Уроки 92-95. Анализ романа Сервантеса "Дон Кихот": пародия на рыцарские романы. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет Мигеля де Сервантеса. 1600.
Хуан Де Хауреги. Королевская Академия истории, Мадрид
Эскиз костюма Дон Кихота для Ф.Шаляпина. 1909 г.
Художник А. Н. Бенуа
Серия картин О.Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот" (на сайте "Литература для школьников")
Зарубежная литература. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА
(1547 – 1616)

Роман М. де Сервантеса "Дон Кихот"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 92. М. де Сервантес Сааведра. "Дон Кихот": жизнь героя в воображаемом мире

Урок 93. "Дон Кихот": пародия на рыцарские романы

Урок 94. "Дон Кихот": нравственный смысл романа

Урок 95. "Дон Кихот": вечные образы в искусстве


УРОК 92
М. де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «ДОН КИХОТ»:
ЖИЗНЬ ГЕРОЯ В ВООБРАЖАЕМОМ МИРЕ


Основное содержание урока
Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Сражение с ветряными мельницами.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника о Сервантесе и его романе, статьи «О писателе» из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Сообщения о Сервантесе с показом его портретов. Составление плана статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Составление историкокультурных и лексических комментариев. Инсценировка обряда посвящения Дон Кихота в рыцари. Выявление способов создания комического. Нравственная оценка героев романа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ учителя о Сервантесе (см.: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00353931190805845288/) с включением сообщений учащихся и показом портретов, памятников, мест в Испании, связанных с его именем.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника о Сервантесе (cм. статью ниже, статьи «О писателе» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Составление плана статьи учебника
.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Биография М. де Сервантеса»
Вопрос
Пункт плана
Какие трудности испытал Сервантес в детстве? Где он учился?
Трудное детство писателя. Годы учёбы
Как закончилась военная биография Сервантеса?
Участие в войне с турками, тяжёлые ранения
Как началась писательская деятельность Сервантеса?
Начало писательской деятельности. Роман «Галатея»
Как Сервантес стал сборщиком налогов и чем закончилась эта деятельность?
Служба на государственной должности
Где писатель начал работу над романом «Дон Кихот»?
Начало работы над романом «Дон Кихот»
Какие мысли о жизни вложил писатель в роман «Дон Кихот»?
Конфликт героя с окружающим миром
В чём трагедия Дон Кихота?
Идеалы справедливости и пошлая жизнь
Почему Сервантеса называли «последним рыцарем и совестью Испании»?
Социальный и философский смысл романа «Дон Кихот»

III. Проблема истинных и ложных идеалов.
Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём


О романе «Дон Кихот» со дня его появления не утихают споры. Книга была недооценена современниками и принесла автору лишь посмертную славу.
Только критики XIX—XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала множество толкований, часто противоречивых.

Составление комментариев с помощью словарей и карточек-информаторов:
идальго, Амадис Галльский, Пальмерин Английский, Сид Руи Диас, Роланд, Буцефал, Бабьека, Феб, паладин, посвящение в рыцари, реал.

IV. Групповая работа:

Группа 1. Гл. I—II.

Кратко перескажите содержание глав.

Что привлекало Дон Кихота в рыцарских романах?

Какие атрибуты рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?

Опишите внешний вид героя. Почему он так смешон?

Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?

Группа 2. Гл. III—IV.
Кратко перескажите содержание глав.

Инсценируйте обряд посвящения Дон Кихота в рыцари.

В чём комизм изображённой ситуации?

Почему заступничество Дон Кихота не помогло мальчику Андресу?

Как сам Дон Кихот объяснял своё поражение в столкновении с купцами?

Группа 3. Гл. VI—VIII.
Кратко перескажите содержание каждой главы.

Почему Санчо Панса поступил на службу к Дон Кихоту?

Перескажите эпизод битвы Дон Кихота с ветряными мельницами.

Докажите, что рыцарь и его оруженосец видят окружающий мир по-разному.

Группа 4. Гл. XVII, XXII.
Перескажите кратко содержание гл. XVII.

В чём комизм описанной ситуации?

Какие чувства вызывает Дон Кихот?

Перескажите гл. XXII.

Как стремление Дон Кихота защищать обездоленных и угнетённых было развенчано в эпизоде с каторжниками?

V. Практическая работа.
Составление плана характеристики Дон Кихота
(см. образец в уроке 20).

Устная характеристика героя.

Итоговые вопросы:

ƒВопрос 2 из раздела учебника «Читаем самостоятельно».

ƒКакую нравственную оценку можно дать главным героям романа?

Домашнее задание

Подготовить сообщение на основе задания 3 из раздела учебника «Читаем самостоятельно».

Перечитать главы X, XVII (ч. II).

Прочитать фрагменты из романа и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Письменно ответить на вопрос «Почему образ Дон Кихота вызывает не только смех?».


УРОК 93
«ДОН КИХОТ»:
ПАРОДИЯ НА РЫЦАРСКИЕ РОМАНЫ


Основное содержание урока
Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «пародия». Обсуждение иллюстраций Г. Доре к роману Сервантеса.

I. Образ Дульсинеи Тобосской.
Составление киносценария эпизода встречи
Дон Кихота с дамой его сердца
(ч. II, гл. X со слов «Итак, увидев крестьянок, Санчо быстрым шагом направился к господину своему Дон Кихоту...» до конца главы).

Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом эпизоде.

Как в нём проявляется здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?

Каковы способы создания комического эффекта?

ТАБЛИЦА
«Киносценарий эпизода встречи Дон Кихота с дамой его сердца»
Название киноэпизода
Границы киноэпизода
Место действия
Смена планов
Звуки за кадром
Группа 1.
Дон Кихот видит трёх поселянок на ослицах
  
  
  
  
Группа 2.
Дон Кихот и Санчо Панса на коленях
  
  
  
  
Группа 3.
Ослица сбросила Дульсинею с седла
  
  
  
  
Группа 4.
Дульсинея забирается на ослицу
  
  
  
  
Группа 5.
Диалог Дон Кихота и Санчо Пансы о волшебниках, заколдовавших Дульсинею
  
  
  
  

II. Анализ эпизода «Происшествие со львами»:

1. Прочитайте по ролям диалог Дон Кихота, Санчо Пансы и возницы (ч. II, гл. XVII).
2. Как создаётся в эпизоде комический эффект?
3. Охарактеризуйте Дон Кихота в этом эпизоде.
4. Что, по-вашему, общего у Дон Кихота и Санчо Пансы?

III. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе

Комментирование понятия пародия:
Пародия (от греч. parodia — противопеснь) — юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния... Цель пародии — «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеять.

ƒПочему Сервантес решил написать пародию?
(«...чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах».)

ƒКакие рыцарские романы Сервантес считал удачными?
(«Амадис Галльский», «Пальмерин Английский», «Дон Бельянис Греческий», «Тирант Белый». Они названы в числе книг, которые священник и цирюльник решили не предавать огню, когда приговорили к сожжению библиотеку спятившего рыцаря.)

III. Практическая работа. Составление таблицы «Черты пародии в романе „Дон Кихот“»

ТАБЛИЦА
«Черты пародии в романе „Дон Кихот“»
Черта рыцарского романа
Её пародирование в романе «Дон Кихот»
«Громкое» название
Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
Герой — знатный красавец рыцарь, совершающий подвиги
Захудалый идальго, его имущество — «фамильное копьё, древний щит, тощая кляча и борзая собака»; герой постоянно попадает в неприятные истории, но верит, что он совершает подвиги
Громкое имя героя
Настоящее имя: Алонсо Кехана
Верный оруженосец
Санчо Панса, крестьянин-земледелец
Рыцарский конь
Росинант («бывшая кляча»)
Рыцарские доспехи
Ржавые доспехи, картонный шлем
Высокопарные посвящения (в начале романа)
В сонетах Амадис Галльский, Неистовый Роланд и др. восхваляют Дон Кихота; Ориана восхищается добродетелью Дульсинеи; Гандалин, оруженосец Амадиса, шлёт привет Санчо Пансе; а Бабьека — конь Сида — ведёт диалог с Росинантом (http://bibliogid.ru/articles/2570)
Традиционные герои рыцарского романа (принцессы, великаны, рыцари и пр.)
Комические герои, обманывающие Дон Кихота
Повторение эпизодов популярных романов (отвергнутый принцессой Орианой Амадис Галльский наложил на себя покаяние и, приняв имя Мрачного Красавца, удалился в горы)
Дон Кихота никто не отвергал, однако, оказавшись среди скал, он вознамерился повторить поступок Амадиса и, обращаясь к Санчо Пансе, сказал: «Сейчас я разорву на себе одежды, разбросаю доспехи, стану биться головой о скалы...»

IV. Показ и обсуждение иллюстраций французского художника Гюстава Доре к роману Сервантеса
Cм. также: Серия картин О.Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот" (на сайте "Литература для школьников").

Итоговый вопрос:
вопрос 3 из раздела учебника «Читаем самостоятельно».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему роман „Дон Кихот“ считают пародией на рыцарские романы?».

Перечитать ч. II, гл. XLV, LI, LIII, LXXIV.


УРОК 94
«ДОН КИХОТ»:
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ РОМАНА


Основное содержание урока
Образ Санчо Пансы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика Санчо Пансы.

I. Образ Санчо Пансы

Как Санчо Панса стал оруженосцем Дон Кихота?

Какие цели он преследовал, идя в услужение к Дон Кихоту?

Почему он никогда не разуверял Дон Кихота в его иллюзиях?

Как ведёт себя Санчо Панса и что он говорит Дон Кихоту при встрече с тремя крестьянками? Оцените его поведение.

II. Групповая работа:

Группа 1.
Гл. XLV.
Кратко перескажите главу.

Какие проблемы между людьми разрешил Санчо Панса, когда был губернатором?

Какие черты его характера привлекательны для автора?

Группа 2.
Гл. LI.
Прочитайте по ролям один из фрагментов главы.

В чём проявилась смекалка и мудрость Санчо Пансы на посту губернатора?

Группа 3.
Гл. LIII.
Перескажите главу от лица Санчо Пансы.

Почему стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса всё же отказывается от неё?
Как в этом проявляются мудрость и нравственная позиция автора?

Группа 4.
Гл. LXXIV.


В чём смысл завещания Дон Кихота, составленного им перед смертью?

Какой смысл вы видите в том, что в финале он перестал быть безумцем, а закончил свой жизненный путь «в здравом уме»?

III. Практическая работа.
Составление таблицы «Общность и различие Дон Кихота и Санчо Пансы»

(см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Итоговые вопросы:

Какое место в жизни человека должны занимать мечтательность и рассудительность?

Докажите, что в романе автор развенчивает как безумные фантазии рыцаря, так и «здравый смысл» его слуги.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Чем похожи и не похожи Дон Кихот и Санчо Панса?».

Составить вопросы для викторины.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к роману и подготовиться к их презентации и защите.


УРОК 94
«ДОН КИХОТ»:
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ


Основное содержание урока.
Понятие о вечных образах в искусстве. Дон Кихот как вечный образ мировой литературы. Мастерство Сервантеса-романиста.

Основные виды деятельности.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Презентация и защита собственных иллюстраций. Викторина на лучшее знание текста романа.

Понятие о вечных образах в искусстве.
Дон Кихот как вечный образ мировой литературы


Вечные образы — художественные образы, которые, возникнув в конкретных исторических условиях, приобретают настолько очевидную внеисторическую значимость, что, превращаясь в своеобразные символы, так называемые сверхтипы, вновь и вновь возникают в творчестве писателей последующих эпох... В В. о. запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, тяга к идеалу, поиски смысла жизни и др.) и широта типизации.
В. о. так велики, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в них универсальный смысл, усиливая те или иные оттенки. К В. о. относят, например, Прометея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета.

I. Сообщение учителя на тему «Дон Кихот — вечный образ в искусстве»:

Образ Дон Кихота имел множество воплощений:

в изобразительном искусстве (картина О. Домье (1851), иллюстрации Г. Доре (1863), графика П. Пикассо);

в музыке (XVIII в. — оперы Д. Паизиелло, Н. Пиччини, А. Сальери; в 1910 г. опера «Дон Кихот» Ж. Массне, главную партию исполнил Ф. И. Шаляпин; см. Эскиз костюма Дон Кихота для Ф. Шаляпина художника А. Н. Бенуа);

в театре (первая постановка в России в 1847 г.; в 1920-е гг. пьеса Г. И. Чулкова, пьеса «Освобождённый Дон Кихот» А. В. Луначарского (1921); во МХАТе Втором роль Дон Кихота готовил актёр Михаил Чехов, им же была написана инсценировка, но спектакль поставлен не был; в 1986 г. опубликован «Дневник о Кихоте» М. Чехова; пьеса М. А. Булгакова «Дон Кихот» (1938); спектакль в Ленинградском театре им. Пушкина (1941): роль Дон Кихота сыграл Н. К. Черкасов);

в кино (Шаляпин сыграл Дон Кихота во французском фильме режиссёра Г. Пабста (1933); экранизация романа в России была осуществлена в 1957 г. режиссёром Г. М. Козинцевым: Дон Ки-хот — Н. К. Черкасов, Санчо — Ю. В. Толубеев; в 1960-е гг. в Европе и США популярен мюзикл М. Ли «Человек из Ламанчи»: премьера — 1966, экранизация — 1972).

II. Мастерство Сервантеса-романиста

Тезисы сообщения учителя:


1. Дон Кихот причислен к вечным образам, т. е. в представлении целых поколений ряда стран он живёт особой, отдельной от Сервантеса жизнью.
2. Сервантес создал синтетический романный жанр, который оказался вечным, так как охватил всё богатство жизни эпохи.

3. «Дон Кихот» задуман как пародийный «рыцарский роман», его герой живёт в своём призрачном мире, далёком от реалий жизни. Поэтому все «подвиги» Дон Кихота заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Но герой готов жертвовать собой во имя справедливости и милосердия на земле.

4. Дон Кихот обладает самоотверженностью, мужеством, смелостью, твёрдостью духа, он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он идёт ложными, фантастическими путями, не чувствуя веяний времени, ниспровергнувшего прежние идеалы и ценности.

5. Дон Кихот смешон не столько из-за своего характера, сколько из-за нелепостей невыносимого общественного порядка, которому он и Санчо в своей наивности осмеливаются противостоять.

6. Фантазёр Дон Кихот и здравомыслящий крестьянин Санчо дополняют друг друга. Санчо Панса обладает положительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и точным ощущением жизни. Если вначале он идёт за Дон Кихотом из корыстных соображений — желает стать губернатором острова, то испробовав эту должность на себе, отказывается от губернаторства. Под влиянием Дон Кихота душа Санчо становится тоньше, возвышеннее, его корыстный «здравый смысл» уступает место народной мудрости, герой понимает, что «делать добро всегда правильнее, нежели зло».

7. Дон Кихот ест с Санчо из одной тарелки и произносит речи о социальной несправедливости, о свободе и о «золотом веке», что указывает на гуманизм и демократизм произведения, где самое серьёзное, трагическое неразрывно сплетено с забавным.
(По http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/Vl3-3602.htm)

Общность Сервантеса и его героя:

• Сервантес и его герой — ровесники: возраст Алонсо Кеханы приближался к пятидесяти годам, когда он стал странствующим рыцарем, Сервантесу было около пятидесяти, когда он придумал своего героя.

• Оба они — обедневшие идальго.

• Их роднят гуманистические идеалы и горькая судьба: Дон Кихот после всех испытаний высказал признательность и любовь к людям, Сервантес написал роман, проникнутый верой в людей и любовью к ним, и создал героя, «беззлобно подшучивая над собой» (Х. Л. Борхес).

III. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос «Почему образ Дон Кихота считают вечным образом мировой литературы?».


IV. Обсуждение высказываний о романе:

«Смерть дон Кихота навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение всё великое значение этого лица становится доступным каждому».
И. С. Тургенев.

«Идеал странствующего рыцаря столь велик, столь прекрасен и полезен и так очаровал сердце благородного дон Кихота, что отказаться верить в него совсем уже стало для него невозможностью, стало равносильно измене идеалу, долгу, любви к Дульцинее и человечеству».
Ф. М. Достоевский.

V. Викторина:

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?
(Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем?
(Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади?
(Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означает «бывшая кляча».)

4. Какие профессии были у его главных приятелей?
(Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которых Дон Кихот принял за великанов?
(Тридцать или сорок.)

6. Как звали жену Санчо Пансы?
(Тереса Панса.)

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого?
(Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской?
(Лоренсо Корчуэло.)

9. Из чего Дон Кихот сделал чётки для чтения молитв в горах Сиерра Морены?
(Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней 11 узелков, один из которых был крупнее остальных.)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом?
(Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

11. Каким способом можно было расколдовать Дульсинею Тобосскую?
(Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью.)

12. Как назывался остров, губернатором которого был Санчо Панса?
(Баратария.)

13. Сколько дней он управлял островом?
(Десять дней.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил Дон Кихот для будущего мужа своей племянницы?
(Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

VI. Чтение и обсуждение стихотворения Д. Мережковского «Дон Кихот».

Итоговые вопросы:

Какие положительные черты характера Дон Кихота показаны в романе? Только ли смех вызывают его похождения?

От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?

В чём смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему образ Дон Кихота считают вечным образом мировой литературы?», используя фрагмент книги Ю. А. Абрамова и В. Н. Дёмина «100 великих книг» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальное задание.

Подобрать материалы о Шиллере, портреты писателя и иллюстрации к балладе «Перчатка» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Следующие уроки: Урок 96. Ф.Шиллер. «Перчатка» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)



МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Биография М. де Сервантеса
1547 – 1616


Мигель де Сервантес Сааведра — великий писатель-гуманист эпохи Возрождения.

Сервантес родился в семье лекаря из обедневшего дворянского рода. Нужда и заботы преследовали будущего писателя с детства. Постоянная бедность заставляла Сервантеса странствовать, чтобы добыть средства к существованию. Несмотря на бродяжническую жизнь, Сервантес сумел закончить иезуитскую школу в Вальядолиде, а завершил своё образование в Мадриде. Едва закончив учение, он был завербован в солдаты и участвовал в войне против турок. Сражение у бухты Лепандо навсегда осталось в памяти Сервантеса: многочисленные раны и простреленная левая рука, которая перестала действовать, сделали Сервантеса инвалидом, в армии ему больше не было места. В то время будущему писателю было всего 24 года. Вместе со своим братом Родриго он вынужден был возвратиться на родину, но в Средиземном море братья были захвачены морскими разбойниками-корсарами и увезены в Алжир. Несколько раз Сервантес пытался бежать, но эти попытки закончились неудачей. Жесток и беспощаден был правитель Алжира Гасан-Паша, но сухорукий пленник внушал ему невольное уважение: безрассудная храбрость и дерзость пленного солдата говорили о его несокрушимой воле.

Пять лет провёл в рабстве Сервантес, пока его семья каждодневными стараниями и унижениями не скопила сумму, необходимую для его выкупа. В 1580 году Сервантес возвратился в Испанию. Чтобы как-то вырваться из нужды, он пробует свои силы в литературном творчестве и по возвращении из плена пишет пасторальный роман «Галатея» (1585). Однако этот роман не принёс Сервантесу ни большой литературной славы, ни денег, и он был вынужден занять государственную должность сборщика налогов. Работа приносила одни неприятности, и в конце концов по чужой вине Сервантес попадает в тюрьму. Здесь он начал работу над романом «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605—1615), который сделал его имя бессмертным.

«Дон Кихот» — это пародия на рыцарский роман, своеобразная энциклопедия испанской жизни XVII века. Произведение рассказывает о необыкновенных, но зачастую печальных приключениях разорившегося дворянина Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, вообразил себя защитником униженных и обездоленных — благородным странствующим рыцарем. Книжный мир рыцарских романов сливается для Дон Кихота с действительностью, которую он абсолютно не может понять. И невольно задаёшься вопросом: «Кто же безумен? Дон Кихот или мир, его окружающий?» В странных, порой нелепых поступках Дон Кихота проявляется гораздо больше человечности, гуманности и благородства, чем в поступках многих других «разумных» персонажей романа.

Воображение Дон Кихота претворяло всё, что он видел, в фантастическое рыцарское царство волшебников и принцесс: ветряные мельницы ему представляются злыми великанами, постоялый двор — величественным замком, а служанки — принцессами. Порой Дон Кихот кажется смешным и жалким в своей наивности и беззащитности. Но только человек без сердца может посмеяться или не понять этого милого пожилого господина, вся трагедия которого заключалась в том, что книжные идеалы справедливости не имели ничего общего с пошлой, жестокой и грубой жизнью.

Сам благородный Сервантес во многом напоминал своего героя. Он пришёл в мир с открытым сердцем, в котором никогда не поселялась корысть, недоброе чувство или злая мысль. Сервантесу понадобились долгие годы, тягчайшие испытания, мучительные крушения надежд, чтобы увидеть подлинную Испанию. Но когда в апреле 1616 года в Мадриде, на улице Леон, в возрасте 69 лет умирал этот удивительный человек, немногие из его друзей, пришедших проститься с великим писателем, с горечью говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании. Пусть современники и не понимали глубокого социального и философского содержания романа — им было просто смешно, но до сих пор нас глубоко трогает и восхищает бескорыстный энтузиазм донкихотства.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)



ЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

1. Вам необходимо прочитать роман «Дон Кихот» целиком и подумать над тем, почему перед смертью Сервантеса о нём говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании.

2. О чём этот роман? Кто его главный герой и что в его поступках так восхищает читателей (бескорыстие, доброта, сострадание и т. д.)?

3. Расскажите о злоключениях рыцаря. Каким он предстаёт в различных ситуациях и какими оказываются люди, с которыми он встречается в пути?

4. Как особый склад души героя помогает разглядеть красоту окружающего мира?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

Дон Кихот и Санчо Панса едут на свадьбу в Гамаш.
Серия картин О.Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот"
(на сайте "Литература для школьников")
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz