Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
Война и мир *
Роман-эпопея
Том 2. Часть 5.
Глава I
Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо
он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно было ему то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования,
которой он предался с таким жаром,— после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича[1], о которой он получил известие
почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женою, пользовавшеюся теперь милостями
одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг
с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник[2], избегал общества
братьев[3], стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми
компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер, почувствовав, что она была
права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал — проехав по городу
— эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, увидал эту площадь Кремлевскую с незаезженным снегом, этих извозчиков, эти
лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша, доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь,
московские балы и московский Английский клуб,— он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно,
как в старом халате.
Московское общество все, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, приняло Пьера.
Для московского света Пьер был самым милым, добрым, умным, веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином.
Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех.
Бенефисы[4], дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги — никто и ничто не
получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы все роздал. В клубе не было ни обеда,
ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки.
Где ссорились, он — одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой — мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.
Когда после холостого ужина он с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодежью
раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцевал, если недоставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили
его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина. «Il est charmant, il n’a pas de sexe»[5],—
говорили про него.
Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером[6], каких были сотни.
Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из-за границы, кто-нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и
выдумывать, что его колея давно пробита и определена предвечно и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить
этому. Разве не он всей душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве
не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал
школы, больницы и отпускал крестьян на волю?
А вместо всего этого — вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство,
член московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной
московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад.
Иногда он утешал себя мыслью, что это только так, покамест он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей
входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили из нее без одного зуба и волоса.
В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде,
что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь все не доволен, все мне хочется сделать что-то для человечества, —
говорил он себе в минуты гордости.— А может быть, и все те мои товарищи, точно так же как и я, бились, искали какой-то новой, своей дороги в жизни и, так же
как и я, силой обстановки, общества, природы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я»,— говорил он себе
в минуты скромности, и, поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь
и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная
вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил
в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире,— думал Пьер,— представляется людям верхом ума и
утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом —
император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги[7]. Испанцы воссылают мольбы богу через католическое духовенство
в благодарность за то, что они победили 14-го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14-го июня
победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы для бедных
и интригуют Астрея против Ищущих Манны[8] и хлопочут о настоящем шотландском ковре[9] и
об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему
— закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона
любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней,
как будто что-то новое, всякий раз изумляла его. «Я понимаю эту ложь и путаницу,— думал он,— но как мне рассказать им все, что я понимаю? Я пробовал и
всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее. Стало быть, так надо! Но мне-то, мне куда деваться?»
— думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей,— способность видеть и верить в возможность добра и правды и слишком ясно
видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда, в глазах его, соединялась со злом и обманом.
Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть
заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во
всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное, читал.
Он читал и читал все, что попадалось под руку, и читал так, что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал — и от чтения
переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину. Пить вино для него
становилось все больше и больше физической и вместе нравственной потребностью. Несмотря на то, что доктора говорили ему, что с его корпуленцией[10]
вино для него опасно, он очень много пил. Ему становилось вполне хорошо только тогда, когда он, сам не замечая как, опрокинув в свой большой рот несколько
стаканов вина, испытывал приятную теплоту в теле, нежность ко всем своим ближним и готовность ума поверхностно отзываться на всякую мысль, не углубляясь
в сущность ее. Только выпив бутылку и две вина, он смутно сознавал, что тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его прежде, не так страшен,
как ему казалось. С шумом в голове, болтая, слушая разговоры или читая после обеда и ужина, он беспрестанно видел этот узел, какой-нибудь стороной его.
Но только под влиянием вина он говорил себе: «Это ничего. Это я распутаю — вот у меня и готово объяснение. Но теперь некогда,— я после обдумаю все это!»
Но это после никогда не приходило.
Натощак, поутру, все прежние вопросы представлялись столь же неразрешимыми и страшными, и Пьер торопливо хватался за книгу и радовался, когда кто-нибудь
приходил к нему.
Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно
изыскивают себе занятие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием,
кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. «Нет
ни ничтожного, ни важного, все равно; только бы спастись от нее, как умею! — думал Пьер. — Только бы не видать ее, эту страшную ее».
Глава II
В начале зимы князь Николай Андреич Болконский с дочерью приехали в Москву. По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности, в особенности по
ослаблению на ту пору восторга к царствованию императора Александра I и по тому антифранцузскому и патриотическому направлению, которое царствовало в
то время в Москве, князь Николай Андреич сделался тотчас же предметом особенной почтительности москвичей и центром московской оппозиции правительству.
Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость
к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к
чаю в своей шубке и пудреном парике и начинал, затронутый кем-нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем или еще более отрывистые и резкие суждения
о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо,
дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые
благоговели перед ним, представлял величественно-приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что, кроме этих двух-трех часов, во время которых
они видели хозяев, было еще двадцать два часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших
радостей — бесед с божьими людьми[11] и уединения, которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей
столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он но нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды
и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она выдела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал
от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьине было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих
двух самых близких людях: m-lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна, и она, по некоторым причинам,
стала отдаляться от нее; Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чуждой ей, когда княжна Марья
вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев, сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре
светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся
светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной
улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и
виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, потому что он,
женившись, не знал бы, где проводить свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить,
некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить
к тому отца не только не было исполнено, но дело, напротив, казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так
уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему
племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не
надо позволять себе горячиться, уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить
из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот-вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала торопилась,
горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за ручку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своею злой, дурной натурой,
и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки и утешал ее. Но более, более всего
горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее
все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду — ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель,
— самый жестокий оттого, что он любил и за то мучил себя и ее,— умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем
была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью,— это было его большее сближение с m-lle Bourienne. Пришедшая
ему в первую минуту по получении известия о намерении своего сына мысль-шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, видимо,
понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье), только для того, чтоб ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m-lle Bourienne
и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.
Однажды в Москве, в присутствии княжны Марьи (ей казалось, что отец нарочно при ней это сделал), старый князь поцеловал у m-lle Bourienne руку и, притянув ее
к себе, обнял, лаская. Княжна Марья вспыхнула и выбежала из комнаты. Через несколько минут m-lle Bourienne вошла к княжне Марье, улыбаясь и что-то весело
рассказывая своим приятным голосом. Княжна Марья поспешно отерла слезы, решительными шагами подошла к Bourienne и, видимо, сама того не зная, с гневной
поспешностью и взрывами голоса начала кричать на француженку:
— Это гадко, низко, бесчеловечно пользоваться слабостью... — Она не договорила. — Уйдите вон из моей комнаты, — прокричала она и зарыдала.
На другой день князь ни слова не сказал своей дочери; но она заметила, что за обедом он приказал подавать кушанье, начиная с m-lle Bourienne. В конце обеда,
когда буфетчик, по прежней привычке, опять подал кофе, начиная с княжны, князь вдруг пришел в бешенство, бросил костылем в Филиппа и тотчас же сделал
распоряжение об отдаче его в солдаты...
— Не слышат... два раза сказал!.. не слышат! Она — первый человек в этом доме; она — мой лучший друг, — кричал князь. — И ежели ты позволишь себе, — закричал
он в гневе, в первый раз обращаясь к княжне Марье, — еще раз, как вчера ты осмелилась... забыться перед ней, то я тебе покажу, кто хозяин в доме. Вон!
чтоб я не видал тебя; проси у нее прощенья!
Княжна Марья просила прощенья у Амальи Евгениевны и у отца за себя и за Филиппа-буфетчика, который просил заступы.
В такие минуты в душе княжны Марьи собиралось чувство, похожее на гордость жертвы. И вдруг в такие-то минуты, при ней, этот отец, которого она осуждала,
или искал очки, ощупывая подле них и не видя, или забывал то, что сейчас было, или делал слабевшими ногами неверный шаг и оглядывался, не видал ли кто
его слабости, или, что было хуже всего, он за обедом, когда не было гостей, возбуждавших его, вдруг задремывал, выпуская салфетку, и склонялся над тарелкой
трясущейся головой. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» — думала она с отвращением к самой себе в такие минуты.
|
|
|
|
|
|
Содержание: |
Том 2. Часть 5
(Пьер в Москве; его апатия; он ищет забвения и рассеяния. Приезд старика Болконского с дочерью. Болконский приближает к себе француженку; тяжёлое время для княжны Марьи)
|
|
|
|
Предыдущие главы
из 4-ой части 2-го тома |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет князя М.И. Кутузова-Смоленского работы Р.М.Волкова, 1812-1830 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
* В 1863–1869 гг. был написан роман «Война и мир». В 1863 г. Толстому исполнилось 35 лет.
В наброске предисловия к «Войне и миру» Толстой писал, что в 1856 г. начал писать повесть, «герой которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году… Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с … эпохой 1812 года… Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…» (вернуться) |
1. ...после смерти Иосифа Алексеевича... –
Иосиф Алексеевич Баздеев, с которым Пьер знакомится на станции в Торжке, "один из известнейших масонов и мартинистов еще новиковского времени" (см. о встрече Пьера
с Баздеевым гл. I, часть 2, том 2)
Прототипом И. А. Баздеева, наставника Пьера, исследователи называют О. А. Поздеева, которого московские масоны особенно чтили (Т. И. Полнер. «Война и мир»
Л. Н. Толстого. – В кн.: «Война и мир». Сборник. М., 1912, с. 83). Мартинистами называли масонов, членов масонской ложи, последователей Мартинеса Паскалиса,
основана в XVIII в. «Новиковского времени», то есть времени Н. И. Новикова (1744–1818), выдающегося русского просветителя, писателя-сатирика, журналиста,
книгоиздателя. Новиков был членом масонского ордена, отрицая, однако, мистические искания «братьев», нелепую обрядность масонства; он стремился использовать
масонство для своих просветительских целей. В 1792 г. Новиков был заключен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость на пятнадцать лет
(был освобожден в 1796 г. при Павле I). (вернуться)
2. Дневник Пьера – см. о дневнике Пьера в гл. VII,
ч. 3, том 2.
По наблюдениям А. Е. Грузинского, некоторые записи дневника Пьера близки к изречениям Иоанна Масона, автора книги «О познании самого себя», переведенной
известным русским масоном И. П. Тургеневым. (См.: Л. Н. Толстой. Война и мир, т. II. М. — Л., ГИЗ, 1928, с. 313). (вернуться)
3. ...избегал общества братьев... – общества масонов.
Масонство – или франкмасонство (от франц. franc maçon – вольный каменщик ) – религиозно-этическое течение, возникшее в начале XVIII в. в Англии и затем
распространившееся в других странах. Свое название и многие организационные формы оно заимствовало из средневековых цеховых объединений каменщиков
(отсюда название «вольные каменщики»).
Эти средневековые товарищества подчинялись общему уставу, строго оберегали свои профессиональные тайны, сообща хранили свои инструменты в специальных
помещениях (ложах), служивших также им местом сборов, и т. п. Масонские ложи объединяли преимущественно людей, принадлежавших к привилегированной верхушке
общества; внешней обрядности, мистике, символике масоны уделяли много внимания. Многие подробности этих обрядов описываются в последующих главах. В начале
800-х гг. масонские ложи были широко распространены в России и нередко привлекали к себе дворянскую молодежь, мечтавшую о политической свободе.
Некоторые декабристы вышли из масонских лож. Толстой, внимательно знакомившийся в период работы над «Войной и миром» с деятельностью масонов, еще ранее
в незавершенном романе «Декабристы» (1860) обращался к этой теме, создавая образ Пьера Лабазова. См. главу 2 (том 2, часть 2) о знакомстве Пьера с масоном
Баздеевым в Торжке. (вернуться)
4. Бенефи́сы – (фр. bénéfice — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих
актёров (например, как выражение признания мастерства бенефицианта) или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу
этого человека — за вычетом расходов по спектаклю. (вернуться)
5. «Il est charmant, il n’a pas de sexe» – Он прелестен, он не имеет пола. (вернуться)
6. Камерге́р – (нем. Kammerherr — дворянин комнаты), или камерарий (лат. camerarius) — придворный чин и
придворное звание высокого ранга. Изначально, на заре Средневековья, означал ключника монаршего дворца. Впоследствии камергерский ключ символизировал
привилегированный доступ его обладателя в личные покои монарха. При дворе королевы аналогом служила камеристка.
В ряде государств, включая Российскую империю, высший распорядитель двора именовался обер-камергером.
В России чин камергера был введён Петром I. Этот чин на европейский лад объединял в себе должностные обязанности древних российских чинов стряпчего с
ключом, комнатного стольника и спальника. В ведомости древних российских чинов, представленной в 1721 году Петру I по его повелению, именно два последних
древних чина сопоставлялись с чином действительного камергера. При Петре I чин камергера получили 9 человек, первым 8 (19) марта 1711 года был
пожалован С. Г. Нарышкин.
В первой редакции учреждённой в 1722 году Петром I Табели о рангах придворный чин камергера состоял в 6-м классе, а в 1737 году был перемещён в 4-й класс.
В первой половине XVIII века обязанности камергера не были регламентированы, они в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению
отдельных поручений монарха и обер-камергера.
Александр I указом от 3 (15) апреля 1809 года прекратил присвоение этого чина. Камергеры, не состоящие на военной или гражданской службе, обязаны были
выбрать один из этих двух видов службы или уйти в отставку. В дальнейшем пожалование в камергеры означало лишь присвоение почётного звания («придворного
отличия») на время службы. Лица, пожалованные в камергеры до издания указа, сохраняли этот чин. На момент издания указа в чине камергера состояло 76
человек. (вернуться)
7. ...император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. – Наполеон был женат
(с 1796 г.) на Ж. Богарне, вдове генерала графа А. Богарне. В свое время он использовал этот брак для завоевания признания в великосветском французском
обществе. (Толстой отметил в своем Дневнике 1865 г.: «Брак с Жозефиной — успех в свете», т. 48, с. 60). В 1809 г. Наполеон благожелательно принял
предложение посла императора Франца жениться на австрийской эрцгерцогине Марии-Луизе (1791—1847), дочери императора Франца. Одновременно ходили упорные
слухи о возможном браке Наполеона с одной из сестер Александра I (см. т. 13, с. 671); об этом речь шла еще во время эрфуртской встречи Александра I
с Наполеоном. Получив уклончивый ответ из Петербурга, 1 апреля 1810 г. Наполеон подписал брачный контракт с австрийской эрцгерцогиней. Австрия,
потерпевшая поражение в войне с Наполеоном, входила в связь с наполеоновской династией, с системой государств, престолы которых были заняты
родственниками Наполеона. Сам же Наполеон, по предположению Толстого, преследовал этим браком не столько политические цели, сколько удовлетворял
свое тщеславное желание упрочить свое положение в аристократических кругах европейских государств. Толстой писал о нем: «Сначала односторонность
и beau jeu (благоприятные условия)... потом ощупью — самонадеянность и счастье, а потом сумасшествие — faire entrer dans son lit la fille des Césars...»
(разделить ложе с дочерью цесарей) (т. 48, с. 60). (вернуться)
8. ...интригуют Астрея против Ищущих Манны... – «Астрея» и «Ищущие манны» — названия двух петербургских
масонских лож. В рукописях сохранился эпизод разговора князя Андрея (тоже масона) с Пьером. Последний сообщает ему: «Мы получили из шотландских лож большого
Востока послание, и готовится соединение Ищущих манны с Астреею» (т. 13, с. 680). В завершенном тексте нет уже этого нейтрального тона. Смысл негодующей
фразы Пьера в том, что масоны не стремятся удовлетворить жизненно необходимые потребности людей, а занимаются жалкой благотворительностью, междоусобной
грызней и мелочными заботами. Выражение «ищущие манны» восходит к старой евангельской легенде о «чудесах» Христа, накормившего голодных людей «манной»,
падающей с неба. Подробнее о масонских ложах, упоминаемых Пьером, см. в статье: В. В. Пугачев. К историческому фону «Войны и мира» («Масоны в России в
первой четверти XIX века»). — Л. Н. Толстой. Статьи и материалы. VI, Горький, 1966. (вернуться)
9. ...хлопочут о настоящем шотландском ковре... – каждая масонская ложа имела ковер с символическими
изображениями на нем, и ложи стремились получить их из наиболее уважаемой и старинной масонской организации, так же как и список обрядов и
постановлений ордена (акты). (вернуться)
10. ...с его корпуленцией... – корпуленция (от франц. corpulence) — телосложение со склонностью
к полноте. (вернуться)
11. Божьи люди – странники, юродивые. (вернуться)
|
|
|
Николай Ростов. Иллюстрации А.В.Николаева
к роману Л.Н.Толстого "Война и мир" |
|
|
|
|
|
|
|
|