В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города[2].
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине[3].
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число[4].
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
1919
ПРИМЕЧАНИЯ
1. «Слово» – дат.: до 31 августа 1919 – по датировке альбома 1919 г.
Расположение стихотворения соответствует архитектонике Альбома 1919.
Стихотворение приводилось и приводится как образец высокого поэтического мастерства Гумилева: «Четкость слов создает местами афоризмы, не ходульные, а настоящие
благородные афоризмы: <цит. ст. 19-20> (Лунц Л. Цex поэтов // Книжный угол. 1922. № 8. С. 53). (вернуться)
2. Солнце останавливали словом, Словом разрушали города... – имеются в виду эпизоды из успешного завоевания
израильтянами «земли обетованной», южного Ханаана, когда по воле Бога на время решающей битвы с аморрейскими царями было остановлено солнце (Нав. 10, 12-14), а
также от возгласа и трубных звуков были разрушены стены оборонявшегося от израильтян города Иерихона (Нав. 6, 1-20). (вернуться)
3. И орел не взмахивал крылами,.. Слово проплывало в вышине. – «Первая строка, должно быть, еще относится к
контексту Ветхого Завета – она сильно напоминает одно из мест в книге Исайи, в котором сказано: "Никто не пошевелил крылом" (Ис. 10, 17) (имеется в виду: "от
страха перед Богом"). В данном случае орла следует считать символом высшей человеческой власти или творческой способности – напомним распространенное
употребление эмблемы орла в связи с государством или поэтом. Однако, остальную часть строфы уже нельзя сводить к ветхозаветному контексту: ни одушевление звезды,
ни "розовое пламя" не встречаются в Библии. Главным источником этих образов, на наш взгляд, является стоическая традиция логоцентризма с характерным для него
понятием Логоса как художественно-творческого огня, пронизывающего и оживляющего вселенную. Более понятным в этом окружении становится и глагол "проплывать",
особенно если мы учитываем то учение стоиков, по которому божественный Логос проносится ветром» (Эwельман Р. Гумилевское «Слово» и мистицизм // Русская мысль. 1986.
29 августа № 3636). С. 9). (вернуться)
4. ...Тростью на песке чертил число. – образ «седого патриарха», молча «чертящего число», вероятно, восходит
к образу Пифагора – величайшего математика и философа античности, который подвергал своих ученbков испытанию молчанием. (вернуться)
|
|
|
Н.Гумилев – гимназист старших классов |
|
|
|