Урок 9. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Жанры фольклора
Сказка и её жанровые особенности
Аникин В.П. Русская народная сказка
Азадовский М.К. Русские сказочники
Иван Яковлевич Билибин – художник-иллюстратор
Иллюстрация Н. Кочергина к сказке "По щучьему веленью".
Источник: По щучьему веленью. М.: "Малыш", 1971 год.
 
Сказка «Журавль и цапля»
Статья учебника «Русские народные сказки»
Статья учебника «Жанры народных сказок»

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»


Уроки литературы в 5 классе[1]
Урок 9

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


УРОК 9
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.
«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»


Основное содержание урока.
Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и её пересказ от лица героя. Прослушивание фрагментов сказки в актёрском исполнении. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Устные и письменные ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о своеобразии сказок о животных». Участие в коллективном диалоге. Описание иллюстрации к сказке.
Практическая работа. Создание собственных иллюстраций к сказкам.
Самостоятельная работа. Составление письменного сообщения на тему «Мои любимые сказки о животных»; подбор электронных материалов на тему «Сказки о животных»: тексты, иллюстрации, фрагменты фильмов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Особенности сказок о животных
Вступительная беседа:


Какие виды сказок вы знаете? Чем они отличаются?

Какие сказки о животных вы прочитали? Перескажите кратко их содержание.

Как вы думаете, сказки о животных действительно рассказывают нам о повадках животных или они в скрытой форме показывают нам характеры людей?

Похожи ли известные вам сказки о животных на басни?
(На этот вопрос можно ответить после изучения сказки «Журавль и цапля».)

II. Герои-животные.
Народное представление о справедливости в сказках о животных


Ответьте на вопросы учебника из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных».

Дайте оценку выразительному чтению одноклассников.

Перескажите сказку от лица одного из героев. Что в этой сказке смешного?

Опишите иллюстрацию к сказке, охарактеризовав мастерство художника.

Почему журавль и цапля не пришли к согласию?

Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?

III. Сказка в актёрском исполнении

Прослушайте звукозапись сказки в актёрском исполнении, помещённую в фонохрестоматии к учебнику.

Ответьте на вопросы и выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Дайте оценку выразительному чтению сказительницы.

Домашнее задание

Составить письменное сообщение «Мои любимые сказки о животных».

Подготовиться к чтению по ролям сказки «Солдатская шинель».

Индивидуальное задание.

С помощью учителя и родителей подобрать электронные материалы на тему «Сказки о животных» (тексты 2—3 сказок из интернет-библиотек, иллюстрации к ним, видеофрагменты из мультфильмов по сказкам о животных).

Следующие уроки: Бытовые сказки. «Солдатская шинель» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.




РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ


Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу...

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?

А. С. Пушкин заметил:

Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла сказок.

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу... Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту...

Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.

В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.

Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.

Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК


Сказки о животных
Бытовые сказки
Волшебные сказки
«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок»
«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»
«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
«Марья Моревна»


Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица».

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».

Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин...», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка...», «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею...», «В старые годы у одного царя было три сына...», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...», «Жил да был царь с царицею...».

Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».

Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к слушателю («...а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки — напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

СКАЗКА
«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»


Летала сова — весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

Пошёл журавль — тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?»— «Дома».— «Выдь за меня замуж». — «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» — «Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю, ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться, поди за меня». — «Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!» Пошёл журавль домой.

Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет.

Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ
О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ


1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

3. Прочитайте сказку по ролям, подчеркнув смешные стороны поведения героев.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
Сказка «Журавль и цапля»


1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?

2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?

4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам (действующим лицам) сказки и всей сказочной ситуации? Если согласны, то попробуйте прочитать сказку вслух, повторив интонации актрисы-сказительницы. Если в чём-то не согласны, прочитайте сказку так, чтобы в чтении прозвучала ваша собственная характеристика героев сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz