Уроки 100-101. Джек Лондон. "Сказание о Кише". Зарубежная литература. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Джек Лондон
Джек Лондон, 1904 год
Жизнь и творчество Джека Лондона (на сайте "Литература для школьников")

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЖЕК ЛОНДОН
(1876-1916)

«СКАЗАНИЕ О КИШЕ»


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 100-101

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 100. Джек Лондон. "Сказание о Кише": что значит быть взрослым?

Урок 101. Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя

УРОК 100
ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ»:
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Джек Лондон». Сообщение о Дж. Лондоне с показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем. Составление плана и пересказ статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ ключевых фрагментов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений книжной графики.
Практическая работа. Составление плана характеристики Киша и рассказ о герое (с использованием цитат).
Самостоятельная работа. Письменная характеристика героя по плану. Чтение и обсуждение рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и сопоставление его героя с Кишем (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их защите.
Проект. Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Вступительная беседа:


Что вы знаете о писателе Дж. Лондоне?

Какие его книги вам знакомы?

Какие герои его книг вызывают ваше восхищение?

II. Чтение статьи учебника «Джек Лондон» (см. статью ниже)
в сочетании с рассказом учителя, показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем.

III. Составление плана статьи учебника для подготовки её пересказа:

1. Трудное детство и юность будущего писателя.

2. Смена множества профессий.

3. Дж. Лондон — золотоискатель.

4. Начало писательской деятельности.

5. Основные черты характера Дж. Лондона, которые помогли ему стать писателем.

6. Мужественные герои произведений Дж. Лондона.

IV. Рассказ о Дж. Лондоне с включением индивидуальных сообщений пятиклассников о писателе и его книгах.

V. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.
Обсуждение рассказа «Сказание о Кише» (в группах):

Г р у п п а 1.
Фрагмент с начала рассказа до слов «Я, Киш, сказал всё».


Расскажите, где и как жил Киш.

Прочитайте по ролям эпизод со слов: «Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет...» до конца фрагмента.

Обсуждение вопросов:

Как можно озаглавить этот эпизод? («Киш на совете охотников».)

Почему Киш выступил на совете охотников?

Почему охотники рассердились на него?

Можно ли назвать его выступление дерзким, неуважительным к старшим?

Какие качества характера Киша проявились в этом эпизоде?

Г р у п п а 2.
Фрагмент рассказа со слов: «Насмешками и глумлением проводили они Киша...»
до слов: «...в спорах друг с другом или со своими мужьями».

Расскажите, как прошла первая охота Киша.

Прочитайте по ролям эпизод со слов: «Так было положено начало тайне Киша...» до конца фрагмента.

Обсуждение вопросов:

Как можно озаглавить этот эпизод? («Недоумение охотников».)

Почему в посёлке по-разному отнеслись к первой охоте Киша?

Почему в посёлке «стали поговаривать о колдовстве»?

Почему изменилось отношение жителей посёлка к Кишу и его матери?

Какие поступки Киша говорят о его взрослении, о приобретении охотничьих умений?

Г р у п п а 3.
Фрагмент рассказа со слов: «Но больше всего занимала умы тайна чудесной охоты Киша...»
до слов: «...как Киш охотится на зверя...».

Расскажите, что сделали охотники, чтобы узнать тайну Киша.

Прочитайте по ролям эпизод со слов: «В жилище Клош-Квана был спешно созван совет...» до слов: «...как Киш охотится на зверя...».

Обсуждение вопросов:

Как можно озаглавить этот эпизод? («Рассказ Бима и Боуна».)

Что удивило охотников, наблюдающих за охотой Киша?

Что в поведении Киша на охоте было необычным?

Почему охотники не могли понять причину победы Киша над медведем?

Какие навыки настоящего охотника приобрёл Киш?

Г р у п п а 4.
Фрагмент рассказа со слов: «К концу этого дня женщины притащили тушу медведя...» до конца рассказа.


Расскажите, как мужчины собирали совет.

Прочитайте по ролям эпизод со слов «Клош-Кван повторил рассказ Бима и Боуна...» до конца рассказа.

Обсуждение вопросов:

Как можно озаглавить этот эпизод? («Киш раскрывает тайну».)

В чём выразилась смекалка Киша и достоинство взрослого охотника?

Что выражали междометия, которые произнесли Уг-Глук и Клош-Кван в конце рассказа?

Почему охотники начали уважать Киша?

В чём проявилась справедливость Киша, когда он стал вождём племени?

VI. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность,
смекалка, чувство собственного достоинства.


Обучение составлению плана характеристики героя и прослушивание сообщений о герое (с использованием цитат):

ТАБЛИЦА
План характеристики героя
Вопросы беседы
План характеристики Киша
Где и с кем жил Киш?
Киш — мальчик из посёлка северных охотников
Какие трудности испытал Киш в детстве?
Возраст и трудное детство Киша
Как Киш боролся за своё существование?
Образ жизни мальчика, его «борьба за жизнь»
Какие черты характера героя проявились в его поступках? Приведите примеры
Черты характера героя: смелость, смекалка, находчивость, прямодушие, решительность, целеустремлённость, мужество и др.
Как автор относится к Кишу и как выражает своё отношение к герою? Подтвердите свою позицию цитатами
Авторское отношение к Кишу, способы его выражения
Как относились к Кишу в посёлке?
Оценка героя другими персонажами
Каково ваше отношение к герою?
Читательские оценки образа Киша и их аргументация

VII. Иллюстрации к рассказу

Выполнение задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить письменно задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» с использованием плана характеристики героя.

Прочитать самостоятельно рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Сравнить его героя с Кишем.

Ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Групповое задание.

Подобрать иллюстративные и цитатные материалы и составить электронный альбом «Герои Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Индивидуальное задание.

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу и подготовиться к их защите.


УРОК 101
ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ»:
МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ


Основное содержание урока
Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике.

Основные виды деятельности учащихся.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Практическая работа. Составление плана характеристики литературного произведения. Рассказ о книге и её героях по плану. Подбор цитат на заданные темы (по группам). Презентация и защита собственных иллюстраций. Презентация и защита проекта «Герои Джека Лондона в экстремальных ситуациях».
Самостоятельная работа. Подготовка к итоговой контрольной работе по литературе за курс 5 класса. Чтение статьи «Стихи, и как читать их вслух» из раздела «Справочные материалы». Составление рекомендаций для начинающих чтецов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций

Вступительная беседа:


Какие экстремальные жизненные ситуации изображает Дж. Лондон в своих рассказах?

Расскажите, как герои книг Дж. Лондона преодолевали эти ситуации.

Почему ситуацию, в которой оказался Киш, можно назвать экстремальной?

Зачем истории о Кише автор предпосылает первый абзац рассказа?

Почему главным словом в этом абзаце становится слово почёт?

Предположите, как относились к почёту в посёлке, где жил Киш.

Почему читатель сначала узнаёт об охоте Киша из рассказа наблюдающих за ним охотников, а только потом — от самого Киша?

II Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа
Групповая исследовательская работа:

Г р у п п а 1.
Изображение северной природы и жизни северного народа.


Найдите в двух первых абзацах рассказа слова и выражения, рисующие трудности жизни людей в условиях северного климата.

Какие особенности жизни северного народа изображает автор?

Г р у п п а 2.
Изображение взросления Киша.


Проследите по тексту, как автор рисует взросление Киша, изменения в его поведении и речи.

Какие изменения в характере подростка наиболее важны для автора?

Г р у п п а 3.
Изображение полярного медведя.


Найдите в рассказе Бима и Боуна об охоте Киша особенности поведения раненого медведя.

Какие приёмы использует автор,чтобы изобразить, как человек побеждает зверя?

Г р у п п а 4. Изображение отношения старейшин племени к Кишу.

Проследите, как менялось отношение старейшин племени к Кишу.

Какими словами автор изображает внутреннее состояние вождя племени в сцене раскрытия тайны победы Киша над медведем?

III. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике
Обобщающая беседа:


Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему в рассказе дважды — в начале и в конце — упоминается о старухах, вдовах и беззащитных стариках?

Почему племя выбрало Киша своим вождём?

Почему в названии рассказа употреблено слово сказание?

Найдите толкование этого термина в словарях (толковом, словаре литературоведческих терминов).

СКАЗАНИЕ —
-я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях. (Толковый словарь Ожегова)

СКАЗАНИЕ —
прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф, предание, легенда, быль и др. Обычно анонимны. Например: "Сказание о граде Китеже", "Сказание о Мамаевом побоище" и т. д. (Словарь литературоведческих теминов)


В чём драматизм повествования о северном мальчике?

Докажите, что повествование автора о северном племени звучит оптимистически.

В чём нравственный смысл рассказа Дж. Лондона?

IV. Составление устного сообщения о рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише»
по плану анализа идейно-художественного своеобразия произведения:

1. Как в рассказе отразилась биография автора?

2. Какие жизненные явления положены в основу сюжета?

3. Какие проблемы поднимает автор в рассказе?

4. Как помогает пониманию рассказа его композиция?

5. Каковы причины столкновения героев (конфликта) рассказа?

6. Какова система персонажей рассказа?

7. Как герои связаны с главным вопросом (проблемой) произведения?

8. Каково авторское отношение к северным охотникам и к Кишу?

9. Какую роль играют в рассказе приёмы художественной выразительности: пейзаж, деталь, эпитеты, метафоры, сравнения и другие виды тропов?

10. Почему рассказ так называется?

V. Показ и защита рисунков к рассказам Дж. Лондона, выполненных учащимися и найденных в Интернете.

Коллективная защита учебного проекта — электронного альбома «Герои Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Домашнее задание

Подготовиться к итоговой контрольной работе по литературе за курс 5 класса.


Прочитать самостоятельно статью «Стихи, и как читать их вслух» из раздела «Справочные материалы» и составить 4—5 рекомендаций для начинающих чтецов.

Следующие уроки: Уроки 102-103. Уроки итогового контроля >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


ДЖЕК ЛОНДОН
1876-1916

Джек Лондон — американский писатель, родился в Сан-Франциско в семье разорившегося фермера. С детства он испытывал нужду и узнал труд; учась в школе, он зарабатывал продажей газет, затем работал на консервной фабрике, а в 14 лет, уйдя из дома, начал самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений.

Лондон становится матросом на торговом судне; вернувшись в Америку из плавания, он сменяет множество профессий, скитается вместе с другими безработными по разным штатам, сидит в тюрьме за бродяжничество.

В 1897 году Лондон, захваченный «золотой лихорадкой», вызванной тем, что на Аляске (Клондайк) и в Северо-Западной Канаде было открыто золото, отправляется на далекий Север искать счастья. Север, суровая природа, нравы золотоискателей и индейцев дали Лондону богатый и свежий материал для многих его произведений, которые он создаёт, вернувшись на родину.

Тяга к хорошим книгам стала для будущего писателя важнейшей. Он много писал, иногда по пятнадцать часов в сутки. Северные рассказы, которые он создавал на основе личных наблюдений и переживаний, полюбились публике. Сам писатель говорил: «Я верю в благородство и достоинство человека. Я верю, что духовность и бескорыстие займут место грубой жестокости и людоедства».

Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера, затем о путешествиях и приключениях в южных морях. Рассказы имеют большой успех. Лондон становится профессиональным писателем. Северные и морские рассказы Лондона составляют ряд сборников («Сын волка», «Дети мороза», «Сказки южных морей» и др.).

Джек Лондон оставил нам много хороших и разных книг о мужественных, смелых и благородных людях. Будем же читать их, будем помнить советы писателя: «Изучайте приёмы писателей, завоевавших известность. Они стали мастерами, и в их произведениях можно найти секреты их мастерства. Запишите заглавными буквами — РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ всё время. Старайтесь познать тайны Земли, Вселенной, материи и духа, мерцающего в этой материи, во всём — от ничтожной личинки до божества».

Согласны ли вы с этой мыслью автора? Прочитайте интереснейшую историю о Кише, которую рассказал нам Джек Лондон, подумайте, какой пример подаёт главный герой рассказа. Чему он учит нас?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


СКАЗАНИЕ И КИШЕ
Джек Лондон


Перевод Н. Георгиевской

Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш. Долгие и счастливые годы был он первым человеком в своём поселке, умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах. Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нём, которую они слышали от своих отцов и которую сами передадут своим детям и детям своих детей, а те — своим, и так она будет переходить из уст в уста до конца времён. Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу[2], достиг почёта и занял высокое место в своём поселке.

Киш, как гласит сказание, был смышлёным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц. Так считают на Севере годы, потому что каждую зиму солнце оставляет землю во мраке, а на следующий год поднимается над землёй новое солнце, чтобы люди снова могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, дабы даровать жизнь своим соплеменникам. Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью. Но люди быстро всё забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его — всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце — мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.

— Я скажу правду, — так начал он. — Мне и матери моей даётся положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жёсткое, и в нём слишком много костей.

Охотники — и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в расцвете лет, и те, что были ещё юны, — все разинули рот. Никогда не доводилось им слышать подобных речей. Чтобы ребёнок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!

Но Киш продолжал твёрдо и сурово:

— Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой старой старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.

— Вон его! — закричали охотники. — Уберите отсюда этого мальчишку! Уложите его спать. Мал он ещё разговаривать с седоголовыми мужчинами.

Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение.

— У тебя есть жена, Уг-Глук, — сказал он, — и ты говоришь за неё. А у тебя, Массук, — жена и мать, и за них ты говоришь. У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я. И я сказал: Бок погиб потому, что он был храбрым охотником, а теперь я, его сын, и Айкига, мать моя, которая была его женой, должны иметь вдоволь мяса до тех пор, пока есть вдоволь мяса у племени. Я, Киш, сын Бока, сказал.

Он сел, но уши его чутко прислушивались к буре протеста и возмущения, вызванной его словами.

— Разве мальчишка смеет говорить на совете? — прошамкал старый Уг-Глук.

— С каких это пор грудные младенцы стали учить нас, мужчин? — зычным голосом спросил Массук. — Или я уже не мужчина, что любой мальчишка, которому захотелось мяса, может смеяться мне в лицо?

Гнев их кипел ключом. Они приказали Кишу сейчас же идти спать, грозили совсем лишить его мяса, обещали задать ему жестокую порку за дерзкий поступок. Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам. Осыпаемый бранью, он вскочил с места.

— Слушайте меня, вы, мужчины! — крикнул он. — Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда — прежде чем вы не придёте ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Так слушайте же, мужчины, моё последнее слово. Бок, мой отец, был великий охотник. Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что делёж моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом! Я, Киш, сказал всё.

Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу, но он стиснул зубы и пошёл своей дорогой, не глядя ни вправо, ни влево.

На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметили, что он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нёс большое охотничье копье своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу. Это было невиданное событие. Никогда не случалось, чтобы мальчик его возраста ходил на охоту, да ещё один. Мужчины только покачивали головой да пророчески что-то бормотали, а женщины с сожалением смотрели на Айкигу, лицо которой было строго и печально.

— Он скоро вернётся, — сочувственно говорили женщины.

— Пусть идёт. Это послужит ему хорошим уроком, — говорили охотники. — Он вернётся скоро, тихий и покорный, и слова его будут кроткими.

Но прошёл день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша всё не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря.

Однако на следующий день рано утром Киш появился в посёлке. Он пришёл с гордо поднятой головой. На плече он нёс часть туши убитого им зверя. И поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.

— Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по моему следу, — сказал он. — За день пути отсюда найдете много мяса на льду — медведицу и двух медвежат.

Айкига была вне себя от радости, он же принял её восторги, как настоящий мужчина, сказав:

— Идём, Айкига, надо поесть. А потом я лягу спать, потому что я устал.

И он вошёл в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд.

Сначала было много сомнений, много сомнений и споров. Выйти на полярного медведя — дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее — выйти на медведицу с медвежатами. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принёс Киш, и это поколебало их недоверие. И вот, наконец, они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, — иначе мясо замёрзнет так крепко, что его не возьмёт даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду — дело нелёгкое. Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассёк туши на четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.

Так было положено начало тайне Киша. Дни шли за днями, и тайна эта оставалась неразгаданной. Киш снова пошёл на охоту и убил молодого, почти взрослого медведя, а в другой раз — огромного медведя-самца и его самку. Обычно он уходил на три-четыре дня, но бывало, что пропадал среди ледяных просторов и целую неделю. Он никого не хотел брать с собой, и народ только диву давался. «Как он это делает? — спрашивали охотники друг у друга. — Даже собаки не берёт с собой, а ведь собака — большая подмога на охоте».

— Почему ты охотишься только на медведя? — спросил его как-то Клош-Кван.

И Киш сумел дать ему надлежащий ответ:

— Кто же не знает, что только на медведе так много мяса.

Но в посёлке стали поговаривать о колдовстве.

— Злые духи охотятся вместе с ним, — утверждали одни. — Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить, как не тем, что ему помогают злые духи?

— Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? — говорили другие. — Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!

Так или не так, но Киша не покидала удача, и нередко менее искусным охотникам приходилось доставлять в посёлок его добычу. И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая старая старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания. И поэтому-то, и ещё потому, что он был отважным охотником, на него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождём после смерти старого Клош-Квана. Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится в совете, но он не приходил, а им было стыдно позвать его.

— Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. — Это должна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить.

— Так, — сказали те, с важностью кивая головой.

— Но у меня нет на это времени. Моё дело — охота, и она отнимает всё моё время. Было бы справедливо и правильно, чтобы мужчины и женщины, которые едят мясо, что я приношу, построили мне иглу.

И они выстроили ему такую большую, просторную иглу, что она была больше и просторнее даже жилища самого Клош-Квана. Киш и его мать перебрались туда, и впервые после смерти Бока Айкига стала жить в довольстве. И не только одно довольство окружало Айки-гу, — она была матерью замечательного охотника, и на неё смотрели теперь как на первую женщину в посёлке, и другие женщины посещали её, чтобы испросить у неё совета, и ссылались на её мудрые слова в спорах друг с другом или со своими мужьями.

Но больше всего занимала все умы тайна чудесной охоты Киша. И как-то раз Уг-Глук бросил Кишу в лицо обвинение в колдовстве.

— Тебя обвиняют, — зловеще сказал Уг-Глук, — в сношениях с злыми духами; вот почему твоя охота удачна.

— Разве вы едите плохое мясо? — спросил Киш. — Разве кто-нибудь в посёлке заболел от него? Откуда ты можешь знать, что тут замешано колдовство? Или ты говоришь наугад — просто потому, что тебя душит зависть?

И Уг-Глук ушёл пристыженный, и женщины смеялись ему вслед. Но как-то вечером на совете после долгих споров было решено послать соглядатаев по следу Киша, когда он снова пойдёт на медведя, и узнать его тайну. И вот Киш отправился на охоту, а Бим и Боун, два молодых, лучших в посёлке охотника, пошли за ним по пятам, стараясь не попасться ему на глаза. Через пять дней они вернулись, дрожа от нетерпения, — так хотелось им поскорее рассказать то, что они видели. В жилище Клош-Квана был спешно созван совет, и Бим, тараща от изумления глаза, начал свой рассказ.

— Братья! Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. И уж так осторожно мы шли, что он ни разу не заметил нас. В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень, очень большой медведь...

— Больше и не бывает, — перебил Боун и повёл рассказ дальше. — Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал не спеша уходить по льду. Мы смотрели на него со скалы на берегу, а он шёл в нашу сторону, и за ним, без всякого страха, шёл Киш. И Киш кричал на медведя, осыпал его бранью, размахивал руками и поднимал очень большой шум. И тогда медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шёл прямо на медведя...

— Да, да, — подхватил Бим. — Киш шёл прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Но когда Киш бежал, он уронил на лёд маленький круглый шарик, и медведь остановился, обнюхал этот шарик и проглотил его. А Киш всё бежал и всё бросал маленькие круглые шарики, а медведь всё глотал их.

Тут поднялся крик, и все выразили сомнение, а Уг-Глук прямо заявил, что он не верит этим сказкам.

— Собственными глазами видели мы это, — убеждал их Бим.

— Да, да, собственными глазами, — подтвердил и Боун. — И так продолжалось долго, а потом медведь вдруг остановился, завыл от боли и начал, как бешеный, колотить передними лапами о лёд. А Киш побежал дальше по льду и стал на безопасном расстоянии. Но медведю было не до Киша, потому что маленькие круглые шарики наделали у него внутри большую беду.

— Да, большую беду, — перебил Бим. — Медведь царапал себя когтями и прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок.

Но только он не играл, а рычал и выл от боли, — и всякому было ясно, что это не игра, а боль. Ни разу в жизни я такого не видал.

— Да, и я не видал, — опять вмешался Боун. — А какой это был огромный медведь!

— Колдовство, — проронил Уг-Глук.

— Не знаю, — отвечал Боун. — Я рассказываю только то, что видели мои глаза. Медведь был такой тяжёлый и прыгал с такою силой, что скоро устал и ослабел, и тогда он пошёл прочь вдоль берега и всё мотал головой из стороны в сторону, а потом садился и рычал и выл от боли — и снова шёл. А Киш тоже шёл за медведем, а мы — за Кишем, и так мы шли весь день и ещё три дня. Медведь всё слабел и выл от боли.

— Это колдовство! — воскликнул Уг-Глук. — Ясно, что это колдовство!

— Всё может быть.

Но тут Бим опять сменил Боуна:

— Медведь стал кружить. Он шёл то в одну сторону, то в другую, то назад, то вперёд, то по кругу и снова и снова пересекал свой след и наконец пришёл к тому месту, где встретил его Киш. И тут он уже совсем ослабел и не мог даже ползти. И Киш подошёл к нему и прикончил его копьём.

— А потом? — спросил Клош-Кван.

— Потом Киш принялся свежевать медведя, а мы побежали сюда, чтобы рассказать, как Киш охотится на зверя.

К концу этого дня женщины притащили тушу медведя, в то время как мужчины собирали совет. Когда Киш вернулся, за ним послали гонца, приглашая его прийти тоже, но он велел сказать, что голоден и устал и что его иглу достаточно велика и удобна и может вместить много людей.

И любопытство было так велико, что весь совет во главе с Клош-Кваном поднялся и направился в иглу Киша. Они застали его за едой, но он встретил их с почётом и усадил по старшинству. Айкига то горделиво выпрямлялась, то в смущении опускала глаза, но Киш был совершенно спокоен.

Клош-Кван повторил рассказ Бима и Боуна и, закончив его, произнес строгим голосом:

— Ты должен дать нам объяснение, о Киш. Расскажи, как ты охотишься. Нет ли здесь колдовства?

Киш поднял на него глаза и улыбнулся.

— Нет, о Клош-Кван! Не дело мальчика заниматься колдовством, и в колдовстве я ничего не смыслю. Я только придумал способ, как можно легко убить полярного медведя, вот и всё. Это смекалка, а не колдовство.

— И каждый может сделать это?

— Каждый.

Наступило долгое молчание.

Мужчины глядели друг на друга, а Киш продолжал есть.

— И ты... ты расскажешь нам, о Киш? — спросил наконец Клош-Кван дрожащим голосом.

— Да, я расскажу тебе. — Киш кончил высасывать мозг из кости и поднялся с места. — Это очень просто. Смотри!

Он взял узкую полоску китового уса и показал её всем. Концы у неё были острые, как иглы. Киш стал осторожно скатывать ус, пока он не исчез у него в руке; тогда он внезапно разжал руку, — и ус сразу распрямился. Затем Киш взял кусок тюленьего жира.

— Вот так, — сказал он. — Надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нём ямку — вот так. Потом в ямку надо положить китовый ус — вот так, хорошенько его свернув, и закрыть его сверху другим кусочком жира. Потом это надо выставить на мороз, и, когда жир замёрзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится — медведю станет больно. А когда медведю станет очень больно, его легко убить копьём. Это совсем просто.

И Уг-Глук воскликнул:

— О!

И Клош-Кван сказал:

— А!

И каждый сказал по-своему, и все поняли.

Так кончается сказание о Кише, который жил давным-давно у самого Полярного моря. И потому, что Киш действовал смекалкой, а не колдовством, он из самой жалкой иглу поднялся высоко и стал вождём своего племени. И говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые бы плакали ночью оттого, что у них нет мяса.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Кто главный герой рассказа? Каким вы его представляете? Что было самым главным в его характере? Почему его стали уважать люди? Почему он стал «первым человеком в своём посёлке, умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах»?

2. Какие строки этого произведения говорят о том, что происходило это очень давно? Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?

3. В чём была тайна Киша? Почему народ племени Киша благоденствовал?

4. Подготовьте рассказ о Кише, сопроводите его рисунками.

5. Как вы понимаете последнюю фразу этого рассказа: И говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые бы плакали ночью оттого, что у них нет мяса? На какую причину благодарной памяти соплеменников о Кише указывают эти слова?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рассмотрите иллюстрацию художника О. Поповича. Таким ли вы представляете себе героя рассказа?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. И́глу — хижина канадских эскимосов, сложенная из снежных плит. (вернуться)

 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz