1. "Предчувствую Тебя ... "
– впервые опубликовано: журнал "Новый путь". 1903. № 23. С. 48, без эпиграфа, с делением на три четверостишия, в цикле "Из посвящений".
Как одно из важнейших для Блока было отправлено матерью поэта ее двоюродной сестре О. М. Соловьевой. Та послала стихотворение
поэтессе З. Н. Гиппиус, которой стихи Блока не понравились (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 176). Тем не менее именно этим стихотворением открывалась в журнале
Мережковских "Новый путь" первая публикация стихов Блока. "Предчувствую Тебя ... " – первое произведение в сборнике ранних автографов Блока, принадлежавшем семье
Соловьевых.
Стихотворение было воспринято московскими читателями Блока, а позже и критикой, как своеобразный манифест "младших" символистов. А. Белый процитировал в своей
статье две строки стихотворения как программного еще до его публикации ("Предчувствую Тебя. Года проходят мимо ... " и "Весь горизонт в огне и близко появленье ..."
- Андрей Белый. Певица// Мир искусства. 1902. М 11. С. 303) и поставил слова "Предчувствую Тебя" эпиграфом к статье" Апокалипсис в русской поэзии" (Весы.
1905. № 24.). (
вернуться)
2. Эпиграф из стихотворения В. С. Соловьева "Зачем слова? В безбрежности
лазурной...", 1892; слова эпиграфа повторены в тексте стихотворения, где они выделены курсивом.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский философ, публицист и лирический поэт, мистик, оказавший глубокое влияние на младших русских символистов.
(
вернуться)
3. ... Всё в облике одном предчувствую Тебя. – мифопоэтическая философия Вл. Соловьева
утверждала вечность, "неподвижность" и неизменность духовной сущности бытия. (
вернуться)
4. ... Но страшно мне: изменишь облик Ты ... – предчувствие "изменения облика" "героини"
(превращения "небесного" в момент его земного воплощения в "демоническое") Блок в дневнике 1918 г. (запись 30(17) августа) назвал "необыкновенно важным". В статье
"О современном состоянии русского символизма" (1910) Блок связывает мотив с переходом к следующему периоду творчества – "антитезе" (скептическому отрицанию
мистического идеала), но говорит, что "изменение облика" предчувствовалось уже в самом начале "тезы" (СС-8. С. 428). Мотив связан с ощущением земного бытия
как изменчивого и "неверного". (
вернуться)