Стихотворения С. А. Есенина о родном доме. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
С.А.Есенин. Фото, 1916 г.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


Уроки литературы в 5 классе[1]

 


УРОК 64
С. А. ЕСЕНИН.
«Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ...»,
«НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа. Особенности поэтического языка С. А. Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Концерт-миниатюра из стихов поэта. Чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина, посвящённых его близким людям. Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника о Есенине. Восприятие, выразительное чтение и обсуждение стихотворений, посвящённых теме родного дома (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита иллюстраций к стихотворениям Есенина.
Практическая работа. Анализ стихотворений о родном доме по вопросам учителя.
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений поэта. Отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений Есенина. Поиск портретов П. П. Бажова и иллюстраций к его сказам с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Проект. Электронный альбом «Стихи Есенина в наших иллюстрациях».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте
(детство, юность, начало творческого пути)


1. Концерт-миниатюра,
включающий в себя выразительное чтение стихов Есенина.

2. Краткий рассказ о детстве, юности и начале творческой деятельности Есенина
с показом презентации, включающей в себя портреты поэта, его родителей, деда, сестёр, изображения литературных мест.

3. Чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина,
посвящённых его близким людям.

Матери:

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет...
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад...
(«Письмо матери»)

Отцу:

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорили все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!
В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше...
(«Письмо от матери»)

Деду:

По тропке, опершись на подожок,
Идёт старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живёт Есенина Татьяна?»
«Татьяна... Гм...
Да вот за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»
«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»
«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами тёплыми на пыльные цветы.
(«Возвращение на Родину»)

Сестре Кате:

Сестра! Сестра!
Друзей так в жизни мало!
Как и на всех,
На мне лежит печать...
Коль сердце нежное твоё
Устало,
Заставь его забыть и замолчать...
Но сад наш!
Сад...
Ведь и по нём весной
Пройдут твои
Заласканные дети.
О!
Пусть они
Помянут невпопад,
Что жили...
Чудаки на свете.
(«Письмо к сестре»)

Сестре Шуре:

Ты — моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живёт теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Запоёшь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?..
(«Я красивых таких не видел...»)

4. Прослушивание звукозаписей песен на стихи Есенина,
например «Над окошком месяц. Под окошком ветер...»
или «Отговорила роща золотая...».



II. Выразительное чтение статьи учебника о Есенине (cм. ниже текст статьи).

Обобщающая беседа:


Какие чувства вызвали у вас стихи Есенина? Что по этим стихам можно сказать об их авторе, его характере, отношении к природе, к близким людям?
Какие литературные места России связаны с именем Есенина?
В какой семье он родился и как воспитывался?
Какая поэзия привлекала его в детстве и юности?
Какие стихотворения крестьянских поэтов вы уже знаете?

III. Поэтизация картин малой родины как исток
художественного образа.
Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Стихотворения в актёрском исполнении


Чтение и обсуждение стихов,
посвящённых теме родного дома (в группах):

Г р у п п а 1. «Я покинул родимый дом...»

Прослушивание актёрского чтения стихотворения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие необычные эпитеты, метафоры и сравнения использует Есенин? Какие образы они создают? Какие слова и выражения говорят о кровной связи поэта с природой?
Индивидуальное задание.
Какие слова и выражения связаны в стихотворении с образом времени?
Как поэт изображает течение времени?
Сделайте партитурную разметку текста (см. урок 23) и прочитайте стихотворение выразительно.

Г р у п п а 2. «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Прослушивание актёрского чтения стихотворения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие особенности русской души отразил в стихотворении поэт?
Чем она близка русской природе?

Индивидуальное задание.
Какие слова и выражения в стихотворении создают образ бедной, неяркой Родины?
Почему, несмотря на это, поэт любит родную землю?
Сделайте партитурную разметку текста и прочитайте стихотворение выразительно.

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Показ и защита иллюстраций к стихотворениям Есенина

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина о родном крае.

Прочитать сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Выписать из текста слова и выражения, нуждающиеся в комментариях.

Групповое задание.

Собрать вместе лучшие иллюстрации пятиклассников к стихам Есенина, отсканировать эти изображения и сделать электронный альбом «Стихи Есенина в наших иллюстрациях», сопроводив изображения подписями из иллюстрируемых стихотворений.

Индивидуальные задание.

Подготовить отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений Есенина.
В справочной литературе и Интернете найти портреты Бажова, иллюстрации к его сказам.

Следующие уроки: Уроки 65-66. Сказ П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" >>>



Сергей Александрович
ЕСЕНИН
1895-1925


Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии. «Фамилия „Есенин" — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», — писал А. Н. Толстой.

Родители Есенина были крестьяне. Его дед держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых. Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную историю», — вспоминал Есенин. С народным творчеством знакомила его и бабушка («Она рассказывала сказки»). Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами труда. «Детство прошло среди полей и степей», — писал он.

Есенин был одарён ясным умом. Он учился в четырёхклассном училище и уже там декламировал стихотворения любимых им поэтов — А. Кольцова, Н. Некрасова, И. Никитина. В селе Спас-Клепики он закончил учительскую школу, в которой стали проявляться его поэтические наклонности. Там начался его творческий путь, проходивший под сильным влиянием народной поэзии, стихотворений Кольцова, Некрасова и так называемых «крестьянских» поэтов (И. Никитин, И. Суриков).

После окончания школы поэт отправился в Москву. Там он вскоре стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И. Сурикова. С этого времени Есенин постепенно становится известным поэтом, который всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь. Ему дороги и одинокая собака, и дряхлая старая кошка, и каждая птица, и вся природа — от чёрной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звёзд. Он знает, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, берёзы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
По Е. Наумову
(вернуться к уроку)

ЗАДАНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА

Фонохрестоматия
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...»


1. Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихов. Какие звуки преобладают в этом стихотворении?
2. Каким настроением окрашено стихотворение? Подтвердите свой ответ выразительным чтением.
(вернуться к уроку)

Фонохрестоматия
С. А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями...»


1. Отличаются ли интонации стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» от интонаций стихотворения «Я покинул родимый дом...»?
2. В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти? В каком — чувства поэта обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью? Как это передаётся в актёрском чтении?
3. Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения? Подготовьтесь к их выразительному чтению, передав чувство любви поэта к Родине.
(вернуться к уроку)

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте вслух оба стихотворения. Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более быстрый, подвижный, динамичный? В каком — более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете почему?
2. Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стихотворении «Я покинул родимый дом...»?
3. В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком — более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете почему?
4. Отличаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения.
5. Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова? Найдите их в тексте стихотворений.
6. Обратите внимание на способ рифмовки в четверостишиях стихотворений. В каком из стихотворений выдержан один способ рифмовки, а в каком сочетаются две разные рифмовки?
7. Как вы считаете, почему строки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда —
в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем — последними?
8. Выучите наизусть одно из стихотворений С. Есенина о родном крае.
9. Какие стихотворения С. Есенина вы слышали в исполнении актёров? Какие из них вам запомнились? Почему?
10. Подготовьте отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений С. Есенина.
(вернуться к уроку)

Проект

Проведите в классе конкурс иллюстраций к стихотворениям С. Есенина, в котором его участники выступили бы с устной защитой своих работ, с выразительным чтением стихотворений, которые они иллюстрировали.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

 
 
 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz