"Житие Александра Невского". Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Жанры фольклора
Жанр воинской повести
Радзивилловская летопись. Миниатюра: Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.
Житие Александра Невского
Житие Бориса и Глеба
Житие Сергия Радонежского
Статья учебника «Из древнерусской литературы»
Статья учебника «Русская история в картинах»
Урок 3. Предания как исторический жанр русской народной прозы
Жанр жития в древнерусской литературе. Житие Александра Невского. Урок литературы в 8 классе (из пособия Н.Е.Кутейниковой)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
(ФРАГМЕНТЫ)


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 4

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
(ФРАГМЕНТЫ)
УРОК 4


Основное содержание урока
Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития…». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Житие как жанр древнерусской литературы.
Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести

Актуализация имеющихся знаний о жанре жития:


— С каким произведением древнерусской литературы, имеющим жанровые черты жития, вы познакомились в 7 классе?

— Что такое житийная (агиографическая) литература?

— Каковы её основные признаки?
(Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных христианской церковью, т. е. признанных святыми; религиозная оценка описываемого; автор жития неизвестен или не назван; жития святых — канонические, признанные церковью книги.)

Рассказ учителя о требованиях житийного канона (см. текст ниже):

1. Описание пути подвижника к спасению.

2. Отбор биографических черт святого (по схеме христианского идеала):

— рождение святого от благочестивых родителей;
— равнодушие к детским играм, чтение божественных книг;
— отказ от брака, уход от мира, монашество;
— основание обители;
— предсказание даты своей кончины, благочестивая смерть;
— посмертные чудеса и нетление мощей.

3. Строгая композиционная структура жития:

— пространное предисловие;
— особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
— похвальное слово святому;
— четвёртая часть жития, появившаяся позже в связи с установлением особого культа святых (молитва мученика перед кончиной и рассказ о видении Христа или Царствия Небесного);
— бессмертие святого после завершения его земной жизни;
— посмертные чудеса, нетление и чудотворение его мощей.

4. Особое словесное выражение и стиль жития.

— Какие черты житийной литературы присущи «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

Рассказ учителя о чертах жанра древнерусской воинской повести (см. текст ниже):

— Воинская повесть — жанр древнерусской литературы XI— XVII веков.

— В основе воинской повести лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.

— Патриотический пафос воинской повести сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность — с взволнованным лиризмом.

— Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.

— Важное место в воинской повести занимает красочное описание сражений.

— Центральной темой воинских повестей XIII—XIV веков стала борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усилилась религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества.

— В конце XIV — начале XV века воинская повесть испытывает воздействие агиографии и деловой письменности. Положительные герои начинают предаваться благочестивым размышлениям, молятся, в произведениях рисуются религиозные картины помощи небесных сил.

— Во второй половине XVII века воинская повесть уступает место новым жанрам — бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из древнерусской литературы» (см. статью ниже):

— Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Чем, по мнению О. В. Творогова, «Повесть о житии… Александра Невского» (конец XIII — начало XIV века) отличается от традиционного житийного канона?

— Письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?».

Примерный вариант записи ответа на вопрос:

— Литература XVII века не только изображает реальные события, но и обращается к художественному литературному вымыслу.

— Героями произведений становятся как представители высших сословий (князья и бояре), так и простые люди (купеческий сын, крестьянин).

— Появляется сатирическая литература (сатира на судебные порядки).

III. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования

Чтение и обсуждение статьи учебника
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
(см. статью ниже):

— Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»?

— Что можно сказать об авторе «Жития…»?

— О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор?

— Какова роль «Жития…» в истории древнерусской литературы?

Групповая работа:

Группа 1.
Первый подвиг князя Александра.


Прочитайте фрагмент «Жития…» с начала до слов «Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца».

Найдите во фрагменте черты жанра жития и воинской повести.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Какие черты личности князя Александра воспевает автор «Жития…»? Приведите примеры.

Группа 2.
Второй подвиг князя Александра.


Прочитайте фрагмент «Жития…» со слов «На третий год после победы над королём…» до слов «…по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Почему Александр пошёл войной на немцев?

Как в речах князя проявился его патриотизм и гордость «за народ славянский»?

Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 3.
Третий подвиг князя Александра.


Прочитайте фрагмент «Жития…» со слов «В то время был царь сильный в стране Восточной» до конца текста.

Почему князь Александр не отказался от поездки в Орду?

Найдите во фрагменте черты публицистики и объясните их роль.

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Зачем князь Александр вторично поехал в Орду?

Как реагировал народ на смерть князя?

IV. Практическая работа.
Составление плана характеристики Александра Невского.

Примерный вариант плана:


1. Происхождение князя.
2. Внешность, голос.
3. Премудрость.
4. Смелость; создание мощного, непобедимого войска (сила и мужество дружинников из войска князя).
5. Воинские подвиги князя: победа над иноземными завоевателями и их королём на Неве, победа в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере.
6. Патриотизм, гордость «за народ славянский».
7. Христианские добродетели: обращение с молитвами к Богу, принятие благословения от архиепископа, вера в помощь небесных сил.
8. Способность князя к духовному подвигу самопожертвования.

V. Художественные особенности воинской повести и жития

Обобщающая беседа:


— Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»?

Примерный вариант записи:

— Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв).

— Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи).

— Патриотический пафос повествования.

— Публицистическая оценка событий.

— Соединение эпичности с взволнованным лиризмом.

— Красочное описание сражений.

— Фантастические элементы.

— Самохарактеристика автора «Жития…».

Приведите примеры из текста «Жития…», подтверждающие его художественные особенности.

VI. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».

Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (см. также ниже статью "Русская история в картинах"):

Итоговый вопрос:

В чём специфика содержания и формы «Жития Александра Невского»?

Домашнее задание

Подготовить пересказ «Последний подвиг Александра» с сохранением особенностей языка жития.

Составить письменную характеристику Александра Невского
или письменно ответить на вопрос «Каковы художественные особенности воинской повести и жития?» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Прочитать фрагменты «Жития Сергия Радонежского» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Прочитать статью учебника «Русская история в картинах» и письменно ответить на один из вопросов (по выбору учителя):

Каким предстаёт Александр Невский (Сергий Радонежский) на картинах русских художников?
Какие исторические события отражены на картинах об Александре Невском?

Подготовить справку об имени (о прозвище) Шемяка с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Групповое задание.

Подготовиться к выразительному чтению «Повести о Шемякином суде» (по группам).

Следующие уроки: "Шемякин суд" как сатирическое произведение XVII века >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



КАНОНЫ
ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИИ


Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности, церемониалу или (по Д.С.Лихачеву) этикету. Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой».

Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом. Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда не представляло законченного творения».

Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая смерть, посмертные чудеса и нетление мощей. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.

Начиная с древнейших образцов житийного жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Повторение стандартных мотивов в различных произведениях агиографии обусловлено «христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово». Именно поэтому вся группа стандартных мотивов относится к содержанию жития, отражает путь спасения, проложенный святым.

Обязательными становятся не только словесное выражение и определенный стиль, но и сами жизненные ситуации, которые соответствуют представлению о святой жизни.

Уже житие одних из первых русских святых Бориса и Глеба подчиняется литературному этикету. Подчеркиваются кротость и покорность братьев старшему брату Святополку, то есть благочестие — качество, прежде всего соответствующее представлению о святой жизни. Те же факты биографии князей-мучеников, которые ему противоречат, агиограф либо особым образом оговаривает, либо замалчивает.

Очень важным становится и принцип подобия, который лежит в основе житийного канона. Автор жития всегда пытается найти соответствия между героями своего повествования и героями Священной истории.

Так, Владимир I, крестивший Русь в X веке, уподобляется Константину Великому, признавшему христианство равноправной религией в IV веке; Борис — Иосифу Прекрасному, Глеб — Давиду, а Святополк — Каину.

Средневековый писатель воссоздает поведение идеального героя, исходя из канона, по аналогии с уже созданным до него образцом, стремится все действия житийного героя подчинить уже известным нормам, сопоставить с имевшими место в Священной истории фактами, сопроводить текст жития цитатами из Священного писания, которые соответствуют происходящему.

Источник: https://www.bibliofond.ru/
вернуться к уроку

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ

Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, распространённый в 11-17 веках.

Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.

Большое место отводится красочному описанию сражений ("бысть сеча зла и ужасна"; "стрелы летяху, аки дождь"). Характерные черты В. п. представлены в "Повести временных лет" (нач. 12 в.), в сказаниях о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в "Слове о полку Игореве" (12 в.).

Большое распространение получили переводные В. п.: "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Александрия", "Девгениево деяние". Центральной темой оригинальных В. п. 13—14 веков становится борьба с татаро-монг. завоевателями; усиливаются религ. трактовка событий и воздействие устного нар.-поэтич. творчества ("Повесть о Калкской битве" и "Повесть о разорении Рязани Батыем").

В кон. 14—нач. 15 вв. В. п. испытывает воздействие агиографии и деловой письменности ("Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина", "Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша"). В ней противопоставлены стойкость, мужество русских и лютость, нечестие "поганых" татар. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления — молитвы, изображаются религ.-фантастич. картины помощи небесных сил.

Важный этап развития В. п. — "Повесть о взятии Царьграда" турками в 1453 г. Нестора-Искандера. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в "Казанской истории" (сер. 16 в.). В 17 в. В. п. приобретает демократический характер ("Повесть об Азовском сидении донских казаков" в 1637).

Во 2-й пол. 17 в. В. п. уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Лит.: Воинские повести древней Руси, М.—Л., 1949;
Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М.—Л., 1944;
Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960;
Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967.
В. В. Кусков.
Источник: Большая советская энциклопедия.
вернуться к уроку

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каждая победа русских воинов в тяжкие годы привлекала к себе восхищенное внимание современников. Был провозглашен святым Новгородский, а затем и великий Владимирский князь Александр Ярославич, одержавшим две славные победы на западных рубежах Новгородской земли. "Повесть о житии Александра Невского", строго говоря, лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого: на первый план в ней выступают воинские подвиги, а не христианские добродетели князя, хотя он предстает перед читателем как благородный христианин, с горячими молитвами обращавшийся к Богу, хотя на помощь ему и его воинам приходят небесные силы, предводительствуемые святыми воителями, князьями Борисом и Глебом. Особенно подробно описано в «Повести...» сражение на Ижоре, притоке Невы; в память об этой победе над шведами Александр и получил почетное прозвание Невский.

Главное новшество литературы XVII века состоит в том, что она отказывается от стремления изображать только действительно бывшее и все чаще обращается к откровенному литературному вымыслу.

Героями литературных произведении становятся теперь не только князья и бояре, но и простые люди: купеческий сын, крестьянин из «Повести о Шемякине суде» и т. д. "Повесть о Шемякине суде" — это не только сатира на судебные порядки (судья Шемяка судит в пользу обвиняемого, надеясь на взятку}, но прежде всего это рассказ о злоключениях неудачника: ведь все свои «преступления» убогий совершает невольно, по недоразумению. Приговоры судьи — зеркальное отражение самих проступков: так, судья предлагает богачу, чью лошадь убогий вернул без хвоста, снова отдать виновному лошадь, и пусть он владеет ею до тех пор, пока хвост снова не отрастет. Бессмысленность и комичность приговора очевидна. Но читатель при этом замечал, что решения Шемяки вполне соответствовали тогдашним законам, по которым за убийство убивали, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали в горло расплавленный свинец, т. е. наказание как бы соответствовало самому преступлению.
О.В. Творогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим классам? Какие произведения запомнились? Расскажите об одном из них.

2. Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы? В чем своеобразие русской литературы XVII века?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.

Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке...

«Повести о житии... Александра Невского» подражали, ее цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя Александра Невского
[2]

Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра[3], сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я о нём от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа[4], которого поставил египетский царь вторым царём в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана[5], который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.

Потому и пришёл из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш[6], из тех, кто называют себя слугами Божьими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

— Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны[7] о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

И собрал король силу великую[8], наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришёл в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря:

— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами:

— Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утёр слёзы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:

— Не в силе Бог, но в правде.

И пошёл на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберётся вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба[9].

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путём их и был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад[10], плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:

— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:

— Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня[11]. И была сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один — Гаврила Алексии. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его с доски вместе с конём в Неву. Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.

Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своём. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.

Третий — Яков, полочанин, был ловчим[12] у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатёр короля златоверхий и подсёк столп его. Полки же Александровы обрадовались, увидев падение шатра.

Шестой был одним из слуг князя Александра, по имени Ратмир. Он бился пешим, и много врагов окружили его. Он же упал от многих ран и так скончался.

Всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На третий год после победы над королём князь Александр в зимнее время пошёл в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский».

Уже был тогда град Псков взят[13] и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссёк, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. А землю их повоевал и пожёг и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали: «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.

Отец же его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царя, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:

— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика[14] и прадеду нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сёк и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина[15] у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмём Александра руками», — предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского[16] и до великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной[17]. Ему покорил Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что Александр так славен и храбр, послал к нему послов и сказал:

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нём до устья Волги. И начали жёны моавитянские[18] пугать детей своих, говоря:

— Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.

Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.

Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними[19].

Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде, а дойдя до Городца[20], разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы[21] твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1263, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл сказал:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

— Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ (см. репродукции картин ниже)

Победа на Неве принесла великую славу Руси и среди иноземцев. Важное значение она имела потому, что в случае победы шведов большая опасность грозила и вере православной.

Вскоре после торжества русского оружия на Неве князю Александру Невскому пришлось уехать из Новгорода. Горожане признавали Александра как военачальника, но не нравилось им, что он хотел править по своей воле, мало обращая внимания на вечевые порядки, заведенные в городе.

Рассорившись с новгородцами, Александр Невский с семьей уехал к отцу в Переславль -Залесский. За время его отсутствия произошло немало бед. Ливонские немцы перешли в наступление на Балтийском побрежье, покорили эстов и латышей, взяли Изборск, сожгли его перебили все население — уничтожали всех, кто отказывался принять католическую религию. Псковская рать, направленная против pыцарей-меченосцев (крестоносцев), была разбита, вскope пал и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, рыцари взяли, городок Тесов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, обратились за помощью к прежнему своему защитнику, Александру Невскому. Видя Русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды, вернулся в Новгород и скоро освободил Новгородскую землю от немецких рыцарей. Особенно сильное поражение нанес он им около Пскова, на льду Чудского озера, 5 апреля 1242 года, битва эта известна под названием «Ледовое побоище»...

Слава о подвигах Александра распространилась не только по всей Руси, но и дошла до отдаленного Запада. Несмотря на неудачи крестоносцев в борьбе с русскими, Папа Римский Иннокентий IV не оставил мысли подчинить их себе, только обратился к другим средствам. Видя, что силой не навязать русским католичества, папа отправил к Александру Невскому в Новгород посольство с богатыми дарами и льстивым собственноручным письмом. Во главе этого посольства стояли два хитрейших кардинала (высшие духовные лица в Католической церкви, избиравшие папу)... которые должны были вручить Александру послание от папы с требованием принять ему и всему русскому народу католическую веру, лживо утверждая, что покойный его отец Ярослав обещал это перед смертью его послу...

Прибыв в Новгород в 1251 году, кардиналы в красных мантиях, с блестящей свитой были приняты Александром Невским и митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом на торжественной аудиенции.

Хитрые кардиналы вручили Александру папское послание, стали уговаривать князя выслушать их учение и утвердить католичество, уверяя, что, только отрекшись от православия, он найдет помощь у западных государей и тем спасет себя и свой народ от татар. Возмущенный Александр в ответ на их льстивые речи разорвал послание папы и велел передать ему, что сам знает, какое вероисповедание лучше, и что он ни в чьей помощи не нуждается. Сообщив этот же ответ папе а письме, Александр отправил кардиналов в Рим. Еще не раз поднимались против непокорного русского князя шведы и рыцари. Но и эти новые походы были безуспешны.

Александр Невский пользовался большой любовью на Руси. Глубока была скорбь после его смерти (1263). Церковь причислила князя к лику святых.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Рассмотрите иллюстрации художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем?

2. Что вы знаете об исторических событиях, изображенных на картинах этих художников?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. В рукописях  житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и о храбрости...», «Слово о великом князе...», «Житие блаженного великого князя...».
«Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают учёные, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создаёт его жизнеописание.
Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трёх подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке...
«Повести о житии... Александра Невского» подражали, её цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях. (вернуться)

3. Александр Невский (1220—1263) — русский князь Новгородский, затем Владимирский.(вернуться)

4. Иосиф — герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где фараон, поражённый его мудростью, назначил его вторым царём. (вернуться)

5. Веспасиан — главнокомандующий римскими войсками в Иудейскую войну, когда был взят и разрушен Иерусалим. (вернуться)

6. Андреяш — магистр Ливонского ордена. Орден учреждён в 1237 году для покорения Прибалтики, называвшейся тогда Ливонией. (вернуться)

7. Римской страной назывались все земли католического Запада. (вернуться)

8. Во главе шведского войска стояли князь Биргер и Ульф Фаси. (вернуться)

9. Борис и Глеб — сыновья Владимира Святославича, убитые братом Святополком, прозванным Окаянным. (вернуться)

10. Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. (вернуться)

29. Часы считались от восхода солнца. (вернуться)

12. Ловчий — охотник. (вернуться)

13. Был тогда град Псков взят — Псков был взят ливонскими рыцарями в 1240 году. (вернуться)

14. Моисей — ветхозаветный пророк, Амалик — вождь племени амаликитян, оказавший сопротивление израильтянам на их пути из Египта. (вернуться)

15. Иисус Навий — ветхозаветный пророк и полководец. (вернуться)

16. Море Египетское — часть Средиземного моря, море Варяжское — Балтийское море. (вернуться)

17. Царь в стране Восточной — хан Батый. (вернуться)

18. Моавитяне — библейское племя. Автор повести так называет татарских женщин. (вернуться)

19. Русские должны были платить дань Орде, но они не участвовали в войнах монголо-татар. Требование «воевать вместе» так и не было удовлетворено. (вернуться)

20. Городец — город на Волге. (вернуться)

21. Зеницы — глаза. (вернуться)

 
Павел Корин. "Александр Невский". 1942 год.
Из триптиха «Александр Невский», 1942-1943 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Три части картины Павла Дмитриевича Ко́рина (1892—1967) объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. Это была работа, вызванная к жизни искренним желанием художника послужить Отечеству в час тяжких испытаний.
Центральная часть триптиха, наиболее известная, было написана очень быстро – за три недели. Картина иконописна, тревожна и сурова.
Александр Невский облачен в странные для русского воина XIII века железные доспехи. На голове князя золоченый шлем, весьма похожий на шлем его отца князя Ярослава, потерянный им во время битвы при Липице в 1216 году и дошедший до наших дней. Предметы снаряжения Александра Невского — кольчугу, латы и шлем — Павел Корин писал в Историческом музее, где советовался со специалистами. "Меня иногда спрашивают, почему я заковал в стальные латы своего Александра Невского. Конечно, я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки. Но такой не вышиб бы Биргера из седла", — говорил П. Корин.
В феврале 1944 года при въезде в освобожденный от гитлеровцев, разрушенный Великий Новгород была установлена огромная копия коринского произведения. Решительный и хладнокровный князь Невский будто вновь говорил: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!».
 
Г.И. Семирадский. Александр Невский принимает папских легатов. 1876
Эскиз росписи для Храма Христа спасителя.
ГРМ, Санкт-Петербург
Художник Генрих Семирадский (1843–1902) взял за основу один из многих исторических мифов, связанных с князем Александром Невским.
Когда к Александру Ярославичу приехали послы от римского папы, он решительно продемонстрировал верность историческому выбору князя Владимира Святого, верность греческому православию. Этот сюжет воспринимали как подтверждение выбора веры — ключевое деяние святого князя.
 
 
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz