Баллада Р. Л. Стивенсона "Вересковый мёд". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет Р. Л. Стивенсона
работы У. Б. Ричмонда, 1887 г.
Национальная портретная галерея, Лондон

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН
(1850 – 1894)


Уроки литературы в 5 классе[1]

 


УРОК 87
Р. Л. СТИВЕНСОН. «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД»:
ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

Основные виды деятельности учащихся.
Презентация и защита собственных иллюстраций. Рассказ о Р. Л. Стивенсоне с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады и определение её стихотворного размера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана письменной характеристики героев баллады. Рассказ о балладе по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие  б а л л а д а. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Вересковый мёд». Участие в дискуссии на тему «Жизнь или тайна изготовления верескового меда?».
Практическая работа. Заполнение таблицы «Черты жанра баллады в стихотворении „Вересковый мёд“».
Самостоятельная работа. Создание собственных иллюстраций к балладе и написание отзыва на мультфильм «Вересковый мёд». Чтение и пересказ фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в пересказе К. И. Чуковского. Поиск в Интернете портретов Д. Дефо, истории матроса Александра Селкирка, изображений кораблей и морских пейзажей.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

1. Чтение вслух фрагментов из романов Стивенсона
«Остров сокровищ» или «Чёрная стрела».

2. Вступительная беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какой из романов Стивенсона вы уже читали?
В какое историческое время происходит действие романов?
Что можно сказать об авторе, которого интересовали такие сюжеты и герои?

3. Рассказ учителя о Р. Л. Стивенсоне
с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей.

4. Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне
и составление её плана,

в котором акцентируются такие факты биографии писателя, которые отразились в его творчестве:

ПЛАН
статьи учебника о Р. Л. Стивенсоне
Факты биографии
Факты творчества
Родители писателя — строители маяков, мечта юноши стать спасателем кораблей
Романы о морских странствиях, о коварных пиратах
Мальчик рос болезненным, физически слабым
Его герои сильны и благородны, это бесстрашные рыцари, борцы за справедливость
Часто болезнь надолго приковывала его к постели
Невозможность покидать свой дом обострила воображение будущего писателя
Мечта о путешествиях привела его к письменному столу
Писатель стал создавать сюжеты о путешествиях и приключениях, писал романы, рассказы, очерки, путевые заметки
Любовь к Шотландии, её истории
Создание исторических романов, стихотворений, баллад




II. Бережное отношение к традициям предков.
Подвиг героя во имя сохранения традиций


Выразительное чтение учителем баллады «Вересковый мёд».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Исследовательская работа
(в группах):

Г р у п п а 1.

Перечитайте балладу про себя и разделите её на смысловые части.
Озаглавьте каждую часть или составьте цитатный план баллады.
(1—4-я строфы: «Пришёл король шотландский»;
5—8-я строфы: «Некому готовить вересковый мёд»;
9—12-я строфы: «...последних медоваров, оставшихся в живых»;
13—19-я строфы: «...жизнь я изменой куплю»;
20—23-я строфы: «...пусть со мною умрёт моя святая тайна»).

Г р у п п а 2.
Определите стихотворный размер баллады.
Проследите, как изменяется её ритм по ходу текста.
Подумайте, с чем связано появление нового ритма в 5, 10, 23-й строфах. Почему в строфе 10 изменяется стихотворный размер? Каким он становится? Что передаёт новый ритм?

Г р у п п а 3.
Выберите цитаты, в которых рисуется образ старого медовара
(внешность, физическая слабость: старый горбатый карлик, голосок, голос его воробьиный; хитрость: жизнь я изменой куплю, тайну давно бы я выдал, если бы сын не мешал, я научу шотландцев готовить старинный мёд; мужество, верность долгу: пускай его крепко свяжут и бросят в пучину вод, от сына я ждал беды; презрение к смерти: а мне костёр не страшен, пусть со мною умрёт моя святая тайна).
Каким вы представляете себе этого героя?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Развитие понятия о балладе.
Её драматический характер

Г р у п п а 4.

Проанализируйте особенности жанра баллады (см. урок 21), выберите те, которые особенно ярко проявились в балладе «Вересковый мёд».
Заполните таблицу примерами, доказывающими, что «Вересковый мёд» — баллада.

ТАБЛИЦА
Примеры, доказывающие, что «Вересковый мёд» — баллада
Черты жанра баллады
Примеры из баллады «Вересковый мёд»
Песня или стихотворение небольшого объёма с динамичным развитием сюжета
 
Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания
 
Основой сюжета является необычайный случай
 
Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом
 
Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов
 
Присутствие в балладе необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого
 



IV. Просмотр фрагментов мультфильма «Вересковый мёд»
и обсуждение итоговых вопросов:


Почему старый медовар заплатил за тайну верескового мёда жизнью собственного сына?

Почему для карлика верность традициям предков была дороже жизни и сильнее смерти?

V. Проведение диспута на тему
«Жизнь или тайна изготовления верескового мёда?».


Класс разделяется на сторонников и противников этой позиции. Выбирается жюри, которое по количеству и убедительности аргументов выдвигает победившую команду.
При этом необходимо акцентировать тот факт, что в литературном произведении нравственное решение невозможно без учёта законов и морали определённой исторической эпохи.

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Прочитать фрагмент романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в пересказе К. И. Чуковского (главы 1—10).

Подготовить краткий пересказ глав 1—6.

Групповые задания.

Подготовить подробный пересказ глав 8—10 (по трём группам).

Индивидуальные задания.

Нарисовать иллюстрации к балладе.
Написать отзыв на мультфильм «Вересковый мёд».
Найти в Интернете портреты писателя Д. Дефо, историю матроса Александра Селкирка, изображения кораблей и морских пейзажей.

Следующие уроки: Уроки 88-90. Роман Д.Дефо "Робинзон Крузо" >>>






Роберт Льюис
СТИВЕНСОН
1850-1894


Роберт Льюис Стивенсон — английский писатель, из семьи шотландских инженеров, строителей маяков. Мальчик рос болезненным, часто болезнь надолго приковывала его к постели. «Детство моё, по правде сказать, — писал он впоследствии, — было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи».

Мечта стать спасателем кораблей, бороться со стихией, путешествовать привела его к письменному столу.

Стивенсон писал романы, рассказы, очерки, путевые заметки. Наибольшим успехом у читателей пользовались его приключенческие романы о морских странствиях, о коварных пиратах, о благородных рыцарях, о бесстрашных героях, борцах за справедливость. Наиболее любимы юными читателями нашей страны романы Стивенсона «Остров сокровищ» и «Чёрная стрела». Романы писателя увлекают стремительно развивающимся сюжетом, сценами сражений, поединков, они учат ненавидеть зло и предательство, а в главных героях этих книг читатель видит пример честности, верности и отваги.

К истории горячо любимой родины, Шотландии, писатель обращается не только в романах, но и в стихотворных произведениях, в исторических балладах. «Вересковый мёд» — одна из таких баллад. Познакомьтесь с ней в переводе Самуила Яковлевича Маршака.
(вернуться к уроку)

ЗАДАНИЯ
Размышляем о прочитанном


1. Что вы читали о Стивенсоне и какие его произведения знакомы вам по самостоятельному чтению? (вернуться к уроку)

2. О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мёд»? Понравилась ли она вам? О чём заставила вас задуматься?

3. Какие черты характера героя прославляются автором?

4. Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы?

— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

А мне костёр не страшен.
Пускай со мною умрёт
Моя святая тайна —
Мой вересковый мёд!

5. Какие признаки жанра баллады вы можете найти в «Вересковом мёде» Р. Л. Стивенсона?
(вернуться к уроку)

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение баллады.
Постарайтесь при чтении передать черты непростого характера старого медовара (мужественность, хитрость, верность долгу, презрение к смерти).



1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

 
Вилла Ваилима Роберта Льюиса Стивенсона на Самоа
 
 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz