершинами значительную впадину. По темным еще склонам, обращенным к нам, сползали вниз струи молочно-белого тумана и как будто искали места потемнее и посырее... А вверху небо расцвечалось золотом, и ряды лиственниц на гребне выступали на светлом фоне отчетливыми фиолетовыми силуэтами. За ними, казалось, шевелится что-то — радостное, неугомонное и живое. В углублении от горы к горе проплыла легкая тучка, вся в огне, и исчезла за соседней вершиной. За ней другая, третья, целая стая... За горами совершалось что-то ликующее и радостное. Дно расселины все разгоралось. Казалось, солнце подымается с той стороны по склонам хребта, чтобы заглянуть сюда, в эту убогую щель, на эту темную реку, на эти сиротливые избушки, на старика с бледным мальчиком, ждавших его появления.

И вот оно появилось. Несколько ярко-золотистых лучей брызнули беспорядочно в глубине расселины между двумя горами, пробив отверстия в густой стене леса. Огненные искры посыпались пучками вниз, на темные пади и ущелья, вырывая из синего холодного сумрака то отдельное дерево, то верхушку сланцевого утеса, то небольшую горную полянку... Под ними все задвигалось и засуетилось. Группы деревьев, казалось, перебегали с места на место, скалы выступали вперед и опять тонули во мгле, полянки светились и гасли... Полосы тумана змеились внизу тревожнее и быстрее.

Потом на несколько мгновений засветилась даже темная река... Вспыхнули верхушки зыбких волн, бежавших к нашему берегу, засверкал береговой песок с черными пятнами ямщичьих лодок и группами людей и лошадей у водопоя. Косые лучи скользнули по убогим лачугам, отразились в слюдяных окнах, ласково коснулись бледного, восхищенного лица мальчика...

А в расселине между горами уже ясно продвигалась часть огненного солнечного круга, и на нашей стороне весь берег радовался и светился, сверкая, искрясь и переливаясь разноцветными слоями сланцевых пород и зеленью пушистых сосен...

Но это была лишь недолгая ласка утра. Еще несколько секунд, и дно долины опять стало холодно и сине. Река погасла и мчалась опять в своем темном русле, бешено крутя водоворотами, слюдяные окна померкли, тени подымались все выше, горы задернули недавнее разнообразие своих склонов одноцветною синею мглою. Еще несколько секунд горела на нашей стороне одинокая вершина, точно угасающий факел над темными туманами... Потом и она померкла. В расселине закрылись все отверстия, леса сомкнулись по-прежнему сплошной траурной каймой, и только два-три отсталые облачка продвигались над ними, обесцвеченные и холодные...

— Все, — сказал мальчик грустно. И подняв на деда свои печальные померкшие глаза, прибавил вопросительно: — Больше не будет?

— Не будет, чай, — ответил тот. — Сам ты видел: только край солнушка показался. Завтра уже пойдет низом.

— Кончал, брат! — крикнул возвращавшийся с реки ямщик. — Здравствуйте, дед со внуком!..

Повернувшись, я увидел, что у других избушек тоже кое-где виднелись зрители. Скрипели двери, ямщики уходили в избы, станок утопал опять в обесцвечивающем холодном тумане.

И это уже на долгие месяцы!.. Старик рассказал мне, что летом солнце ходит у них над вершинами, к осени оно опускается все ниже и скрывается за широким хребтом, бессильное уже подняться над его обрезом. Но затем точка восхода передвигается к югу, и тогда на несколько дней оно опять показывается по утрам в расселине между двумя горами. Сначала оно переходит от вершины к вершине, потом все ниже, наконец лишь на несколько мгновений золотые лучи сверкают на самом дне впадины. Это и было сегодня.

Нюйский станок прощался с солнцем на всю зиму. Ямщики, конечно, увидят его во время своих разъездов, но старики и дети не увидят до самой весны или, вернее, до лета...

Последние отблески исчезли... За горами был полный день, но внизу опять сгущался туман, склоны гор задернулись мутной одноцветной дымкой. Рассеянный свет просачивался из-за гор, холодный и неприветливый...


II
— Так вы, говорите, тоже из России? — спросил я у старика, когда мы опять вошли в избу и он поставил на стол небольшой, старенький самовар. Мальчик ушел за перегородку к проснувшейся сестре и стал забавлять ее. По временам оттуда слышался слабый детский смех, точно кто перекидывал кусочки стекла.

Старик поправил убогую скатертку и через некоторое время ответил как-то неохотно:

— Да... Что уж тут... Здесь родились, так и здешние. Они вот, дети, пожалуй что и не простого роду...

— Как фамилия? — спросил я.

— Да что!.. — опять так же вяло ответил он. — Авдеевы, скажем, фамилия. Да это так, просторечие. А настоящая им фамилия Чернышовы...

Он вдруг оставил скатерть и посмотрел на меня внимательным и заинтересованным взглядом.

— Вы, вот, про Чернышова Захара Григорьевича тоже, значит, читали. Генерал был?

— Да, был генерал при Екатерине. Только он не был сослан.

— Ну, не он, а видно, того же роду... При императоре Николае... При восшествии, что ли...

Он испытующе вглядывался в мое лицо, но я не мог ничего припомнить о Чернышове. Старик грустно покачал головой...

— Говорят: книгочей был. Умирал, все наказывал детям: главное дело за грамоту держитеся крепче...

Он помолчал и затем прибавил:

— Да что уж тут... Известное дело, — гиблое место... Дочь моя за внуком его была, за Евгениевым. Вот и пошли Авдеевы... Не живучи... Сам помер, мать померла, вон двое на руках остались... Я старый, они кволые... Мальчик вот припадочный... Так, видно, и изноем... Следу не останется...

Дверь отворилась, вошел ямщик, перекрестился на образ и сказал:

— Авдеев... Иди, проезжающих запиши... У старосты.

— Ладно!

— Вас разве тоже Авдеевым зовут? - спросил я.

— Да вот, поди-ты... И меня по ним: Авдеев да Авдеев... Когда-то люди были...

И старик, может быть единственный грамотей на Нюйском станке, взял под мышки истрепанную книгу и вышел.

Больше ничего я не мог узнать из области этой туманной генеалогии и вскоре покинул навсегда угрюмый Нюйский станок. Часа через два, повернув на другое плесо, я увидел солнце прямо перед собою... Оно стояло невысоко, но все же заливало огненными блестками и берега, и воду... И его тихий, даже, пожалуй, печальный свет показался мне в эту минуту и ярким, и радостным.


III
Впоследствии, вернувшись в Россию, я старался узнать что-нибудь о ссыльной ветви чернышовского рода. Именем Захара Григорьевича Чернышова пестрят страницы екатерининской истории, но он никогда не был в ссылке. Однажды, дожидаясь парохода на волжской отмели, я услышал от рыбака песню о прусском плене русского доброго молодца, Чернышова Захара Григорьевича. Рыбак не знал, конечно, ничего об исторической личности, — но песня все-таки являлась отголоском действительного события. Во времена Пугачева удалой казак Чика принял на себя имя Захара Григорьевича Чернышова и прибавил в народной памяти к популярному имени опальную черту; другая песня говорит уже о темнице на волжском берегу, в городе Лыскове. Удалой добрый молодец, Чернышов Захар Григорьевич, скликает к себе бурлаков и низовую вольницу...

Вообще этому имени почему-то повезло в народной памяти, и среди загадочных личностей Сибири фамилия Чернышовых тоже мелькает довольно часто. Этим я и объяснял себе свою встречу на Нюйском станке; очевидно, действительное происхождение рода, быть может, ссыльного, потерялось, и старик бессознательно взял популярное имя... В его грустном тоне слышались правдивость и убеждение...

Совсем уже недавно, просматривая небольшую заметку о декабристах, я наткнулся на одно мало известное и мало упоминаемое имя тоже декабриста... "3.Г.Чернышова".

Тогда встреча на Нюйском станке всплыла опять в моей памяти и, казалось, осветилась новым светом: итак, — думал я, — старик Авдеев говорил правду.

Дальнейшие сведения, однако, разрушили эту определенность: декабрист Захар Григорьевич Чернышов вернулся в Россию, здесь женился и умер за границей.

Над генеалогией Авдеевых нависла опять туманная завеса... В обширной и угрюмой Сибири затерялось таким же образом немало жизней, и многие роды с вершин, освещенных солнцем, опускались навсегда в эти холодные низы, в ущелья и туманные долины... Выше Якутска, на берегу Лены, стоит утес, по которому змеится над пропастью узкая тропинка. В расселине скалы сохранились следы жилья. С этим местом связана трогательная легенда: здесь много лет жил какой-то ссыльный, прежде человек знатный, попавший в опалу. В Сибири он жил в разных местах и, наконец, поселился здесь, рядом с убогим поселком. Он сам рубил дрова и таскал воду. Однажды, когда он поднимался на гору с вязанкой дров, вверху на тропинке перед ним появилась знакомая фигура. Это была жена, разыскавшая его в этом ущелье. Ссыльный узнал ее, но от радости или испуга ему сделалось дурно: он покачнулся и упал в пропасть.

Я напрасно старался узнать имя этого человека и подробности этого события: равнодушная и холодная Сибирь плохо хранит эти сведения, и память об этой когда-то, может быть, яркой жизни и трагической смерти замирает отголосками неясной легенды, связанной уже только со скалой, но не с человеком...

Так же неясно и неопределенно происхождение мальчика, которого я встретил на Нюйском станке. Но когда мои воспоминания обращаются к Сибири, в моем воображении невольно встает эта темная щель, и быстрая река, и убогие лачуги станка, и последние отблески уходящего солнца, гаснущие в печальных глазах последнего потомка какого-то угасающего рода...

Примечания

Рассказ написан в ноябре 1900 г. Первая публикация — в журнале "Русское богатство" (Петербург), 1901, кн. 1.

Источник: В.Г.Короленко. "Избранное". Издательство "Вышэйшая школа", Минск, 1984. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz