Анализ рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Распутин В.Г. Основные даты жизни и творчества
В.Г.Распутин. Работа художника И.Глазунова, 1987.
Портреты В.Г.Распутина
Распутин В.Г. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Уроки по творчеству В.Г.Распутина
в 11 классе
Иллюстрация В. Л. Гальдяева
к рассказу В. Г. Распутина
"Уроки французского"

ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН
(1937 – 2015)

Рассказ В.Г.Распутина "Уроки французского"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 74. В.Г.Распутин. "Уроки французского": трудности послевоенного времени

Урок 75. "Уроки французского": стойкость главного героя

Урок 76. В.Г.Распутин. "Уроки французского": учительница Лидия Михайловна


УРОК 74
В. Г. РАСПУТИН. «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»:
ТРУДНОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин». Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

Рассказ учителя о В. Г. Распутине
с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя и показом его портретов.


II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин» (из воспоминаний писателя) и материалов из истории создания рассказа «Уроки французского»:
См. статью ниже.

Как писатель объясняет тот факт, что он помнит о посылке с макаронами, а его учительница забыла?

Что такое автобиографический рассказ?

Почему писатель стремится поделиться с читателями рассказом о событиях собственной жизни? Как он это делает?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Беседа о жанровых особенностях рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Г. Распутина «Уроки французского»:

* Можно ли назвать рассказы «Конь с розовой гривой» и «Уроки французского» мемуарами о детстве? Докажите свою позицию.

Каковы основные черты этого жанра?
(Итоговость, назидательность, переосмысление прошлого взрослым человеком, размышления о нравственных уроках детства.)

*Можно ли доказать, что в прошлом действует юный эпический герой, который совершает действия и поступки, а в настоящем его оценивает герой лирический, взрослый человек, почти двойник автора?
Приведите примеры из рассказа «Конь с розовой гривой», иллюстрирующие эти положения.

*Чьими глазами видится в рассказах о детстве реальный мир?

Докажите, что в мемуарах о детстве присутствует «троичность» повествования: отражение реального мира в детском восприятии и взгляд взрослого человека в виде воспоминания.

С каким настроением взрослый писатель рассказывает о своём детстве?
(Светлая грусть.)

Докажите, что ход повествования в «мемуарах о детстве» часто нарушается и включает в себя воспоминания из другого времени.

Расскажите кратко об Анастасии Прокопьевне Копыловой (см. материал ниже) и о дружбе В. Распутина с драматургом А. Вампиловым.

Зачем в начале рассказа «Уроки французского» автор размышляет о вине перед учителями и родителями?

Чьи размышления открывают рассказ: школьника или взрослого человека? Обоснуйте свою позицию.

*Почему писатель говорит о вине не за то, что было в школе, а за то, что сталось после?

IV. Отражение в повести трудностей военного времени
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа с начала до слов «Я опомнился и убежал».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Расскажите, почему герой рассказа голодал в райцентре. Какие ещё трудности выпали на его долю в годы учёбы?

Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог героя рассказа, Федьки и Вадика со слов «Однажды, ещё в сентябре...» до слов «...хозяйничал здесь он, это я понял сразу».

Озаглавьте этот фрагмент.

Расскажите, как мальчишки играли в чику. Легко ли было выиграть деньги?

Дайте характеристику Вадика.

Почему герой рассказа начинает играть на деньги: из-за азарта, от жадности, чтобы добиться превосходства над мальчишками, от голода? Аргументируйте свой ответ.

V. Герой рассказа и его сверстники
Продолжение групповой работы:

Группа 3.

Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа о том, как герой научился честно выигрывать в чику, со слов «Я стал выигрывать постоянно, каждый день...» до слов «Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Дайте нравственную оценку поведению героя-повествователя и Вадика.

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Я только что опять угодил в деньги...» до слов «...не могло быть на всём белом свете человека несчастнее меня».

Озаглавьте этот фрагмент.

Какое чувство вызывает эпизод? Как он характеризует героя-повествователя и его противников: Вадика и Птаху?

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Первым уроком, как назло, был французский...» до слов «...но так домой ехать нельзя».

Озаглавьте этот фрагмент.

Перескажите, о чём разговаривали герой и Лидия Михайловна.

С какой целью автор помещает рядом описания их портретов?

Группа 5.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Я подошёл, и игра сама собой приостановилась...» до слов «Другого выхода нет».

Озаглавьте этот фрагмент.

Почему герой опять пошёл играть на деньги? Можно ли его за это осудить или оправдать?

Расскажите, как герой занимался французским дома у учительницы.

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему учительница приглашала мальчика заниматься к себе домой:
— чтобы самой не ходить в школу;
— чтобы он знал французский на отлично;
— чтобы спасти его от голода?

Как герой чувствовал себя дома у учительницы? Почему ему было неуютно и неловко?

VI. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
Продолжение групповой работы:

Группа 6.

Расскажите историю с макаронами со слов «Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка...» до слов «...с каких приисков взялось такое богатство».

Озаглавьте этот фрагмент.

Как герой догадался, что посылку прислала не мать?

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Когда я бочком влез с посылкой в дверь...» до слов «...я, мотая головой и бормоча что-то, выскочил за дверь».

Почему герой не признавался, что голодает? Оцените его позицию.

Группа 7.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Однажды, недели через две после истории с посылкой...» до слов «Это было справедливо, и я согласился...».

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с приходом директора.

Какие чувства испытали при этом герой и учительница?

Ответьте на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Прочитайте финальную часть рассказа со слов «Через три дня Лидия Михайловна уехала...» до конца рассказа.

С какой целью автор рассказывает читателю про ещё одну посылку с макаронами?

VII. Практическая работа.

Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе „Уроки французского“».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как в рассказе выражается авторская позиция по отношению к героям?

Домашнее задание

Подготовить устное сообщение о главном герое рассказа по плану из задания 2 (раздел учебника «Сделаем выводы») и пересказ выбранного эпизода от лица одного из героев.

Письменно ответить на вопрос «Какие трудности послевоенного времени испытал герой рассказа „Уроки французского“?».

Групповое задание.

Подготовить чтение в лицах или инсценировку одного из фрагментов рассказа.

Индивидуальное задание.

Создать собственные иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.


УРОК 75
«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»:
СТОЙКОСТЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ


Основное содержание урока
Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Герой-повествователь.

Основные виды деятельности.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана, устная характеристика героев (в том числе сравнительная). Различные виды пересказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
Устный рассказ о герое-повествователе по плану из задания 2

(раздел учебника «Сделаем выводы»).

II. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Черты характера главного героя рассказа».


ТАБЛИЦА
«Черты характера главного героя рассказа "Уроки французского"»
Черты характера главного героя рассказа
Цитатные примеры
Ответственное отношение к учёбе
 
Стремление к знаниям
 
Нравственная стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)
 
Стремление к правде и справедливости
 
Чувство собственного достоинства
 
Гордость и застенчивость
 
Терпение, умение переносить боль и обиды
 
Неприятие обмана и предательства
 

Составление сравнительной характеристики героя и его сверстников.

ТАБЛИЦА
«Сравнительная характеристика героя и его сверстников из рассказа "Уроки французского"»
Герой-повествователь
Вадик
Птаха
Тишкин
 
 
 
 
 
 
 
 


III. Лексическая работа:

Выполнение задания 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову» и задания 3 из раздела «Самостоятельная работа» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Выполнение заданий 1—4 из раздела «Вопросы и задания» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

IV. Герой-повествователь
Сопоставление героя-повествователя (эпического героя) и лирического героя, близкого автору,
который рассказывает историю своего детства:

Перед кем испытывает чувство вины герой рассказа во вступительных строках?
(Перед матерью и учительницей.)

Что же это за вина?

Каким предстаёт перед нами взрослый герой?
Взрослый герой относится к своим детским представлениям об образованности с юмором.
(Башковитый парень, признавался за грамотея, так как разбирался в номерах облигаций, писал за старух письма, перечитал книжки из деревенской библиотеки, разводил с сестрёнкой «посадки в животе» и др.)
Взрослый герой знает всё, что произойдёт с мальчиком, поэтому даёт оценки будущим событиям, нарушает временную последовательность повествования.
(Не понимал, какие испытания ждут его на новом месте, «лишь на следующую осень... мать продала швейную машину... и купила мне кирзовые сапоги» и др.)
Взрослый герой лишается юношеского максимализма, переоценивает свои взгляды на жизнь
(«Относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел»; «я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками»; «откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если он в своём деле вырывается вперёд» и др.)

*Можем ли мы сказать, что суждения взрослого героя — это суждения писателя Распутина? Обоснуйте свой ответ.

V. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Презентация и защита собственных иллюстраций.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

что помогло главному герою рассказа выстоять в суровые и голодные послевоенные годы?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Как показана в рассказе стойкость характера главного героя?» или составить сравнительную характеристику героев рассказа.

Подготовить пересказы фрагментов, связанных с учительницей Лидией Михайловной.

Индивидуальные задания.

Прочитать одну из книг о сверстниках (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») и написать к ней аннотацию.

Посмотреть фильм на сюжет рассказа и написать о нём краткий отзыв.

Проект.

Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей».


УРОК 76
В. Г. РАСПУТИН. «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»:
УЧИТЕЛЬНИЦА ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА


Основное содержание урока
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рас сказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики учительницы. Выделение этапов развития сюжета. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа эпизода и его устный анализ. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины, решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

I. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика

ƒВ рассказе два портрета учительницы: один даётся в восприятии мальчика, а второй — глазами взрослого героя. Найдите в этих описаниях доказательства для этого суждения.

ƒДокажите, что французский язык выделяет учительницу из всех людей, с которыми знаком герой-повествователь.

Как герой характеризует голос учительницы?

ƒПочему у героя «не ладилось» с французским языком? Почему он называет французский язык «загадочным» и «сказочным»?

ƒКак учительница помогала герою?

Всегда ли у неё получалось помочь мальчику незаметно? Приведите примеры её «неудач» в помощи мальчику.

ƒПочему рассказ называется «Уроки французского»? В чём символический смысл этого названия?

ƒВ критике рассказ «Уроки французского» часто называют «уроками доброты». Почему учительнице не была безразлична судьба мальчика?

ƒО какой сказочной, загадочной, особой доброте говорится в рассказе?

Почему в рассказе развитие вкуса мальчика к французскому языку идёт параллельно с его пониманием уроков доброты?

Почему свою вину перед учительницей он осознал уже взрослым?

ƒПочему герой думает, что Лидия Михайловна испытывает удовольствие от игры в замеряшки? Так ли обстоит на самом деле? Был ли у неё риск в желании помочь герою таким способом? Обоснуйте свою позицию.

ƒКакая деталь, связанная с учительницей, говорит о доброте её души, тёплом отношении к людям?
(Яблоки с Кубани, завёрнутые в вату, и др.)

II. Составление плана характеристики учительницы и устный рассказ по плану:

1. Социальная принадлежность героини.
2. Воспитание.
3. Образование, занятия.
4. Смысл имени.
5. Первое появление в рассказе.
6. Портрет. Чьими глазами он даётся?
7. Черты характера героини (доброта, отзывчивость, умение помогать незаметно, ненавязчиво, скромность, прямота, искренность и др.).
8. Описание психологического состояния героини в ключевых фрагментах.
9. Речь.
10. Поступки.
11. Оценка, данная другими персонажами.
12. Авторская оценка.

III. Нравственная проблематика рассказа

ƒКритик Н. Селезнёва в своей книге «В. Распутин» (Иркутск, 1973) пишет, что поступки учительницы — это пример такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в Древней Руси считали единственно нравственной и называли «незаметной милостыней». Согласны ли вы с этой позицией?

Почему Лидия Михайловна скрывала свои добрые поступки и хотела помочь мальчику незаметно? Как это её характеризует?

ƒПочему мальчика возмущали проявления обмана и нечестности? Приведите примеры из рассказа.

ƒПочему взрослому герою всю жизнь стыдно перед учительницей за её добрые поступки? Нужно ли возвращать полученную в детстве доброту? Обоснуйте свою позицию.

Зачем это нужно делать?

ƒКто является в рассказе носителем доброты? Перечислите всех добрых героев и обоснуйте свой выбор.

ƒДобр ли мир, окружающий мальчика?

Что сделать, чтобы мир стал добрым?

IV. Практическая работа.
Устный анализ эпизода «Игра в замеряшки» со слов «Игра началась заново...» до слов «Знать бы нам, чем всё это кончится».

Группа 1.

Проанализируйте два первых абзаца эпизода.

Какие события в нём изображаются?

Как они взаимосвязаны с поступками и взглядами героев?

Как поступки героев передают их нравственную сущность?

Группа 2.
Найдите в эпизоде описания состояния героя.

Прокомментируйте глаголы, которыми описаны действия и состояние героя.

Чьими глазами даны эти описания: мальчика или взрослого человека? Обоснуйте своё мнение.

Какие детали его душевного состояния выделены автором?

Группа 3.
Проанализируйте диалог мальчика и учительницы.

Каков его конфликт?

Как героев характеризует их речь?

Как меняются интонации героя в прямой и несобственно прямой речи?

Как они передают динамику его внутреннего состояния?

Проанализируйте слова автора, присутствующие в диалоге. Как они характеризуют героев?

Группа 4.
Прочитайте описание замороженного молока.

*Попытайтесь определить, какие слова в этих абзацах принадлежат автору, а какие — рассказчику. Обоснуйте свою позицию.

Какова авторская оценка героев эпизода?

V. Развитие понятий о рассказе и сюжете

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение понятий рассказ, сюжет, образ повествователя.

Выявление характерных признаков понятий и подбор примеров из рассказа.

' Ответы на вопросы викторины и решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

И т о г о в ы й  в о п р о с:

когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов рассказа.

Подобрать материалы о жизни и творчестве В. М. Шукшина и портреты писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Прочитать рассказ «Критики».

Групповое задание.

Создать диафильм по рассказу «Уроки французского» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Следующие уроки: Урок 77. В.М.Шукшин. «Критики»: образ странного героя >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Анастасия Прокопьевна Копылова-Вампилова (1906 — 1992) — мать драматурга Александра Вампилова. Но героиня рассказа — другая учительница -— Лидия Михайловна Молокова, обучающая мальчика в 5 классе французскому языку.

Анастасия Прокопьевна Копылова родилась 18 октября 1906 г. в Иркутске. С юных лет ее привлекала учительская профессия. Она поступила в педагогический институт, но окончить его не удалось: из-за социального происхождения — дочь священнослужителя — Анастасия Копылова была отчислена со студенческой скамьи. Несколько позже она смогла заочно получить диплом о высшем образовании.

С 1 сентября 1925 г. Анастасия Прокопьевна работает учительницей Бажеевской школы, в 1926 — 1927 гг. — Бурятской (по названию селения) начальной школы Аларского аймака. В ту пору почему-то было принято переводить учителей из одной школы в другую. Она учительствовала и в Селенгинском и Мухоршибирском аймаках.

С 1936 г. А.П. Копылова — преподаватель математики в Кутуликской средней школе. Только год она работала в Аларской школе, а с Кутуликом не расставалась до самой пенсии.

У Валентина Никитича и Анастасии Прокопьевны было четверо детей: 21 июля 1930 г. родился сын Миша; 22 ноября 1931 г. — близнецы Володя и Галя; 19 августа 1937 г. — Саша.

Всего через несколько месяцев после рождения младшего сына, 17 января 1938 г., заведующий учебной частью Аларской средней школы В.Н. Вампилов был арестован и решением приговорен к расстрелу по обвинению в том, что он якобы являлся активным участником контрреволюционной панмонгольской диверсионно-повстанческой организации.

Приговор в отношении В.Н. Вампилова был приведен в исполнение 9 марта 1938 г., место расстрела — Иркутск.

Почти через двадцать лет, в феврале 1957 г., трибунал Забайкальского военного округа отменил постановление "тройки" и реабилитировал Валентина Никитича Вампилова.
Анастасия Прокопьевна осталась одна с четырьмя детьми. Ей помогала ее мать Александра Африкановна, после 1937 г. переехавшая из Иркутска в Кутулик: она ухаживала за детьми, создавала семейный уют, была ангелом-хранителем дома. Бабушка не жалела сил и времени для внуков: рассказывала им сказки, которых знала и помнила множество, читала детские книжки. Домашняя библиотека, собранная Валентином Никитичем, была для ребят кладезем знаний. Разумеется, в их распоряжении были школьная и районная библиотеки.

Заботливость матери в сочетании с ее строгостью и эрудицией педагога помогали в учебе и Мише, и Гале, и Володе, и Саше. С малых лет они были приучены к аккуратности, хорошо занимались, усердно читали книги. Анастасия Прокопьевна умело подсказывала, что им надо знать в первую очередь, что можно и нужно читать дополнительно к школьной программе.

Жизнь семьи складывалась очень непросто. После гибели Валентина Никитича последовали: тяжелая четырехлетняя война, голодное послевоенное время, ранняя смерть шестнадцатилетнего Володи 5 февраля 1948 г.

Анастасия Прокопьевна мужественно переносила выпавшие на ее долю страдания и беды.

В нелегкой борьбе с трудностями Анастасию Прокопьевну постоянно поддерживали ее братья и сестры. В большой, трудолюбивой интеллигентной семье Копыловых так было заведено: чутко относиться и помогать друг другу.

Свыше 20 лет А.П. Копылова работала завучем Кутуликской средней школы.

В годы Великой Отечественной войны она трудилась старшим инспектором Аларского районного отдела народного образования, была удостоена медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг."

За многолетнюю педагогическую деятельность Анастасия Прокопьевна награждена орденами "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени, медалью "Ветеран труда".
После выхода на пенсию Анастасия Прокопьевна жила в Иркутске с детьми и внуками.

Сердце Анастасии Прокопьевны перестало биться 28 ноября 1992 г., на 87-м году жизни. 2 декабря 1992 г. она была по хоронена на Радищевском кладбище Иркутска рядом с ее безвременно погибшим сыном — Александром Вампиловым.
Источник: Памяти Александра Вампилова. Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска "Централизованная библиотечная система" Детская библиотека №23. (вернуться)



Уроки доброты
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН
(1937 – 2015)

Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л. Н. Толстой


Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.

Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так — не помнит?! Как можно такое забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе — изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всём, что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное (Нра́вственное — относящееся к внутренней, духовной жизни человека, к его морали) направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми.

Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Валентин Распутин

ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА "УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"

«...Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой...

Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодёжь" в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
В. Г. Распутин

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?

2. Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского » ?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
ЗАДАНИЯ К РАССКАЗУ В.Г.РАСПУТИНА
"УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"

Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

1. Осуждает или оправдывает автор своего героя?

2. Чем интересен для вас этот рассказ?

3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:

а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано...»;

б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».


Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

1. Обратите внимание на портреты героев рассказа:

а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».

Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?

2 Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах).
Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

2. Расскажите о герое по следующему примерному плану:

а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

3. Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».

4. Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чём смысл этого произведения?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

1. Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.

2. Рассказ «Уроки французского» иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В. Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?

3. По рассказу В. Распутина «Уроки французского» поставлен телевизионный фильм. Какие сцены вам показались особенно удачными? Какое впечатление произвёл главный герой? Таким ли вы его себе представляете?

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. Г. Распутин. «Уроки французского»


1. Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа?

2. Какие черты характера Лидии Михайловны и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?

3. Подготовьте пересказ событий, описанных в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения, объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz