Уроки 70-73. С.Я.Маршак. Сказки для детей. Двенадцать месяцев. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет С.Я. Маршака работы А.М. Герасимова, 1954
Источник: Набор открыток "Советские художники. Александр Герасимов". Изд-во "Советский художник", Москва, 1961 г.

МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(1887 – 1964)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 70-73

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 70. С.Я.Маршак. Сказки для детей. Урок внеклассного чтения
Урок 71. С.Я.Маршак. "Двенадцать месяцев": проблемы и герои
Урок 72. С.Я.Маршак. "Двенадцать месяцев": пьеса-сказка и её народная основа
Урок 73. С.Я.Маршак. "Двенадцать месяцев". Урок развития речи

УРОК 70
С. Я. МАРШАК. СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Сказки С. Я. Маршака для детей: «Кош кин дом», «Горя бояться — счастья не видать». Из книги «Сказки разных народов»: «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. Их герои и нравственный смысл.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Инсценировка эпизодов из пьес-сказок «Кошкин дом» и «Горя бояться — счастья не видать» и обсуждение их содержания. Выразительное чтение стихотворных сказок писателя (в том числе по ролям и наизусть). Обсуждение сказок по вопросам учителя. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказы о героях сказок. Нравственная оценка героев стихотворных сказок. Презентация и защита иллюстраций к сказкам и конкурс на лучшее словесное рисование иллюстрации к сказке.
Самостоятельная работа. Чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и подготовка к выразительному чтению её фрагментов по ролям. Ответы на вопросы по содержанию сказки.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Инсценировка эпизода из сказки «Кошкин дом».

II. Беседа по содержанию сказки.

Перечислите всех героев сказки (ученик, назвавший последнее имя, получает приз или призовую сумму баллов).

Какие события происходят в сказке до этого эпизода?

Что хотел сказать детям писатель своей сказкой?

Какие нравственные качества героев сказки восхищают автора?

Чем сказка Маршака близка народным сказкам?

III. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Рассказ о писателе с показом презентации, которая включает в себя галерею портретов писателя, изображения мест, связанных с именем Маршака.

IV. Чтение статьи учебника о писателе (см. статью ниже) и обобщающая беседа:

С чего началась литературная деятельность Маршака?

Кто из известных русских культурных деятелей помогал Маршаку в юности?

Где Маршак начал печататься?

Какие произведения Маршака вам известны?

Какие факты биографии Маршака вы узнали из его книги «В начале жизни»?

V. Инсценирование (или чтение по ролям) начального эпизода сказки «Горя бояться — счастья не видать»
и беседа по содержанию пьесы:


Перечислите всех героев пьесы.

Чем они похожи на героев народных сказок?

Какие события происходят в сказке?

Чем она заканчивается?

Как в сказке отразились народные представления о добре и зле?

VI. Из книги «Сказки разных народов»:

сказки С. Я. Маршака «Старуха, дверь закрой!», «Сказка про короля и солдата», «Поросята» и др. Их герои и нравственный смысл.

Групповая работа, связанная с чтением
и обсуждением стихотворных сказок Маршака из книги «Сказки разных народов»:


Г р у п п а 1. «Старуха, дверь закрой!»

Прочитайте сказку выразительно (по ролям).

Какая народная сказка легла в основу сюжета стихотворной сказки?

Что добавил поэт к народному сюжету, создавая свою сказку?

В чём юмористический смысл сказки?

Почему старуха не выдержала уговора?

Какие человеческие качества высмеивает поэт?

В чём нравственный смысл сказки?

Г р у п п а 2. «Сказка про короля и солдата».

Прочитайте сказку выразительно (по ролям).

Какая народная сказка легла в основу сюжета стихотворной сказки?

Что в сказке Маршака напоминает бытовые сказки?

Как в сказке отразились народные представления о справедливости?

Почему солдат и свинопас показаны умнее короля?

Почему солдат не может прожить без гвардии?

В чём комический смысл сказки?

Г р у п п а 3. «Поросята».

Почитайте сказку выразительно (по ролям).

Смешно ли вам было читать сказку?

В чём аллегорический смысл сказки?

Почему автор называет это произведение басней?

Найдите в стихотворении черты басни.

Можно ли назвать последнюю строфу моралью?

Что хотел сказать писатель своим произведением?

VII. Показ и защита иллюстраций к сказкам
и конкурс на лучшее словесное рисование иллюстрации к сказке.


Домашнее задание

Прочитать пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» полностью и подготовиться к выразительному чтению её фрагментов по ролям.

Ответить на вопросы по содержанию пьесы-сказки:

— Какие события происходят в сказке Маршака до тех фрагментов, которые помещены в учебнике?

— Что происходит в сказке после встречи Падчерицы с двенадцатью месяцами?

— Чем заканчивается пьеса-сказка?

УРОК 71
С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»:
ПРОБЛЕМЫ И ГЕРОИ


Основное содержание урока
Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомысленность. Пьеса-сказка в актёрском исполнении

Основные виды деятельности учащихся.
Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Восприятие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и её выразительное чтение по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров. Выполнение заданий фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки. Практическая работа. Составление плана характеристики героев (по группам). Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования). Самостоятельная работа. Подготовка устных сообщений о характере и поступках Падчерицы, Королевы, Мачехи, Дочки, Профессора, Солдата (по выбору). Чтение словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») и ответы на вопросы практикума.
Проект. Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» (по группам):
выбор фрагмента пьесы-сказки; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спектакля.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Положительные и отрицательные герои

Г р у п п а 1.
Чтение по ролям диалога Королевы и Профессора
с начала картины до слов «Да-да, воля моя, и вы должны её исполнять».

Какие черты характера и поступки Королевы достойны осуждения? Докажите свою позицию. Какие приёмы использует автор, описывая поведение Королевы?

Как ведёт себя Профессор?

Какие реплики героев показались вам комическими? Почему?

Рассмотрите кадр из мультфильма. Удалось ли художнику передать своенравие Королевы?

В чём комичность реплик глашатаев?

Г р у п п а 2.
Чтение по ролям диалога Старухи и Дочки
со слов «А что, мама, в ту корзинку много золота войдёт?» до слов «Ужинать пора».

О чём мечтают Старуха и Дочка? Как они относятся друг к другу? К Падчерице?

Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

Как это их характеризует?

Каково авторское отношение к героиням? Как можно обнаружить авторское отношение к персонажам пьесы?

Почему этих героинь мы называем отрицательными?

Прочитайте авторские ремарки и объясните их роль в эпизоде.

Г р у п п а 3.
Чтение по ролям эпизода
со слов «Лес. На землю падают крупные хлопья снега...» до слов «Двенадцать братьев, замолчав, поворачиваются к ней».

Какие чувства вызывают монологи Падчерицы?

Какую роль играют в них ремарки?

Почему перед появлением братьев-месяцев даётся обширная ремарка?

Рассмотрите кадр из мультфильма и подумайте, удалось ли художнику передать настроение песни месяцев.

II. Обобщающая беседа:

Расскажите, что происходит после встречи Падчерицы с двенадцатью месяцами.

С какой целью автор «отправляет в лес» всех обитателей королевского дворца?

Какие диалоги действующих лиц, не вошедшие в учебник, показались вам особенно смешными?

Как автор добивается комического эффекта?

Какие герои являются в сказке воплощением добра или зла?

Зачем автор показывает в пьесе конфликт бескорыстия и жадности, терпения и легкомысленности? Кто из героев пьесы является воплощением этих качеств?

Домашнее задание

Дочитать пьесу до конца и подготовить краткие устные сообщения о характере и поступках Падчерицы, Королевы, Мачехи, Дочки, Профессора, Солдата (по выбору).

Прочитать словацкую народную сказку «Двенадцать месяцев» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») и ответить на вопросы практикума.

Ответить на вопросы 2, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповое задание.

Подготовить по группам сцены спектакля по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» (см. раздел «Проект»):

Г р у п п а 1. Встреча Падчерицы с месяцами со слов «Падчерица сначала не решается выйти на поляну» до слов «Снежные хлопья закрывают всю сцену».

Г р у п п а 2. Эпизод с колечком со слов «Звон колокольчиков. Ржанье лошадей» до слов «Как бы не так! Только о ней все и беспокоятся».

Г р у п п а 3. Финальный эпизод пьесы со слов «Солдат, Королева и Профессор оборачиваются к ней и удивлённо смотрят на неё» до конца пьесы.

УРОК 72
С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»:
ПЬЕСА-СКАЗКА И ЕЁ НАРОДНАЯ ОСНОВА


Основное содержание урока
Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной пьесе-сказке. Общность и различие сказки С. Я. Маршака и народной сказки.

Основные виды деятельности учащихся.
Театрализованное представление сцен из пьесы-сказки (по группам). Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Сопоставление пьесы-сказки и её фольклорных источников. Выявление в пьесе-сказке черт фольклора, определение художественной функции фольклорных образов. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.
Практическая работа. Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Заполнение аналитической таблицы «Общность и различие пьесы-сказки Маршака „Двенадцать месяцев“ и одноимённой народной сказки».
Самостоятельная работа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов, подбор необходимых цитат для письменного высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Театрализованное представление сцен из пьесы-сказки (по группам).

II. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 2, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие поступки героев получили положительную авторскую оценку?
Какие человеческие качества приветствует автор? Обоснуйте своё мнение.

Какие поступки и личностные качества героев достойны осуждения? Приведите примеры.

Какие особенности вы заметили у драматических произведений?

В каком времени обычно происходит действие пьесы?

Что отличает пьесу от эпоса и лирики?

Как обнаружить в пьесе присутствие автора?

Каких героев пьесы можно назвать сказочными?

Какие события пьесы являются фантастическими, волшебными?

III. Сопоставительный анализ литературной пьесы-сказки и её народной основы:

Вспомните содержание народной сказки «Двенадцать месяцев».

Что в сюжете пьесы близко народной сказке? Перескажите кратко эти эпизоды.

Какие герои пьесы-сказки Маршака действуют в народной сказке (Мачеха, Дочка, Падчерица, двенадцать месяцев)? Чем отличаются герои пьесы-сказки от своих фольклорных «двойников»?

Каких ещё героев ввёл автор в пьесу? Зачем?

Какие из этих героев близки героям народных сказок (Королева, Садовник, солдаты, послы, ворон, заяц, белки, медведь, первый и второй глашатаи, двенадцать месяцев), а какие в них не встречаются (гофмейстрина, учитель королевы, канцлер, офицеры королевской стражи, королевский прокурор)?

Что сближает пьесу-сказку Маршака с народными сказками и в чём их различие?

Результаты наблюдений учащихся могут быть обобщены в таблице:

ТАБЛИЦА
Что сближает пьесу-сказку Маршака с народными сказками и в чём их различие?
Словацкая народная сказка
Пьеса-сказка Маршака
Общность
В сказках близкие сюжеты и общие герои. Обе сказки имеют счастливый финал, зло наказано, добро торжествует
Различие
Всего 3 персонажа и 12 месяцев
Еще 20 действующих лиц, часть из которых никогда не встречается в народных сказках
Простой сюжет: мачехина дочка трижды посылает падчерицу в лес за фиалками, ягодами, яблоками, а затем идёт в лес сама и замерзает
Герои показаны подробно, многогранно. В сюжет включены линия Королевы и придворных, линия «Падчерица — Солдат» и линия волшебных животных: белок, зайца, медведя, ворона
Конфликт — между падчерицей и мачехиной дочкой, которой помогает сама мачеха
Конфликт шире: столкновение происходит не только между Падчерицей, Мачехой и её Дочкой, но и между Падчерицей и Королевой
Герои сказки чётко делятся на положительных и отрицательных и по ходу сюжета не меняются
Отрицательные герои наказаны, но меняются или могут измениться к лучшему. Королева осознаёт свои ошибки. Мачеха и Дочка, превращённые в собак, могут снова стать людьми
Оценка героев даётся с позиций народной морали и нравственности
Оценка героев происходит с позиции автора
Написана прозой
Состоит из прозаических и стихотворных фрагментов
Является эпическим произведением
Является драматическим произведением

Пятиклассники могут найти и другие, более частные различия между сказками.

Домашнее задание

Выбрать из проблемных вопросов следующего урока один, обдумать его, подобрать для письменного высказывания необходимые цитаты.

Групповое задание.

Выбрать фрагменты из пьес Маршака для постановки на школьной сцене во внеурочное время; подумать над распределением ролей и составлением «замечаний для господ актёров»: определение возраста героя, его внешности, костюма, мимики, жестов, основных интонаций; продумать оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; подобрать звуковое сопровождение спектакля (по группам под руководством учителя).

УРОК 73
С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Основное содержание урока
Подготовка спектакля по пьесам Маршака. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные».
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения по ролям рассказа А. Платонова «Никита».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Подготовка спектакля по пьесам Маршака.


Консультирование актёров, художников и звукооператоров будущего спектакля, анализ, отбор и компоновка материалов и сценических идей.

II. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

Составление планов письменных ответов на проблемные вопросы (в группах):

Т е м а 1.
Как и почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?


Вопросы для обсуждения:

Почему в пьесе-сказке Маршака добро борется со злом?

Кто из героев стоит на стороне добра? Какие добрые дела, мысли и качества их характеров показаны в пьесе?

Почему Падчерица побеждает зло не только с помощью волшебных сил, но и положительными качествами личности:
добротой, трудолюбием, умением бороться, терпением, умением держать слово?

Кто помогает Падчерице? Почему ей помогают окружающие?

Только ли волшебные, сказочные герои помогают Падчерице?

Что в её жизни реально, правдиво, а что является волшебным, сказочным?

Кто в пьесе является олицетворением зла?

Какие примеры злых мыслей и поступков этих героев вы можете привести?

За что наказаны отрицательные герои?

С какой целью автор вводит в пьесу-сказку Учителя Королевы и Солдата? Каков нравственный смысл этих образов?

Что заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться к лучшему?

План письменного высказывания:

1. В сказках добро всегда побеждает зло.
2. Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки Маршака: их мысли, поступки, качества личности, способность измениться к лучшему.
3. Падчерица как воплощение народных представлений о добре и справедливости.
4. Королева как олицетворение легкомысленности и праздности.
5. Мачеха и Дочка как символы чёрствости, лени и жадности.
6. Учитель Королевы и Солдат как выразители научных и народных представлений о мире и людях.
7. Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.
8. Зло должно быть наказано, а добро должно торжествовать.

Т е м а 2.
В чём близки и чем различны Падчерица и Королева?


Вопросы для обсуждения:

Чем похожи Падчерица и Королева (возраст, внешняя красота, отсутствие родителей, добрые мысли и поступки Королевы в конце сказки)?

Какое положение в жизни занимают Падчерица и Королева?

Как они относятся к окружающим людям, к труду, к своим поступкам?

Как героини относятся друг к другу?

Кто из героинь меняется по ходу пьесы?

Почему происходят эти изменения?

Какую роль в изменениях Королевы играют Учитель Королевы и Падчерица?

Как к Падчерице и Королеве относятся другие герои?

Каково авторское отношение к героиням?

Почему Падчерица и Королева в пьесе-сказке противопоставлены?

План письменного высказывания:

1. Падчерица и Королева: черты сходства.
2. Падчерица и Королева: отличительные признаки:
   •Бедность и бесправие Падчерицы, богатство и власть Королевы.
   •Разные черты характера: умение уважать людей, доброта, внимательность, трудолюбие Падчерицы; чёрствость, легкомыслие, своенравие Королевы.
   •Жалость и сочувствие Падчерицы по отношению к Королеве, любопытство и эгоизм Королевы по отношению к Падчерице (отношение к Падчерице как к лесному зверьку, стремление завладеть её колечком).
•Неизменность и цельность личности Падчерицы, способность Королевы измениться к лучшему.
3. Влияние Падчерицы, Учителя и других героев на изменения Королевы.
4. Отношение других героев пьесы-сказки к Падчерице и к Королеве.
5. Отношение автора к героиням.
6. Мысль автора о возможности изменения человека к лучшему под влиянием положительных идеалов.

Т е м а 3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народную сказку и чем от неё отличается?

Для ответа на этот вопрос можно использовать вопросы и таблицу предыдущего урока.

III. Чтение статьи учебника «Сказки народные и литературные» (см. статью ниже),
выполнение заданий и ответы на вопросы 1—3 из раздела «Размышляем о прочитанном» (после статьи).


Домашнее задание

Письменно ответить на один из проблемных вопросов:
1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

Прочитать рассказ А. Платонова «Никита» и подготовить его выразительное чтение с начала до слов «...неморгающими глазами глянуло на Никиту».

Групповое задание. Подготовить выразительное чтение эпизода «Встреча Никиты с отцом» со слов «Дома Никита увидел мать» до конца рассказа.

Индивидуальные задания (по выбору).
Познакомиться со статьей учебника «Прочитайте, это интересно» и ответить на вопрос после статьи.

Выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Сказки народные и литературные»).

Выполнить «Творческое задание» (после этой же статьи).

Следующие уроки: Уроки 74-75. Рассказ А.Платонова "Никита" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Самуил Яковлевич
МАРШАК

1887-1964

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая часть его детства и отрочества прошла в городе Острогожске Воронежской губернии. Там гимназист Маршак под руководством учителя латыни Владимира Ивановича Теплых начал переводить стихи древнеримских поэтов. Это были уже серьёзные упражнения в стихосложении. Но писать стихи он начал намного раньше.

Ещё будучи гимназистом, Самуил Маршак гостил в Петербурге. Там он познакомился с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Стасов обратил внимание на юношеские стихи Маршака, добился перевода его в одну из лучших петербургских гимназий. Будущему писателю везло на встречи со щедрыми, талантливыми людьми. Когда у юноши ухудшилось здоровье (у него начал развиваться туберкулёз), писатель Максим Горький и певец Фёдор Шаляпин помогли ему поселиться в Крыму, перевели в ялтинскую гимназию. Около двух лет он жил в Ялте в доме М. Горького.

Печататься С. Я. Маршак начал в 1907 году в петербургских альманахах и журналах, в том числе в «Сатириконе», в котором сотрудничали и А. Аверченко, и Саша Чёрный. В двадцатые годы он возглавлял журнал для детей «Новый Робинзон». На страницах этого журнала печатались Б. Житков, Е. Шварц, М. Ильин (младший брат С. Я. Маршака) и многие другие талантливые детские писатели. Маршак известен прежде всего как поэт, автор многих стихотворений, стихотворных сказок, песенок, баллад. Но писал он и прозу. О детстве и ранней юности писателя вы можете узнать, прочитав его прозаическую автобиографическую книгу «В начале жизни».

Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западнославянская легенда о братьях-месяцах, встречающихся у костра в новогоднюю ночь. Но во многом сказка «Двенадцать месяцев» близка и русским народным сказкам, например сказке «Морозко».

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

«Двенадцать месяцев»


1. Вы прочитали лишь избранные картины.
Постарайтесь прочитать всю пьесу — драматическую сказку и ответить на вопрос, о чём эта сказка, или кратко пересказать её содержание.

2. Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

3. Расскажите о каждом из героев этой сказки отдельно.

4. Какие разговоры (диалоги) действующих лиц вам показались смешными? Почему? Подготовьте инсценированное чтение пьесы.

Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

5. С. Я. Маршак писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой — хорошей — повести, пьесе или поэме». И ещё: «Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть её основа — характеры действующих лиц, их побуждения и поступки. Если в сказке будет всё сплошь неправдоподобно, вас не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения».

5. Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ПРОЕКТ

Подготовьте постановку нескольких картин из пьесы-сказки на школьной сцене. Определите, кто будет режиссёром, кто — актёрами. Группа художников займётся подготовкой декораций и костюмов. Звукооператоры подберут музыкальное сопровождение. Поэты напишут тексты стихотворных приглашений, а кинооператоры снимут ваш спектакль на видео.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»


1. Монологи каких действующих лиц вы слышали во фрагменте пьесы? Как их характеризует манера говорить, тон обращения друг к другу?

2. О чём говорится в авторских ремарках? Почему они необходимы в пьесе?

3. Что вы узнали о судьбах Падчерицы и Солдата из их диалога?

4. Каково отношение Падчерицы и Солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет Королеву? Как это передаёт в своём чтении актриса?

5. Как, по-вашему, выглядят братья-месяцы Декабрь и Январь? Помогли ли вам их «увидеть» актёры?

6. Прочитайте монолог братьев, передавая голосом различия в их характерах, возрасте.

7. Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами, то прозой?


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Прочитайте отрывок, помещённый в учебнике, или другие сцены из этой сказки; выберите группы «актёров», жюри и организуйте конкурсное чтение; дайте соревнующимся группам названия театров: МХАТ, Театр им. Моссовета, «Современник» и др.

2. Каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение?


СКАЗКИ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Прочитайте, это интересно


Известно, что поэт Александр Трифонович Твардовский был дружен с С. Я. Маршаком, прислушивался к его суждениям, внимательно знакомился с произведениями Маршака, посвящёнными детям. В одной из своих статей «О поэзии Маршака» он пишет; «Мировая литература знает много случаев, когда замечательные произведения, первоначально предназначенные не для детей, становились впоследствии любимыми детскими книгами, например „Дон Кихот", „Робинзон Крузо", „Путешествие Гулливера". Реже случаи, когда произведения, адресованные именно детскому читателю, становились сразу или позднее книгами, в равной степени интересными и для взрослых. Здесь в первую очередь надо назвать сказки Андерсена.

„Двенадцать месяцев" Маршака — один из таких случаев. По видимости непритязательная история, где судьба знакомой по многим сказкам трудолюбивой и умной девочки-сироты, гонимой и травимой злой мачехой, сказочным образом перекрещивается с судьбой её ровесницы — своенравной, избалованной властью девочки-королевы, — вмещает в себя, как это часто бывает в настоящей поэзии, ненароком и такие моменты содержания, которых автор, может быть, и в уме не держал. Таким мотивом звучит в этой пьесе мотив власти, не ведающей себе пределов, положенных даже законами природы, и уверенной, как эта маленькая капризница на троне, что она может в случае надобности издавать свои законы природы...»

Согласны ли вы с этим суждением? Подготовьте рассуждение в ответ на вопрос, приводя цитаты из текста пьесы-сказки.

Сказки народные и литературные
Сказка... Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. С детства люди привыкают к тому, что, кроме мира, в котором мы живем, с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населённый отважными добрыми молодцами, необыкновенно красивыми, мудрыми, верными красными девицами. В садах там растут яблони с золотыми листьями, яблоки с таких деревьев возвращают людям молодость. На ветвях сидят жар-птицы с сияющим, горящим опереньем. Героям в их тяжёлых испытаниях помогают чудесные помощники — мудрый Серый Волк или преданный Сивка-Бурка. Не обходится сказка и без скатерти- самобранки, ковра-самолёта, гуслей-самогудов. Занимательный, часто страшный рассказ о приключениях Ивана-царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного слушателя, что он уже и сам воображает себя смелым, сильным, а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.

Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И произошло ещё одно чудо: мир сказки стал намного шире, богаче, многообразнее. Его освоили герои, созданные писательской фантазией. Рядом с Жар- птицей поселился Золотой петушок; волшебная щука, которую поймал Емеля, оказалась соседкой золотой рыбки, созданной воображением поэта.

Конечно же, сказки писателей (или литературные сказки) отличаются от народных не только тем, что у них есть автор и неизменяемый текст (вы помните, что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по-новому, что-то дополняя, что-то сокращая, что-то изменяя), что в них более увлекательны приключения героев. Сами сказки стали другими по форме. Так, сказки А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. П. Ершова написаны стихами, что очень редко было в народном творчестве. Стихи эти зарифмованы, в них чётко выдержаны ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы. Но и прозаические сказки писателей заметно отличаются от народных. Вспомните, к примеру, «Чёрную курицу...» Антония Погорельского. Действие этой сказки происходит не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а в обычном пансионе для мальчиков, в Первой линии Васильевского острова в Петербурге. И герой сказки не Иван-царевич, не богатырь Иван—крестьянский сын, а скромный ученик Алёша, самый обычный мальчик.

Но в этом, таком привычном и узнаваемом мире или совсем рядом с ним оказывается так много сказочно-фантастического, волшебно-чудесного. Причём колдовскими чарами оказывается наделена самая обыкновенная курица Чернушка.

Большинство народных сказок трудно связать с определённым временем. Попробуй сказать, в каком веке жила Василиса Премудрая или в каком году Иван-царевич поймал Жар-птицу. Пожалуй, не только год, но и век назвать невозможно. И это естественно, потому что герои сказок жили в особое сказочное время. А где происходили события? Тоже ответить затруднительно: в некотором царстве, в некотором государстве. А вот в литературной сказке нередко можно определить и время, и место происходящих событий достаточно точно. Вы без особого труда сможете представить себе время, в которое жили герои уральских сказов П. П. Бажова, сказок-рассказов К. Г. Паустовского. А место обычно указывается в тексте произведения.

Народная сказка, как правило, невелика по объёму. Ведь сказитель не может сказывать сказку много часов. У писателя ситуация иная — сказочную повесть (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого) или сказку-роман («Три толстяка» Ю. К. Олеши) можно читать много дней.

Кроме того, как вы уже знаете, писатели пишут сказки не только для чтения, но и для постановки на сцене.

Вы уже познакомились со сказкой-пьесой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

В театре или по телевидению вы наверняка видели пьесы-сказки Е. Л. Шварца, С. В. Михалкова и других писателей — создателей волшебных сказок.

Вот какой удивительный, многообразный, разножанровый мир литературы был создан писателями, продолжающими традиции народной сказки!

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Вспомните, какие литературные сказки вы читали. Назовите их авторов.

2. Какие из этих сказок можно отнести к сказкам-рассказам, к сказкам-повестям, к сказкам-поэмам?

3. Какие сказки-пьесы вы видели на сцене театра или по телевидению? Назовите авторов этих пьес.

4. Перечитайте свою любимую литературную сказку и подумайте, чем она похожа на фольклорную сказку и чем от неё отличается. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сказку о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz