Уроки 88-90. Роман Д.Дефо "Робинзон Крузо". Зарубежная литература. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Даниель Дефо. Жизнь и творчество
Даниель Дефо
Единственная иллюстрация в первом издании "Робинзона Крузо" 1719 года, гравюра Джона Кларка и Джона Пайна
Зарубежная литература. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДАНИЭЛЬ ДЕФО
(1660–1731)

РОМАН «РОБИНЗОН КРУЗО»


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 88-90

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 88. Д.Дефо. "Робинзон Крузо": необычайные приключения героя
Урок 89. Д.Дефо. "Робинзон Крузо": характер героя
Урок 90. Д.Дефо. "Робинзон Крузо": произведение о силе человеческого духа

УРОК 88
Д. ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО»:
НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕРОЯ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Рассказ о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей. Сообщение о матросе Александре Селкирке. Чтение статьи учебника о Д. Дефо и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Озаглавливание фрагментов романа и различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Подбор материалов для рассказа о Робинзоне.
Самостоятельная работа. Подготовка выборочного пересказа на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Поиск в Интернете и создание собственных иллюстраций к роману «Робинзон Крузо».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

С произведениями зарубежной литературы, изучаемыми в 5 классе, школьники знакомятся по переводам и пересказам. Поэтому в уроках по зарубежной прозе не имеет смысла изучать художественные особенности этих текстов, останавливаться на вопросах мастерства писателей. На этих уроках следует сделать акцент на нравственных аспектах произведений зарубежной литературы, их влиянии на личность пятиклассников, которых в этом возрасте тянет к жанрам увлекательным, с динамичным развитием сюжета.

В школьном учебнике фрагмент романа «Робинзон Крузо»[2] даётся не в переводе (см. текст перевода в книге из серии «Библиотека мировой литературы для детей».— М.: Детская литература, 1980. — Т. 45. — С. 3—248), а в пересказе К. И. Чуковского, адаптированном для детей. Этот вариант следует рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения.

Перевод романа отличается от пересказа не только более сложным текстом, но и тем, что этот текст не структурирован, тогда как у Чуковского пересказ романа разбит на главы, в подзаголовках которых обозначено основное содержание каждой главы.

I. Выразительное чтение учителем главы 1 (или актёрское чтение из фонохрестоматии).

II. Вступительная беседа:

Строки из какого романа только что прозвучали?

Кого в современном русском языке называют робинзонами?

Что вы знаете об этом литературном герое и придумавшем его авторе?

Выполните задание 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Назовите мотивы, которые заставили Робинзона Крузо убежать из родительского дома. Дайте оценку этим мотивам.

Как вариант, перед беседой возможен показ фрагментов из художественного фильма «Робинзон Крузо».

III. Краткий рассказ о писателе

1. Рассказ учителя о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей.

Подготовленное учеником сообщение о матросе Александре Селкирке, прожившем на необитаемом острове 4 года и 4 месяца.
(См. эти сведения в книге из серии «Библиотека мировой литературы для детей». — Т. 45. — С. 14—15. или текст ниже)

IV. Чтение статьи учебника о Д. Дефо (см. статью ниже) и составление её п л а н а:

1. Образование и воспитание юного Д. Дефо.
2. Его первые путешествия и торговая деятельность.
3. Д. Дефо — журналист с демократическими взглядами.
4. Д. Дефо — писатель, автор романа о Робинзоне.
5. Душевные качества литературных героев Дефо.
6. «Робинзон Крузо» — роман о борьбе за существование и силе человеческого духа.

V. Краткий пересказ глав 2—5 романа «Робинзон Крузо» и обобщающая беседа:

Глава 2.

Какие чувства испытывал Робинзон в своих первых морских путешествиях?

Перечитайте последний абзац главы 2. Какие нравственные уроки может извлечь из них современный читатель?

Глава 3.

Как Робинзон оказался в плену и как спасся из плена?

Почему именно в этот момент он вспомнил слова своего отца, «...что рано или поздно со мной случится беда и никто не придет мне на помощь»?

Главы 4—5.

Перескажите кратко, как Робинзон общался с дикарями и попал в Бразилию.

Как он оказался на необитаемом острове?

VI. Фрагменты главы 6, помёщенной в учебнике, могут быть прочитаны вслух по группам:

Г р у п п а 1.
Прочитайте фрагмент главы 6
с начала до слов «...мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу», отрецензировав чтение одноклассников.

Озаглавьте этот фрагмент.

Какие положительные черты характера проявил Робинзон в первый день на необитаемом острове? Докажите, что в его спасении огромную роль сыграла его активная деятельность.

Г р у п п а 2.
Прочитайте фрагмент главы 6
со слов «Теперь мне предстояло осмотреть окрестности...» до слов «...и привозил с собою всё новые и новые вещи», отрецензировав чтение одноклассников.

Озаглавьте этот фрагмент.

Как Робинзон понял, что он на острове? Какие ещё открытия он сделал? Как он строил своё жилище?

Как в этом проявилась его смекалка и находчивость?

Какие вещи Робинзон взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как это его характеризует?

Г р у п п а 3.
Прочитайте фрагмент главы 6
со слов «Особенно успешным было третье моё путешествие...» до конца главы, отрецензировав чтение одноклассников.

Озаглавьте этот фрагмент.

Что придумал Робинзон для нового использования тех вещей и предметов, которые он привёз с корабля? Какие неудачи ему пришлось пережить?

Как он отнёсся к деньгам, сохранившимся на корабле? Прочитайте его слова при виде денег и дайте им оценку.

Прочитайте пять заключительных абзацев главы.

Какие условия хотел учесть Робинзон при постройке жилища на острове?

Какую ограду он сделал вокруг будущего жилища? Как эта работа характеризует Робинзона?

VII. Фронтальная беседа по главе 7:

Какое жилище построил себе Робинзон?

Как он спасал свой порох?

Как он добывал себе пропитание?

Какие качества характера он проявил при этом?

VIII. Пересказ и анализ глав 8—10 (в группах) с использованием актёрского чтения:

Г р у п п а 1.
Перескажите кратко содержание главы 8.

Зачем Робинзон завёл себе календарь? Зачем он делал записи?

Прочитайте записи Робинзона о его горестях и радостях.

Зачем он сравнивал происшедшие с ним события?

Ответьте на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как герой обустраивал своё жилище и спасался от мрачных мыслей?

Г р у п п а 2.
Прослушайте фрагменты главы 9 в актёрском исполнении, оценив актёрское чтение, и кратко перескажите основные положения дневника Робинзона.

Выполните задание 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какое открытие сделал Робинзон, увидев ростки ячменя и риса?

Вспомните, какую роль сыграло земледелие в истории человечества, и определите смысловую роль этого события в романе.

К каким решениям привело Робинзона начавшееся землетрясение? Как он изобрёл снаряд для вращения точильного камня?

Г р у п п а 3.
Перескажите кратко содержание дневника Робинзона из главы 10.

Как Робинзон обходился на острове без самого необходимого?

Как Робинзон лечился, когда заболел?

Как он придумал пополнять свои запасы продовольствия?

Какие выводы сделал Робинзон, наблюдая над сменой периодов сухой погоды и дождей?

Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IX. Работа с иллюстрациями учебника:

назвать фрагменты, которые они иллюстрируют, и описать черты характера Робинзона, которые передают художники.

Какие физические и душевные силы и черты характера помогли Робинзону выжить на острове и сохранить психологическое равновесие?

Домашнее задание

Ответить на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Прочитать главы 11—20. Подготовить выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?».

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете иллюстрации к роману «Робинзон Крузо».

Нарисовать свои иллюстрации к роману.

УРОК 89
Д. ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО»:
ХАРАКТЕР ГЕРОЯ


Основное содержание урока
Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману.

Основные виды деятельности учащихся.
Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Показ иллюстраций к роману, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях. Обсуждение иллюстраций учебника к роману, презентация и защита собственных рисунков.
Практическая работа. Составление плана характеристики Робинзона. Рассказ о герое (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.
Самостоятельная работа. Чтение глав романа. Составление письменной характеристики Робинзона.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Урок проводится на материале фрагментов глав 11—20 (по изданию романа в пересказе К. И. Чуковского).

I. Краткий пересказ изученных эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя.

II. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?».

Читательские оценки пятиклассников, в которых они определяют черты характера героя, которые помогли ему выжить.

III. Обобщающая беседа:

Расскажите кратко о происхождении, возрасте и социальном положении Робинзона.

Как он жил до того, как попал на необитаемый остров? Дайте оценку его действиям.

Как выглядел герой во время своих первых путешествий? Дайте оценку его портрету.

Какие вещи и предметы стали для Робинзона главными в условиях жизни на острове? Какие вещи он брал с корабля? Почему именно эти? Как это его характеризует?

Какие поступки в первое время жизни на острове характеризуют Робинзона? Назовите главные черты его характера.

Как героя изменила жизнь на острове?

К впечатлениям и оценкам героя, полученным на первом уроке по роману, добавятся новые факты и аргументы из глав 11—20.

IV. Работа с текстом глав организуется в группах:

Г р у п п а 1.
Главы 11—13.


Расскажите кратко, как Робинзон исследовал свой остров.

Почему он решил заняться земледелием, полевыми работами?

Как отразилась история человечества в жизни Робинзона, сначала питавшегося мясом, а потом начавшего возделывать зерновые культуры?

Какие трудности он при этом преодолевал и как выходил из затруднительных положений?
Что придумал Робинзон, чтобы превратить зерно в хлеб?

Зачем герой стал учиться делать глиняную посуду? Какие черты характера героя, проявившиеся в этих главах, восхищают читателя?

Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: упорство, изобретательность, терпение.

Г р у п п а 2.
Главы 14—15.


Расскажите кратко, как Робинзон строил лодку.

Почему его первые опыты построения судна оказались неудачными? Почему Робинзон не прекратил своих попыток построить судно? Как это его характеризует?

Какой способ изготовления одежды придумал Робинзон? В чём плюсы такой одежды?

С какими опасностями столкнулся Робинзон во время своего первого путешествия на своей лодке? Как он их преодолел?

Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: трудолюбие, смелость, овладение ремеслом.

Г р у п п а 3.
Главы 16—17.


Как Робинзон обеспечил себя на острове едой?

Какие способы приручения диких коз он придумал?

Какое впечатление произвёл на него след человека? О чём размышлял Робинзон после этого открытия? Какие способы самосохранения он придумал?

Почему Робинзон, живя среди приручённых животных, стал бояться людей?

Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: находчивость, умение найти выход из трудного положения.

Г р у п п а 4.
Главы 18—20.


Какие чувства и мысли охватили Робинзона при виде человеческих костей? Испугался ли он?

Почему он хотел истребить людоедов? Как это его характеризует?

На какие мысли натолкнуло Робинзона посещение потерпевшего крушение корабля?

Почему с течением времени герой уже не боялся людоедов?

Составьте предложения о Робинзоне со следующими словами: решительность, человеколюбие, жажда свободы.

V. Обобщающая беседа.

Назовите ключевые черты характера Робинзона. Подтвердите свои мысли примерами.

Как проявились характер и черты личности Робинзона в его рассказах о себе?

Какими способами писатель выражает своё отношение к герою?

Совпадает ли его самооценка с авторскими оценками? Аргументируйте свой ответ.

Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Дайте оценку характеру и поступкам Робинзона. Составьте план его характеристики.

Примерный план характеристики героя:

1. Происхождение, возраст и социальное положение Робинзона Крузо.
2. Предыстория героя (рассказ о жизни Робинзона до попадания на необитаемый остров).
3. Авторские приёмы создания образа Робинзона Крузо:
   Портретная характеристика.
   Мир вещей и предметов, характеризующий героя в период жизни на острове.
   Действия и поступки героя.
   Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
   Ключевые черты характера героя: смелость, мужество, находчивость, смекалка, упорство, изобретательность, терпение, сообразительность, трудолюбие, овладение ремеслом, умение найти выход из трудного положения, жизненная стойкость, решительность, человеколюбие, жажда свободы и др.
   Особенности повествования героя о себе и его самооценка.
4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5. Читательские оценки образа Робинзона и их аргументация.

VI. Иллюстрации к роману

Показ иллюстраций к роману, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях.

Обсуждение иллюстраций к роману, помещённых в учебнике и в изданиях романа, презентация и защита рисунков, созданных пятиклассниками.

План обсуждения иллюстраций:

Кто автор иллюстрации?
Какой эпизод романа изображён?
Каким мы видим героя?
Удалось ли художнику передать его состояние и черты характера? Аргументируйте своё мнение.

Домашнее задание

Прочитать главы 21—28. Составить письменную характеристику Робинзона, дополнив рассказ о герое примерами из прочитанных глав.

Ответить на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

УРОК 90
Д. ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО»:
ПРОИЗВЕДЕНИЕ О СИЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА


Основное содержание урока
Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь Робинзон» С а ш и Ч ё р н о г о; «Васюткино озеро» В. А с т а ф ь е в а).

Основные виды деятельности учащихся.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие р о б и н з о н а д а. Составление плана сравнительной характеристики героев романа. Сопоставительная характеристика героя романа Дефо и героев других р о б и н з о н а д (по группам). Устные рассказы о героях робинзонад. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох.
Самостоятельная работа. Подготовка сообщения на тему «Почему роман „Робинзон Крузо“ до сих пор интересен читателям»? Составление плана сравнительной характеристики Робинзона Крузо и Игоря-Робинзона, Робинзона Крузо и Васютки (по выбору). Подготовка выразительного чтения сказки Андерсена «Снежная королева», пересказа и инсценирования её фрагментов. Поиск в Интернете портретов Андерсена, изображений мест, где он жил. Чтение очерка К. Г. Паустовского «Великий сказочник», подготовка выразительного чтения и пересказа его фрагментов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Робинзон и Пятница

Г р у п п а 1.
Главы 21—22.


Как и почему Робинзон освободил Пятницу?

Чему Робинзон учил дикаря? Как это его характеризует?

Сравните Робинзона и Пятницу: что общего и различного можно у них найти?

Г р у п п а 2.
Главы 23—24.


Почему и Робинзон, и Пятница стремились на родину? Почему для любого человека важно чувство Родины?

Как изменилась жизнь Робинзона на острове с появлением Пятницы?

Сравните, какие качества характера проявили герои в бою с дикарями, спасая испанца и отца Пятницы.

Г р у п п а 3.
Главы 25—26.


Как Робинзон и спасённые им пленники готовились к приезду новых гостей? Как это их характеризует?

Какие чувства испытал Робинзон, встретившись с разбойниками и капитаном корабля? Какое слово он взял с капитана?

Г р у п п а 4.
Главы 27—28.


Как Робинзон и его спутники расправились с пиратами?

Какие хитрости придумал Робинзон, чтобы попасть на захваченный пиратами корабль?

Какие чувства он испытал, поняв, что сможет вернуться на родину?

II. Обобщающая беседа:

Как изменился Робинзон за 28 лет пребывания на острове? Чему он научился?

Что хотел сказать автор этой книгой?

Почему роман «Робинзон Крузо» называют гимном неисчерпаемым возможностям человека?

Почему роман «Робинзон Крузо» и сегодня остаётся одним из самых читаемых произведений мировой литературы?

III. Робинзонады в литературе и искусстве
Сопоставительный анализ романа Дефо и современных «робинзонад» (в группах).


Г р у п п а 1.
Сопоставьте роман «Робинзон Крузо» с рассказом Саши Чёрного «Игорь-Робинзон».


Что объединяет эти произведения?

Почему Игорь получил прозвище Робинзон?

Какие чувства хочет вызвать Саша Чёрный у читателя, создавая свой рассказ? Как он переосмысливает сюжет о Робинзоне?

Какие традиции литературной классики использует Саша Чёрный в своём рассказе?

Какое произведение называют робинзонадой?

Г р у п п а 2.
Сопоставьте роман «Робинзон Крузо» с рассказом В. Астафьева «Васюткино озеро».


Что общего у Робинзона и Васютки?

Что различает этих героев?

Есть ли в этих произведениях схожие сюжетные ситуации?
(Добывание пищи, возвращение домой на корабле и т. д.)

В чём общность авторского отношения к таким разным героям, как Робинзон и Васютка?

Какие качества характеров героев вызывают восхищение, достойны подражания?

Домашнее задание

Подготовить устное сообщение на тему «Почему роман „Робинзон Крузо“ до сих пор интересен читателям?».

Составить план сравнительной характеристики Робинзона Крузо и Игоря-Робинзона, Робинзона Крузо и Васютки (по выбору).

Прочитать сказку Андерсена «Снежная королева». Подготовить пересказ и выразительное чтение историй 1—4.

Групповое задание.

Подготовить три инсценировки фрагментов сказки: «Осколок дьявольского зеркала попадает Каю в глаз», «Разговор Герды с цветами», «Разговор Герды с вороном» (см. следующий урок).

Индиидуальное задание.

Найти в Интернете портреты Андерсена, изображения мест, где он жил.

Прочитать очерк К. Г. Паустовского «Великий сказочник», подготовить его пересказ и выразительное чтение фрагментов очерка.

Следующие уроки: Уроки 91-96. Сказки Г.-Х. Андерсена >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Даниель
ДЕФО

1660-1731

Даниель Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом Джеймса Фо (частицу «де» Даниель прибавил к своей фамилии, уже став взрослым). Отец хотел видеть своего сына священником и отдал его на обучение в духовную академию; здесь он изучил несколько иностранных языков, занимался историей, географией, астрономией.

Но священником он не стал. Он мечтал о путешествиях, хотел повидать мир, чужие страны. Он стал купцом, занимался торговлей, побывал в Испании, Португалии, Голландии, Франции, Италии. Богатства он не нажил и в коммерции не преуспел. Впоследствии он и вовсе отошёл от торговли.

Его привлекала журналистика, и он постоянно размышлял над способами наилучшей организации жизни общества. Он был сторонником свободы слова и печати, придерживался демократических взглядов, считал, что личные качества человека гораздо важнее, чем знатное происхождение, что только личная доблесть, достойные поступки и честность возвышают человека. Дефо выступал против несправедливых законов, наказывающих бедняков и защищающих богачей. Он стремился содействовать быстрейшему развитию Англии, её промышленности и торговли.

На склоне лет Дефо начал писать романы. Свой первый роман «Робинзон Крузо» он написал, когда ему было почти шестьдесят лет. Роман имел огромный успех, и тогда Дефо принялся за его продолжение, рассказав во второй и третьей частях романа обо всём, что случилось с Робинзоном уже после того, как он покинул необитаемый остров, на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни.

Среди многих описаний путешествий Робинзона рассказывается и о том, как он вместе с другими торговцами проехал через всю Сибирь, побывал в Тобольске, добрался до западных границ России, отправился к себе на родину — в Англию. В своих романах Дефо рассказывает о людях, которым приходится преодолевать много трудностей. Его героями становятся сироты, подкидыши, пираты, вынужденные вести борьбу за свою жизнь. Достоинство романов Дефо — в их верности жизни. Его герои деятельны, энергичны, умны.

«Робинзон Крузо» — удивительная книга! Она была написана очень давно — в 1719 году и сразу сделала Робинзона Крузо бессмертным. Дефо говорил, что в Робинзоне Крузо он изобразил самого себя, свою жизнь. Но не только свою. История Робинзона Крузо — это рассказ о том, как человек (им может быть каждый) в повседневном труде ведёт борьбу за существование, познаёт природу, учится обрабатывать землю, строить, мастерить, вести хозяйство. В этом смысле путь Робинзона проходит каждый. И всё чаще «Робинзонами» называют тех, кто действительно оказывается вдали от людей наедине с природой, и ему как бы снова приходится обустраивать свою жизнь, повторяя путь всего человечества от состояния дикости до создания человеческих условий существования.
По Н. П. Михальской

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

Задания по роману Д. Дефо. «Робинзон Крузо»


1. Что вы можете рассказать о Даниеле Дефо — авторе «Робинзона Крузо»?

2. Прочитали ли вы роман «Робинзон Крузо» целиком? Что вы знаете об этом герое? Нравится ли вам его характер?

3. Кто может назвать себя «робинзоном»? Какими качествами должен обладать такой человек?

4. Расскажите о Робинзоне. Кого из героев литературных произведений, о которых вы прочитали в пятом классе, можно назвать «робинзонами»? Почему?

5. Герой Даниеля Дефо Робинзон Крузо записывал все перенесенные им горести, а рядом всё, что случилось с ним радостного, или, как он говорит, «отрадного»:


ТАБЛИЦА
Из записей Робинзона Крузо
Зло
Добро
Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.
Но я жив и не утонул, подобно всем моим товарищам.
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречён на горе.
Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и из моего безотрадного положения.
Я отделён от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей.
Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. <...>

О чём свидетельствует такой дневник? Как он характеризует героя?

Как вы думаете, что может дать герою подобный дневник в особых обстоятельствах?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Как вы думаете, почему роман Даниеля Дефо стал одним из самых читаемых произведений мировой литературы. Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»


1. Послушайте ещё раз музыку, на фоне которой актёр читает полное название книги о Робинзоне. Как вы считаете, отражает ли музыка те переживания героя, о которых рассказал писатель?

2. Душевное состояние героя, описанное в «Дневнике», меняется день ото дня. Как вы думаете почему? Как актёр передаёт эти изменения? Перескажите содержание «Дневника», передавая изменения в настроении Робинзона.

3. Как вы думаете, почему автор отказался от продолжения «Дневника» героя? Может быть, дело не в том, что закончились чернила?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


АЛЕКСАНДР СЕЛЬКИРК

прототип героя романа Д. Дефо. «Робинзон Крузо»


Думал ли 27-летний шотландец Александр Селькирк, что, нанимаясь в 1703 году в экспедицию Уильяма Дампьера — этого знаменитого то ли офицера британского флота, то ли «пиратского пса», но главное — страстного натуралиста, путешественника, вторым, вслед за Магелланом, осуществившим кругосветное плавание и издававшим журналы, где рассказы о собственных приключениях и пиратах перемежались с описаниями природы далёких стран, заметками по географии и навигации, — думал ли Александр Селькирк, что вскоре сам станет героем книги Даниэля Дефо, явившись нам уже под именем Робинзона Крузо?

Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии на побережье Северного моря в семье башмачника. В мастерской отца ему было скучно. Зато неудержимо влекло в харчевню «Красный лев», где собирались бывалые моряки. Спрятавшись за бочки, он слушал рассказы о «Летучем голландце» — паруснике с командой из мертвецов, о стране золота Эльдорадо, об отважных моряках и жестоких штормах, о дерзких набегах корсаров и награбленных богатствах.

В восемнадцать лет он покинул дом и отправился в море. Увы: вскоре судно захватили французские пираты. Молодого матроса пленили и продали в рабство. Но ему удалось освободиться и наняться на пиратский корабль.

Домой он вернулся с золотой серьгой в ухе и туго набитым кошельком. Но тихая жизнь скоро наскучила. И вот в начале 1703 года в «Лондон газетт» Селькирк прочитал, что знаменитый капитан Дампьер на двух судах готовится в плавание в Вест+Индию за золотом. Такая перспектива устраивала «заболевшего» морем и приключениями шотландца, и Александр записался в члены экипажа. Ему предстояло служить боцманом на 16-пушечной галере «Сэнк пор». Кроме неё во флотилию входил 26-пушечный бриг «Сент Джордж» — подарок короля Англии.

Цель похода — нападение на испанские суда, захват городов на суше. Курс — южные моря, страны Латинской Америки. Словом, обычная для того времени грабительская экспедиция под лозунгом борьбы Англии с враждебной Испанией.

Поначалу плавание протекало спокойно, но вот умирает капитан судна «Сэнк пор», на котором служил Селькирк. Дампьер назначает нового — Томаса Стредлинга, человека с крутым и жестоким нравом. С этого времени начались трудности. И не только потому, что у боцмана Селькирка не заладились отношения с новым капитаном. Путь теперь проходил по почти неисследованным морям. Полтора года корабли скитались по Атлантическому океану, совершая дерзкие набеги на испанские суда. А затем, следуя путём Магеллана, вышли в Тихий океан. У чилийского побережья корабли разошлись. «Сэнк пор» взял курс на острова архипелага Хуан Фернандес, где рассчитывал запастись пресной водой. Здесь-то и разыгрались события, благодаря которым имя Александра Селькирка осталось в истории.

После очередной стычки с капитаном Стредлингом боцман Селькирк решил покинуть «Сэнк пор», к тому времени уже изрядно потрёпанный и давший течь. В октябре 1704 года в судовом журнале появилась запись: «Александр Селькирк списан с судна по собственному желанию». В шлюпку погрузили кремневое ружьё, фунт пороху, пули и огниво, платье и бельё, табак, топор, нож, котёл, не забыли даже Библию.

Селькирк предпочёл ввериться судьбе на необитаемом острове Мас а Тьерра, входящем в архипелаг Хуан Фернандес, что в 600 км к западу от Чили, чем остаться на ветхом корабле под началом враждебного капитана. В душе он надеялся, что долго пробыть на острове не придется. Ведь корабли нередко заходили сюда за пресной водой. А пока, чтобы не умереть с голоду, надо было заботиться о еде — съестных припасов ему оставили лишь на один день.

К счастью, на острове оказалось множество диких коз. Значит, пока есть порох и пули, питание обеспечено. Время шло, а скорое избавление так и не наступало. Волей-неволей пришлось обосновываться всерьёз на клочке земли, затерянном в океане. Обследовав «владения», Селькирк установил, что остров покрыт густой растительностью и имеет около 20 км в длину и 5 в ширину. На берегу можно охотиться на черепах и собирать в песке их яйца. В изобилии водились птицы, у берегов встречались лангусты и тюлени.

Первые месяцы было особенно трудно. И не столько из+за ежечасной борьбы за существование, сколько из-за одиночества. Как он сам рассказывал позже, потребовалось 18 месяцев, чтобы примириться с отшельничеством. Порой Селькирка охватывал страх: что если эта добровольная ссылка — на всю жизнь?! И он проклинал землю, приютившую его в океане, как и тот час, когда решился на необдуманный поступок. Знай он тогда, что корабль «Сэнк пор» вскоре после его высадки потерпел крушение и почти вся команда погибла, благодарил бы судьбу.

И всё же надежда не оставляла его. Каждый день Селькирк взбирался на самую высокую гору, часами всматриваясь в горизонт. Немало труда и выдумки потребовалось, чтобы наладить «нормальную» жизнь на острове. Он построил две хижины из брёвен и листьев. Одна служила ему «кабинетом» и «спальней», в другой же он готовил еду. Когда платье обветшало, сшил при помощи простого гвоздя одежду из козьих шкур. Сам смастерил сундучок и разукрасил его искусной резьбой; кокосовый орех превратил в чашу для питья. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда кончился порох, стал ловить диких коз руками. Однажды во время такой охоты «вручную» он сорвался вместе с козой в пропасть и трое суток пролежал там без сознания.

Настоящим бедствием для него стали крысы: они во множестве сновали по хижине и грызли всё, что могли. Чтобы избавиться от них, пришлось приручить одичавших кошек, которые, как и крысы, были завезены на остров кораблями.

Прошло более четырёх лет. Тысяча пятьсот восемьдесят дней и ночей один на один с природой! Какое напряжение физических и моральных сил, дабы не впасть в уныние, не дать отчаянию одержать верх! Трудолюбие, лучшее лекарство от болезни одиночества, настойчивость в достижении цели, предприимчивость — все эти качества были присущи Селькирку так же, как в ещё большей степени ими будет наделён его литературный собрат Робинзон Крузо.

В начале 1709 года отшельничеству Селькирка пришел конец. 31 января в полдень со своего наблюдательного поста он заметил точку. Парус! Первый раз за столько лет! Неужели корабль пройдет мимо? Скорее подать сигнал! Но и без того было видно, что судно держит курс к берегу Мас а Тьерра. Корабль бросил якорь, от него отчалила шлюпка. Это были первые люди, которых он видел после четырех с половиной лет одиночества. Можно представить, как удивились матросы, встретив на берегу «дикого человека» в звериных шкурах, обросшего, не сумевшего поначалу произнести ни слова. Только оказавшись на борту «Дьюка» — так называлось судно, спасшее Селькирка, — он обрёл дар речи и рассказал, что с ним произошло.

Немало был удивлён и сам Селькирк: своим спасением, оказывается, он обязан… Уильяму Дампьеру! Именно Дампьер сумел снарядить экспедицию, в состав которой вошел и «Дьюк», и, совершая кругосветное плавание, вновь посетить архипелаг, дабы забрать несчастного боцмана. Лишь 14 октября 1711 года Александр Селькирк вернулся в Англию.

Когда лондонцы узнали о похождениях земляка, он стал популярен. Но уже скоро Селькирк наскучил публике — пребывание на острове не прошло бесследно: угрюмый взгляд отпугивал людей, молчаливость и замкнутость раздражали. Он не умел ярко рассказать о пережитом. Спустя 8 лет этот пробел блестяще восполнил Даниэль Дефо, написав книгу «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», которой почти три столетия зачитываются во всём мире.

Источник: Валерия КОРОСТЫЛЁВА. Кто ты, Робинзон Крузо? Читайка, № 2, 2008. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. "Робинзон Крузо" — роман английского писателя Даниэля Дефо, впервые опубликованный в апреле 1719 года XVIII век характеризуется новыми идеями в философии и литературе идеями Просвещения. Крупнейшими деятелями английского Просвещения и родоначальниками реалистического романа в Англии были Даниель Дефо и Джонатан Свифт. Их книги, еще при жизни авторов, стали достоянием детей. В их творческих исканиях отразился весь бурный XVIII век.
Даниель Дефо — талантливый публицист, романист и издатель — прожил жизнь, полную приключений, взлетов и падений, невероятных удач и столь же невероятных потерь. Он познал жизнь в ее различных измерениях, узнал богатство и нищету и так жадно бросался от одной авантюры к другой, что прожил вместо положенной ему одной жизни — несколько. Но главное, что осталось потомкам от этого человека,— это не его бурная биография, а первый его роман — «Робинзон Крузо» (1719).
Полное заглавие этого романа — «Жизнь и необычайные поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим». Успех этой книги был так велик, что в том же году Дефо написал ее продолжение, а в следующем опубликовал третий том романа. Однако только первая часть «Робинзона Крузо» почти сразу же вошла в чтение детей.
В основу книги положены подлинные события, происшедшие с шотландским моряком Селькирком в 1711 году. Однако Дефо, как подлинный художник, расширяет рамки истории одной жизни и преподносит читателю роман, в котором не только отражена жизнь человека определенного времени, с его общественными и нравственными идеалами, но и дано представление автора о законах развития цивилизации. Искусственно оторванный от современного ему общества, Робинзон в суровой борьбе за существование применяет на практике все знания и умения своего просвещенного века и превращает бесплодный остров в цветущую плантацию. Топоры и гвозди, ружья и порох, парусина и швейная игла, чернила и бумага, семена культурных растений и Библия — всем необходимым для жизни снабжает автор своего героя. Однако «настоящий «буржуа» — Крузо, по определению Энгельса, не только осваивает доставшийся ему во владение кусок суши, но с появлением дикаря Пятницы становится его хозяином и колонизатором, т. е. героем буржуазного мира.
«Робинзон Крузо» — приключенческий роман, где есть все, что положено этому жанру: опасности, крушение надежд, преодоление разнообразных трудностей и в конце концов победа. В центре произведения стоит герой, который не может не поразить воображение ребенка, герой, которому во всем сопутствует удача. За что бы ни взялся Крузо, любое дело спорится у него в руках, так ловко и умно он работает.
Недаром, объясняя жизненность романа, Юлиус Фучик писал, что «Это книга страстного увлечения трудом, процессом труда, и мы видим, что именно эта сторона сделала книгу такой действенной и интересной для детей».
Творческая мощь человека, сила его интеллекта, торжество разума привлекают к этому роману все новых и новых читателей. К концу века роман выдержал 700 изданий в одной только Англии и был переведен на многие европейские языки.
Однако, признанный читателями разного возраста (ибо написан он был отнюдь не для детей, а для предпринимателей Сити), роман Дефо долгое время не был признай писательской общественностью. Первую серьезную и добрую оценку роман получил за пределами своей родины. Ж.-Ж. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» рекомендовал книгу Дефо не только как занимательное, но и как полезное чтение, подчеркивал ее просветительный характер.
Критика 60—70-х годов в России видела в «Робинзоне Крузо» прежде всего книгу о нравственной силе труда, о деятельности и Энергии развитого человека. Для Герцена, например, имя Робинзона Крузо было нарицательным, как символ упорства и воли к жизни.
В России читатели познакомились с романом в 1720 году по французскому переводу, а в 1762 году известный переводчик Яков Трусов перевел его на русский язык с французского оригинала. Первый полный перевод романа Дефо на русский язык был сделай П. А. Корсаковым и получил высокую оценку Белинского.
В 1934 году К. И. Чуковский талантливо пересказал роман для детей младшего возраста под названием «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». В 1955 году М. А. Шишмарева сделала более полный перевод романа Дефо для подростков.
«Робинзон Крузо», как никакое другое художественное произведение, породил бесчисленное количество переделок и подражаний — так называемых робинзонад. Известны, например, французский, датский, голландский, греческий, немецкий «Робинзоны». В них изображалась трудовая жизни одного человека или группы людей в условиях необитаемого острова.
В России издавались переделки романа Дефо, сделанные немецким педагогом и писателем Иоахимом Кампе. Эти книги подверглись критике В. Г. Белинского, поскольку Кампе выхолостил всю сущность романа и превратил его в назидательный трактат, в котором: проповедовал идею послушания: «Молись и трудись». В 1895 году русские дети получили еще одну робинзонаду. На этот на необитаемый остров попала девочка. «Елена-Робинзон» — так называлась книга Э. Гранстрема.
Высоко ценил роман Дефо Ч. Диккенс. Но все же он отмечал некоторую ограниченность Дефо. Он упрекал автора «Робинзона» в том, что тот не показал характера своего героя в развитии. И действительно, эмоциональная жизнь Робинзона сведена к минимуму, тогда как интеллект заметно развивается. Причина этой ограниченности понятна. Философия эпохи Просвещения строилась на вере в разум человека, в его рациональную и интеллектуальную деятельность, которая должна была перестроить мир на разумных началах. (вернуться)

 
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz