Урок 14. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. Урок внеклассного чтения
Урок 15. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...»
УРОК 14
М. В. ЛОМОНОСОВ — УЧЁНЫЙ, ПОЭТ,
ХУДОЖНИК, ГРАЖДАНИН.
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Основное содержание урока
Краткий рассказ о жизни и творчестве М. В. Ломоносова (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности).
Основные виды деятельности учащихся.
Основные виды деятельности учащихся. Выразительное чтение статей учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения».
Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Обсуждение иллюстративного
материала к коллективному проекту. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Пересказ фрагментов публицистического и
научно-популярного текстов.
Самостоятельная работа. Поиск сведений о М. В. Ломоносове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
(под руководством учителя). Составление плана рассказа о М. В. Ломоносове и краткого письменного сообщения по этому плану.
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов — великий россиянин».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о жизни и творчестве М. В. Ломоносова
(детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности)
Рассказ учителя о личности и судьбе М. В. Ломоносова в сопровождении сделанной учителем учебной презентации.
II. Выразительное чтение статей учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения»
(см. статьи ниже):
III. Сообщения учащихся о найденных ими материалах о Ломоносове.
Обсуждение и отбор этих материалов для включения в коллективный учебный проект — электронный альбом «М. В. Ломоносов — великий россиянин».
Г р у п п а 1.
Страницы биографии учёного и поэта (пересказ 2—3 интересных фактов из жизни Ломоносова с использованием
найденных публицистических и научно-популярных текстов).
Ломоносов — учёный, поэт, художник-мозаичист, автор мозаичного портрета Петра I.
Г р у п п а 2.
Экскурсия по галерее портретов Ломоносова и его окружения.
Г р у п п а 3.
Экскурсия по местам, связанным с именем Ломоносова (Архангельская губерния, Москва, Германия).
Памятники Ломоносову (см. материал ниже).
Г р у п п а 4.
М. В. Ломоносов — создатель Московского университета.
Обобщающая беседа о Ломоносове:
Почему наши соотечественники называют М. В. Ломоносова великим россиянином?
Какие черты его характера вызывают восхищение?
Какие факты биографии учёного и поэта особенно интересны?
Какие научные и художественные открытия Ломоносова являются гордостью россиян?
Домашнее задание
Составить план рассказа о М. В. Ломоносове и краткое письменное сообщение по этому плану.
Групповое задание.
Отобрать электронные материалы, предъявленные на уроке, и создать электронный альбом «М. В. Ломоносов — великий россиянин».
УРОК 15
М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА
АСТРОНОМА В ПИРУ...»
Основное содержание урока.
Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы:
эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления).
Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов
и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные
ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и
жанры литературы». Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Практические работы. Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы».
I. Изложение научных истин в поэтической форме
Обучение выразительному чтению и обсуждение стихотворения М. В. Ломоносова
«Случились вместе два Астронома в пиру...» (см. текст ниже):
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
2. Краткое сообщение учителя о научных открытиях Коперника и Птолемея (см. текст ниже):
II. Составление лексических и историко-культурных комментариев:
ТАБЛИЦА
Составление лексических и историко-культурных комментариев |
Лексические комментарии |
Историко-культурные комментарии |
в жару
слыть
о сём сомненье
очаг
жаркое |
случиться
Астроном
весьма
Коперник
Птолемей |
III. Ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
IV. Понятие о юморе.
Юмор стихотворения и его нравоучительный характер
Обсуждение стихотворения:
Вспомните, что такое юмор. Докажите, что стихотворение носит юмористический характер.
Могли ли на самом деле встретиться Коперник и Птолемей?
С какой целью поэт придумывает эту ситуацию?
Почему спор учёных разрешил повар?
Докажите, что в стихотворении заключено нравоучение.
V. Обучение выразительному чтению:
Найдите в стихотворении слова, которые нужно выделить логическими ударениями.
Изучите в тексте знаки препинания и расставьте смысловые и ритмические паузы.
Определите варианты интонационного повышения/понижения голоса в конце стихотворных строк.
Обратите внимание на вопросительные интонации.
Попробуйте читать стихотворение вслух по частям, соблюдая расставленные вами логические ударения, паузы, интонационные решения.
Выполните задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно».
Обсудите выразительное чтение стихотворения вашими одноклассниками.
VI. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме.
Жанры литературы (начальные представления)
Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы» (см. текст ниже):
С какими родами литературы вы познакомились?
Чем отличаются эпические, лирические и драматические произведения?
Что такое жанры литературы? Назовите наиболее известные эпические, лирические и драматические жанры.
Познакомьтесь со статьями «Роды литературы» и «Жанры литературы» в «Словаре литературоведческих терминов».
Заполните таблицу «Роды и жанры литературы»:
ТАБЛИЦА
Роды и жанры литературы |
Роды литературы |
Эпос |
Лирика |
Драма |
Жанры литературы |
|
|
|
Ответьте на вопросы учебника и выполните задания из раздела «Проверьте себя».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Вспомнить басни, изученные в начальной школе.
Индивидуальные задания.
Подготовить выразительное чтение басен разных баснописцев (по выбору учителя).
Групповое задание.
Найти в Интернете с помощью родителей сведения о баснописцах:
Эзопе, Лафонтене, А. П. Сумарокове, И. И. Дмитриеве — по группам
(текст 1—2 басен по рекомендации учителя, 1—2 интересных факта биографии из публицистических источников, 1—2 портрета, 1—2 иллюстрации к басням);
принести эту электронную информацию на урок (информацию можно принести и на бумажных носителях).
Следующие уроки: Урок 16. Жанр басни в мировой литературе >>>
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
1711-1765
Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства.
Н. М. Карамзин
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии в семье государственного крестьянина. В декабре 1730 года без ведома отца он ушёл в
Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. После её окончания в числе лучших учеников был послан в Германию для изучения механики, физики, химии.
В 1745 году становится профессором химии. Позднее его научные открытия следуют одно за другим. По глубокому и верному замечанию А. С. Пушкина, Ломоносов был
«первым нашим университетом». Он является автором стихотворений и од. Писал Ломоносов и стихотворения о научных открытиях, спорах. Одно из таких стихотворений
— «Случились вместе два Астронома в пиру...».
ЛОМОНОСОВ: СПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ
Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Круг научных открытий учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание,
астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги на почве
народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет.
Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
М. В. Ломоносов
«Случились вместе два Астронома в пиру...»
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник(1) был, другой слыл Птолемей(2).
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
1. Коперник (1473—1543) — польский астроном, объяснил видимые движения небесных тел, обращение планет и Земли вокруг Солнца.
2. Птолемей (ок. 90 — ок. 160) — древнегреческий астроном, разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
Подготовьте выразительное чтение текста стихотворения, постарайтесь при чтении диалога передать характеры персонажей.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РОДЫ И ЖАНРЫ
ЛИТЕРАТУРЫ
Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной
литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.
Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.
Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.
Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.
Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.
Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические
произведения — романы; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.
В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах...
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Произведения каких жанров вы читали? Назовите их. К каким родам литературы они относятся?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
(1473—1543)
Польский астроном Николай Коперник родился в Торуне, Польша, 19 февраля 1473. Он хорошо изучался в разных областях и, как известно, говорил на нескольких языках.
Отец Коперника умер, когда ему было десять, но его дядя обеспечил ему хорошее образование. Коперник посетил Краковскую академию, а затем отправился в Италию в
1496 году, чтобы получить диплом по религиозному праву.
Коперник написал Commentariolus , который переводится как «небольшой комментарий», до 1514 года. В этой 40-страничной книге он изложил свои идеи о структуре
и природе Вселенной. В это время люди верили в геоцентрическую модель: Земля находилась в центре Вселенной и всех других небесных тел, таких как планеты, звезды,
луны и Солнце, вращавшиеся вокруг Земли. В этой работе Коперник выдвинул свои идеи о том, что это было неверно и что Солнце находилось в (или вблизи) центра
Вселенной. Он также предположил, что расстояние между Землей и Солнцем намного меньше расстояния между Землей и другими звездами. Он также считал, что звезды
статичны и не двигаются, и что их кажущееся движение связано с движением Земли.
Эту теорию строения Вселенной позже подтвердили наблюдения Галилея Галилея. Галилей наблюдал четыре луны Юпитера и отмечал, что они вращаются вокруг планеты,
и поэтому не каждый объект вращается вокруг Земли.
Коперник умер 24 мая 1543. Во время раскопок в польском кафедральном соборе Фромборка в 2005 году были найдены останки Коперника.
КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ
(др.-греч. Κλαύδιος Πτολεμαῖος, лат. Claudius Ptolemaeus, ок. 100 — ок. 170) — позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик
музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно — в период 127—151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.
Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание
астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени.
Оставил глубокий след и в других областях знания — в оптике, географии, математике, а также в астрологии.
В "Альмагесте" Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона, сформулировав (если не передав разработанную Гиппархом) весьма
сложную геоцентрическую модель мира. При создании данной системы он проявил себя как умелый механик, поскольку сумел представить неравномерные движения
небесных светил (с попятными движениями планет) в виде комбинации нескольких равномерных движений по окружностям (эпициклы, деференты, экванты). Американский
историк науки М. Клайн отмечал: «Непреходящее значение теории Птолемея состоит в том, что она убедительно продемонстрировала мощь математики в рациональном
осмыслении сложных и даже таинственных физических явлений».
"Альмагест" также содержал каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей
мог видеть, находясь в Александрии.
Система Птолемея была практически общепринятой в западном и арабском мире — до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.
(вернуться к уроку)
|