Рассказ Дж. Родари «Сиренида». Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Джанни Родари. Фото
V Московский Международный
кинофестиваль, 1967 г.

ЗАРУБЕЖНАЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ДЖАННИ РОДАРИ
(1920 – 1980)


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 100. Рассказ Дж. Родари «Сиренида»

Урок 101. Дж. Родари. «Сказки по телефону» (урок внеклассного чтения 11)


УРОК 100
ДЖ. РОДАРИ.
РАССКАЗ «СИРЕНИДА»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. «Сиренида». Сочетание сказочного и научно-фантастического в рассказе. Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу. Образы главных героев рассказа. Сказка и фантастическая проза.

Основные виды деятельности.
Сообщения о Дж. Родари с показом его портретов. Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Нравственная оценка поступков героев рассказа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ учителя о писательской и общественной деятельности Дж. Родари с показом его портретов и включением сообщений учащихся об интересных фактах биографии Родари.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Джанни Родари» и составление её плана.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Джанни Родари»
Вопрос
Пункт плана
Как началась профессиональная деятельность Дж. Родари?
Работа учителем в начальной школе
Как общение с детьми в начале трудового пути пригодилось в дальнейшей журналистской работе будущего писателя?
Родари-журналист, ведущий детской странички в газете «Унита» и редактор журнала «Пионер»
Как началась писательская деятельность Родари?
Публикация сказки «Приключения Чипполино»
Какие произведения Родари для детей стали известны во всём мире?
Дж. Родари — автор книг для детей: «Сказки по телефону», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов» и др.
Какой высшей награды для детских писателей был удостоен Дж. Родари?
Дж. Родари — лауреат Международной премии им. Х. К. Андерсена
Какие поэтические произведения этого автора для детей стали известны в нашей стране?
Дж. Родари — автор стихов для детей («Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?», «Поезд стихов», «Книга городов» и др. в переводах С. Я. Маршака)
Какие ещё литературные жанры представлены в творчестве Родари?
Дж. Родари — автор фантастических рассказов («Сиренида» и др.)


II. «Сиренида». Сочетание сказочного
и научно-фантастического в рассказе

Групповая работа.
Выразительное чтение и обсуждение рассказа «Сиренида»: Группа 1.

Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа с начала до слов «Папа встречает нас».

Озаглавьте этот фрагмент. Предположите, что случилось с Лео перед тем, как он отправился в подводную страну.

Кто такие Меа и Ноа? О чём Ноа спросила Лео? Почему этот момент можно считать завязкой рассказа? Какой конфликт здесь намечен?

Какими двумя необычными способностями обладали жители подводной страны в отличие от землян?

Какие сказочные и фантастические элементы есть в этом фрагменте?

Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу
Группа 2.

Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «И в самом деле, у небольшого домика стояла группа людей» до слов «…с помощью которого можем дышать воздухом».

Озаглавьте этот фрагмент. Какая деталь является важной в описании портрета профессора Борго, когда Лео увидел его в первый раз?

Прокомментируйте слова профессора Борго: «Я изучаю жизнь, нравы и обычаи рыб». Какие нравы и обычаи рыб мог изучать профессор?

Знаете ли вы примеры «разумного» поведения рыб и их помощи человеку?

Прокомментируйте слова из рассказа: «Через несколько веков на нашей планете настолько возросла цивилизация, что всякие войны прекратились навсегда». Каков нравственный смысл этих слов?

О каком эпизоде из «Одиссеи» Гомера вспоминают герои рассказа?

Прав ли писатель, который пытается дать научное объяснение факту существования сирен в Средиземном море? Какое изобретение жителей Сирениды говорит о высоком развитии цивилизации и науки в их стране?

*С какой целью писатель обращается в рассказе к античным мифам и гомеровскому эпосу?

Образы главных героев рассказа
Группа 3.

Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «Вслед за этой беседой с профессором Борго последовало много других» до слов «Всё это нетрудно себе представить».

Озаглавьте этот фрагмент. Почему Лео мог долгое время находиться в подводной стране?

О чём мечтал Лео и почему «мечтать об этом было мучительно больно»?

Зачем нужно было устанавливать связи между жителями Сирениды и землянами? Какой нравственный смысл имеет этот эпизод?

Дайте характеристику Лео и Ноа. Подтвердите свои утверждения цитатами.

Можно ли считать свадьбу героев кульминацией в развитии действия? Обоснуйте свой ответ.

Группа 4.
Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «Лео и Ноа поселились в маленьком доме на окраине Рима» до конца рассказа.

Озаглавьте этот фрагмент. Расскажите, как Ноа и Лео жили на земле.

Предположите, о чём они мечтали. Как вы думаете, у них была общая мечта или разные? Обоснуйте свой ответ.

Почему между Землей и Сиренидой установились дружественные связи?

Какие сюрпризы подготовили Лео и Ноа друг другу? В чём нравственный смысл этого момента в рассказе?

Обобщающая беседа:

— Как вы понимаете последний абзац рассказа?

— О каком высоком развитии науки мечтает автор?

III. Сказка и фантастическая проза

Обобщающая беседа (продолжение):


Вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем над прочитанным».

Запишите в два столбика черты сказки и черты фантастической прозы:

Черты сказки
(список может быть продолжен, а вся работа завершена дома):

— Герой отправляется в подводную страну.
— Герой женится на жительнице подводной страны.
— Обитатели подводной страны не могут дышать над водой.
— Жители подводной страны могут читать мысли своих соотечественников и других людей.
— В воде живут сирены.
— Ноа хочет слетать на родину к своим сестрам.

Черты фантастической прозы:

— Герой участвовал в экспедиции, передвигаясь на ракете-амфибии.
— На открытой подводной лодке герой попадает в подводную страну за несколько минут на огромной скорости.
— Люди переправились через космическое пространство в летающих аквариумах.
— Люди изобрели звездолет.
— На Сирениде был изобретён специальный аппарат, с помощью которого её жители могли дышать воздухом.
— Сиренианцы использовали кислород для очистки воды.
— Жители подводной страны решили установить связи с землянами.
— Под водой был устроен фейерверк.
— Летающий аквариум переправил молодожёнов на Землю.
— В Риме есть звездопорт.
— Лео изобрёл клапан, с которым он мог дышать под водой бесконечно.
— На Сирениде тоже придумали клапан, позволяющий сиренидам дышать воздухом.

Итоговый вопрос:

— К какому отношению друг к другу писатель призывает жителей нашей планеты?

IV. Домашнее задание

Ответить письменно на итоговый вопрос урока
или выполнить задание из раздела учебника «Творческое задание».

Групповое задание.
Прочитать главы из книги Дж. Родари «Сказки по телефону» (см. следующий урок)



УРОК 101
ДЖ. РОДАРИ.
«СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ»
(урок внеклассного чтения 11)


Основное содержание урока
Дж. Родари. «Сказки по телефону». Весёлые и мудрые истории для детей.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение и пересказы сказок. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.

I. Дж. Родари. «Сказки по телефону».
Весёлые и мудрые истории для детей

Выразительное чтение учителем вступления к «Сказкам по телефону».


Почему это вступление называется «Приятного аппетита»?

Что можно сказать о чертах характера писателя по этому вступлению?

II. Групповая работа:

Группа 1.

«Про Алису, с которой всегда что-нибудь случалось».

Группа 2.
«Как Джованнино потрогал короля за нос».

Группа 3.
«Карусель в Чезенатико».

Группа 4.
«Фиалка на Северном полюсе».

Общий план работы групп:

1. Выразительное чтение сказки по ролям.
2. Комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).
3. Определение главной мысли сказки.
4. Нахождение в сказке элементов сюжета: экспозиции, завязки, кульминации, развязки.
5. Характеристика главных героев сказки и оценка их поступков.
6. Способы создания в сказке юмористической ситуации.
7. Формулирование нравственного смысла сказки.
8. Устное словесное рисование иллюстрации к сказке.

Выразительное чтение учителем
финального стихотворения из книги
«Сказки по телефону»:


Поначалу в жизни нашей было всё не так, как надо.
Много сил вложили люди, чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок, чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей ни большим, ни малым.
Ноги вечно исцарапаны острыми камнями,
потому что ни ботинок не было, ни няни.
И совсем не просто было тем, кто видел плохо:
не найти очков, и всё, — сколько хочешь охай.
Хочешь в мячик поиграть — нет мячей в помине.
Хочешь есть — нет ни огня, ни горшков из глины.
Если, скажем, хочешь пить — кофе нет, нет кваса.
Нет ни пищи, ни питья. Вовсе нет — и баста!
Были только у людей руки — только руки.
И трудился предок наш, и не знал он скуки.
Много сделал для людей человек, бесспорно;
ещё больше надо сделать — знай трудись упорно!

Викторина по «Сказкам по телефону»
(каждая группа отвечает на вопросы, кроме 1 и 10, относящиеся к непрочитанным сказкам):

1. Как называется авторское вступление к книге «Сказок по телефону»?
(«Приятного аппетита».)

2. Назовите два предмета на одну и ту же букву, которые обозначают места, где побывала Алиса.
(Будильник и бутылка.)

3. Каким способом Алиса научилась плавать?
(По-собачьи.)

4. С какой целью Джованнино использовал свою тетрадку?
(Он записывал туда всех, у кого потрогал носы.)

5. Чьи носы успел потрогать Джованнино, пока не добрался до короля?
(Носы мэра, священника, фельдфебеля и судьи, носы генералов, министров и начальников.)

6. Каким образом хмурый человек раскручивал карусель?
(Вручную.)

7. Чей рекорд могли побить пассажиры карусели, если бы облетели вокруг Земли?
(Рекорд Гагарина.)

8. Кем приходилась белому медведю Малая Медведица?
(Дочерью.)

9. Кого животные послали на юг узнать подробности про фиалку?
(Чайку.)

10. Назовите главное слово в стихотворении, завершающем «Сказки по телефону».
(Трудись.)

Итоговый вопрос:
— Почему «Сказки по телефону» могут сделать людей лучше?

Домашнее задание

Прочитать самостоятельно несколько сказок из сборника Родари и ответить письменно на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к итоговой контрольной работе и тестированию (см. следующий урок).

Следующие уроки: Уроки 102—103. Выявление уровня литературного развития учащихся >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 
 
 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz