1. Алексеева Ю. М. "В них сквозит много близкого и родного автору...": Симбирские прототипы И. А. Гончарова / Ю. М. Алексеева // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 15–17. (Биографические сведения о И. А. Гончарове. Симбирский период. О прототипах героев его произведений – жителях Симбирска. Символизм их образов)
2. Гаричева Е. А. Обломов и Ольга. Х класс / Е. А. Гаричева // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 23–25. (Урок литературы в 10 классе. Анализ образов Обломова и Ольги)
3. Голышева Г. Э. О пользе перечитывания классики: анализ эпизода "Сон Обломова". Х класс / Г. Э. Голышева // Литература в школе. – 2006. – N 8. – С. 29–31. (Методические рекомендации по проведению двух уроков литературы по роману И. А. Гончарова "Обломов". Литературный анализ эпизода романа "Сон Обломова")
4. Грачева И. В. Роман И. А. Гончарова "Обломов" и русская классика / И. В. Грачева // Литература в школе. – 2009. – N 1. – С. 18–20. (Гоголевские мотивы в романе И. А. Гончарова "Обломов". Литературные параллели между гончаровским Обломовым и гоголевским Тентетниковым, Маниловым и Чичиковым)
5. Грачева Е. В. Портрет творца "Обломова" / Е. В. Грачева // Литература в школе. – 2012. – N 11. – С. 2–14. (История создания портрета И. А. Гончарова, предназначавшегося для Третьяковской галереи, а также история личных взаимоотношений писателя и художника И. Н. Крамского)
6. Гуськов С. Н. Любимое дитя Гончарова: Книга очерков "Фрегат "Паллада" / С. Н. Гуськов // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 9–14. (История написания книги путешествий "Фрегат "Паллада" И. А. Гончаровым. История экспедиции. Литературный анализ книги)
7. Ермолаева Н. Л. Роман И. А. Гончарова "Обломов" на уроках литературы: X класс / Н. Л. Ермолаева // Литература в школе. – 2009. – N 1. – С. 29–33. (Темы "Кто такой Обломов?", "Обломов и Штольц" и "Обломов и Ольга Ильинская" для уроков литературы в 10 классе)
8. Ермолаева Н. Л. Роман И. А. Гончарова "Обломов" на уроках литературы: X класс / Н. Л. Ермолаева // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С. 26–30. (Темы "Обломов на Выборгской стороне" и "Судьбы героев романа, его идейные итоги" для уроков литературы в 10 классе)
9. Ермолаева Н. Л. И. А. Гончаров для юного читателя / Н. Л. Ермолаева // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 16–19. (Морская тема в очерке И. А. Гончарова "Два случая из морской жизни". Из истории создания очерка)
10. Ермолаева Н. Л. Объяснение в любви в романе И. А. Гончарова "Обломов": анализ эпизода в эпическом произведении / Н. Л. Ермолаева // Литература в школе. – 2006. – N 8. – С. 19–23. (Анализ двух фрагментов из романа "Обломов": сцена объяснения Ольги Ильинской с Ильей Ильичем Обломовым и сцена объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны. Анализ этих эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа)
11. Казакова С. К. Окно как фон портрета в трилогии И. А. Гончарова / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 14–17. (Окно – один из часто встречающихся изобразительных мотивов в трилогии Гончарова "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв". Использование автором этого мотива для характеристики действующих лиц)
12. Макаричева Н. А. "Тут, брат, этакое перинное начало лежит.": от Агафьи Пшеницыной И. А. Гончарова к Праковье Зарницыной Ф. М. Достоевского /
Н. А. Макаричева // Литература в школе. – 2018. – N 7. – С. 15–17. (В статье рассматривается образ «традиционной» женщины в произведениях Пушкина, Чехова, Достоевского и Гончарова. Особое внимание уделяется второстепенному персонажу в «Преступлении и наказании» - Пашеньке как «наследнице» Агафьи Пшеницыной из романа «Обломов». Рассматривается связь этих женских образов с древними мифологическими представлениями о женском начале и роли женщин в мире)
13. Маркова Л. И. Три "некуда идти" в романе И. А. Гончарова "Обломов" /
Л. И. Маркова // Литература в школе. – 2011. – N 5. – С. 16–18. (Значение фразы "некуда идти" у трех главных персонажей романа "Обломов"
– Андрея Штольца, Ольги Ильинской и Ильи Обломова)
14. Мельник В. Безволен ли Илья Обломов? Проблема воли в романах Гончарова / В. Мельник // Литература
в школе. – 2018. – N 2. – С. 2–5. (В центре внимания автора вопрос, как сам И.А.Гончаров рассматривает проблему воли в романе «Обломов» и в других своих романах)
15. Мельник В. Пушкинские мотивы в романе И. А. Гончарова "Обрыв" / В. Мельник // Литература
в школе. – 2008. – N 9. – С. 18–20. (Пушкинские реминисценции в женских образах романа "Обрыв": Вера, Марфинька, Марина)
16. Морар В. А., Соловьев Е. Мотив античности в романе И. А. Гончарова "Обломов" / В. А. Морар, Е. Соловьев // Литература в школе. – 2012. – N 11. – С. 9–11. (Влияние на формирование характера, взглядов на жизнь, идеалов Обломова культуры Античности. Сравнение мировосприятия Ильи Ильича и его современников дает возможность по-новому понять причины трагедии главного героя романа И.А. Гончарова)
17. Недзвецкий В. А. О чем тоскует Ольга Ильинская в "крымской" главе романа "Обломов"? / В. А. Недзвецкий // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 7–12. (Анализ возможных причин "тоски" Ольги Ильинской, описанной в восьмой главе четвертой части романа "Обломов". Интерпретация темы семьи в романе. Связь образа Ольги с образами и мотивами других произведений русской и зарубежной литературы)
18. Нещерет Н. В. Урок обучающего сочинения по роману И. А. Гончарова "Обломов": Х класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2009. – N 1. – С. 34–36. (Урок обучающего сочинения на литературную тему "Психологизм в романе И. А. Гончарова "Обломов")
19. Пырков И. В. Письма Обломова / И. В. Пырков // Литература в школе. – 2012. – N 11. – С. 5–8. (Интерпретация центрального гончаровского образа-архетипа через феномен письма, не только имеющий в романе сюжетостроительное значение, но и проецирующий нравственные вопросы, поднимаемые автором, на ход романного действия в целом. "Сон Обломова", который автор называл "увертюрой ко всему роману", в переносном смысле тоже можно назвать письмом, посланием, которое герой получает из былого)
20. Рогалев А. Ф. Имена собственные в романах И. А. Гончарова / А. Ф. Рогалев // Литература в школе. – 2004. – N 3. – С. 20–23. (О роли имен собственных при создании литературно-художественного текста: Александр Адуев в "Обыкновенной истории", Илья Обломов в "Обломове", Марфинька и Татьяна Марковна Бережкова в "Обрыве" и другие персонажи)
21. Сопко С. П. "Сюда стянулись нити всей его жизни...": Школьники в литературном музее И. А. Гончарова/ С. П. Сопко // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 39–40. (О литературном музее И. А. Гончарова в Ульяновске, охватывающем симбирский период жизни писателя)
22. Тарковская Н. А. К изучению романа И. А. Гончарова "Обрыв": Х класс / Н. А. Тарковская // Литература в школе. – 2006. – N 3. – С. 24–29. (Материал для проведения урока-семинара по литературе в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обрыв". Из истории создания романа, литературный анализ и сопоставление образов Райского и бабушки, Веры и Марфеньки, Волохова и Тушина)
23. Уртминцева М. Г. Портретная живопись в романе И. А. Гончарова "Обломов"
/ М. Г. Уртминцева // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 19–22. (Механизм портретной характеристики героев в творчестве И. А. Гончарова на примере
литературного анализа романа "Обломов". О пейзажных мотивах в прозе писателя)
24. Целкова Л.Н. Роман И. А. Гончарова "Обломов" – роман о любви? О полемике в прижизненной критике писателя
/ Л. Н. Целкова // Литература в школе. – 2017. – N 8. – С. 12–16. (Автор рассматривает роман И.А.Гончарова «Обломов» как роман нравственно-философский и видит центральной проблемой его проблему любви и взаимоотношений главных героев. Привлекаются полемические статьи прижизненных критиков Гончарова: Н.А.Добролюбова, А.В.Дружинина, А.Григорьева, Д.И.Писарева, П.В.Анненкова, а также труды современных известных исследователей творчества И.А.Гончарова) |