Урок 21. В. А. Жуковский. "Кубок". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
В.А.Жуковский. Портрет работы К.П.Брюллова, 1838 г.
Жуковский В.А. Основные даты жизни и творчества
Друзья Пушкина. Жуковский В.А.
Баллады В. А. Жуковского
Жуковский В.А. Кубок
Жуковский В.А. Старый рыцарь

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Урок 21

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).

УРОК 21
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«КУБОК»

Основное содержание урока

Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Благородство и жестокость героев.

Основные виды деятельности учащихся.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление основных черт жанра баллады. Восприятие и выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Составление плана (цитатного плана) баллады. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания баллады „Кубок“». Чтение и обсуждение баллады «Старый рыцарь» по вопросам практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента баллады. Сочинение стилизованной баллады в духе произведений Жуковского.
Практическая работа. Составление плана характеристики героя баллады и рассказа о герое по плану. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Понятие о балладе

Рассказ учителя о сюжетах баллад Жуковского

и толкование термина баллада с использованием «Краткого словаря литературоведческих терминов» в конце II части учебника.

Основные черты жанра баллады:

Песня или стихотворение небольшого объёма с динамичным развитием сюжета.

Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания.

Основой сюжета является необычайный случай.

Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом.

Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов.

Присутствие в балладе необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого.

II. Герои баллады

Чтение баллады по частям с элементами беседы и комментированием незнакомых слов:
латник, паж, епанча, жерло, чрево, пучина, зев, пурпуровый, млат водяной, мокой.

III. Составление цитатного плана баллады:

Чтение баллады с начала до слов «...Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

Каков был приказ царя и почему никто не поспешил его выполнять?

Как такой приказ характеризует царя?

1. Пункт плана: «Кто, смелый, на подвиг опасный решится?»

Чтение баллады со слов «И все безответны...» до слов «...Извергнутый бездны зияющим зевом».

Почему паж отважился на смелый поступок?

Как реагировала на его решение толпа?

Охарактеризуйте слова и выражения, которыми описана пучина морская.

Какую роль играет здесь глагольная лексика?

Найдите в этом фрагменте олицетворения и прокомментируйте их смысл.

2. Пункт плана: «Уж юноша в бездне пропал».

Чтение баллады со слов «Вдруг... что-то сквозь пену седой глубины...» до слов «...И выброшен вверх водомёта порывом».

Какие картины увидел паж на морском дне? Страшно ли ему было?

Какими словами это описано в балладе?

Почему, по-вашему, он спасся из морской пучины?

Почему он был уверен, что смертный должен смириться перед Богом и не знать тайн морского дна, сокрытых от человеческих глаз?

3. Пункт плана: «И смертный пред Богом смирись...».

Чтение баллады со слов «Чудесен рассказ показался царю...» до конца баллады.

Почему царь снова отправляет пажа в морскую пучину? Как это характеризует царя?

Почему паж не отказался выполнять его приказ?

Какие душевные черты показаны в образе дочери царя?

Почему паж кинулся в волны «на жизнь и погибель»? Нет ли здесь противоречия?

4. Пункт плана: «...На жизнь и погибель он кинулся в волны...».

IV. Нравственно-психологические проблемы баллады.
Благородство и жестокость героев

Чтение статьи учебника «Из истории создания баллады „Кубок“»
(см. страницу текст статьи ниже) и ответы на вопросы:

Какие события обычно служили сюжетной основой баллады?

Как поэтически переосмыслил средневековую легенду Ф. Шиллер?

Что нового внёс в этот сюжет Жуковский?

Охарактеризуйте царя и пажа.

Какие чувства руководят их поступками?

В чём проявились благородство и жестокость героев?

Почему паж не спасся из морской пучины во второй раз?

Докажите, что в балладе поднимаются нравственно-психологические проблемы.

Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном»: особенности баллад Жуковского.

V. Чтение баллады «Старый рыцарь»
и ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента баллады.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Учимся читать выразительно» (после баллады «Кубок»).

Составить письменный план характеристики пажа (или царя) и устный рассказ о герое по этому плану.

Групповое задание.

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Учимся читать выразительно» (после баллады «Кубок»).

Индивидуальные задания.

Сочинить стилизованную балладу в духе произведений В. А. Жуковского.

Найти информацию о детстве А. С. Пушкина и его няне Арине Родионовне с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/smolenskoep/tombs/yakovleva/yakovleva.html (с помощью учителя и родителей).

Подготовиться к выразительному чтению стихотворений А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины...» и Н. М. Языкова «К няне А. С. Пушкина», «На смерть няни А. С. Пушкина».

Следующие уроки: Урок 22. А. С. Пушкин. "Няне" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852


Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский


Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой, была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет. Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион...

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
БАЛЛАДЫ
«КУБОK»


«Все баллады, — читаем мы в книге „Цветы мечты уединенной", — строятся на каком-нибудь легендарном предании, непременно чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие или происшествие, которое неожиданно поворачивает судьбы героев». А вот что говорится о балладе «Кубок»: «Из XII века до нас дошла немецкая легенда о пловце, который бросился в море за сокровищами. Эту легенду литературно обработал великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, написав балладу „Водолаз". Баллада стала широко известной, и наш великий поэт В. А. Жуковский перевёл её и переложил на русский лад. Средневековая легенда XII века сообщала обычную ситуацию, как жадность погубила пловца. Немецкий поэт придал балладе возвышенность, торжественность.

Баллада (фр. ballade — танцевальная песня) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости. У него большую роль играет возраст героя и действующих лиц. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека. Зрелые и умудрённые мужи — рыцари и латники — не трусы, но они понимают, что желание царя — каприз, ничего общего не имеющий с настоящим испытанием храбрости. Но находится юный паж, который жаждет отличиться. Он бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не столько своим слабым силам, сколько Богу...

Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог простил ему и вернул его на берег. Рассказ пажа взволновал царя, он пообещал новые сокровища пажу, если тот бросится в роковую пучину ещё раз. Теперь царь не взывает к подвигу и смелости. Все понимают, что им движет нехорошее личное чувство. И тогда за пажа заступается царевна.

Однако царь неумолим. Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога. Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на волю Бога, прибегая к Его помощи и милости, они смогут полно и всесторонне проявить свои лучшие человеческие свойства».

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Особенности баллад В. А. Жуковского


1. Кто главные герои баллады?

2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?

3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?

4. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям одного из произведений В. А. Жуковского.

2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Попробуйте сочинить собственную балладу в духе произведений В. А. Жуковского.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

КУБОК
В. А. Жуковский
[2]

"Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
    В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
    Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной".

Так царь возгласил, и с высокой скалы,
    Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
    Он бросил свой кубок златой.
"Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?"

Но рыцарь и латник[3] недвижно стоят;
    Молчанье – на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
    За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
"Отыщется ль смелый на подвиг опасный?"

И все безответны... вдруг паж[4] молодой
    Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу[5], и снял пояс он свой;
    Их молча на землю кладет...
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
"Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?"

И он подступает к наклону скалы
    И взор устремил в глубину...
Из чрева пучины бежали валы,
    Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
    Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
    Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
    И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
    И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъяренный прилив,
    Спасителя-бога призвал,
И дрогнули зрители, все возопив, –
    Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.

Над бездной утихло... в ней глухо шумит...
    И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
    "Красавец отважный, прости!"
Все тише и тише на дне ее воет...
И сердце у всех ожиданием ноет.

"Хоть брось ты туда свой венец золотой,
    Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной! –
    Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.

Немало судов, закруженных волной,
    Глотала ее глубина:
Все мелкой назад вылетали щепой
    С ее неприступного дна..."
Но слышится снова в пучине глубокой
Как будто роптанье грозы недалекой.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
    Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
    Дымящимся пена столбом...
И брызнул поток с оглушительным ревом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг... что-то сквозь пену седой глубины
    Мелькнуло живой белизной...
Мелькнула рука и плечо из волны...
    И борется, спорит с волной...
И видят – весь берег потрясся от клича –
Он левою правит, а в правой добыча.

И долго дышал он, и тяжко дышал,
    И божий приветствовал свет...
И каждый с весельем: "Он жив! – повторял. –
    Чудеснее подвига нет!
Из томного гроба, из пропасти влажной
Спас душу живую красавец отважный".

Он на берег вышел; он встречен толпой;
    К царевым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
    И дочери царь приказал:
Дать юноше кубок с струей винограда;
И в сладость была для него та награда.

"Да здравствует царь! Кто живет на земле,
    Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле...
    И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

Стрелою стремглав полетел я туда...
    И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
    И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой...
И страшно меня там кружило и било.

Но богу молитву тогда я принес,
    И он мне спасителем был:
Торчащий из мглы я увидел утес
    И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.

И смутно все было внизу подо мной
    В пурпуровом сумраке там;
Все спало для слуха в той бездне глухой;
    Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды,
Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,
    В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
    И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой[6] ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,
    От взора людей далеко;
Одни меж чудовищ с любящей душой,
    Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова.

И я содрогался... вдруг слышу: ползет
    Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот...
    Я в ужасе прочь от скалы!..
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомета порывом".

Чудесен рассказ показался царю:
    "Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
    В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова
И тайны все дна перескажешь морскова".

То слыша, царевна с волненьем в груди,
    Краснея, царю говорит:
"Довольно, родитель, его пощади!
    Подобное кто совершит?
И если уж должно быть опыту снова,
То рыцаря вышли, не пажа младова".

Но царь, не внимая, свой кубок златой
    В пучину швырнул с высоты:
"И будешь здесь рыцарь любимейший мой,
    Когда с ним воротишься, ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною
Заступница, будет твоею женою".

В нем жизнью небесной душа зажжена;
    Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она;
    Он видит: в ней жалость и страх...
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны...

Утихнула бездна... и снова шумит...
    И пеною снова полна...
И с трепетом в бездну царевна глядит...
    И бьет за волною волна...
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
   1831.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

СТАРЫЙ РЫЦАРЬ
В. А. Жуковский
[7]

Он был весной своей
В земле обетованной,
И много славных дней
Провел в тревоге бранной.

Там ветку от святой
Оливы оторвал он;
На шлем железный свой
Ту ветку навязал он.

С неверным он врагом,
Нося ту ветку, бился,
И с нею в отчий дом
Прославлен возвратился.

Ту ветку посадил
Сам в землю он родную,
И часто приносил
Ей воду ключевую.

Он стал старик седой,
И сила мышц пропала;
Из ветки молодой
Олива древом стала.

Под нею часто он
Сидит, уединенный,
В невыразимый сон
Душою погруженный.

Над ним, как друг, стоит,
Обняв его седины,
И ветвями шумит
Олива Палестины;

И, внемля ей во сне,
Вздыхает он глубоко
О славной старине
И о земле далекой.

Источник: В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1959. Т. 2. Баллады. Поэмы и повести. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. "Кубок" впервые напечатан в "Балладах и повестях В. А. Жуковского", в двух частях. СПб., 1831. Перевод баллады Шиллера "Der Taucher" ("Водолаз").
     Сюжет баллады Шиллера создан на основе средневековых немецких легенд XII века (отсутствуют романтические мотивы: причиной гибели пловца была его жадность).  Жуковский существенно изменяет сюжет баллады.
    В балладе Шиллера идея такова: боги, милостивые к людям, таят от них ужасные тайны природы, знание которых невыносимо для смертного. Жуковский следует своей концепции "невыразимого" в природе и перестраивает идею баллады: человеку недоступно знание всего, что должно лежать, согласно божественной воле, за пределами человеческого разумения.     
    Также отличаются эпизоды гибели судов в 11-й строфе. У Шиллера – "раздробленные киль и мачта только и спасались из всепоглощающей могилы". У Жуковского – не киль и мачта, а сами суда "мелкой назад вылетали щепой С ее неприступного дна".
     Кроме того, в 20-й строфе Жуковский заменяет сказочные "чуда" (в рассказе юноши у Шиллера – драконы и саламандры) действительно существующими морскими чудовищами (скат, млат, однозуб и т. д.), что усиливает впечатление.
     Стиховая структура баллады также несколько изменена: в каждой строфе у Шиллера трехстопным является лишь 2-й стих, а у Жуковского – 2-й и 4-й стихи. (вернуться)

3. Латник – воин, одетый в латы (железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия). (вернуться)

4. Паж – в средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе у знатной особы. (вернуться)

5. Епанча – широкий плащ без рукавов. (вернуться)

6. Мокой – рыба морской волк, род акулы. (вернуться)

Из истории баллады "Кубок":
Из XII века до нас дошла немецкая легенда о пловце, который бросился в море за сокровищами. Эту легенду литературно обработал великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, написав балладу „Водолаз". Баллада стала широко известной, и В. А. Жуковский перевёл её и переложил на русский лад. Средневековая легенда XII века излагала обычную историю о том, как жадность погубила пловца. Немецкий поэт придал легенде возвышенность, торжественность.
Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости. У него большую роль играет возраст героя и действующих лиц. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека. Зрелые и умудрённые мужи – рыцари и латники – не трусы, но они понимают, что желание царя – каприз, ничего общего не имеющий с настоящим испытанием храбрости. Но находится юный паж, который жаждет отличиться. Он бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не столько своим слабым силам, сколько Богу...
Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог простил юношу и вернул его на берег. Рассказ пажа взволновал царя, он пообещал новые сокровища пажу, если тот бросится в роковую пучину ещё раз. Теперь царь не взывает к подвигу и смелости. Все понимают, что им движет нехорошее личное чувство. И тогда за пажа заступается царевна.
Однако царь неумолим. Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога.
Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на волю Бога, прибегая к Его помощи и милости, они смогут полно и всесторонне проявить свои лучшие человеческие свойства.

7. Старый рыцарь – баллада впервые напечатана в журнале «Библиотека для чтения», 1834, т. II, отд. I, с. 17—18 c пометкой «8 декабря. Vernex».
Это свободный перевод стихотворения Людвига Уланда «Graf Eberhards Weißdorn» («Боярышник графа Эбергарда»). Сюжет баллады Уланда основан на предании о ветке боярышника, вывезенной из Палестины первым герцогом Виртембергским, графом Эбергардом (1445—1496). Сняв приуроченность баллады к конкретным событиям и лицам, Жуковский усилил её обобщённо-лирическое, меланхолическое звучание. Ветку боярышника Жуковский заменил оливой. (вернуться)

 
 


 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz