Анализ рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Астафьев В.П. Основные даты жизни и творчества
Портрет В.П.Астафьева работы художника Е.Н.Широкова, 1969
Портреты В.П.Астафьева
Астафьев В.П. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Основные темы творчества В. П. Астафьева (урок литературы в 11 классе)
Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (уроки литературы в 8 классе)
Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (уроки литературы в 5 классе)
Астафьев В.П. Конь с розовой гривой (на сайте "Литература для школьников")

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

Рассказ В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 70. В.П.Астафьев. "Конь с розовой гривой": сюжет и герои

Уроки 71-72. В.П.Астафьев. "Конь с розовой гривой": проблематика рассказа, речь героев

Урок 73. В.П.Астафьев. "Конь с розовой гривой" (урок развития речи 9)


УРОК 70
В.П.АСТАФЬЕВ. «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»:
СЮЖЕТ И ГЕРОИ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Составление плана статьи. Сообщения учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя с показом его портретов. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различные виды пересказов. Выделение этапов развития сюжета. Характеристика героев и их нравственная оценка. Обсуждение произведений книжной графики

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя» (с обобщением ранее изученного).

II. Рассказ учителя о В. П. Астафьеве с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя и показом его портретов.)

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев» (из автобиографии писателя). См. статью ниже.

IV. Составление цитатного плана статьи.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев»
Вопрос
Пункт плана
Выберите из автобиографии Астафьева сведения о детстве писателя
«Родное село Овсянка» или «Родом с Енисея»
Как начинал Астафьев свою писательскую деятельность?
«Журнал „Смена“ опубликовал мои первые зарисовки...»
Каковы темы его ранних произведений?
«Страницы детства»
Как создавался «Последний поклон»?
«Книга получилась, как надо...»
Что помогало Астафьеву в его литературном творчестве?
«Хорошо иметь талантливых товарищей и друзей...»
Как встретила критика книгу «Последний поклон»?
«Не всегда... жизнь идёт по пословице»
Что чувствовал писатель, опубликовав «Последний поклон»
«Млел ещё не надорванным, горячим сердцем...»

V. Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы.
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа с начала до слов «...и с тоской глядел на соседский дом».

Озаглавьте этот фрагмент рассказа.

Как жили ребятишки в деревне?

Почему «пряник конём» был заветной мечтой мальчика-рассказчика?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Докажите, что писатель рисует своё детство с юмором.

Группа 2.
Прочитайте выразительно по ролям фрагмент рассказа со слов «...стоял он сам собою...» до слов «...занимала денег, муки, картошек — чего придётся...».

Озаглавьте этот фрагмент рассказа.

Как жило «левонтьевское семейство»?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие трудности и взрослые проблемы выпали на долю героя рассказа?

Группа 3.
Выразительное чтение по ролям фрагмента со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику...» до слов «А я остался».

Озаглавьте этот фрагмент рассказа.

Почему герой-рассказчик «попался на уду»? Как вы понимаете это выражение?

Как выглядел Санька Левонтьев? Что подчёркивает автор в его портрете?

*Каких героев Тургенева напоминает Санька Левонтьев своим раcсказом о нечистой силе?

Группа 4.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа со слов «Утихли голоса левонтьевских ребятишек...» до слов «Малыши надевали их на ивовый прут и опускали в воду».

Озаглавьте этот фрагмент рассказа.

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему герой рассказа был втянут в обман? Виноват ли он в случившемся?

Группа 5.
Перескажите от третьего лица фрагмент рассказа со слов «Вдруг за ближним каменным бычком защёлкали по дну кованые шесты...» до слов «Я свернулся калачиком и стал дышать себе на грудь...».

Озаглавьте этот фрагмент рассказа.

Какие детали поведения героя показывают, что он чувствует себя виноватым?

Перечитайте финальную часть фрагмента со слов «В кладовке пахло отрубями...» до конца фрагмента.

*Попытайтесь доказать, кому ближе описание наступившей ночи: автору или юному герою-рассказчику.

Обоснуйте свою позицию.

Группа 6.
Прочитайте по ролям финальный фрагмент рассказа со слов «Проснулся я от солнечного луча...» до конца рассказа.

Озаглавьте этот фрагмент рассказа.

Докажите, что в этом фрагменте сильнее всего выражено раскаяние героя.

Как это чувство характеризует мальчика?

Почему бабушка не наказала его?

Какие чувства автора выражены в последнем абзаце рассказа?

VI. Обобщающая беседа:

Какой была жизнь сибирской деревни в предвоенные годы?

Назовите элементы сюжета рассказа. Обоснуйте свою позицию.

Подберите ключевые цитаты к теме «Изображение жизни и быта сибирской деревни».

VII. Яркость и самобытность героев рассказа

Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Общее и различное в образах героев рассказа».

Группа 1.

Бабушка Катерина Петровна и тётка Васеня.

Группа 2.
Дедушка и дядя Левонтий.

Группа 3.
Герой рассказа и Санька Левонтьев.

Образец

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Общее и различное в образах героев рассказа»
Характеристика героев
Бабушка Катерина Петровна
Тётка Васеня
Общность
 
 
Внешность
 
 
Манера поведения
 
 
Речь
 
 
Поступки
 
 
Авторское отношение к героям
 
 

По образцу таблицы заполняют группы 2 и 3. Работа завершается дома.

VIII. Обсуждение иллюстрации, помещённой в учебнике.

Итоговый вопрос: в чём яркость и самобытность героев рассказа?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Подготовить пересказ эпизода «Сбор земляники» (от лица одного из героев).

Письменно ответить на вопрос «Какие нравственные законы соблюдались в семье героя рассказа?».

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» из раздела «Ответьте на вопросы».

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.


УРОКИ 71-72
«КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»:
ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА, РЕЧЬ ГЕРОЕВ


Основное содержание урока
Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Речевая характеристика героев. Особенности использования народной речи. Юмор. Герой-повествователь.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Анализ эпизода «Сбор земляники». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарями и справочной литературой. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «герой-повествователь». Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Пересказы ключевых эпизодов рассказа от лица героев.

Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга


По каким нравственным законам живёт семья героя рассказа? (чтение фрагментов домашних сочинений)

Почему эти принципы мы можем назвать вечными ценностями?

Какие нравственные законы нарушает семья дяди Левонтия? В чём, по-вашему, причины поведения «левонтьевских» ребятишек?

Что автор осуждает в поступках Саньки Левонтьева?

Как герой рассказа представляет себе понятия честность и долг?

В чём причины его душевной дисгармонии после эпизода с земляникой?

II. Анализ эпизода «Сбор земляники» со слов «Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу...» до слов «Всё равно уж теперь».

Группа 1.
Проанализируйте повествовательную часть эпизода.

Какие события в ней изображаются?

Как они взаимосвязаны с поступками и взглядами героев?

Какие поступки героев передают их нравственную сущность?

Группа 2.
Найдите в эпизоде описания (описание первой земляники, портрет Саньки, описание состояния героя-повествователя).

Прокомментируйте эпитеты, которыми наделена земляника.

Чьими глазами видится описанное: автора или героя? Обоснуйте своё мнение.

Какое чувство вызывает портрет Саньки? Чьими глазами видится его портрет? Докажите свою позицию.

Как внешность Саньки связана с его характером?

Какими словами описано состояние героя в момент поедания ягод «левонтьевскими»? Какие детали его душевного состояния выделены автором?

Какие глаголы, эпитеты, метафоры для этого использованы?

Группа 3.
Проанализируйте диалог героя и Саньки.

Каков его конфликт?

Как героев характеризует их речь?

Как меняются интонации героя? Как они передают динамику его внутреннего состояния?

Проанализируйте слова автора, присутствующие в диалоге. Как они характеризуют героев?

Группа 4.
Перечитайте первые три абзаца эпизода, рисующие начало сбора ягод.

*Попытайтесь определить, какие слова в этих абзацах принадлежат автору, а какие — рассказчику. Обоснуйте свою позицию.

На чьей стороне автор в оценке героев?

III. Речевая характеристика героев.
Особенности использования народной речи. Юмор
Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа»


На основании перечисленных признаков создаётся цитатная таблица и составляется план устного высказывания.

ТАБЛИЦА
«Речевые характеристики героев рассказа»
Герои
Лексика
Синтаксические обороты
Интонация
Группа 1.
Герой-повествователь
 
 
 
Группа 2.
Бабушка
 
 
 
Группа 3.
Санька Левонтьев
 
 
 
Группа 4.
Другие персонажи
 
 
 

Работа с таблицей может быть завершена дома.

Какие особенности народной речи используются в речи героев? Как эти особенности характеризуют героев?

Какие места в рассказе вызывают улыбку? Какими способами автор создаёт комический эффект? Приведите примеры.

Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову»

IV. Герой-повествователь
Составление плана характеристики героя-повествователя

(см. примерный план анализа образа героя в уроке 20).

V. Презентация и защита учащимися собственных иллюстраций.

Итоговые вопросы:

вопросы 1, 3, 4 из раздела учебника «Сделаем выводы».

Домашнее задание

Выполнить задания 5, 6 из раздела учебника «Сделаем выводы».

Подготовить устное сообщение об особенностях речи одного из героев.

Выполнить письменно одно из творческих заданий.

Задание для самостоятельного чтения.

Прочитать повесть М. Пришвина «Кладовая солнца» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Проект.

Составление электронного иллюстрированного словаря сибирских диалектизмов, использованных в рассказе «Конь с розовой гривой».


УРОК 73
В. П. АСТАФЬЕВ. «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

(урок развития речи 9)

Основное содержание урока
Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление планов речевых характеристик героев. Устные сообщения об особенностях речи героев.

I. Беседа о содержании и нравственных проблемах сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Перескажите кратко сюжет сказки-были «Кладовая солнца».

Охарактеризуйте её главных героев. Какие мысли и чувства вызывают у вас герои произведения?

Что главное в «Кладовой солнца»: описания «одушевлённой» природы, рассказ о жизни Митраши и Насти, история Антипыча и Травки?

Почему сказка-быль так называется? В чём особенности жанра этого произведения?

Какой позиции по отношению к героям и миру придерживается автор?

Чем похожи «Кладовая солнца» и «Конь с розовой гривой»? Чем они различаются?
(Сравните время, изображённое в произведениях, их героев, главные проблемы, авторские позиции, язык произведений.)

II. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

На основе заполненной дома цитатной таблицы учащиеся должны сделать выводы об особенностях речевых характеристик героев.

ТАБЛИЦА
«Речевые характеристики героев рассказа»
Особенности речи
Герои
Лексика
Синтаксические обороты и интонации
Выводы
Герой-повествователь
Эмоциональная лексика в прямой речи героя. Более спокойная лексика в несобственно прямой речи повествователя. Внутренняя речь.
Сибирские синтаксические обороты в прямой речи героя. Более спокойные синтаксические обороты в несобственно прямой речи повествователя. Внутренняя речь.
Речь героя-повествователя указывает на его сибирское происхождение, несобственно прямая речь характеризует взрослого человека, вспоминающего детство. Внутренняя речь говорит о богатой душевной жизни героя, его нравственных чувствах: долга, совести, раскаяния и др.
Бабушка
Использование сибирской лексики, просторечных слов и выражений, народных пословиц и поговорок
Эмоциональные обращения, восклицательные интонации, экспрессивные обороты (куски выглядывать, пролетарьев объедать и др.)
Речь бабушки эмоциональна, образна и самобытна, указывает на её сибирское происхождение, любовь к русскому фольклору
Санька Левонтьев
Просторечные и грубые слова и выражения (ша, ништяк, нюнишь, лешак с тобой)
Экспрессивные глаголы в словах автора (заржал, усмехнулся, хвалился, ябедничал, передразнивал и др.)
 
Другие персонажи
 
 
 

ƒКак речевые характеристики помогают нам понять характеры героев рассказа?

ƒДополните таблицу своими примерами.

III. Устные сообщения об особенностях речи героев и составление планов их речевых характеристик.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа „Конь с розовой гривой“ (на примере одного героя)?».

Прочитать и пересказать рассказ В. П. Астафьева «Белогрудка» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Подобрать материалы о биографии и творчестве В. Г. Распутина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Прочитать рассказ «Уроки французского».

Индивидуальные задания.

Найти в словаре значение слова мемуары и основные черты этого жанра.

Подготовить краткое сообщение об Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Следующие уроки: Уроки 74-76. В.Г.Распутин. «Уроки французского» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)



ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Биография В. П. Астафьева

Когда-то, очень уже давно, журнал «Смена» опубликовал мои первые зарисовки, затем очерк, затем что-то похожее на рассказ, и не просто опубликовал, но и «приютил» меня, и я, начинающий автор, приехавший из далёкого уральского городка Чусового в столицу, бывал накормлен в буфете, устроен на ночлег, как командированный, снабжён пусть и не очень богатыми, но очень необходимыми средствами на житьё и пропитанье.

Узнавши, что я родом с Енисея, да ещё из тех мест, где начинается возведение самой могучей в мире гидростанции, тогдашний редактор «Смены» Михаил Арсеньевич Величко посчитал, что никто так ёмко и живописно не изобразит и не отразит героического дела на новостройке, как я.

Ничего героического я на стройке не обнаружил, она ещё только развёртывалась, но уж такой был на ней беспорядок, неразбериха и кавардак...

И совсем исчез человек из этих писаний, одни только герои населяли многочисленные творения, а раз герои, значит, и дела у них только героические.

Я жил в родной деревне, смотрел на своих односельчан, занятых земельным и рабочим повседневным делом, и думал: «Ну, хорошо. Все герои, и все героическими делами обуяны, а кто же тогда их-то, моих родных гробовозов (такое неблагозвучное прозвище у моего родного села Овсянки), отразит и расскажет о их вечной тихой жизни и о труде, которым земля и всё на земле держится?»

Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своём детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры. Первоначально цикл рассказов и назывался: «Страницы детства». И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предварял его:

«Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа, Тот мир далёк, и лишь воспоминанья Всё чаще возвращают нас туда».

Рассказы писались легко, быстро, радуя сердце. С появлением рассказов «Конь с розовой гривой» и «Монах в новых штанах» я понял, что из всего этого может получиться книга. И она получилась. В 1968 году в Перми вышла книга под названием «Последний поклон». Я долго искал это название, а оно уже было в книге — так называлась одна из глав. И однажды мой товарищ ткнул пальцем в это название.

Хорошо иметь талантливых товарищей и друзей, обладающих тонким литературным вкусом, большая от этого польза в работе и в жизни.

Книгу ту оформлял покойный уже пермский художник Алексей Мотовилов. Больше года работал, на каких-то цинковых пластинках гравюры резал, когда книгу печатали, он ночевал в типографии, чтоб всё было напечатано, как надо. И всё Пермское издательство старалось, и книга получилась, как надо, в суперобложке, с цветным шрифтом. Я это к тому, что везде, хоть на стройке, хоть в издательстве, нужны в работе самоотверженность и любовь, увы, куда-то во многих местах и на предприятиях ваших подевавшиеся.

Говорят: «Хорошая весть на месте лежит, худая по земле бежит», да не всегда, к счастью, жизнь идёт по пословице. Книга «Последний поклон» была замечена в столице, благосклонно встречена критикой. Пошла хвалебная почта, которую я, конечно же, читал с большим удовольствием и млел ещё ненадорванным, горячим сердцем.

Виктор Астафьев

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что вы узнали о В. П. Астафьеве из учебников 5 и 6 классов?

2. Вспомните, о чём был рассказ В. П. Астафьева, который вы прочитали в 5 классе. Какие качества характера главного героя вас поразили? Как бы вы поступили, если бы оказались на его месте?

3. Используя автобиографическую заметку писателя и материалы биографических словарей о русских писателях XX века, подготовьте устное сообщение о В. П. Астафьеве.

* * *
Прочитайте ещё один рассказ—«Конь с розовой гривой».
О каких людях продолжает рассказывать писатель, знакомя нас с их бытом, с привычками и особенностями их характеров?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЗАДАНИЯ К РАССКАЗУ В.П.АСТАФЬЕВА "КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ"
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. В какое время и где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях, происходивших в России в те времена?

2. От чьего лица ведётся повествование?

3. Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Прочитайте описание внешности Саньки. Согласны ли вы с автором, что «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? Как рассказчик относится к нему?

4. Прочитайте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Какое впечатление этот дом оставляет у читателя?
«Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни».

Какая художественная деталь даёт представление о неустроенности семьи Левонтьевых?

5. Проследите, как менялось настроение героя рассказа после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, её интонации, в поведении героя?

6. Из каких эпизодов мы узнаём, как герой был втянут в тяжкий обман?

7. Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке? (вернуться к уроку)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уж забыл про ягоды...» Расскажите об этом дне. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был и серьёзным, и весёлым.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

1. «Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько пёрышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».

Обратите внимание на глаголы в этом отрывке. Как они характеризуют левонтьевских ребятишек? Почему писателю потребовалось так много глаголов? Подберите к ним синонимы.

2. Детей дяди Левонтия писатель называет так: «ребятишки дяди Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», «народ». Что можно сказать об отношении писателя к этим детям? Как менялось оно и почему?

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что особенно привлекало его в этой семье?

2. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

3. Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конём»?

4. Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?

Эпизод — отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

5. Подготовьте художественный пересказ (близкий к тексту) одного из эпизодов или чтение его по ролям (на выбор).

Фабула — последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении.

6. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой», т. е. изложите последовательно события рассказа, связанные между собой.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Подготовьте устный или письмепный рассказ о герое, который вам особенно запомнился. Предварительно подберите цитаты и продумайте план рассказа.

ПРОЕКТ

Составьте небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов, использованных в рассказе. Подумайте, почему писатель использовал их в своём произведении, а не заменил их общеупотребительной лексикой русского литературного языка.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz