История счастливой любви в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Куприн А. И. Основные даты жизни и творчества
А.И.Куприн. Фото, 1907-1908-е гг.
Куприн А. И. Куст сирени
Статья учебника «Александр Иванович Куприн»
Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» (уроки литературы в 6 классе
Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени» (уроки литературы в 8 классе из книги Н. Е. Кутейниковой)
Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (уроки литературы в 11 классе)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)

КУСТ СИРЕНИ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 46


А. И. КУПРИН. «КУСТ СИРЕНИ»:
ИСТОРИЯ СЧАСТЛИВОЙ ЛЮБВИ
УРОК 46


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Развитие представлений о сюжете и фабуле. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сюжет и фабула.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Актуализация имеющихся знаний об А. И. Куприне:


— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Опишите ваши впечатления от рассказов.

— Какова проблема рассказа «Чудесный доктор»? Какие особенности писательского стиля Куприна отразились в этом рассказе?

— Каким представляется вам Куприн по прочитанным рассказам?

Рассказ учителя о страницах военной юности Куприна
с включением сообщений учащихся о его фотографиях, памятниках писателю (Севастополь, Наровчат), литературном музее писателя в г. Наровчате и истории создания рассказа «Куст сирени».

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям статьи учебника «Александр Иванович Куприн»: уездный, охальный, ротозей, попущение, сиротский пансион, кадетский корпус, поручик, «юнкерские» впечатления.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Александр Иванович Куприн»
Вопрос
Тезис
Какие оценки даёт Куприн своему родному городу?
    
Какие трудности испытал писатель в детстве и юности?
    
Как Куприн оказался в рядах эмигрантов?
    
Какие темы в литературе привлекали писателя?
    
Какие произведения Куприна посвящены армейской тематике, теме любви, теме детства?
    
С какой целью писатель создаёт роман «Юнкера»?
    
Какие черты прозы Куприна есть в рассказе «Куст сирени»?
    


О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Рассказ в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.


Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с начала до слов «…этому сильному человеку хочется заплакать».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Академия генерального штаба, инструментальная съёмка местности, план иллюминован, педант, седловина, трёхвёрстная карта.

Какие детали внешности Алмазова и его жены передают их душевное состояние?

На какие внутренние эмоции героев указывают такие внешние проявления: выпустил из рук портфель, злобно хрустнув пальцами, не снимая пальто и шапки, передёрнул плечами; молча пошла следом за мужем, встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом, стояла молча, обвила рукой шею.

Как характеризует героев их речь?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Самоотверженность и находчивость главной героини

Группа 2.


Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Муж и жена долго сидели…» до слов «…покрывавшей всю седловинку».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: комод, портсигар, ридикюль, ломбард, мистификация, дёрн.

Какими способами автор показывает энергичность и решительность Верочки? (Действия, жесты, интонации, умолчания и др.)

Почему историю с пятном садовнику рассказывает не Алмазов, а Верочка?

Какие метафоры использует автор, описывая петербургскую ночь?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 3.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «На другой день Вера никак не могла усидеть дома…» до конца рассказа.

Какие приёмы психологизма в описании состояния Алмазова после экзамена использует автор?

Почему Алмазову было жаль, что он обманул профессора?

Как Веру характеризует то, что она уже по походке мужа могла догадаться о его состоянии?

Какие внешние проявления в поведении героев в финале рассказа показывают большую любовь между ними?

Ответы на вопросы 5—7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Практическая работа.
Составление плана характеристики героев.


Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика героев рассказа
А. И. Куприна «Куст сирени»
Основания для сопоставления героев
Алмазов
Верочка
Прошлое героев
    
    
Смысл имён героев
    
    
Первое появление героев в рассказе
    
    
Детали портретов, их динамика
    
    
Действия и поступки, их динамика
    
    
Психологическое состояние героев (открытый и скрытый психологизм)
    
    
Особенности речи героев
    
    
Оценка героев другими персонажами
    
    
Авторское отношение к героям
    
    
Выводы о характерах героев
    
    


Развитие представлений о сюжете и фабуле

Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий сюжет и фабула.

СЮЖЕТ (от франц. sujet — предмет) — событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

ФАБУЛА (от латинского fabula— басня, рассказ) — в художественном произведении цепь или схема событий, о которых подробно повествуется в сюжете, в их логической причинно–временной последовательности.


Проследите, совпадают ли элементы сюжета и фабулы в рассказе «Куст сирени».

Заполните таблицу «Сюжет и фабула рассказа»:

ТАБЛИЦА
Сюжет и фабула рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»
Сюжет
(цепь событий в художественном произведении в соответствии с замыслом автора)
Фабула
(цепь событий художественного произведения в хронологической последовательности)
1. Алмазов приходит домой после неудачного экзамена в Академии генерального штаба.
2. Служба Алмазова в полку. История его неудачного поступления в академию, роль жены в его жизни.
3. Успешное преодоление препятствий на третий год. (Экспозиция.)

4. Диалог с женой о пятне на плане местности, вероятность очередного возвращения в полк.
5. Рассказ о подготовке чертежа плана местности для последнего экзамена, злополучном пятне, вынужденном изображении кустов.
6. Неудача на экзамене у профессора. (Завязка.)

7. Вера решает обмануть профессора и посадить реальные кусты в том месте седловины, которое изображено на плане местности.
8. Вера собирает драгоценности и едет с мужем в ломбард.
9. Алмазовы едут к садовнику, пересказ истории про пятно и экзамен.
10. Посадка кустов. (Развитие действия.)

11. Вера ждёт возвращения мужа.
12. Рассказ о поездке Алмазова и профессора в седловину. (Кульминация.)

13. Извинения профессора.
14. Возвращение Алмазовых домой, повторение подробностей разговора с профессором.
15. Диалог после обеда. (Развязка.)
1. Служба Алмазова в полку. История его неудачного поступления в академию два года подряд, роль жены в его жизни.
2.Успешное преодоление препятствий на третий год.
3. Подготовка чертежа плана местности для последнего экзамена, злополучное пятно, вынужденное изображение кустов.
4. Неудача на экзамене у профессора.
5. Алмазов приходит домой после неудачного экзамена в Академии генерального штаба.
6. Рассказ о подготовке чертежа плана местности, злополучном пятне, вынужденном изображении кустов.
7. Вера решает обмануть профессора и посадить реальные кусты в том месте седловины, где на плане была клякса.
8. Вера собирает драгоценности и едет с мужем в ломбард.
9. Алмазовы едут к садовнику, пересказ истории про пятно и экзамен.
10. Посадка кустов.
11. Поездка Алмазова и профессора в седловину.
12. Извинения профессора.
13. Вера ждёт возвращения мужа.
14. Возвращение Алмазовых домой, подробности разговора с профессором.
15. Диалог после обеда.

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Обсуждение иллюстрации учебника.

Удалось ли художнику изобразить чувства и состояние героев?

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Почему можно считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви?

Счастлива ли Вера Алмазова?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или
написать отзыв на рассказ «Куст сирени» (по выбору учащихся).

Подготовиться к диспуту «Поговорим о превратностях любви» (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Составить устное сообщение «Сходство и различие рассказов “Куст сирени” Куприна и “Дары волхвов” О. Генри».

Прочитать рассказ А. И. Куприна «На разъезде» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Групповые задания.

Написать тексты инсценировок фрагментов рассказов о любви и подготовиться к их исполнению в классе.

Подготовить выразительное чтение стихов о любви (см. следующий урок).

Подобрать мелодии, на фоне которых будут читаться стихи о любви.

Подобрать аргументы для обвинительной и защитной речи в адрес героев рассказов о любви.

Подготовить коллективный учебный проект.


Следующие уроки: Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» >>>




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)


Родился Александр Иванович Куприн в небольшом городке Наровчате. Много лет спустя, будучи уже известным писателем, Куприн с добрым юмором писал о родном городе: «Наровчат есть крошечный уездный городишко Пензенской губернии, никому не известный, ровно ничем не замечательный. Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнят его: „Наровчат, одни колышки торчат". И правда, все наровчатские дома и пристройки построены исключительно из дерева, без малейшего намека на камень; река Безымянка протекает от города за версту; лето всегда бывает жаркое да сухое, а народ — ротозей. Долго ли тут до Божьего попущения? Так и выгорал из года в год славный город...»

Отца Куприн не помнил. Когда тот умер, будущему писателю было около года. Детские годы Куприна прошли в Москве в сиротском пансионе. Затем кадетский корпус, военное училище, офицерская служба в армии. Но армейская служба продолжалась недолго. Двадцатичетырехлетний поручик уходит в отставку. Сотрудничает в киевских газетах, получает признание читателей. Вскоре Куприн становится одним из лучших русских писателей-прозаиков. Во время Гражданской войны писатель, отступая вместе с войсками белых, оказывается за границей — сначала в Эстонии, затем в Финляндии, а с 1920 года живет в Париже.

Юношеские, «юнкерские» впечатления, воспоминания о недолгой офицерской службе подсказали многие сюжеты, образы, характеры персонажей рассказов и повестей А. И. Куприна. Целостную, обобщающую картину состояния русской армии писатель воссоздает в одном из самых известных своих произведений — повести «Поединок». После «Поединка» писатель надолго оставляет армейскую тематику. Он пишет замечательные повести о любви — «Гранатовый браслет» и «Олеся», рассказы для детей и о детях, психологически тонкие бытовые зарисовки. Героями последнего крупного произведения А. И. Куприна — романа «Юнкера», опубликованного в Париже в тридцатые годы, — вновь становятся будущие русские офицеры, воспитанники военного училища. «Я хотел бы, чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкера, наша жизнь, наши обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера” — это мое завещание русской молодежи», — говорил о романе автор.

«Куст сирени» — одно из ранних произведений писателя, но лучшие качества прозы Куприна — психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета — в полной мере присущи этому рассказу.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Вопросы и задания

1. Вспомните, какие рассказы А. И. Куприна вы уже читали в классе или самостоятельно. Чем они вам запомнились?

2. Назовите основные этапы жизни писателя.

3. Какие темы затрагивал А. И. Куприн в своих произведениях?

4. Используя материал статьи в учебнике и сведения из энциклопедии или биографических словарей, подготовьте устный рассказ о жизни и творчестве А. И. Куприна.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz