главная  | М.В.Ломоносов | В.А.Жуковский | А.С.Грибоедов | А.С.Пушкин | М.Ю.Лермонтов | Н.В.Гоголь | А.Н.Островский | Ф.М.Достоевский | И.С.Тургенев | А.И.Герцен | Л.Н.Толстой | И.А.Гончаров | А.П.Чехов | А.М.Горький | А.А.Блок  | А.А.Ахматова | А.Т.Твардовский

К.А.Сомов. Портрет А.А.Блока, 1907 г.

      Современники Блока оставили самые противоречивые воспоминания об образе поэта. Портреты Блока, которые предстают перед нами, отличаются несходством образов. Но есть все-таки в этих воспоминаниях нечто общее, что их роднит. Это общее впечатление странности и сложности души поэта.
Константин Андреевич Сомов* был оформителем и иллюстратором журнала "Мир искусства", иллюстрировал повести Н.В. Гоголя, поэму А.С. Пушкина "Граф Нулин". Блестящий рисовальщик, Сомов постоянно обращался к карандашному и акварельному портрету, возрождая традицию французского карандашного портрета XVII века.
      В 1905 году Сомов сблизился с литературным кругом символистов и стал частым посетителем салона Л. Зиновьевой-Аннибал, супруги поэта Вяч. Иванова. Художник сотрудничал с журналом "Золотое руно" и по заказу журнала создал серию портретов писателей и поэтов символизма.
      Портрет А.А. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. В отличие от портрета Е.М. Мартыновой ("Дама в голубом"), изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Напротив, он пугающе точен в своей психологической характеристике и натурной убедительности, как и удивителен виртуозной техникой. Ровный, холодный свет направлен прямо на лицо поэта, освещая его красивые, но неподвижные черты, в которых таится усталость и душевная надломленность. Художник не проявляет личного чувства к своей модели, с холодной проницательностью он создает драматический образ современника.
      Облик Блока на портрете художника Сомова открывает его "надмирность", отделенность от сущего. Он осенен поэзией и испепелен страстями, властен и холоден. Как из бронзы высеченное неподвижное лицо, окруженное нимбом волос, живые губы и нездешние, ледяные глаза. Это голова бога, стыдящегося грязи вокруг себя. В том, что это не субъективное отношение художника к Блоку, убеждают воспоминания Ю.П.Анненкова, создателя лучших иллюстраций к поэме "Двенадцать": "Навстречу нам вышел хорошо известный сомовский рисунок: высокого роста, стройный. Блок был одет в темно-коричневую художественную блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлиненное, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб".
Лит.: Эрнст С. Р. К. А. Сомов. – СПб., 1918; Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. – М., 1979; Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. – М., 1980.

Колокольцев Е.Н. "...Неразлучимы в России живопись, музыка, проза,
поэзия..."//Литература в школе–1990, №3. – с.88.
      Возвращаясь памятью к началу века, Б.Пастернак подчеркивал: "Зрелищное понимание биографии было свойственно моему времени". В этом "зрелищном понимании биографии" портрет занимал особое место. В те годы, когда искусство воспринималось в отражении поэзии, а поэзия внушалась искусством, портрет являлся своеобразным двойником, с которым обращались как с поэтическим образом ("Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе"). В своем стихотворении "К портрету Блока"* И.Анненский обращался одновременно и к поэту, и к его изображению.
      Портрет работы художника К.А.Сомова современники соединяли с тем "автопортретом", который можно было составить по стихам А. Блока. Портрет представляет собой карандашный рисунок, чуть тронутый гуашью и белилами. В течение нескольких сеансов художник не просто писал портрет, но и воплощал свое представление об авторе "Стихов о Прекрасной Даме", "Снежной маски", "Незнакомки". В продолговатом лице А. Блока, окаймленном шапкой густых вьющихся волос, художник умело передает холодный, "зимний" взгляд серо-голубых глаз, подчеркивает розоватость полуоткрытых губ, чуть обозначает белилами вертикальную складку, перерезающую гладкий лоб. Лаконичными изобразительными средствами художник воссоздает и присущую А. Блоку "восковую недвижность черт", которую упоминали современники, и тот "взгляд бесцветный очей божественно пустых", о котором писал Вячеслав Иванов в стихотворении, посвященном поэту. Портрет заставляет вспомнить и краткую характеристику внешности А. Блока, данную М. Горьким: "Строгое лицо и голова флорентийца эпохи Возрождения".
      Посылая матери фотографию сомовского портрета, А Блок сопровождал его стихами из только что написанной "Клеопатры": "Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз…" Первое время портрет нравился поэту, но тяготил его. Спустя четыре года А. Блок высказывался о портрете весьма определенно: "Портрет Сомова нисколько не похож на меня, и я не хочу его подписывать". Но выйти из портретной рамы А. Блоку не удалось: современники, мемуаристы и биографы поэта поневоле связывали личность поэта с портретом художника К. Сомова.
 
*Сомов Константин Андреевич (1869, СПб. – 1939), живописец и график. Сын А. И. Сомова. Учился в АХ (1888-97), преподавал там же, академик с 1914. Представитель петербургского модерна, один из основателей журнала и объединения "Мир искусства". В 1903-10 член Союза русских художников. Автор островыразительных живописных и графических портретов А. П. Остроумовой (1901, ГРМ), "Дама в голубом платье" (портрет Е. М. Мартыновой, 1897-1900), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909, все – в ГТГ) и др. Рисовал для журналов "Мир искусства", "Художественные сокровища России" и "Золотое руно", оформлял книги петербургских поэтов-символистов: "Лирические поэмы" Блока (1908), "Cor Ardens" Вяч. И. Иванова (1911) и др.; исполнил иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Граф Нулин" (1899), повестям Н. В. Гоголя "Невский проспект" и "Портрет" (1901). Создавал статуэтки для Императорского фарфорового завода (1905-06). Преподавал в художественной школе Е.Н. Званцевой (1915-18). Жил на Екатерингофском просп. (ныне просп. Римского-Корсакова), 97. В 1923 выехал за границу, с 1925 жил в Париже. Работы последних лет: портрет С. В. Рахманинова (1925), иллюстрации к книге "Дафнис и Хлоя" (1930), серия акварелей, посвященных русскому балету.

 
* И.Анненский
К ПОРТРЕТУ А. А. БЛОКА
Под беломраморным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
Стихи его горят – на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстраданных слез.


О Блоке на этом сайте

Портреты Блока

Блок А.А. Основные даты жизни и творчества

Блок А.А. Автобиография

Тема России в лирике Блока

А.А.Блок. Стихотворение "Шаги Командора"

Иллюстрации И.Глазунова к лирике А.Блока

А.А.Блок. Стихотворение "Незнакомка"

А.А.Блок. Поэма "Двенадцать"

Иллюстрации Ю.Анненкова к поэме А.Блока "Двенадцать"

Письмо А.Блока художнику Ю.Анненкову об эскизах рисунков к поэме "Двенадцать"

"Балаганчик" А.Блока в театре на Офицерской

Блок А.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz