Житие Александра Невского. Жанр жития в древнерусской литературе. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. "Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути..." (Ф.И.Буслаев)
Уроки 2-3. Внеклассное чтение. Ю.П.Вронский. Странствие Кукши за тридевять морей
Уроки 4-5. Устное народное творчество. В мире народной песни
Урок 6. Историческая песня русского народа
Урок 7. «Младшая сестренка лирической песни»: жанр частушки в русском фольклоре.
Уроки 8-9. Внеклассное чтение. Бардовская песня середины — конца ХХ века
Уроки 10-11. Предания русского народа. Предания о Пугачеве и Разине
Радзивилловская летопись. Миниатюра: Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.
Житие Александра Невского
Житие Бориса и Глеба
Житие Сергия Радонежского
 
Александр Невский
Павел Корин. Александр Невский. 1942 год.
Из триптиха «Александр Невский», 1942-1943 гг.
ГТГ, Москва
"Житие Александра Невского" (фрагменты) (уроки литературы в 8 классе из книги Н. В. Беляевой)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЖАНР ЖИТИЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 14-15

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспомнить его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Египетские «Тексты пирамид»
[2]

Цели уроков:
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— повторение сведений по теме «Жанр жития в древнерусской литературе»;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

Форма уроков:
синтетические уроки c элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя, работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация или просмотр фрагмента кинофильма «Александр Невский»), чтение произведения, беседу о прочитанном и услышанном, работу с эпиграфом к уроку.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (частично под запись).

1. Литература Древней Руси.


История древнерусского государства была сложна и драматична. Опустошительные набеги жителей восточных степей, нашествия воинственных западных соседей, борьба мелких русских княжеств между собой — все это осложняло развитие русской культуры и литературы. Тем не менее сохранившиеся документы и археологические находки убедительно свидетельствуют, что Древняя Русь имела письменность задолго до принятия христианства, а после 988 года, когда образование и обучение детей стало повсеместным, письмо получило самое широкое распространение и развитие.

Длительное время существовало мнение о культурной отсталости средневековой Руси. Появилось оно в связи с утратой большого количества литературных памятников еще во время набегов кочевников и бесчисленных пожаров. Да и позже судьба не была благосклонна к нашему культурному наследию: в 1737 году пожаром были уничтожены остатки библиотеки московских царей, в 1777 году погибла в огне богатая рукописями Киевская библиотека, в 1812 году сгорели рукописные собрания известных коллекционеров Москвы.

До сих пор ищут и не могут найти библиотеку Ивана Грозного, в которой, по преданию, хранилось множество «берестяных книг».

И все же благодаря усилиям историков и археологов стало известно, что русская культура не отставала в своем развитии от культур других европейских народов, а в чем-то даже опережала их. К книге и чтению на Руси относились с большим уважением. Среди важнейших достоинств человека упоминали: «Он хитер говорить книгами». Книги собирали и хранили как сокровища, включали в завещания, дарили к свадьбе.

В «Слове о чтении книг» («Изборник» Святослава, 1076 год) рекомендуется не просто читать слова, а душой и умом вникать в их содержание, не торопиться переходить к новой главе, а перечитывать и пытаться понять прочитанное, вдумываясь в каждое слово.

Важнейшее свойство древнерусской литературы — существование ее в рукописном виде: произведения распространялись путем переписывания «от руки». Причем при многократном переписывании тексты не только копировались, но и перерабатывались, дополнялись по вкусу писца. Именно поэтому один и тот же текст можно встретить в составе разных рукописных сборников в различных вариантах — «редакциях». Отношение к авторским произведениям напоминало фольклорную традицию: имена создателей, как правило, не упоминались (это считалось «нескромным»), а тексты можно было свободно изменять. Кроме того, авторы охотно включали в свои произведения устные предания, легенды, песни, пословицы и поговорки, заимствовали характерные для устного народного творчества свойства и изобразительные приемы.

Мы с вами уже говорили о двух материалах, на которых писали в древности, — пергамене и бересте[3]. В XIV веке на смену им пришла дешевая бумага. Тогда же появились упрощенные способы письма — полуустав и скоропись.[4] А изобретение книгопечатания в середине XVI века еще больше облегчило труд создателей книг и способствовало быстрому развитию культуры. Художественной литературы как таковой (в нашем понимании) в то время еще не существовало — она сливалась воедино с историей, религией и образованием. Писались книги только на самые важные темы, так как литература была не развлечением, а «поучением». Ее героями в основном выступали исторические личности. Все произведения повествовали об исторической судьбе Руси, воспевали Родину, говорили о достоинстве, долге, чести, справедливости. Их можно было бы объединить в одно эпическое повествование благодаря своеобразному единству содержания. К сожалению, письменных свидетельств древней культуры сохранилось немного.

Вот почему дошедшее до наших дней особенно ценно. Это свидетельства глубоких корней, которые связывают нас с поколениями наших предков, сражавшихся под знаменами Александра Невского, выходивших на Куликово поле, от века к веку стоявших на границе между Востоком и Западом.

2. Жанр жития в древнерусской литературе.

К числу литературных произведений Древней Руси относятся летописи и летописные повести, хожения (так называли описания путешествий), послания, поучения, апокрифы и жития. Жития были самыми распространенными произведениями в средневековой Руси.

Житие́ — это жизнеописание людей, признанных святыми Христианской церковью. Чаще всего это были жизнеописания известных священнослужителей и монахов, князей и героев, погибших мученической смертью.

Житие́, агиогра́фия (от греч. hagios — святой, grapho — пишу) — один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на Средние века. Объект изображения жития — подвиг веры, совершаемый историческим лицом или группой лиц (мучеников веры, церковных или государственных деятелей)[5].

Жития создавались по определенной схеме:
предисловие составителя,
биографическая часть (детство; приход к вере, или пострижение в монашество, или осознание своего предназначения в миру; подвиг или подвиги и кончина святого),
похвала святому (герою).

Часто в конце жития помещались тропарь и кондак святому[6], иногда в самом начале или в конце давалась молитва святому. Все жития по канону завершаются величанием[7].

В житиях соответствие рассказанного жизненной правде обязательным не было: факты биографии святых и героев приукрашивались, так как главной целью житийной литературы было создание образа положительного героя своего времени — примера для подражания (или типа поведения). В характере такого героя подчеркивались смирение, кротость, набожность, покорность судьбе, сдержанность — основные христианские добродетели. Религиозная оценка окрашивала все повествование: происходящее с героями объяснялось вмешательством Божественных сил («На все воля Твоя, Господи!»).

В итоге получалась своеобразная «словесная икона». Вместе с тем в житиях нередко рассказывалось о других землях и народах, а авторы и переписчики книг уже обращали внимание на внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Кроме того, в житиях было много таинственного и чудесного, иногда приключенческого, не случайно этот жанр пользовался большой популярностью в Древней Руси и сыграл важную роль в нравственном воспитании детей и взрослых того времени, в формировании их любви к книге. В дальнейшем жития стали приобретать все более «светский» (нерелигиозный) характер: в них меньше говорилось о Божественном, больше о «мирском» (человеческом). В результате же они стали источником для формирования всей многообразной биографической и автобиографической литературы[8].

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Че́тьи-Мине́и — «Жития Святых» — повествования о жизни и подвигах святых Православной Церкви. В конце XVII — начале XVIII века святитель Димитрий Ростовский собрал и объединил жития святых в многотомный труд, расположив их по порядку месяцев и дней, отчего этот труд и называется Че́тьи-Мине́и, т. е. книги для чтения по месяцам. Хотя существуют и отдельно изданные жития святых, канонизированных Русской Православной Церковью.

«Канонизация — причисление подвижника веры и благочестия к лику святых, совершаемое архиерейским или Поместным собором во главе с Патриархом на основании заключения специально создаваемой комиссии по канонизации. Главными основаниями для канонизации являются святость жизни, дар чудотворений (явленный при жизни или по смерти) и (не всегда) нетление мощей. В честь новопрославленного святого составляется служба, пишутся его иконы и устанавливается день празднования его памяти»[9].

II. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.
Любимый жанр литературы древнерусского читателя.


Все исследователи древнерусской литературы подчеркивали, что для русского человека эпохи Средневековья литература была не развлечением, а священнодействием. Д. С. Лихачёв писал: «Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским»[10]. С. С. Наровчатов объясняет это иначе: «К чести литературы Древней Руси было то, что она с первых своих шагов заявила себя как выразительница общерусских интересов, способствовала рождению национального самосознания. <...> Поначалу, но только поначалу, в него (круг чтения. — Н. К.) вошли только церковные книги. <...> Человеку, еще вчера приносившему жертву Перуну и Велесу, они открывали мир неизмеримо более сложный и богатый, чем тот, в котором он жил»[11].

И здесь точка зрения поэта Наровчатова не противоречит мнению академика Лихачёва: перед новым, сложным и одновременно прекрасным человек обыкновенно робеет, даже благоговеет, особенно если это прекрасное для него еще и священное. Во многом благодаря такому религиозно-трепетному отношению к древнерусской литературе современников многие ее жанры стали любимы читателями и породили традицию домашнего семейного чтения по вечерам за общим столом. Недаром в позднем Средневековье наибольшей популярностью пользовались сборники — «Прологи», «Патерики», Че́тьи-Мине́и, которые можно было читать всей семьей на протяжении длительного времени. С. С. Наровчатов отмечает: «...Жития святых пользовались в Древней Руси еще большей популярностью, чем апо́крифы[12]. Житийная литература пересказывала биографии подвижников церкви, уснащая их не только чудесами и нравоучениями, но широко вводя в них бытовой, исторический и психологический материал. Многие жанры здесь представлены как бы в зерне, из которого в дальнейшем вырастал литературный колос. Иные жития напоминали новеллу, другие — повесть, в третьих были зачатки романа. Читали их охотно, это была тогдашняя серия „Жизнь замечательных людей“[13]. <...>Переписываемые и дополняемые древнерусским книжником, они (жития святых. — Н. К.) приобретали черты современного повествования.

Среди канонизированных церковью лиц были князья и рабы, воины и горожане, блудницы и монахини, епископы и чиновники, купцы и крестьяне. Все ступени общественной лестницы заполнены житийными персонажами. Их начальная мирская жизнь, обычно противопоставлявшаяся позднейшей аскетической, изобиловала драматическими коллизиями, красочными приключениями, впечатляющими эпизодами. Переписчик и составитель житий, описывая деяния святых, проходил подлинную школу литературного мастерства. Перед его глазами стояли старые византийские образцы, восходившие к еще более древним эталонам. К Тациту и Плутарху[14] шла традиция жизнеописаний выдающихся людей, и древнерусский книжник приобщался к угасшей культуре Рима и Эллады, сам того не подозревая. И как эллинский кентавр преображался в славянского китовраса, так стройная композиция плутарховских биографий просвечивала сквозь ткань житийного повествования. Книжник учился искусству литературного портрета, усваивал умение типизации и обобщения, овладевал навыками сюжета и фабулы. И когда потребовалось создать жития на собственно русском материале, описать деяния своих соотечественников, вчерашний копиист-переписчик, естественно, вырос в самостоятельного писателя. Авторы первых русских житий отчетливо представляли патриотическую задачу, стоявшую перед ними. В житиях Бориса и Глеба (см. Житие Бориса и Глеба), Мстислава и Ольги, Феодосия Печерского создавался нравственный идеал подвижников и радетелей земли русской. Неустрашимые, честные, твердые духом, вставали они перед взглядом древнерусского читателя, вызывая его к следованию и подражанию высоким своим достоинствам»[15].

Сообщение 2.
Князь Александр Невский — историческая личность.


Сообщение готовится учащимся по любому историческому или научно-популярному источнику.

Сообщение 3.
«Житие Александра Невского» в древнерусской литературе.


В Древней Руси большой популярностью пользовались различные редакции «Жития Александра Невского», в которых он изображается как идеальный князь, выдающийся воин и святой, наделенный способностью посмертно творить чудеса.

Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых за его выдающиеся победы над шведами на реке Неве (1240) и над войсками Ливонского ордена на Чудском озере (1242), а также за мудрую и патриотичную политику в управлении государством. Князь Александр был отравлен в Золотой Орде, куда отправился за ярлыком на правление и для ведения мирных переговоров, и умер по пути из нее. Считается, что князь принял мученическую смерть, это также давало право на прославление в лике святых.

В XVIII веке, при царе Петре I, на месте битвы со шведами была воздвигнута Александро-Невская лавра (1713) и прах князя был перенесен из Владимира в Петербург (1724). Изначально князь был погребен в монастыре Рождества Богородицы г. Владимира.

Образцом для церковного «Жития Александра Невского» послужило светское «Жизнеописание Даниила Романовича Галицкого», созданного в Галицко-Волынском княжестве. Автор «Жизнеописания Даниила Галицкого» называет свое произведение «хронографом», т. е. четко указывает на византийскую традицию. Именно поэтому и «Житие Александра Невского» выдержано в рамках этой традиции. Как отмечал Д. С. Лихачёв, мир литературы и мир политического кругозора не были замкнуты пределами отдельного княжества в Древней Руси, поэтому рукописи переписывались и покидали пределы своей страны, своего княжества, книги дарились и продавались — они распространялись не только в пределах Православного мира, но и за его границы. Перемещение внутри этого мира также было свободным, что так или иначе обогащало культуру и Болгарии, и Сербии, и Руси, расширяло кругозор их жителей. Именно поэтому многие храмы на Руси построены итальянскими, болгарскими и греческими зодчими, а «Житие Александра Невского», составленное на северо-востоке Руси, было создано галичанином по происхождению.

Д. С. Лихачев писал, что наследование византийской традиции «облегчило автору «Жития Александра Невского» задачу создания нового типа церковного жития святого-полководца. «Житие...» было, по-видимому, составлено в том же кругу книжников, ибо «печатник» Даниила — Кирилл — стал митрополитом Кириллом, переехавшим на северо-восток и помогавшим Александру. В этом убеждает множество стилизованных и лексических совпадений. Среди образцов для «Жития Александра...» были «Александрия»[16], «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, «Повесть о Троянском пленении», «Летописец вкратце» патриарха Никифора, «Девгениево деяние» и многие другие. Александр Невский сравнивается в житии с Александром Македонским, Ахиллесом, Девгением Акритом, императором Веспасианом, Иосифом Прекрасным, Самсоном, Давидом, Моисеем, Иисусом Навином. Его деяния и он сам вставлены в величественную раму мировой истории.

Сам Александр Невский как бы сознает свою мировую роль и, отвечая папе римскому на предложение принять его учение, говорит: «Отъ Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьмѣшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова рожества, от рожества Христова до страсти и воскресения, от въскресения же его и на небеса взшествиа и до царства Константина, до перваго збора и седьмаго — сия вся добрѣ съвѣдаемь, а от вас учения не приемлем»[17].

Как и в «Повести о разорении Рязани Батыем», в «Житии Александра Невского» рассказывается о героизме простых ратников — о шести «храбрых и сильных мужах», которые совершали подвиги в битве на Неве. «Заканчивается „Житие...“ описанием народного горя при известии о смерти Александра. Люди рыдали так, что „земли потрястися“. Александр сравнивается с зашедшим солнцем. Перед нами яркая вспышка того исторического и „космического“ монументализма, который был так характерен для домонгольской литературы»[18]. О византийской традиции в «Житии Александра Невского» писал и Н. К. Гудзий, исследователь древнерусской литературы. Так, он отмечал, что «само „Житие...“, видимо, создано в конце XIII или в самом начале XIV века „на основе не дошедшей до нас светской биографической повести, возникшей, следует полагать, вскоре после смерти этого выдающегося князя (1263) и созданной скорее всего суздальским книжником, быть может, близким ко двору Александра. Автор первоначальной редакции жития, связанный своим источником, лишь в небольшой степени придал ему черты агиографического стиля, отчего его произведение может быть названо скорее воинской повестью, чем житием в обычном смысле слова. Наиболее близко к тексту первоначальной редакции жития стоят тексты Лаврентьевской и второй Псковской летописей, но оба они дефектны, почему для знакомства с этой редакцией пользуемся текстом позднейшим, относящимся к половине XVI века»[19].

«Житие Александра Невского» в разных источниках, так же как и в древнерусских сборниках, называется по-разному: житие, повесть, слово. Это обусловлено как раз наследованием византийской традиции создания хронографов: житие и воинская повесть здесь слиты воедино. Главным в житии является не верность историческим фактам, не четкое следование хронологии, а образ князя—полководца и святого. Перед нами образцовый тип поведения мужчины-воина и тип святости, которым должны были следовать средневековые читатели и слушатели жития. С одной стороны, представлен доблестный воин, мудрый полководец, благочестивый князь, с другой — защитник всей Русской земли и Православной веры. Образ князя идеален, в то же время достоверен: чувствуется, что первоначальный текст был создан человеком, близким к князю, знавшим и его самого, и его жизнь, и его соратников. «Житие Александра Невского» переписывалось и перерабатывалось на протяжении нескольких веков, вплоть до XVII столетия. Особенно оно подверглось переработке после Церковного собора 1547 года, созванного в целях канонизации русских святых. Влияние «Жития...» сказалось на ряде произведений, возникших в последующее время, например на летописной повести о Мамаевом побоище, а также на произведении «О житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича» и других поздних житиях.

III. Работа с учебником.

Чтение статей учебника «Из древнерусской литературы» и «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (с. 18—19, 19—20; см. также текст ниже) и беседа о прочитанном.

— Объясните, почему в России сохранилось мало памятников древнерусской литературы.

— Расскажите, как относились к книгам и чтению в Древней Руси. Подумайте, почему относились именно так.

— Какие качества были присущи древнерусской литературе? Расскажите, как она создавалась.

— Чем древнерусская литература близка к фольклору?

— Что нового вы сегодня узнали о русском князе Александре Ярославиче, прозванном современниками Невским? Таким ли вы себе представляли реального князя Александра? Объясните, почему таким он вам представился.

— Вспомните, о каких типах поведения мы с вами говорили в 7 классе при изучении древнерусской литературы.
(Тип поведения мужчины, тип поведения женщины и тип святости.)

— Чем они были обусловлены? (Христианским мировоззрением и авторов-составителей произведений, и читателей, а также идеологией сначала княжеств, затем нарождавшегося единого государства.)

— Приведите примеры из древнерусской литературы.

— Расскажите, где и когда возник жанр жития. Какие традиции каких литератур он наследовал? Приведите свои примеры.

— Почему исследователи «Жития Александра Невского» часто не сходятся во мнении ни о его происхождении, ни об определении самого жанра? Чем это обусловлено? Что об этом говорится в статье учебника?

— О каком новшестве литературы XVII века говорится в статье учебника? Какие примеры приводятся?

— Расскажите, читали ли вы какие-либо произведения древнерусской литературы, помимо данных в программе. Поделитесь впечатлениями.

IV. Чтение произведения.

Чтение «Повести о житии... Александра Невского» по учебнику (с. 20—26).

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, какое впечатление оставило у вас «Житие Александра Невского» после прочтения. Можете ли вы объяснить, почему оно произвело такое впечатление? Попытайтесь дать оценку своим чувствам и впечатлениям.

— Как начинается «Житие...»? Почему автор произведения говорит о себе: «Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие...»?
(Во-первых, это уже ставшее традиционным вступление автора к тексту жития; во-вторых, автор противопоставляет себя — обыкновенного человека и грешного раба Божия — святому князю Александру, поэтому и объясняет, что и слышал о нем «от отцов своих», и «был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его». Таким образом текст жития приближается к читателю: описываемое воспринимается как однозначно достоверное, реальное, виденное самим автором.)

— С кем сравнивает автор «Жития...» юного Александра Ярославича?
(На момент битвы со шведами ему было всего 20 лет! Сравнивается князь Александр с великим полководцем Александром Македонским, в юности прославившимся своими подвигами.)

— Для чего даются такие сравнения?
(Во-первых, сравнение с библейскими персонажами дано, чтобы показать необычность князя, его Бого`избр`анность, с юности явленное отличие и от простых людей, и от других князей. Во-вторых, представлен традиционный для литературы Средневековья зачин — связь с литературными традициями Византии и Эллады, потом Рима.)

— Как рассказывается о приходе Ливонского ордена в Прибалтику и на Русские земли? Какова здесь доля фантастики? Есть ли здесь художественные допущения и обобщения? Какова связь с фольклором?

— Как вы думаете, почему и магистр Ливонского ордена, и шведский король не имеют в «Житии...» собственных имен? Случайно ли это? Чем обусловлено?
(Высокая доля обобщения, как в фольклоре, — просто царь или просто король, пришедшие «воевать Русскую землю».)

— Как, по-вашему, почему юный князь перед решающей битвой пошел в храм Святой Софии?
(Во-первых, у всех православных христиан в обычае испрашивать благословение на деяния; во-вторых, Александру и по молодости лет, и по малочисленности его войска, его оснащению и подготовке, в противовес рыцарям-воинам, не на кого было надеяться, кроме как на Волю Божию и Его помощь.)

— О чем просит Александр Господа в своей молитве? На чем делает акцент — на желании победы и славы или на желании победы над оккупантами?

— Какие слова князя Александра Невского стали крылатыми?
(«Не в силе Бог, но в правде».)

— Для чего в повествование введен образ крещеного язычника Пелгусия? Случайно ли он помогает русскому князю?
(Конечно же, не случайно. Во-первых, Пелгусий — православный, поэтому он призван постоять за веру, так как Господь Своих сынов и дочерей рано или поздно призывает постоять за веру: проверяется истинность и искренность веры самого христианина. Во-вторых, Пелгусий — бывший прибалтийский язычник (скорее всего, из угро-финского племени ижора); все прибалтийские народы и племена испокон веков жили рядом со славянами и русичами, языческий мир их объединял, поэтому, несмотря на периодические войны и набеги, все эти народы друг друга хорошо понимали, часто вступали в дружеские, воинские и семейные союзы. Немецкие рыцари-крестоносцы были для них народом чуждым, идеология — враждебной, а помыслы просматривались явно — завоевание чужих земель, уничтожение или порабощение местного населения. В данной ситуации русские выступали соратниками и защитниками балтийских и угро-финских народов Прибалтики.)

— Как вы полагаете, почему в видении Пелгусия фигурируют святые князья-мученики Борис и Глеб? Обоснуйте свой ответ.
(Святые мученики Борис и Глеб покровительствуют православным воинам, поэтому Богу и им молится князь Александр — они и приходят ему на помощь.)

— Почему князь Александр попросил Пелгусия никому не рассказывать о видении? Князь чего-то боялся или не хотел обнадеживать своих воинов?

— Почему затем так кратко, лаконично сказано о самой битве и победе русских? Что здесь является главным для рассказчика?
(Вера в Господа и Его Волю, молитва Александра — Воля Божия — послание Божественных Защитников — Победа.)

— Расскажите о шести помощниках князя Александра — «мужах храбрых». Что подчеркивается в их характерах и поведении? Для чего именно?

— Что мы можем сказать о национальном составе дружины князя Александра? Для чего даны имена «шести мужей храбрых»?
(Гаврила Алексич — по имени-отчеству явно русский и православный: «Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов».
Збыслав Якунович — либо серб, либо поляк из православных (восточные области Польши с X века — православные вотчины). Новгород всегда славился своей толерантностью: это был многонациональный торговый город, в котором терпимо относились к людям любой национальности или народности, спрашивали не «Кто ты по национальности?», а «Какой ты веры?». Новгородцы всегда были хорошими воинами и защитниками Русских земель.
Яков-полочанин, здесь две трактовки: либо крещеный Яков (имя из Святцев) был из Полоцкого княжества, либо он был потомком половцев — тюркских племен, пришедших на Русь из Прикаспийских степей.
Миша-новгородец, опять подчеркивается принадлежность героя к городу-государству, многонациональному объединению. Возникает вопрос: почему Миша, а не Михаил? Возможно, он еще достаточно юн, а может быть, крещен недавно, поэтому откликается на уменьшительное имя, скорее всего, созвучное с его именем языческим (угро-финским, балтийским, тюркским и т. п.).
Савва — русское православное имя. Подчеркивается, что он «из младшей дружины», т. е. молод и, скорее всего, не потомственный воин-дружинник.
Ратмир — тюркское имя, но он, как и отрок Георгий, защищавший своего князя Бориса, защищал православного князя Александра, будучи его слугой. Вспомните: отрок Георгий пытался собою заслонить любимого князя Бориса, когда на того напали подосланные Святополком Окаянным убийцы. Обезглавленный труп Георгия нашли затем около шатра его братья — монахи Ефрем и Моисей.
Георгий по происхождению был либо греком, либо болгарином, что не мешало ему любить своего русского князя и верно служить ему. Отрока Георгия похоронили в одной могиле на поле боя с князем Борисом. Это потом мощи святых равноапостольных князей Бориса и Глеба были перенесены в Киев.)

— О чем говорит такой многонациональный состав дружины князя Александра? Во имя чего сражалось его войско? Говорится ли здесь что-нибудь о наемниках? Почему?

— Что подчеркивает автор «Жития...» в поведении побежденных шведов? Что его явно поразило?
(«И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море».)

— Чувствуется ли осуждение в этом внешне беспристрастном повествовании? Аргументируйте свой ответ.

— Расскажите, как автор повествования говорит о причинах, приведших к другому жестокому сражению между русскими и немецкими рыцарями.

— Как вы думаете, почему Псков пал в тот же год, когда князь Александр победил шведов на реке Неве?
(Феодальная раздробленность: одна республика не пришла на помощь другой, соответственно и Новгород вовремя не пришел на помощь гордому Пскову, желающему сражаться самостоятельно.)

— Почему через два с половиной года князь Александр, уже прозванный в народе Невским, выступил на помощь Пскову?
(Все понимали необходимость защиты Русской земли и Православной веры. Именно поэтому отец Александра — князь Ярослав — прислал ему в помощь дружину во главе с младшим братом Андреем, пришли и другие дружины — все готовились к сражению, в котором решалось, быть Русской земле или не быть, быть Православной вере на западе Руси или там восстановится католицизм — вера «безбожных немцев».)

— О чем молится перед битвой князь Александр Невский?
(Александр молится не о своей победе и славе, а о том, чтобы Господь его распрю с крестоносцами рассудил по правде.)

— Опишите Ледовое побоище, увиденное глазами «самовидца» и записанное с его слов автором «Жития Александра Невского».

— Как вы думаете, почему в данном фрагменте, так напоминающем воинскую повесть, ничего не говорится о ледоходе, возникшем во время сечи? Что было главным в описании для автора?

— Как реагировали народ и духовенство на победу князя Александра Невского на Чудском озере? Кого воспевали вначале, а кого — после? Почему?
(Сначала хвала Господу, затем — исполнителям Воли Его.)

— Как вы думаете, чем поразил князь Александр хана Батыя в первый свой приезд в Золотую Орду? Обоснуйте свой ответ.

— Почему князь Александр не отомстил Батыю за разорение Суздальской земли — вотчины его меньшого брата Андрея?
(Главное — сохранить хрупкий мир, так как все русские князья еще не были готовы ни к объединению, ни к борьбе с татарами.)

— Как поступил князь Александр Невский с Суздальским княжеством?
(«После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою». Оказывается, Божию благодать и славу можно снискать не бранью, а мирным трудом во имя Господа и Земли Русской.)

— Можно ли назвать государственную политику великого князя Александра Невского мудрой? В чем заключается эта мудрость?

— Ради чего отправился князь Александр в Золотую Орду во второй раз? Так уж необходим был его приезд?
(Князь Александр, безусловно, понимал, что скорее всего в той ситуации, что сложилась, он живым из Орды не вернется, но поехал отстаивать закрепленное за русскими право неучастия в воинских походах Орды. Это подвиг самопожертвования. Именно так этот поступок восприняли и русские, и татары.)

— Какими словами описывает автор «Жития...» скорбь народа по своему любимому князю?

— Какие слова сказал митрополит Кирилл? С кем сравнивает митрополит погибшего князя, почему?
(«Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».)

— Почему автор повествования говорит: «Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лег бы с ним»? Разве на Руси не уважали родителей? Обоснуйте свой ответ.
(Вырастая, отрок часто покидал семью, уходя либо в город обучаться ремеслу, либо в плаванье с купцами, либо в дружину к князю, а взрослые сыновья и в городе, и в деревне отделялись от родителей и жили своей семьей, часто на новом месте. Именно поэтому и говорится, что «отца человек может оставить». Поступая на службу к князю, воин давал клятву на кресте и на мече, которую можно было отменить только «с кровью», или же князь сам отпускал воина. Тогда же постепенно и возникла формула клятвы: «Во имя Господа и господина моего», позднее — «Во имя Бога, Царя и Отечества».)

— Подумайте над тем, что заинтересовало вас в «Житии...» князя Александра Невского. Попытайтесь связно рассказать об этом.

— Каким вы представляете себе самого князя? Опишите его.

— Можем ли мы утверждать, что смерть князя Александра была подвигом во имя торжества Земли Русской? Докажите это.

— Прочитайте вопросы и задания на с. 27 учебника.

— Выполните задания по учебнику под заголовком «Поразмышляем над прочитанным».

VI. Работа с эпиграфом к уроку.

— Как вы поняли эпиграф к сегодняшнему уроку? Объясните подробно.

— Как эпиграф соотносится с уроком, посвященным «Житию Александра Невского»? Может быть, никак не соотносится, раз это фрагмент из «Текстов пирамид», или «Книги пирамид» (египетские надписи внутри пирамид, объединенные в один текст)?

— Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры.

— Как вы думаете, узнали бы мы о подвигах и деяниях великого князя Александра Невского, если бы не сохранилось несколько списков его жития?
(Конечно, есть еще и фольклор, в котором часто фигурируют тексты древнерусской литературы, пересказываемые устно. Кроме того, о победах князя Александра над шведами на реке Неве и над немецкими рыцарями-крестоносцами на Чудском озере повествуют практически все летописи, так же как о его поездках в Орду и о его гибели.)

— Придумайте свой эпиграф к данному уроку или вспомните слова, цитаты, которые могли бы стать эпиграфом.

VII. Домашнее задание.

Для всего класса:


— изучить теоретико-литературный и исторический материал на с. 26;

— читать статью учебника «Русская история в картинках» на с. 28—30;

— ответить на вопросы на с. 30.

Индивидуальные задания:
— составить устный рассказ на тему «О чем писали в литературных произведениях Древней Руси»;
— подготовить сообщения:
«Жанр жития в древнерусской литературе: истоки и традиции, самобытность и своеобразие» (1—2 хорошо подготовленных ученика);
«Жанровое своеобразие древнерусской повести» (по выбору учащихся);
— проиллюстрировать «Повесть о житии... Александра Невского» (по желанию).

Следующие уроки: Жанр повести в древнерусской литературе. "Повесть о Шемякином суде" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя Александра Невского
[20]

Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра[21], сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я о нём от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа[22], которого поставил египетский царь вторым царём в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана[23], который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.

Потому и пришёл из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш[24], из тех, кто называют себя слугами Божьими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

— Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны[25] о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

И собрал король силу великую[26], наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришёл в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря:

— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами:

— Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утёр слёзы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:

— Не в силе Бог, но в правде.

И пошёл на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберётся вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба[27].

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путём их и был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад[28], плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:

— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:

— Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня[29]. И была сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один — Гаврила Алексии. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его с доски вместе с конём в Неву. Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.

Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своём. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.

Третий — Яков, полочанин, был ловчим[30] у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатёр короля златоверхий и подсёк столп его. Полки же Александровы обрадовались, увидев падение шатра.

Шестой был одним из слуг князя Александра, по имени Ратмир. Он бился пешим, и много врагов окружили его. Он же упал от многих ран и так скончался.

Всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На третий год после победы над королём князь Александр в зимнее время пошёл в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский».

Уже был тогда град Псков взят[31] и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссёк, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. А землю их повоевал и пожёг и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали: «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.

Отец же его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царя, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:

— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика[32] и прадеду нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сёк и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина[33] у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмём Александра руками», — предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского[34] и до великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной[35]. Ему покорил Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что Александр так славен и храбр, послал к нему послов и сказал:

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нём до устья Волги. И начали жёны моавитянские[36] пугать детей своих, говоря:

— Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.

Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.

Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними[37].

Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде, а дойдя до Городца[38], разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы[39] твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1263, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл сказал:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

— Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день. (вернуться к уроку)


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. Тексты пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унис V династии (середина XXIV в. до н. э.) и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.) (вернуться)

3. Перга́мен или перга́мент — материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги).
Берёста — верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы, которую на Руси издревле использовали как материал для письма (берестяные грамоты). Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. (вернуться)

4. Полуустав (шрифт) — один из типов письма старинных греческих и славяно-русских рукописей, по характеру средний между уставом и скорописью, он лишен каллиграфической строгости, писать им удобнее и быстрее. Буквы полуустава не требуют геометрической строгости: прямые линии допускают некоторую кривизну, округлые — не представляют правильной дуги. Для заголовков в полууставе применялась особая техника декоративного сочетания букв — вязь. С XV века устав вытесняется полууставом.
Устав — ставное письмо (написанное кириллицей или глаголицей) отличается четким геометрическим рисунком букв, строгостью и каллиграфичностью. Буквы пишутся прямо, они симметричные и расположены на равном расстоянии друг от друга.
Ско́ропись — вид кириллического письма, возникший из полуустава во второй половине XIV в., употреблявшаяся в частности в канцеляриях и частном делопроизводстве. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Из скорописи в XIX в. появился современный рукописный шрифт. (вернуться)

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 267—268. (вернуться)

6. Тропа́рь или Конда́к — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. (вернуться)

7. Велича́ние — стих в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери или празднуемого святого, который поется на праздничной утрени после полиелея (торжественной части Утрени). (вернуться)

8. Биографическая литература (от слова биография) — последовательное изложение событий жизни человека начиная от рождения.
Автобиографическая литература — художественная или мемуарная литература, рассказывающая о жизни самого автора произведения. (вернуться)

9. Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы духовной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 79. (вернуться)

10. Лихачев Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы / Отв. ред. С. О. Шмидт; сост. А. В. Топычканов. — М.: Русский путь, 2004. — С. 31. (вернуться)

11. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — C. 191. (вернуться)

12. Апо́крифы — библейские сочинения, по разным причинам не вошедшие в канон, изъятые из официального церковного употребления. При этом подложными или просто ложными Церковь эти произведения не считала: в отличие от канонических книг, они объявлялись творениями ума человеческого, а не боговдохновенными книгами. (вернуться)

13. Серия книг издательства «Художественная литература», задуманная и основанная М. Горьким, очень популярная в советское время, особенно в 1950—1970-е годы. (вернуться)

14. Пу́блий (или Гай) Корне́лий Та́цит — древнеримский историк и один из великих представителей мировой литературы (ок. 56 — ок. 117). Плута́рх (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 46, Херонея, Беотия — ок. 127, место смерти неизвестно) — древнегреческий философ, биограф, моралист. (вернуться)

15. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 194. (вернуться)

16. «Александрия» — жизнеописание Александра Македонского. (вернуться)

17. Цитируется по кн.: Лихачев Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. — М.: Русский путь, 2004. — С. 110. (вернуться)

18. Лихачев Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. — М.: Русский путь, 2004. — С. 109—110. (вернуться)

19. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. — М.: Учпедгиз, 1941. — С. 198—199. (вернуться)

20. В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и о храбрости...», «Слово о великом князе...», «Житие блаженного великого князя...».
«Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают учёные, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создаёт его жизнеописание.
Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трёх подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке...
«Повести о житии... Александра Невского» подражали, её цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях. (вернуться)

21. Александр Невский (1220—1263) — русский князь Новгородский, затем Владимирский. (вернуться)

22. Иосиф — герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где фараон, поражённый его мудростью, назначил его вторым царём. (вернуться)

23. Веспасиан — главнокомандующий римскими войсками в Иудейскую войну, когда был взят и разрушен Иерусалим. (вернуться)

24. Андреяш — магистр Ливонского ордена. Орден учреждён в 1237 году для покорения Прибалтики, называвшейся тогда Ливонией. (вернуться)

25. Римской страной назывались все земли католического Запада. (вернуться)

26. Во главе шведского войска стояли князь Биргер и Ульф Фаси. (вернуться)

27. Борис и Глеб — сыновья Владимира Святославича, убитые братом Святополком, прозванным Окаянным. (вернуться)

28. Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. (вернуться)

29. Часы считались от восхода солнца. (вернуться)

30. Ловчий — охотник. (вернуться)

31. Был тогда град Псков взят — Псков был взят ливонскими рыцарями в 1240 году. (вернуться)

32. Моисей — ветхозаветный пророк, Амалик — вождь племени амаликитян, оказавший сопротивление израильтянам на их пути из Египта. (вернуться)

33. Иисус Навий — ветхозаветный пророк и полководец. (вернуться)

34. Море Египетское — часть Средиземного моря, море Варяжское — Балтийское море. (вернуться)

35. Царь в стране Восточной — хан Батый. (вернуться)

36. Моавитяне — библейское племя. Автор повести так называет татарских женщин. (вернуться)

37. Русские должны были платить дань Орде, но они не участвовали в войнах монголо-татар. Требование «воевать вместе» так и не было удовлетворено. (вернуться)

38. Городец — город на Волге. (вернуться)

39. Зеницы — глаза. (вернуться)

В.А.Серов. Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища. 1945. ГРМ




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz