| Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии,   неутомимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться   не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически   отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:
 Какая польза тем, что в старости глубокой
 И в тьме бесславия кончают долгий век!
 Добротами всходить на верх хвалы высокой
 И славно умереть родился человек.
 
 Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к   его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой   деятельности.
 
 Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей   жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря.   Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины   суровой полярной природы, дали превосходное знание сказок, былин, пословиц с   их живым народным языком. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике   физическую силу и выносливость. Чувства независимости, личного достоинства,   свойственные обитателям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили   драгоценнейшую черту его характера.
 
 У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать   учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл   "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел   продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он   добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в   тогдашнюю школу – Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по   школе – "малых ребят" – над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине   учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают   Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и   трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
 
 
 
 Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ   направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых,   которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели", выбор   падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для   освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию,   иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли.   В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.
 
 В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на   противодействие засевших в академии немецких администраторов – "неприятелей   наук российских", ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и   литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки,   Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего   теперь его имя.
 
 Сам Ломоносов был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что   Ломоносов "все испытал и все проник", имел право называть его "первым нашим   университетом". Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых   различных областях знания – химии, физике, астрономии.
 
 Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей   протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка,   литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало   чуждое природе русского языка и народнопоэтическому творчеству силлабическое   стихосложение (от греческого слова, означающего "слог"). От стихотворца   требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и   ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности,   музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и   ученый-филолог (филология – наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он   обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и   стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.
 
 Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от   греческого слова тонус, означающего "ударение"). Однако преобразование   Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных)   стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей,   складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот,   чередованием сначала безударного, затем ударного слогов.
 
 Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского   стихосложения.
 
 Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым   новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды   стиха. Точно также он считал возможным употреблять наряду с двусложными и   трехсложные стихотворные размеры: дактиль,  амфибрахий,  анапест.
 
 Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и   энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова,   воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин.   Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное   стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху   в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные,   ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром   Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые   богатства родной страны, славил героический характер русского человека.
 
 Свою "возлюбленную мать" – родину Ломоносов олицетворяет в облике державной   владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а   ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов   в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который   обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир –   "возлюбленную тишину". Поэт страстно призывает к разработке природных богатств   родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.
 
 
 
 
 Одно из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова – слово наука. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из   поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках,   которые "юношей питают" и "отраду старцам подают". В одной из од поэт   перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение   для развития страны, умножения ее силы, богатств:
 
 В земное недро ты, Химия,
 Проникни взора остротой
 И, что содержит в нем Россия,
 Драги сокровища открой...
 
 Наука легких метеоров,
 Премены неба предвещай
 И бурный шум воздушных споров
 Чрез верны знаки предъявляй:
 
 Чтоб ратай мог избрати время,
 Когда земле поверить семя
 И дать когда покой браздам,
 И чтобы, не боясь погоды,
 
 С богатством дальны шли народы
 К Елисаветиным брегам.
 
 Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись   его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила   вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное   послание Ломоносова "О пользе стекла".
 
 С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса,   противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе,   раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт   описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему   человеческому взору:
 
 Тогда б со всех открылся стран
 Горящий вечно Океан.
 Там огненны валы стремятся
 И не находят берегов,
 
 Там вихри пламенны крутятся,
 Борющись множество веков;
 Там камни, как вода, кипят,
 Горящи там дожди шумят.
 
 "Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной вселенной видит поэт,   вглядываясь в усыпанное звездами небо:
 
 Открылась бездна звезд полна;
 Звездам числа нет, бездне – дна...
 
 Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в   русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности   не были широко использованы. Литературным языком еще оставался средневековый,   церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и   разговорная речь, были засорены чрезмерно большим количеством иностранных   слов.
 
 Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и   самостоятельность национального русского языка – на это и были направлены усилия   Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.
 
 Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно   ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов,   Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем   группам – "штилям", прикрепив к каждому из них определенные литературные виды   (жанры).
 
 Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем   исключил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам   вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых   высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей   торжественности, приподнятости отделявшихся от простой, обыденной речи.   Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, –  драматические произведения, сатиры – должны были писаться "средним штилем" –   языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для "описания   обыкновенных дел", сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий   следовало применять "низкий штиль", в котором могут употребляться и   простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова –   варваризмы.
 
 Разделение литературного языка на "три штиля", резко отграниченные друг от   друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять   писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал   Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы   открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую   Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.
 
 Литературная деятельность гениального поэта-ученого – его поэтическое   творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое   значение для развития русской литературы. Недаром "Петром Великим русской   литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.
 |