Анализ рассказов И.С.Шмелёва "Как я стал писателем" и М.А.Осоргина "Пенсне". Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
И.С.Шмелев. Библиографический указатель (Статьи в журнале "Литература в школе")
И.С.Шмелев. Фото
И.С.Шмелев. Весёленькая свадьба.
И.С.Шмелев. Наполеон
М.А.Осоргин. Пенсне

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ
(1873 — 1950)


КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 52-53

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 52. И.С.Шмелёв. "Как я стал писателем": путь к творчеству

Урок 53. М.А.Осоргин. "Пенсне": реальность и фантастика

И. С. ШМЕЛЁВ.
«КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ»: ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ
УРОК 52


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и юность, начало творческого пути). Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). «Как я стал писателем» в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и юность, начало творческого пути)


Рассказ учителя о жизни и творчестве И. С. Шмелёва, его детстве, юности и начале творческого пути
(см.: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00042701184773068319),
портретах (см.:http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/9672/ivan-shmelev-gde-ono-schaste-nashe/),
памятниках писателю (см.:http://www.mosgid.ru/architecture/monument/pamyatnik-ivanushmelevu.html),
литературном музее писателя в Крыму (см.: http://alushta-info.com/history/shmelev.php)
с включением сообщений учащихся.

II. Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв»:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв»
Вопрос
Тезис
В какой семье родился И. С. Шмелёв?
    
О чём повествуют его самые поэтичные книги?
    
Какие трудности и скорби испытал Шмелёв в детстве?
    
Как началась литературная деятельность Шмелёва?
    
Кто помог ему найти своё место в литературе?
    
Как отнёсся Шмелёв к Февральской и Октябрьской революциям в России?
    
Как он воспринимал свою жизнь в эмиграции?
    
Как объяснить его беспредельную любовь к Родине?
    

III. Обобщающая беседа:

1. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

2. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта, посвящённое Ивану Шмелёву
(см.: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6117.php).

Ив[ану] Шмелёву
Ты русский — именем и кровью,
Ты русский — смехом и тоской,
Хозяин слову и присловью.
Но мы здесь — песня за рекой:
К далёким зыблем звук тугой.
Но слышит Кто-то нас Другой.
В свой час Он кликнет к нам с любовью:
«Пора. Пришёл возврат домой,
В наш верный край, в дом Отчий Мой».
Капбретон. 1927. 3 октября

Какие черты Ивана Шмелёва подмечает Бальмонт?

Как в стихотворении отражены эмигрантские настроения русских поэтов?

IV. Рассказ о пути к творчеству.
Групповая работа:


Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа Шмелёва «Как я стал писателем» с начала до слов «…на шесть часов “на воскресенье”, на первый раз».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: балаболка, «деворадуйся», иконостас, гонорар, на шесть часов “на воскресенье”».

Какие важные писательские качества проявились у Шмелёва в детстве? Почему всё вокруг казалось мальчику живым?

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа со слов «Долго рассказывать о первых моих шагах…» до слов «…я перешёл незаметно к “собственному”».

Составьте лексические историко-культурные комментарии к словам и выражениям: под кафедру, лирическое отступление, испортил мне пересадку и средний балл, ретиво, Шувалов, поменялись мы на прощанье карточками.

Как проявлялось писательское призвание Шмелёва в гимназии? Как относились к этому дару педагоги?

Охарактеризуйте качества характера Ивана Шмелёва в детстве и юности. Что особенно привлекает в нём?

Группа 3.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Случилось это, когда я кончил гимназию» до слов «Опять: “Месяца через два зайдите”».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: подлещик, про «Чуркина», на Тверской, приват-доцент.

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Как описывает Шмелёв своё состояние вдохновения, которое «не приходило», а потом «опять явилось»?

*Докажите, что в окружающем мире он подмечал необычное в обычном.

Группа 4.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Уже в новом марте я получил неожиданно конверт…» до конца рассказа.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: полуцерковный шрифт, тужурка, Константин Леонтьев, благоговение, искус, «И Бог бе слово», Александровский сад, Каменный мост.

Ответы на вопросы 5—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответы на вопросы 5, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Чтение и обсуждение фрагмента «Московский говор» из книги К. Стародуб «Литературная Москва».


— Как менялся язык москвичей с течением времени?

— Какие оценки московскому говору даёт автор?

— *Отразился ли московский говор в рассказе Шмелёва? Обоснуйте свой ответ.

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— *Сопоставьте стиль художественной речи в рассказе Шмелёва с публицистическим стилем фрагмента «Московский говор». Чем они различаются?

— Ответы на вопросы 1 и 4 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Книгу Е. Иванова «Меткое московское слово» можно найти по ссылке: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa= showbook&pid=2182.

VI. Практическая работа. Составление плана отзыва на рассказ Шмелёва.

Примерный вариант плана отзыва на рассказ:

1. Автор, название рассказа (кем книга издана, где, год издания).
2. Краткие сведения о писателе.
3. О чём говорится в рассказе (кратко)?
4. Главная мысль рассказа.
5. Главные герои. Кто из героев особенно понравился или не понравился? Почему?
6. Какими достоинствами и недостатками обладает этот рассказ? Советуете ли вы прочитать его другим? Что даёт чтение этого рассказа?

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Какие личностные качества помогли Шмелёву стать писателем?

Стихотворение К. Бальмонта «Встреча»
(см.: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6117.php) основано на реальном факте — встрече поэта с писателем Шмелёвым в эмиграции, вдали от России.

Твой караван, затерянный в пустыне,
Жестоким Солнцем долго был палим,
И волей неба, в знойный полдень, ныне
Он с караваном встретился моим.
Верблюд взглянул на братского верблюда,
Мы свеяли с лица и грусть, и пыль,
И этой встречи радостное чудо
Цвело как расцветающая быль.
Дарами обменялись мы с тобою,
От взора к взору пела тишина,
Ты дал мне мех с водою ключевою,
Я полный мех багряного вина.
И вот опять, мерцая, караваны
Идут в разъединённые концы.
Палимы Богом солнечные страны,
Звенят и тонко тают бубенцы.
Капбретон, 14—17 авг[уста] 1927 г.

*Можно ли найти в стихотворении символический смысл, говорящий о радости встречи читателя с подлинно художественным произведением?

*Соотносимо ли в этом смысле стихотворение Бальмонта и ваше чтение рассказа Шмелёва? Обоснуйте свою позицию.

Домашнее задание

Написать отзыв на рассказ Шмелёва или сочинение-эссе «Как я написал своё первое сочинение» (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ М. Осоргина «Пенсне».

Индивидуальные задания.

Ответить на вопрос 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова» или на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя» (после статьи «Московский говор»).

Ответить на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (после статьи «Московский говор»).

*Написать рецензию на книгу Е. Иванова «Меткое московское слово».

Подготовить сообщение о М. Осоргине с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см.: http://www.velib.com/biography/osorgin_mikhail).


МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН
(1878 — 1942)


УРОК 53
М. А. ОСОРГИН.
«ПЕНСНЕ»: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА


Основное содержание урока.
Краткий рассказ о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе


Рассказ учителя о жизни и творчестве М. А. Осоргина, его детстве, юности и начале творческого пути
(см.: http://www.velib.com/biography/osorgin_mikhail и http://enc.permkultura.ru/ showObject.do?object=1803684093)
с включением сообщений учащихся о портретах писателя
(см.: http://sites.google.com/site/osorginma/Michael/live_and_art).

II. Составление тезисов статьи учебника «Михаил Андреевич Осоргин»:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Михаил Андреевич Осоргин»
Вопрос
Тезис
Какие счастливые минуты жизни запомнил будущий писатель Осоргин в детстве?
    
Как характеризуют Осоргина события его студенческих лет?
    
Как сложилась жизнь Осоргина в первые послереволюционные годы?
    
О чём мечтал Осоргин в эмиграции?
    


III. Сочетание реальности и фантастики в рассказе.
Групповая работа:

Группа 1.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа «Пенсне» с начала до слов «…которую мы для них выдумали».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: пенсне, забулдыжный, мундштук, шейная запонка, семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия.

Ответы на вопросы 2 и 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Я помню поразительный случай с моим пенсне…» до слов «…знаток испанской литературы».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: паркет, скептики, индуктивный, метод исключения.

Ответы на вопросы 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 3.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «И вот сидел я однажды в том же кресле…» до конца рассказа.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: курьёзный случай, физиономия, бдительность, рационалистические рассуждения, диоптрия, волеизъявление.

Ответы на вопросы 4 и 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Выполните задание из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Какие события рассказа являются реальными, а какие — фантастическими?

Приведите примеры использования автором юмора и иронии. Объясните их роль в рассказе.

*С какой целью автор подробно описывает мелочи быта?

*Каково психологическое содержание этих описаний?

V. Практическая работа. Составление таблицы «Реальность и фантастика в рассказе “Пенсне”» или
«Олицетворения, метафоры и средства создания комического в рассказе».


Заполнение таблиц (графа «Группы» при составлении таблиц не записывается):

ТАБЛИЦА
Реальность и фантастика в рассказе «Пенсне»
Группы
Реальность: описание предметов быта и реальных действий человека
Фантастика: наделение предметов быта свойствами живых существ
Группа 1.
Фрагмент с начала до слов «…которую мы для них выдумали»
Поиски карандаша в складках одеяла: со слов «Привычным жестом» до слов «карандаш в ней»
«Вещи живут своей особой жизнью», «вещи время от времени уходят гулять»
Группа 2.
Фрагмент со слов «Я помню поразительный случай» до слов «знаток испанской литературы»
Поиски пенсне: со слов «Я отодвинул кресло» до слов «но пенсне не было»
«Так и исчезло — как провалилось»
Группа 3.
Фрагмент со слов «И вот сидел я однажды в том же кресле…» до конца рассказа
«Падает карандаш», «прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола» и др
«Нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки»

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Выполнение задания 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».


ТАБЛИЦА
Олицетворения, метафоры и средства создания комического в рассказе
Группы
Примеры
Роль в рассказе
Группа 1. Олицетворения
    
    
Группа 2. Метафоры
    
    
Группа 3. Средства создания комического (юмор, ирония)
    
    


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы й   в о п р о с:

Какими способами Осоргин создаёт в рассказе комический эффект?

Домашнее задание

Завершить заполнение аналитических таблиц.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Прочитать фрагменты «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”».

Индивидуальные задания.

Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Нос» и найти основания для её сопоставления с рассказом М. А. Осоргина «Пенсне». Записать результаты своей сопоставительной работы.

Подготовить краткие сообщения о журнале «Сатирикон», истории его создания и сатириконцах (Тэффи, О. Дымове, А. Аверченко) с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
(см. «Википедию», http://literatura5.narod.ru/satirikon1.html).

Подготовить выразительное чтение фрагментов из сатирического стихотворения А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (по выбору учителя).

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”» (см. следующий урок).

Следующие уроки: Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки) >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

ПЕНСНЕ
М.А.ОСОРГИН
[2]

Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца,— но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах,— и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка.

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,— живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.

Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей — не всех, а некоторых. Это — страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия[3] и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.

Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и "неодушевленности",— я бы и посейчас думал так элементарно.

Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью "теряется" в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту — карандаша нет. Вы шарите, ищите, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике: нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо — но карандаша нет. Ежась от холода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку — карандаш в ней.

Ясно, что сам попасть он в нее не мог,-- но не менее ясно, что вы его туда не положили, не могли положить.

Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно той жизни, которую мы для них выдумали.

Я помню поразительный случай с моим пенсне: простое пенсне, без оправы — два стекла и легкая дужка.

Сидя в кресле у стены, я читал; на новой главе хотел протереть стекла, вынул платок, и вдруг — пенсне исчезло. Опытный в этих делах, я обыскал не только все карманы, складки одежды, щели в кресле, маленький столик рядом, листы книжки — все решительно. Пенсне не было нигде; не быть и раньше не могло, так как я очень дальнозорок и мелкой печати без стекол не разбираю.

Не подумайте, что пенсне мое оказалось на носу; в таких случаях я прежде всего ощупываю переносицу; на ней были две свежие ямки — и ничего больше. Я отодвинул кресло, осмотрел на нем все кисточки и пуговки, о которых Козьма Прутков сказал, что они выдуманы самым глупым на свете человеком,— и все бесплодно.

Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты. Усомнившись в себе, я обыскал письменный стол в соседней комнате, заглянул на вешалку, стыдливо пробежал глазом по ванной — все было напрасно.

Тогда я вспомнил, что ясно слышал звук падения пенсне; я еще порадовался, что — судя по звуку — оно не разбилось. И вот я снова ползаю по полу, смотрю сбоку, смотрю снизу, смотрю сверху, топаю ногами — чтобы хоть раздавить его, проклятое, и наконец успокаиваюсь. Ни-ка-ких!

Так и исчезло — как провалилось. Но в паркете не было ни единой щелочки.

Прошла неделя или больше. Про этот случай я не забыл и много раз о нем рассказывал, показывая и место происшествия. Как обычно, скептики смеялись, практики перещупывали кресло и осматривали пол, прислуга перетерла тряпочкой все предметы, вымела все пылинки и даже вымыла черную лестницу (до следующего этажа). Вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было.

Один мой знакомый, заинтересовавшись случаем, хотел дойти до разгадки индуктивным способом. Он записал номер пенсне, начертил план комнаты, отметив расставленную мебель, спросил, нет ли у меня в квартире обезьяны, кошки или сороки, где я провел вечер накануне,— и целый день мыслил, пользуясь главным образом, методом исключения. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений, знаток испанской литературы.

И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и... рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.

Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять, что это — не случай и не недоглядка.

Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения, такой трусости, точно не оно — наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.

Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?

На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости,— в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.

Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно "странно упало". Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда не случается! Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях, между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это — чепуха.

Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки.

Пусть это будет случайностью — мне так легче думать. Я был глубоко огорчен, если бы были объективные данные считать этот "случай" самоубийством. И что могло побудить эту в сущности своей кристальную душу на роковой шаг? Прогулка по свету? Преувеличенный на одну диоптрию взгляд на мир? Или тот публичный позор, которым я обставил возвращение моих загулявших стеклышек?

Мне жаль бедняжку! Мы долго жили дружно и вместе прочли много добрых и глупых книг, в которых людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности.
Источник: Осоргин М. А. Сивцев Вражек: Роман. Повесть. Рассказы. Сост., предисл. и коммент. О. Ю. Авдеевой. — М.: Моск. рабочий, 1990.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Пенсне — впервые напечатано: Дни. Берлин, 1924, 25 декабря, No 650. (вернуться)

3. Исторический труд Тита Ливия... — Тит Ливий (59 до н. э.— 17 н. э.) — автор "Римской истории от основания города" (из 142 книг сохранилось 35). (вернуться)

 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz