Ю.П.Вронский. Странствие Кукши за тридевять морей. Внеклассное чтение. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. "Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути..." (Ф.И.Буслаев)

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Ю. П. ВРОНСКИЙ. «СТРАНСТВИЕ КУКШИ ЗА ТРИДЕВЯТЬ МОРЕЙ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 2-3


...Надобно знать, что любишь;
а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем.
H. М. Карамзин


Цели уроков:
— знакомство учащихся с современным произведением на историческую тему;
— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы XXI века;
— закрепление знаний учащихся по истории Отечества;
— развитие читательских умений школьников;
— пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы.

Форма уроков:
интегрированные уроки (сведения по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку), включающие в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, творческую работу школьников.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (кратко).

Сегодня мы с вами непосредственно переходим к изучению литературы родного Отечества и частично зарубежной литературы. Тема всего курса 8 класса — «Русская литература и история», поэтому в рамках этой темы мы с вами проведем несколько уроков по современной литературе для подростков и юношества.

Подготовлен сегодняшний урок вашими одноклассниками. В течение учебного года ряд произведений на историческую тему вы должны будете прочитать самостоятельно, в соответствии со списком литературы для самостоятельного чтения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Интегрированные уроки отличаются от традиционных уроков с использованием межпредметных связей тем, что последние предусматривают лишь эпизодическое включение определенного курса материала других предметов. Как считает И. П. Подласый, «интегрированный урок (от латинского полный, целостный) — это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения»[2]. «В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной цели»[3], именно поэтому чрезвычайно важно изначально определить главную цель интегрированного урока, как правило, она обозначена либо темой (названием) данного урока, либо эпиграфом к нему, либо и тем и другим.

Существует два подхода к интеграции знаний на уроках литературы:

1) погружение в эпоху, умение ее воспринимать глазами историка;
2) умение воспринимать эпоху глазами современников «через диалог времен», с привлечением при этом сведений из разных областей науки и жизни.

Мы предлагаем для рассмотрения варианты интегрированных уроков в рамках цикла уроков внеклассного чтения по литературе.

Данные уроки посвящены единой теме — историческому прошлому народов, населяющих нашу страну. Тема эта широко и интересно представлена в исторической прозе середины — конца XX столетия, а также начала нового, XXI столетия. Часто в произведениях на историческую тему совмещаются жанровые особенности приключенческой и научно-художественной литературы, литературы детективной и художественной — повести о детстве и юности героя, школьной повести, семейной хроники и т. п.

Воспитание человека имеет несколько важных сторон. Прежде всего оно предполагает обучение, накопление знаний, а также широкое просвещение населения во всех сферах и областях социальной жизни, научного знания. Однако этим воспитание не ограничивается. Получение знаний должно соединяться с выработкой научного мировоззрения, стойких идеалов и глубоких убеждений, высоких нравственных принципов[4]. Стремясь формировать у школьников на уроках литературы эстетическое отношение к миру, нельзя забывать, что эстетическое воспитание есть воспитание эстетического чувства, формирование эстетических идеалов, вкусов, понятий, мировоззрения, и базируется это чувство на эмоциональной отзывчивости индивида на явления окружающего мира.

«Формируя эмоциональную отзывчивость к красоте мира, следует обращаться не только к разуму, но и к чувству человека»[5], — отмечалось еще педагогами-практиками и психологами середины прошлого столетия. Во многом формированию эстетического отношения к миру способствуют интегрированные уроки, представляющие собой комплекс сведений из разных наук и искусств, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом. На интегрированных уроках более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности детей к критическому мышлению и повышается мотивация обучения, совершенствуется эстетический вкус, формируются нравственные оценки и убеждения[6].

Технология интегрированного урока заключает в себе различные виды человеческой деятельности: мыслительную, речевую, коммуникативную, «деятельности научного и художественно-эстетического характера»[7], что позволяет создать единое целое окружающего пространства. Такое постижение включает в себя и личностное видение мира, и личностное понимание мира, и личностное отношение к нему. Это, в свою очередь, способствует формированию социально активной личности учащихся и преследует основную цель — прививая любовь к родной литературе, к истории своей Родины и родного края, воспитать гражданина своего Отечества.

II. Работа с эпиграфом.

— Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Подумайте, почему писатель Н. М. Карамзин сказал такие слова: «...Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем»? К кому он обращался?

— Для чего, по вашему мнению, «надобно знать, что любишь»? А может быть, и не надо? Может быть, проще ни о чем не задумываться? Аргументируйте свой ответ.

— Почему не только один Карамзин утверждал, что «без прошлого нет настоящего» и будущего? Что имеется в виду? Приведите свои примеры.

— Понравился ли вам эпиграф к сегодняшнему уроку? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Как соотносится данный эпиграф, с вашей точки зрения, с содержанием и идеей урока?

III. Презентация книг современных авторов на историческую тему.

Подготовленный рассказ 3—6 учащихся о книгах современных авторов на историческую тему — из списка внеклассного чтения или помимо него.
Возможна компьютерная презентация, подготовленная совместно всеми выступающими и учителем.
Обязательно нужно подготовить выставку книг с аннотациями к ним; два варианта:
I вариант — общая выставка из всех представленных книг;
II вариант — выставка, подготовленная каждым из выступающих самостоятельно, — к концу урока выстроится несколько стендов с книгами, которые школьники могут посмотреть после урока.

Дублирующие друг друга произведения на разных стендах будут говорить и о степени их популярности, и о том, что их можно купить в свободной продаже, и также о том, что выступающие не сговариваясь выделили эти книги из списка современных произведений.

IV. Рассказ учащегося о прочитанной книге.

Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»[8].

Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же компьютерная презентация.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Историческая тема издавна присутствовала как на уроках в начальной и средней школе, так и в круге детского чтения. Более того, отечественная воспитательная литература Средневековья возникла на основе литературы житийной, которая «положила начало первым историческим биографиям, художественным биографиям выдающихся людей на Руси и в России»[9].

Учебные пособия XV—XVII веков включали в себя отрывки из летописей, пересказы древнерусских сказаний и рассказы об историческом прошлом Руси. Авторы таких пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в раннем детстве. Как отмечал в свое время профессор Ф. И. Сетин, «дети в Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Детям доступны были также краткие переложения Хронографов и отрывки из них, книги исторического содержания.

Уже в первой печатной книге для детей — в Азбуке Ивана Федорова, в ее изданиях 1578 г. и др., помещено произведение исторического содержания, так называемое „Сказание Черноризца Храбра“, в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных книгах. В XVII веке чаще других встречается статья, которая представляла собой начало „Повести временных лет“. Ее читали дети и более поздних эпох» (Сетин Ф. И. История русской детской литературы, конец X — первая половина ХIХ в.: Учеб. для ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов. — М.: Просвещение, 1990. — С. 50.). Уже в Средние века на Руси книги для детей, включавшие в себя произведения на историческую тему, преследовали две цели — расширение кругозора читателей, знакомство их с всемирной и отечественной историей и углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему, воспитание уважения к деяниям и верованиям предков. Безусловно, детским книгам, посвященным русской истории, отводилась главенствующая роль.

Характер исторической литературы для детей в XIX веке значительно изменился по сравнению с литературой Древней Руси и XVII—XVIII веков. Во многом этому способствовала Отечественная война 1812 года. Историческая литература для детей и юношества стала разнообразной по своей направленности, родам и жанрам, охвату материала, тематике и проблематике. Кроме переводной литературы для старших подростков и юношества, появилась оригинальная художественная литература для детей на историческую тему, исторические и биографические книги, популярная литература. В первой половине XIX столетия стал формироваться жанр исторической повести, одним из родоначальников которого считается Сергей Глинка, издавший «Русские исторические и нравоучительные повести» в трех частях (1810—1820). В 1817 году им же была издана «Русская история в пользу воспитания» в восьми частях, переизданная в 1823—1825 годах уже в четырнадцати частях.

«История государства Российского» (1816—1818), созданная Н. М. Карамзиным, не только породила моду на «историческое чтение», но и пробудила интерес к историческим корням русского народа, его духовности, его победам. Все это не могло не отразиться и на детской литературе. Так, в 1838 году издается книга «Живописный Карамзин» (в 3 частях), а ряд писателей создает свои произведения для детей, беря за основу капитальный труд Карамзина. В. Г. Белинский, пристально следивший за развитием детской литературы начала XIX века и часто рецензировавший произведения и журналы для детей, ценил как научно-художественную литературу, так и всю познавательную литературу в целом, выделяя в ней литературу историческую, считая ее школой гражданского воспитания. Здесь необходимо отметить, что литература для детей, посвященная истории и историческим деятелям прошлого, и в XIX, и в XX веке находилась как бы на стыке литературы художественной и познавательной. Однако зародившаяся в начале XIX столетия историческая повесть дала толчок к развитию исторической прозы во всей отечественной художественной литературе как для детей, так и для взрослых. Историческая повесть в большинстве своем органично вошла в состав научно-художественной литературы, которую высоко ценил В. Г. Белинский. Профессор Ф. И. Сетин заметил, что, «всемерно ратуя за знакомство детей с землей и ее минеральными богатствами, с растительным и животным миром, первое место среди научно-художественных книг критик отводил книгам о человеке, о путешествиях или просто ярким картинным описаниям земель и народов всего земного шара» (Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X — первая половина XIX в. — М.: Просвещение, 1990. — С. 296.), их истории и мировосприятию.

Историческая литература, особенно литература о возникновении и становлении русской нации, государства Российского и о победах русского народа в битвах за Родину, в большинстве своем способствует формированию нравственного отношения к миру и людям, дает примеры героического поведения, развивает любознательность юного читателя, приучает его к чтению как таковому.

V. Пересказ прочитанного. Краткий пересказ нескольких эпизодов произведения Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей» (с целью заинтересовать тех учеников, кто еще книгу не читал, — данная задача поставлена перед пересказывающими; см. ниже начало книги.):

1-й эпизод — «Пленение Кукши»;
2-й эпизод — «Жизнь Кукши в Скандинавских странах, у мурманов» (норвежцев);
3-й эпизод — «Поход викингов на Рим»;
4-й эпизод — «Кукша в Царьграде»;
5-й эпизод — «Кукша в Киеве».

VI. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Итак, перед вами два рода презентации книг: обзорная презентация вышедшей сравнительно недавно литературы (5—10 лет) и презентация одной книги, заинтересовавшей ваших одноклассников. Какая из презентаций вам больше понравилась и почему?

— Одинаковы ли цели этих презентаций книг? Аргументируйте свой ответ.

— Как вы считаете, необходимо ли во время представления книг использовать компьютерную презентацию? Всегда ли она уместна? Каковы цели компьютерной презентации?
Цель компьютерной презентации — дать общее представление о чем-либо с «картинкой», вывести на экран термин или какие-то цифровые данные, которые на слух плохо воспринимаются и которые необходимо записать. Именно поэтому компьютерную презентацию хорошо использовать при обзорном представлении книг: можно показать те книги, которых нет на стенде, дать портреты их авторов, вывести дополнительные сведения. При представлении одной книги компьютерная презентация возможна, если учеником или учителем дается биография писателя, рассказывается о его творческом пути. В рассказе о самой книге должно присутствовать живое восприятие читавшего, хотя он сам, по своему желанию, также может сделать компьютерную презентацию о прочитанном — с подобранным видеорядом и музыкой.

— Расскажите, что вы узнали о Кукше — отроке 10—11 лет из словенского племени, жившего на реке Тихвине?

— Кого напоминает нам храбрый мальчик?
(Героев древнерусских преданий и легенд. Героев повести Ю. П. Вронского «Юрьевская прорубь» и т. д.)

— Что рассказывается в экспозиции романа о расселении славянских и угро-финских племен на Русском Севере? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения? Покажите на карте территорию расселения славянских и угро-финских племен.
(Карта географическая или историческая.)

— Когда происходит завязка действия сюжета произведения?
(Приход варягов за данью в деревню Домовичи, борьба Кукши с варягами.)

— Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Юрия Вронского?
(Приключенческий.)

— Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с варягами и Кукшей от Тихвины до Скандинавии?
(Географические сведения — показать на заранее вывешенной в классе карте IX—XII веков, географической или исторической, расположение городов Ладоги и будущего Новграда. Расселение германских и угро-финских племен по берегам Балтийского (Варяжского) и Северного морей. Территория, занимаемая славянскими племенами в X веке. Исторические сведения — расселение угро-финских племен, по-славянски — чуди, на запад — эсты, на восток — племена чудь и весь, частичная ассимиляция со славянами. Завоевание варягами прибрежных народов, набеги на Гардарику — «страну городов», т. е. Русь. Этнографические сведения — население этих земель, их языки и обычаи. Причины исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции. Религиозные сведения — верования разных народов на различных ступенях их развития. Общность языческого мышления, появление и распространение христианства, общность христианского мышления.)

— Тот, кто уже прочитал исторический роман Ю. П. Вронского, может ответить: изменяется ли характер отрока Кукши во время его странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?
(Частично — да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героя, его мысли и переживания. Более того, во второй части уже появляется несобственно-прямая речь, когда трудно понять, где внутренняя речь персонажа плавно перетекла в размышления автора произведения. Так показано духовное возмужание Кукши, приведшее его к крещению в Византии и заставившее вернуться домой: от сытой и спокойной жизни в цивилизованном городе — Царьграде — к тяжелой жизни в деревеньке в северных лесах.)

— Расскажите, как развивается сюжет романа.

— Опишите встречу Кукши с Андреем Блаженным. Говорит ли писатель, что перед нами Андрей Первозванный? Почему?

— Или, может быть, перед нами собирательный образ юродивого во славу Божию? Обоснуйте свой ответ. Можно зачитать главу шестую из второй части романа.

— Что мы узнаем о жизни Рима и Царьграда в X веке? Как научно-художественные сведения дополняют наши познания? Какая картина мира предстает перед нашим мысленным взором?
(Образная, красочная, яркая и интересная.)

— Как меняется главный герой с принятием крещения? Какие слова сразу же он принял как заповедь?
(«Нет большей любви, чем душу свою положить за други своя».)

— Когда происходит кульминация в развитии сюжета?
(Часть четвертая — «Возвращение в Домовичи»: в Киеве заложили первые христианские храмы, братья Константин и Мефодий крестили народ, Кукша-Георгий решает возвратиться на родину и крестить своих соплеменников.)

— Почему в романе такая длительная развязка действия?
(Это соответствует исторической и географической правде — путь из Киева сначала на реку Волхов, затем на Неву, а потом уж и на Тихвину далек, долог и труден, к тому же попутно автор рассказывает нам историю волжских булгар, говорит о расселении тюркских, славянских и угро-финских народов на восток.)

— Понравилось ли вам окончание романа Юрия Петровича Вронского? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

VII. Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся восьмиклассниками самостоятельно с предварительным написанием текста и подготовкой возможной презентации для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.
Сообщение 1. Народы Русского Севера в X—XII вв.
Сообщение 2. Верования и быт восточных славян до Крещения Руси.
Сообщение 3. Кто такие варяги и как они пришли на Русскую землю.
Сообщение 4. Крещение Руси солунскими братьями — чернецом Мефодием и священником Константином.

VIII. Творческая работа. Мини-сочинение:

«Чему учит нас история?»;
«...Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем» (Н. М. Карамзин);
«Моя любимая книга об истории Отечества».

IX. Домашнее задание.

Для всего класса:
— к следующему уроку внеклассного чтения прочитать повесть Р. П. Неймантаса «По следам солнечного камня».

Следующие уроки: В мире русской народной песни >>>




1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с.

Писатель Юрий Петрович Вронский (1927–2008) написал несколько повестей про Кукшу: «Необычайные приключения Кукши из Домовичей», состоящую из двух частей: «Кукша — варяжский пленник» и «Кукша в Царьграде», из-во «Детская литература», Москва 1974.
Фильм по первой части «И на камнях растут деревья» вышел в прокат в 1985 г. Книгу сканировали в 90-х годах. Автор сделал продолжение из 2-х частей. Отдельно они не издавались, и только в 2006 году вышла книга «Странствие Кукши. За тридевять земель» (в некоторых источниках заглавие состоит из одной фразы без точки), которая включает первые две части плюс две новые: «Киевское крещение» и «Возвращение в Домовичи». В 2011 году книгу отсканировали (без распознавания) и выложили в интернет в формате PDF.
Кроме добавления двух новых частей, автор (а может историк, который сам себя называет «очень грамотным редактором» и рекомендует ее в качестве пособия по изучению русской истории) сделал немало правок в первых двух частях. Самое большое изменение — новая глава во II-й части, «Как Андрей на небе побывал». Существенно расширена глава I.37, «Взятие города». Особенно много замен в именах: «Афанасий» превратился в «Епифания», «Свавильд» в «Свана», «Сигне» в «Сигню», «Аскольд» в «Оскольд», река «Ека», на которой стояла деревня Кукши стала «Тихвиной». «Баенка» превратилась в «мовенку», «кабачок» в «кабак». В I.5 добавилось стихотворение об удаче. В новой версии в первой части глав стало на одну меньше. Некоторые главы переименованы, типа «Побеги Кукши» превратились в «Кукшины побеги». См. ниже начало книги. (вернуться)

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 232—233. (вернуться)

3. Там же. — С. 233. (вернуться)

4. См. об этом в кн.: Самсонов В. А. Методическое руководство классного чтения и литературных бесед. — СПб., 1911. (вернуться)

5. Эстетическое воспитание в школе: Из опыта работы. — Л.: Учпедгиз, 1962. — С. 6—7. (вернуться)

6. См.: Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 233. (вернуться)

7. Леонов С. А. Интегрированный урок литературы: Кн. для учителей и учащихся. — М.: МПГУ, 1999. — С. 7, 14. (вернуться)

8. Вронский Ю. П. Странствие Кукши за тридевять морей: Роман. — М.: Лепта-Книга, 2006 (и другие издания). (вернуться)

9. Минералова И. Г. Детская литература: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2002. — С. 114. (вернуться)


Уроки 82—83 (49—50)
Урок-обобщение. Из русской литературы XIX—XX веков.
Темы и образы русской реалистической литературы конца ХIХ — начала XX века.
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).

Уроки 84—85 (51—52)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и/или услышанном. Чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы). (вернуться)

Уроки 88—89 (—)
Урок развития письменной речи:
сочинение по домашним заготовкам по прочитанным произведениям
(или: по произведениям из списка внеклассного чтения)
Развитие речи
Классное сочинение: «Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXIвека»; «И.А.Бунин — прозаик и поэт»; «Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»; «Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»; «„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой (Отечественной войне)» и др.

Уроки 90—91 (55—56)
Урок-практикум
Из русской литературы XX века.
Платонов А.П. «Возвращение»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщение учащегося. Чтение и анализ произведения.

Уроки 94—95 (59—60)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Русские поэты о Родине и родной природе
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведений. Чтение стихотворений наизусть. Беседа о прочитанном или услышанном. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4группы).

Уроки 96—97 (61—62)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. «Ромео и Джульетта»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям (фрагментарно). Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 98 (63)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. Сонеты
Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 99—100 (64—65)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Мольер Жан-Батист. «Мещанин во дворянстве»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям. Беседа о прочитанном и услышанном. Творческая работа.

Уроки 101—102 (66—67)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Скотт Вальтер. «Айвенго»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение и анализ фрагментов произведения.

Отрывок из книги Ю.П.Вронского "Странствие Кукши за тридевять морей".

Часть первая
КУКША, ВАРЯЖСКИЙ ПЛЕННИК

ВСТУПЛЕНИЕ

Ласковый весенний день. Ни облачка, ни ветерка. Не шелохнутся прошлогодние былинки у опушки бора. Но в вершинах древних сосен слышится немолчный шум, и кажется, будто над миром летит чей-то глубокий бесконечный вздох.

На высоком правом берегу Тихвины – порожистой лесной реки – раскинулась деревня Домовичи. Деревня невелика – всего несколько изб. Стоят они среди огромных валунов – не в ряд, а как придется.

Окон в избах нет. Двери низкие, в ширину они больше, чем в высоту. Чтобы войти в избу, надо низко наклониться и, перешагивая порог, высоко поднимать ноги. А рослый человек, и наклонившись, рискует задеть спиной притолоку.

Кровли выложены дерном по берестяной подстилке. Они уже запестрели весенними цветами, особенно густо – на скатах, обращенных к солнцу. Из волокового отверстия[12] в кровле струится дымок. Печь в избе никогда не гаснет – ведь от нее и тепло и свет.

Живут в деревне домовичи, люди, ведущие свой род от дедушки Домового, доблестного воина, искусного охотника и рыбака, неутомимого землепашца и на всякое дело умельца. Он, по преданию, первый из словен[13] срубил избу в этих местах, спокон веку заселенных людьми племени весь[14].

Прежде жил дедушка Домовой далеко отсюда, на Волхове-реке, близ Ильмень-озера, да замучили данями-поборами князья – еще деды-прадеды Гостомысловы[15]. Решил дедушка податься куда-нибудь в отдаленное место, куда не дотянуться княжеским рукам. Стал расспрашивать мимоезжих купцов. Купцы ведь по торговым делам забираются даже и на край земли. Они и поведали дедушке про реку Тихвину. Леса, мол, там нехожены, звери – непуганы, земли – непаханы: живи не тужи.

Тронулся дедушка в путь со всей семьей и родней, со скотиной и скарбом, на трех больших челнах. Трудный был путь, однако добрались все живы-здоровы. Не совсем там оказалось так, как рассказывали купцы. Жил уже и на Тихвине народ – волосы белые, глаза светло-голубые, будто выцветшие на солнце. Рыбаки да охотники.

Поначалу ощетинились, а потом – ничего, найдется, говорят, и вам место. К тому же дедушка не утаил, что он и гончар, и кузнец, и на дуде игрец. Такой-то человек всюду ко двору. Зажили дружно, на праздники друг к другу ходили, домовичи женились на местных светлоглазых девушках, а местные парни – на домовичских.

Однако со временем и сюда дотянулись долгие княжеские руки – как-то весной, точно гром с ясного неба, свалились на Тихвину сборщики дани. Дедушка Домовой этого, понятно, уже не увидел. Еще и после него несколько поколений прожили спокойно. А теперь вот опять весна, самая радостная пора, а радости нет.

В деревне недавно побывали варяги[16], посланные ладожским князем. Они не удовольствовались той данью, что к их приходу собрали домовичи, и пошли шарить по избам и клетям[17]. Забрав все, что им приглянулось, они пустились дальше вниз по реке.

Тихо в ограбленной деревне. Не слыхать гомона играющих детей. Даже брехливые псы и те умолкли. Только уцелевший петух, глупая птица, хотя и видел, как варяги сворачивали шеи его товарищам, нет-нет, да и закукарекает как ни в чем не бывало.

Домовичи безропотно позволили себя ограбить, потому что в деревне нет воинов. Здешние жители в позапрошлом году проявили непокорность и, объединившись с соседями, прогнали сборщиков дани, не дав им ни шкурки. Тогда на следующий год ладожский князь прислал своего воеводу с дружиной – усмирять строптивых.

Тяжко на сердце у Ельцы, вдовы, живущей в крайней избе, недалеко от обрыва. Когда домовичи дрались с княжескими дружинниками, у нее убили мужа, и осталась она с пятью сиротами – четырьмя девками и сыном. А нынче, после очередного прихода варягов, пропал и сын, отрок[18] десяти лет, на которого была вся надежда.

Ублажала Ельца предка Домового, идол которого стоит в красном углу, угощала его хлебом и рыбой, молоком и медом, просила найти и вывести из лесу ее сына, если он заплутал. Ходила с подношениями в лес, к огромной, в три обхвата сосне, уговаривала Лешего, если он держит ее сына, отпустить его домой. Спускалась к реке, умоляла веселых русалок отдать хоть тело сына, – известно, что живыми-то русалки еще никого не отпускали…

Однако отрока нет как нет, ни живого, ни мертвого. Верно, зверь задрал его в лесу и никогда больше не увидит мать своего единственного сына.

Глава первая
ХАЛЬВДАН ЧЕРНЫЙ


Хальвдан Черный – славный мурманский[19] князь, или, по-здешнему, конунг. Он правит Вестфоллом, Рингерике, Румерике, Хедмарком и некоторыми другими землями. Конунг Хальвдан – мудрый и справедливый правитель, в его владениях царит мир, во всех делах конунгу сопутствует удача, урожаи при нем хорошие, и народ любит его.

Обширное хозяйство у Хальвдана Черного, чего только нет у него на усадьбе! Вот просторный хлев, конунг большое внимание уделяет разведению быков, их немало требуется для прокорма многочисленных родичей, домочадцев и гостей, но особенно для праздничных пиров, посвященных богам и богиням.

Для жертвоприношений и для стола в хозяйстве конунга разводят также коней, свиней и петухов – это главные жертвенные животные варягов. Есть на усадьбе овчарня, где зимует большое стадо овец. Овцы – замечательные животные, их тоже можно приносить в жертву и употреблять в пищу, они дают теплый мех и шерсть, а кроме того, – бараний жир, который идет для светильников.

Каждый знает, что хорошие урожаи, чем так прославлено правление Хальвдана Черного, можно поддерживать только постоянными жертвами, и это первейшая обязанность конунга.

Бывали случаи, что какой-нибудь конунг пренебрегал своей обязанностью, тогда в стране, которой он правил, наступал недород. Опомнившись, конунг резал множество голов скота, приносил обильные жертвы, но не достигал никакого успеха. На следующий год он приносил человеческие жертвы. Толку не было по-прежнему.

Тут уж людям приходилось прибегать к последнему средству – приносить в жертву Одину[20], верховному богу, самого конунга и омывать жертвенник его кровью. Только такой ценой удавалось вернуть урожаи в свою землю.

Помимо хлева, конюшни, овчарни, свинарника и птичника, в конунговой усадьбе есть амбары, сенники, различные кладовые и погреба, соколятня, кузня, дом для гостей и другие постройки.

Шумно в усадьбе: с раннего утра до позднего вечера доносится из кузни звон молотов о наковальни, не смолкает кукареканье множества петухов, из кожевенной, шорной и прочих мастерских слышится заунывное пение разноплеменных рабов.

Однако сегодня здесь царит особенное оживление. В малом загоне режут скот, в поварне стряпают всевозможные яства, из погреба выкатывают бочки с хмельным медом и приятным на вкус слабым пивом – любимым напитком женщин и детей. Конунгова усадьба готовится к пиру. Накануне вечером из далекой Гардарики[21] приплыли викинги[22]. Их предводитель Хаскульд – давнишний приятель Хальвдана Черного. Он всегда охотно вступал в дружину конунга, когда требовалось отразить нападение врага или усмирить непокорных.

Знакомы Хальвдану и некоторые другие викинги. Конунг не раз беседовал с чернобородым Тюром, бывалым воином, много повидавшим на своем веку. Его мать была рабыней, ее купили когда-то на торгу в Хедебю, в Дании, однако Тюр – весьма достойный человек несмотря на происхождение.

Рыжий великан Сван тоже бывал в гостях у Хальвдана. Это доблестный воин, берсерк[23], он не побоится выйти один против дюжины.

Викинги привезли с собой белобрысого отрока лет десяти-одиннадцати, с которым они все очень ласковы. Однако про него не скажешь, что он платит им той же монетой. Он угрюм и молчалив, впрочем, кажется, он не понимает по-мурмански.

Просторная гридница[24], где происходят пиры конунга Хальвдана Черного, освещена множеством жировых светильников, они укреплены на витых железных ножках, воткнутых в земляной пол. Посреди пола горит очаг, перед ним расположено почетное сиденье конунга, украшенное с двух сторон резными столбами. Стены гридницы сплошь затянуты коврами с изображениями особенно знаменитых битв. На коврах колышутся тени гостей.

Конунг – человек крепкого сложения, у него длинные, чуть не до пояса, седые волосы и борода. Он указывает гостям место напротив себя, у другой стены – там расположено второе почетное сиденье, на нем размещается предводитель Хаскульд и его ближние мужи. Один из них Тюр, он сажает рядом с собой белобрысого отрока. Остальные садятся на лавки по обе стороны почетного сиденья. Чем ближе место к огню, тем оно считается почетнее.

Конунгу, как и прочим участникам пира, не терпится послушать, что расскажут люди, прибывшие из далеких краев, однако лицо его выражает только важность и спокойствие. Он ни за что не позволит себе торопить гостей.

Над каждым из мужей, своих и прибывших, поблескивают доспехи, повешенные на стену: меч, секира, щит и шлем. Звучат заздравные речи, в могучие глотки воинов льется хмельной мед из рогов, оправленных серебром. Мало-помалу гости начинают рассказывать о далекой стране Гардарики, о ее городах, о Ладоге, которой правит знаменитый морской конунг Одд Стрела.

Гардарики – богатый край, но там неудобно совершать викингские набеги, потому что нет спасительного морского простора. Одд Стрела придумал, как без набегов пользоваться всеми дарами тех земель. Для этого он захватил город Ладогу, что на реке Волхов, укрепился в нем и покорил или перебил окрестных князей, пользуясь их взаимной враждой. Ладога стоит на таком месте, что в нее стекаются богатства с трех сторон: с запада – рабы, с севера – пушнина, а с востока – золото, серебро и драгоценные ткани. Правда, к югу от Ладоги расположен город Хольмгард[25]. В последнее время он начал расти и богатеть, и, значит, часть богатств, идущих с юга и востока, оседает там. Конечно, он как бельмо на глазу, но со временем его можно захватить.

Возвращаясь в Норвегию из Гардарики, Хаскульд и его люди грабили берега Варяжского моря и взяли немало добычи, хотя тамошние места были уже изрядно опустошены до них.

Глаза пирующих то и дело останавливаются на отроке, которого опекает Тюр. Не только женщинам и девушкам, сидящим на женской скамье у торцовой стены, – пожилым воинам, умудренным жизнью, тоже любопытно узнать, откуда взялся отрок и зачем он понадобился викингам. Уголек любопытства жжет даже охладелое сердце конунга, завершающего свой жизненный путь.

Наконец Хаскульд, заметив его взгляд, невольно брошенный на отрока, говорит:

– Я думаю, что теперь нам следует рассказать о Кукше[26]. Лучше всего это, пожалуй, сделать Тюру. Он ведь скальд[27].

Тюр не заставляет долго себя уговаривать, он осушает только что поднесенный ему рог и начинает рассказывать.


ПРИМЕЧАНИЯ:

12. Волоковое отверстие /окно/ – делалось для вытягивания дыма из жилища во время топки, поскольку печи не имели труб. (вернуться)

13. Словене – восточно-славянское племя, жившее на территории нынешней Новгородской области. Судя по последним научным изысканиям, выходцы из Поморья, с Южного побережья Балтийского моря. Одно из племен, составивших впоследствии русский народ. В древности существовало понятие «люди словеньска языка» – имелись в виду все вообще славяне. (вернуться)

14. Весь – финно-угорское племя, некогда населявшее огромные пространства на севере нынешней Европейской России. Одно из племен, составивших впоследствии русский народ. (вернуться)

15. Гостомысл – последний словеньский князь. (вернуться)

16. Варяги – морские разбойники и торговцы, приплывавшие с Запада. Нанимались на службу к русским князьям, а позже и к византийским императорам. (вернуться)

17. Клеть – холодное помещение при доме; чулан, кладовая. (вернуться)

18. Отрок – мальчик от семи до пятнадцати лет. (вернуться)

19. Мурманский – норвежский, мурманы – норвежцы. (вернуться)

20. О́дин – в скандинавской мифологии верховный бог. (вернуться)

21. Гардарики – страна крепостей, древнескандинавское название Руси. (вернуться)

22. Викинги – древнескандинавские воины, участники морских завоевательных походов. (вернуться)

23. Берсерк – свирепый воин, который в битве приходил в исступление, выл, как дикий зверь, кусал свой щит и был, согласно поверью, неуязвим. (вернуться)

24. Гридница – помещение для гриди – младшей дружины. В гриднице устраивались дружинные пиры. (вернуться)

25. Хольмгард – торговый город при истоке Волхова из Ильмень-озера. Так одним именем варяги называют четыре поселения – Словеньск, Славно, Прусы и Нерев, расположенные близь истока. А после того, как Рюрик построил в Словеньске новую крепость, Хольмгард все чаще называют Новгородом. (вернуться)

26. Кукша – это лесная птица, то же, что роньжа, ближайшая родственница сойки. В дохристианские времена были очень распространены «птичьи» имена, любовь к ним сохранилась и после Крещения Руси – младенцам принято было давать наряду с крещальным еще одно имя, и оно часто бывало «птичьим». Отсюда у нас так много «птичьих» фамилий. Имя «Кукша» носили двое русских святых, оба священномученники, пострадали в XII веке. (вернуться)

27. Скальд – поэт у древних скандинавов. (вернуться)




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz