Уроки 102-105. Уроки итогового контроля. Литературный праздник. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Иллюстрация Н. Кочергина к сказке "По щучьему веленью".
Источник: По щучьему веленью. М.: "Малыш", 1971 год.

УРОКИ
ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 102-105



Уроки 102-103. Уроки итогового контроля

Уроки 104-105. Литературный праздник. Путешествие по стране Литературии

102—103
УРОКИ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Основное содержание урока
Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Основные виды деятельности учащихся.
Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть); устный монологический ответ; различные виды пересказов; устные и письменные рассказы о произведениях и героях; иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов; выполнение тестов.
Самостоятельная работа. Выполнение заданий для викторин и ответы на «Заключительные вопросы и задания» из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Подготовка инсценировок фрагментов из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», рассказов И. С. Тургенева «Муму», Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», А. П. Чехова «Пересолил». Отчёты о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов.
Проект. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

I. Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся

В конце учебного года итоговый контроль, направленный на выявление уровня литературного развития учащихся 5 класса, можно организовать в форме игры «Путешествие в Литературный город», которая позволит выявить результаты обучения в менее жёсткой психологической форме, чем устный зачёт или письменная контрольная работа. Содержание контрольных заданий можно ограничить рамками примерной программы по литературе для основной школы.

Форма проведения игры-путешествия помогает включить в активную работу весь класс и проверить основные аспекты литературного развития пятиклассников:

умение выразительно читать и пересказывать;
знание наизусть;
развитие навыков монологической речи;
знание основ теории литературы;
общую начитанность школьников, их литературный кругозор;
развитие нравственно-психологической сферы на основе выявления умения рассуждать на нравственно-этические темы при изучении литературных произведений.

Учащиеся делятся на группы по 4—6 человек и поочередно подходят к контрольным пунктам, где их ждёт несколько экспертов. Это могут быть учителя-словесники, работники библиотеки, старшеклассники или пятиклассники с высоким уровнем подготовки.

На каждом из пунктов учащиеся группы берут по одному билету и выполняют предложенные задания, а затем отправляются к следующему пункту.

Учащиеся имеют право все задания знать заранее, а учитель — использовать их выборочно.

Примерные названия контрольных пунктов и варианты заданий могут быть такими:

Улица "Выразительного чтения и пересказов"


1. Прочитайте выразительно отрывок (100—120 слов) из русской народной сказки (для каждой группы сказка может быть другая).

Перескажите близко к тексту финал вашей любимой народной сказки.

2. Прочитайте выразительно отрывок из русской литературной сказки (для каждой группы сказка может быть другая).

Перескажите один из эпизодов сказки с использованием выразительных средств художественной речи.

3. Прочитайте выразительно отрывок из книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Перескажите кратко один из фантастических эпизодов, созданных Гоголем.

4. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Муму».

Перескажите выборочно отрывок, в котором показаны переживания Герасима.

5. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Перескажите от лица Жилина или Костылина эпизод, в котором автор утверждает гуманистические идеалы.

6. Прочитайте выразительно отрывок одного из рассказов А. П. Чехова.

Перескажите кратко юмористическую ситуацию из произведения Чехова.

7. Прочитайте выразительно отрывок из русской прозы XX века (И. А. Бунин, В. Г. Короленко, К. Г. Паустовский, А. П. Платонов и др.)

Перескажите выборочно историю литературного героя, с которым связаны нравственные вопросы книги.

8. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Перескажите от лица Васютки эпизод, где он преодолевает трудности пребывания в тайге.

Площадь "Чтения наизусть"

1. Прочитайте наизусть одну из басен И. А. Крылова.

Какие человеческие пороки высмеивал И. А. Крылов в баснях?

2. Прочитайте наизусть вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Какие народные сказки вы можете вспомнить при чтении этого отрывка?

3. Прочитайте наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Няне».

Какую роль сыграла няня в жизни поэта?

4. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Какое чувство вдохновляло солдат на подвиг в войне 1812 года и как оно выражено поэтом?

5. Прочитайте наизусть отрывок из произведения Н. А. Некрасова.

Какие мысли автора о судьбе русского народа выражены в нём?

6. Прочитайте наизусть одно из стихотворений русских поэтов XIX века о Родине и родной природе (Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, И. З. Суриков).

Какие картины русской природы особенно дороги поэтам?

7. Прочитайте наизусть одно из стихотворений о Великой Отечественной войне.

Что вы знаете о подвигах детей в годы войны?

8. Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта XX века о Родине и родной природе (С. А. Есенин, И. А. Бунин, Дон-Аминадо, Д. Б. Кедрин, А. А. Прокофьев, Н. М. Рубцов).

Какой мы видим Россию в этом стихотворении?

Проспект "Монологов"

1. Расскажите о своей домашней библиотеке и вашем отношении к ней.

2. Книги на какие темы вы любите читать?

Расскажите о вашей любимой книге.

3. Что отличает хорошую книгу от плохой? Аргументируйте своё мнение.

4. Какими качествами должен обладать хороший читатель?

Опишите словами хорошего читателя.

5. Зачем нужно развивать читательские умения?

Расскажите, как вы развиваете свои читательские способности.

6. Какие детские газеты и журналы вы знаете и читаете?

Расскажите о публикациях (об изданиях), которые вызвали ваш интерес.

7. Чем, по-вашему, различаются книги и их экранизации (театральные постановки)?

Расскажите о понравившемся фильме (спектакле) на литературный сюжет.

8. Каких художников-иллюстраторов литературных произведений вы знаете?

Опишите одну из запомнившихся иллюстраций.

Башня "Теории литературы" (решение тестов, ответы даны в скобках)

1. Распределите по двум столбикам признаки народной и литературной сказок:
ТАБЛИЦА
Признаки народной и литературной сказок
1. Народная сказка
2. Литературная сказка
    
    
    
    
    
    
    
    

Бытует в устной форме (1); существует в письменной форме(2);
конкретный автор отсутствует (1); автор всегда известен (2);
может иметь несколько вариантов (1); не имеет вариантов (2);
обязательно имеет зачин, присказки, концовку (1); может не иметь традиционного зачина и концовки (2).

2. Подчеркните те признаки, которые присущи только стихотворной речи:

1) чёткий ритм; 2) наличие рифмы; 3) запись в столбик; 4) краткость; 5) эмоциональность; 6) наличие эпитетов, метафор, сравнений; 7) деление на строки; 8) строфика.
(Ответы: 1, 2, 7, 8.)

3. Соедините стрелками цитаты и названия литературных родов:

ТАБЛИЦА
Литературные роды
1. Эпос
К о р о л е в а (нетерпеливо). Что же я должна написать?
К а н ц л е р. Одно из двух, ваше величество, либо «казнить», либо «помиловать».
К о р о л е в а (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» — это короче! (3)
2. Лирика
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была Масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. (1)
3. Драма
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (2)

4. Распределите названия изученных вами произведений по трём колонкам в соответствии с наличием в них следующих признаков:
ТАБЛИЦА
1. Юмор
2. Аллегория
3. Фантастика
    
    
    
    
    
    

«Хирургия» (1), «Царевна-лягушка» (3), «Волк на псарне» (2), «Два великана» (2), «Заколдованное место» (3), «Игорь-Робинзон» (1).

5. Соотнесите стихотворные цитаты со списками использованных в них изобразительно-выразительных средств:
эпитет, метафора, сравнение, гипербола, звукопись.

ТАБЛИЦА
Изобразительно-выразительные средства
1. И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка
Эпитеты, сравнение, олицетворение (3)
2. И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам
Сравнение, метафора, эпитеты (4)
3. А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!
Эпитеты, олицетворение (1)
4. Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины
Эпитеты, метафора (2)
5. И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит
Метафора, звукопись (6)
6. Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй
Гипербола (5)

6. Подчеркните среди перечисленных признаки баллады:

1) Имеет счастливый финал, где добро побеждает зло;
2) часто имеет историческую основу;
3) пишется в прозе;
4) является поэтическим пересказом легенды, предания;
5) имеет сказочный, фантастический сюжет. (Ответ: 2, 4, 5.)

7. Заполните таблицу, соотнеся портреты литературных героев с их именами, данными в материалах для справок. Укажите авторов и названия произведений.

1) Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла.

2) Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.

3) Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.

4) Мучная пыль... лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза.

5) С ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого маленького мужичка.

6) Мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

7) Сбросила всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

8) Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные.

ТАБЛИЦА
Портреты
1
2
3
4
5
6
7
8
Имена героев
    
    
    
    
    
    
    
    
Названия произведений
    
    
    
    
    
    
    
    
Авторы произведений
    
    
    
    
    
    
    
    

Материалы для справок:
дочь-семилетка (7), злая мачеха (1), Татьяна (2), Костылин (3), Валек (6), мельник Панкрат (4), Хозяйка Медной горы (8), Васютка (5).

8. Соотнесите описания природы с названиями литературных произведений
(в скобках после названия произведения даны ответы на это задание):

ТАБЛИЦА
Описания природы
Автор и название произведения
1. Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали
С. А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями...» (3)
2. ...вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (1)
3. До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место» (4)
4. Боже ты мой, какая ночь! Ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (2)
5. Когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплёскивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги
В. Г. Короленко «В дурном обществе» (7)
6. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль, жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь; ни деревца, ни кустика по дороге
И. С. Тургенев. «Муму» (5)
7. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами
К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб» (8)
8. А к ночи небо зазеленело как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» (6)

Сад "Нравственных категорий"

1. Назовите произведения, герои которых помогают своим товарищам.
Оцените их действия.

2. Назовите писателей, книги которых помогают нам любить и понимать природу.
Дайте краткий отзыв на одну из таких книг.

3. В каких литературных произведениях осуждается жадность?
Вспомните и назовите авторские оценки жадных героев.

4. Какие книги рассказывают нам о животных?
Прокомментируйте отношение писателей «к братьям нашим меньшим».

5. Какие литературные герои вызывают ваше восхищение, а какие — сочувствие?
Объясните свою точку зрения.

6. О каких событиях из истории нашей Родины вы узнали из прочитанных книг?
Обоснуйте, чем дороги для нас книги на историческую тему.

Домашнее задание

Выполнить задания для викторин и ответить на «Заключительные вопросы и задания» из практикума «Читаем, думаем, спорим...» для 5 класса.

Групповые задания.

Подготовить инсценировку фрагментов стихотворения «Крестьянские дети», рассказов «Муму», «Кавказский пленник», «Пересолил».

Подготовить к защите учебные проекты, которые не были защищены на уроках в течение учебного года.




УРОКИ 104—105
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ 5 КЛАССА


Основное содержание урока
Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.

Основные виды деятельности учащихся.
Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов.

I. Повторительно-обобщающий урок-праздник

Уроки проводятся в форме устного журнала
(в 4 группах).

Группы учащихся будут задавать вопросы другим группам.

Между литературными конкурсами можно включить концертные номера:
выразительное чтение, пение, инсценирование, музицирование и т. п. Цель уроков — повторение основных разделов курса литературы 5 класса в игровой форме и подведение итогов конкурса «Лучший читатель года».

Страница 1. Книга в жизни человека

Решите кроссворд на тему «Книга и её составные части. Создатели книги».
(Группы получают по одному баллу за каждый правильный ответ.)

По горизонтали:
1 Создатель литературного произведения.
2 Одна сторона листа бумаги в книге.
3 Верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу.

По вертикали:
1 Живописно украшенная первая буква текста в древних книгах.
2 Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке книги к печати.
3 Двойные листы плотной бумаги, соединяющие блок страниц с переплётом книги.
4 Живописец, иллюстрирующий книгу.
5 Собрание слов, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями.

Ответы: буквица
редактор
форзац
художник
словарь
обложка
страница
автор

Страница 2. Фольклор

Исполнение одного из фольклорных произведений (народной песни, частушек и др.).

Перечислите известные вам фольклорные жанры и произведения каждого жанра.
(Выигрывает та группа, которая назовёт фольклорный жанр последней.)

Страница 3. Древнерусская литература

Назовите героев древнерусских летописей и кратко перескажите сюжеты, связанные с ними.
(Группы получают по 1 баллу за каждого названного героя и 2 балла за каждый пересказанный сюжет.)

Страница 4. Из литературы XVIII века

Вставьте в текст о М. В. Ломоносове пропущенные слова (по одному баллу за слово):

Ломоносов родился в ... губернии. С рыбным обозом он ушёл в ... и поступил в ... академию. После возвращения из Германии, где будущий учёный осваивал естественные науки, он становится профессором ... . Он стал основателем первого в России высшего учебного заведения — ... ... . Велики заслуги Ломоносова в словесных науках. Его излюбленным литературным жанром стала ... . Героями его стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...» становятся учёные — ... и ... .

Слова для самопроверки:
Архангельская, Москва, Славяно-греко-латинская, химия, Московский университет, ода, Коперник и Птолемей.

Страница 5. Из литературы XIX века

1. Проведите интеллектуальную эстафету, называя по очереди крылатые выражения из басен Крылова.
(Выигрывает та группа, которая назовет крылатое выражение последней.)

Прослушивание фрагмента из увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

2. Чтение по цепочке четверостиший из поэзии Пушкина.
(Выигрывает та группа, которая прочитает пушкинское четверостишие последней.)

3. Придумайте стихотворные подписи под иллюстрациями к стихотворению «Бородино».
(Учитель демонстрирует 8 слайдов с иллюстрациями, школьники вспоминают к ним цитаты. За каждый правильный ответ — 1 балл.)

4. Посмотрите галерею иллюстраций (8 слайдов) к повестям Н. В. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и угадайте, к каким повестям они относятся.
(За каждый правильный ответ — 1 балл.)

Прослушивание одного из романсов на стихи Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова (например, «Весенние воды» Ф. И. Тютчева на музыку С. В. Рахманинова).

5. Конкурс на лучшую инсценировку:

Крестьянские дети наблюдают за охотником («Крестьянские дети»).

Разговор Гаврилы, Капитона и Татьяны о предстоящей свадьбе («Муму).

Татары просят у Жилина выкуп («Кавказский пленник»).

Разговор возницы и пассажира («Пересолил»).

Страница 6. Из литературы XX века

Прослушивание одного из романсов на стихи С. А. Есенина, например «Отговорила роща золотая...» или «Письмо к матери».

1. Эстафета выразительного чтения стихотворений поэтов XIX—XX вв. о Родине и родной природе (или мелодекламация).

2. Конкурс на лучший пересказ эпизода от лица героя:

Рассказ о встрече с отцом от лица Саши («Подснежник»).

Рассказ о спасении мельницы от лица сороки («Тёплый хлеб»).

Рассказ о живых существах от лица Никиты («Никита»).

Рассказ об озере, полном рыбы, от лица Васютки («Васюткино озеро»).

3. Показ видеофрагмента по мотивам пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Конкурс на лучшую оценку игры актёров или работу художника-мультипликатора.

4. Конкурс «Географические названия».

Соотнесите названия литературных произведений с упоминающимися в них географическими названиями:

ТАБЛИЦА
1. «Тёплый хлеб»
Санкт-Петербург (2)
2. «Чёрная курица, или Подземные жители»
Москва (3)
3. «Муму»
деревня Бережки (1)
4. «Кавказский пленник»
Княжье-Вено (5)
5. «В дурном обществе»
Енисей (6)
6. «Васюткино озеро»
Париж (7)
7. «Игорь-Робинзон»
Днепр (8)
8. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Кавказ (4)

5. Соотнесите фамилии писателей с названиями литературных мест:

ТАБЛИЦА
Соотнесите фамилии писателей с названиями литературных мест
1. Пушкин
Спасское-Лутовиново (3)
2. Лермонтов
Тарханы (2)
3. Тургенев
Захарово (1)
4. Чехов
Константиново (5)
5. Есенин
Таганрог (4)
6. Астафьев
Ясная Поляна (7)
7. Л. Толстой
Овсянка (6)
8. Бунин
Елец (8)

II. Показ и защита проектов, которые не были ранее представлены на уроках
(каждый пятиклассник может участвовать в 4—5 учебных проектах в течение года).

III. Итоги учебного года.

IV. Задания для летнего чтения

V. Награждение учащихся самостоятельно сделанными памятными медалями, а также грамотами, книгами, сувенирами за лучшее выразительное чтение, за лучший пересказ от лица героя, за лучшее знание теории литературы, за лучшую иллюстрацию, за лучшую презентацию, за лучший проект.

VI. Викторина, состоящая из итоговых вопросов практикума «Читаем, думаем, спорим...», подведение итогов конкурса «Лучший читатель года» и вручение списков литературы для летнего чтения.

Вернуться к первому уроку: Урок 1. Вступительный урок. Книга в жизни человека >>>


СТИХИ, И КАК ЧИТАТЬ ИХ ВСЛУХ

Несколько советов известного чтеца Якова Михайловича Смоленского


Я хочу поделиться с любителями звучащего слова некоторыми мыслями, наблюдениями, основанными на моём исполнительском и педагогическом опыте.

Из многочисленных признаков, отличающих стихотворную речь от прозаической, выделим сначала главный, решающий: ритмическую её организацию. «Ритм — это повторение через равные промежутки времени каких-либо однозначных явлений». Конечно, ритм имеет и художественная проза. Вы всегда отличите фразу Толстого от фразы Чехова... Но почти в любом случае прозаическая фраза производит на вас впечатление естественной — «как в жизни». В стихотворном слове как будто возникает некая дополнительная энергия. У Пушкина в «Домике в Коломне» читаем:

Как весело стихи свои вести
Под цифрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый стих замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем...

Поэт отдаёт себе отчет в том, насколько сильнее, чем в обыденной речи, воздействует на человека каждый «слог», вставленный в речь стихотворную (стихом в науке о поэзии называется одна законченная строка стихотворения).

Этим магическим свойством стихотворного слова объясняется то, что стихи намного лаконичнее прозы. Остановимся подробнее на этом качестве стихотворной речи. Перед нами любимая с детства «Сказка о царе Салтане...». Вспомним строки:

Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.

Предельная краткость изложения бросается в глаза. Гонец же преодолевает у Пушкина несметное расстояние при помощи двух строчек. Ритм сам по себе несёт некую повышенную эмоциональность. Именно она придаёт человеку новые силы при ходьбе в строю, она даёт добавочную энергию слову в стихе.

При создании художественного стихотворного произведения ритм может быть выражен только через сочетания слов. Слово в настоящей поэзии должно предельно точно выражать мысль автора, должно быть пронизано глубоким чувством, должно нести в себе образное содержание. Мысль, чувство, образ являются непременными условиями для произведения любого вида.

Поэт умеет самые обыденные слова организовать так, что они становятся магическими, с необычайной силой действуют на нас. Поэт намеренно и властно сталкивает два ряда слов («повседневный», «низкий» бытовой и возвышенный, редко употребляемый в быту), и нас невольно поражает яркое образное несоответствие. Иногда сталкиваются два родственных глагола, несовершенного и совершенного вида: ехать и приехать. «Едет», поставленное в настоящем времени, создаёт впечатление необычайно длительного действия. «Приехал» — долгожданное завершение действия.

Мы — исполнители — должны понять, увидеть, как сделана вещь. Поэты для нас строители. Мы «принимаем» от них здание поэзии. Но, для того чтобы правильно его эксплуатировать, мы обязаны досконально знать, как прилажены друг к другу «слова-кирпичи», как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли, где и как высекается драгоценная искра жизни.

Нам важно помнить, что стих со времён Ломоносова до наших дней — это ударность. Именно вокруг ударных гласных формируются все остальные элементы, создающие в совокупности стройное и прекрасное здание ритмов русской поэзии (1 — первый — ударный, второй — безударный) или (1 — первый — безударный, второй — ударный).

Анализируя любое стихотворение или стихотворный отрывок, особое внимание надо обращать на короткие, широко звучащие строчки. В них большей частью содержится та или иная смысловая вершина.

Всем без исключения мы настойчиво рекомендуем пристально вглядываться и вслушиваться в стих, проникая не только в глубину его мысли, но и в способ его построения. Без этого самая прекрасная мысль не может быть выражена.

И читать. Как можно больше читать и вслух, и про себя. Ничто так не воспитывает вкус и всевозможные навыки, как чтение.

Кроме того, рифма — полное созвучие одного или нескольких слогов. Существуют парная, кольцевая, или опоясывающая, перекрёстная рифмы, которые учитываются при чтении.

С самого детства перед человеком, подобно миру природы, простирается широкий мир поэзии. Каждый по-своему видит и чувствует родную природу: один ярче и сильнее, другой спокойнее реагирует на окружающую нас красоту. Это зависит от индивидуальных склонностей, от среды, воспитания. Так же и с поэзией...

Истинные любители поэзии, за всю жизнь не написавшие ни одной строчки, могут чувствовать поэзию в стихах, в природе, в человеческих проявлениях не менее сильно. Один из интереснейших поэтов Евгений Винокуров говорит: «Поэзия — это то, что входит в кровь читателя, оседает в ней...» Исполнитель стихов не может не быть любителем поэзии.

Прежде чем принимать вещь... к исполнению, нужно не только глубоко вдуматься в неё, но и найти в ней нечто такое, что порой даже неосознанно заволнует тебя. Если этот процесс не произойдёт — не будет правды в исполнении.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи Я. М. Смоленского «Стихи, и как читать их вслух».

Что вы взяли бы себе на вооружение при подготовке чтения стихотворений наизусть? Какие советы вам особенно пригодились бы:

— правильно выбрать стихотворение, глубоко вдуматься и изучить его;
— осмыслить ритм («Ритм сам по себе несёт некую повышенную эмоциональность»), логические ударения, паузы;
— понять особую магию слов (бытовых и возвышенных) избранного стихотворения;
— осознать чувства и интонации, которыми пронизано избранное для чтения произведение;
— найти в себе ответные чувства на то, что высказано автором?

2. Что вы прежде всего принимаете во внимание при подготовке выразительного чтения стихотворения?

3. Подготовьте к конкурсному чтению своё любимое стихотворение.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

Памятник Тому Сойеру и Геку Финну (скульптор Фредерик Хиббард).
Установлен 27 мая 1926. в г. Ганнибал у подножия Кардиффской горы.
В городе Ганнибал (Америка, река Миссисипи) провел свое детство знаменитый американский писатель Марк Твен. В центре города возвышается большой Кардиффский холм. А на холме — памятник двум босоногим мальчишкам — Тому Сойеру и Гекльберри Финну — героям книг Марка Твена. Ребята изображены такими, какими их представляют, очевидно, многие поколения читателей, — беспечными, озорными, мальчишески непосредственными. Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку.
(вернуться к уроку)
 
Дом-музей  Марка Твена – дом в Хартфорде (Коннектикут), где в 1874–1891 гг. жил писатель.
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz