1. Акимова Н. Н. "Неотразимо, как гроза...": повесть "Ася" в творческой эволюции И. С. Тургенева / Н. Н. Акимова // Литература в школе. – 2007. – N 6. – С. 6–10. (Духовный облик современника, тайны и загадки человеческой психики, тема трагической любви в повести "Ася" И. С. Тургенева)
2. Ануфриева А. М. О стихотворении И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы..." / А. М. Ануфриева // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 61–63. (Мотивы неотвратимого хода времени, смерти, одиночества, памяти, поиска утраченной красоты и гармонии в стихотворении И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы...")
3. Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы / Л. Айзерман // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 25–32. (Судьба романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" в современной школе)
4. Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы / Л. Айзерман // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 26–30. (Судьба романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" в современной школе)
5. Басина А. Е. Светопись в повести И. С. Тургенева "Первая любовь": Х класс / А. Е. Басина // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 26–28. (Нетрадиционный подход к анализу повести Тургенева. Знакомство на уроке с фактами биографии писателя, постижение идейно-художественного своеобразия повести. Использование автором светотени для раскрытия внутреннего мира главного героя)
6. Влащенко В. И. Образ Базарова и позиция автора в романе "Отцы и дети" / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 7–13. (Последовательный анализ романа от первых глав к эпилогу: как меняется главный герой и отношение к нему автора. основные причины трагедии Базарова)
7. Гапоненко П. А. Любовная лирика И. С. Тургенева / П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2012. – N 5. – С. 6–9. (Исследование основных мотивов и образов любовной лирики И.С.Тургенева, нашедших отражение в его прозе. Наследуя традиции Пушкина и Боратынского, поэт воплотил в интимных стихотворениях богатство и многогранность эмоционального мира конкретного человека, его стремление преодолеть дорогие его сердцу иллюзии)
8. Дунаева Г. В. И. С. Тургенев. "Певцы": V класс (III четверть) / Г. В. Дунаева // Литература в школе. – 2012. – N 1. – С. 36–37. (Изображение исполнителей народных песен в рассказе И. С. Тургенева)
9. Золотарев И. Л. И. С. Тургенев и Ги де Мопассан: две истории на одну тему. "Муму" И. С. Тургенева и "Кокотка" Ги де Мопассана / И. Л. Золотарев // Литература в школе. – 2012. – N 11. – С. 16–18. (Анализ произведений двух писателей на одну тему: Тургенев рассказал о естественном человеке, который попал в неестественные условия и сохранил человеческую личность, а Мопассан - о воздействии сверхъестественных сил на главного героя в обычных обстоятельствах)
10. Калашникова, И. А. "Храм" или "мастерская": герои И. С. Тургенева в отношении к природе / И. А. Калашникова // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 10–13. (Проблема отношения героев И. С. Тургенева к природе; сопоставительный анализ произведений Тургенева со стихотворениями Ф. И. Тютчева)
11. Кленицкая И. Я. Читая роман "Отцы и дети": X класс / И. Я. Кленицкая // Литература в школе. - 2009. – N 11. – С. 28–30. (Анализ некоторых эпизодов романа: образ главного героя, смысл финальной сцены)
12. Лебедев Ю. В. Россия и русские в романе И. С. Тургенева "Дворянское гнездо" / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 12–18. (Основные черты тургеневской концепции русского национального характера: мудрое спокойствие, сдержанное проявление духовных и физических сил, смирение с земным несовершенством, в романе "Дворянское гнездо". Рол дворянства в судьбе России через образы Лаврецкого, Лизы Калитиной, Марфы Тимофеевны)
13. Левина В. П. От поэтического образа к идее произведения: анализ выразительных возможностей языка при изучении рассказа И. С. Тургенева "Бежин луг" / В. П. Левина // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 36–38. (Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг". Природа как действующий персонаж произведения, выразительные средства языка)
14. Макарова Е. В. Лирическая проза в книге рассказов "Записки охотника" И. С. Тургенева / Е. В. Макарова // Литература в школе. – 2012. – N 11. – С. 14–16. (В "Записках охотника" лирическое начало становится одной из основ индивидуального авторского стиля. Наряду с другими связующими элементами оно организует художественное целое книги рассказов. Элементы лирической прозы чаще всего сопровождают тургеневские описания природы, что объясняется свойственным романтической эпохе философско-лирическим взглядом рассказчика на природу)
15. Недзевецкий В. А. Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева / В. А. Недзевецкий // Литература в школе. – 2007. – N 6. – С. 2–5. (Феминоцентризм в творчестве И. С. Тургенева: образы тургеневских женщин из романов "Дворянское гнездо", "Дым", "Отцы и дети", повести "Вешние воды" и других произведений писателя)
16. Новикова-Строганова А. А. "О вечном примирении и жизни бесконечной..." К 150-летию романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" / А. А. Новикова-Строганова // Литература в школе. – 2011. – N 12. – С. 2–6. (Анализ сцен болезни и смерти Базарова в свете православных традиций. В христианском контексте представлен трагический конфликт между теоретизирующим разумом и духовно-душевным устроением героя. Выявляется своеобразие авторской позиции, характер религиозно-нравственных воззрений Тургенева)
17. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)
18. Новикова А. А. Лирико-символическое начало в романе И. С. Тургенева "Накануне" / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 12–16. (Проблема счастья и долга, любви, жизни и смерти в романе Тургенева И. С. "Накануне")
19. Перетягина А. В. Отголоски художественного мира А. С. Пушкина в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" / А. В. Перетягина // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 10–16. (Пушкинские мотивы в романе "Отцы и дети": роль литературных аллюзий к роману в стихах "Евгений Онегин" (описания весны, параллели в судьбах Онегина и Базарова и в сценах смерти Ленского и Базарова), к поэме "Цыганы": сопоставление старого цыгана и Алеко с братьями Кирсановыми и Базаровым)
20. Романичева Е. С. "Смысла, отдельного от поэтики, не существует": материалы к уроку-практикуму по стихотворению И. С. Тургенева "Русский язык". X класс / Е. С. Романичева // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 23–24. (Урок литературы в 10 классе по стихотворению И. С. Тургенева "Русский язык". Тема судьбы Родины, быстротечности человеческой жизни, связи природы и разума в цикле "Стихотворения в прозе" (1877-1883)
21. Соловей Т. Г. "Ася" И. С. Тургенева – повесть о крыльях: VIII – IX классы / Соловей Т. Г. // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 38–41. (Ключевое слово для анализа повести Тургенева – слово "крылья". Понятия окрылённости и бескрылости сквозные в разговоре о первой любви. Большое внимание уделяется портретам и психологическим характеристикам героев. Работа с текстом опирается на художественные иллюстрации к нему)
22. Трунцева Т. Н. Финал романа И. С. Тургенева "Отцы и дети": X класс / Т. Н. Трунцева // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С. 31–34. (Развитие навыков анализа текста)
23. Фефелова Н. Н. Язык рассказа И. С. Тургенева "Певцы" / Н. Н. Фефелова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 53–57. (Урок литературы по рассказу И. С. Тургенева "Певцы")
24. Харитонова О. Н. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева и "Мгновения" Ю. В. Бондарева: VII класс / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 39–42. (Организация аналитической беседы по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева "Нищий" и "Милостыня". Преемственность произведений малого жанра в творчестве писателей XIX и XX веков)
25. Холомьев Н. Г. Легко ли беречь барский лес? Рассказ И. С. Тургенева "Бирюк" / Н. Г. Холомьев // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 57–59. (Урок литературы для 7 класса по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк". Тема русского крестьянина в произведении)
26. Щеблыкин И. П. Правдивая книга о народе. "Записки охотника" И. С. Тургенева / И. П. Щеблыкин // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 7–11. (Тема народа в творчестве И. С. Тургенева. Антикрепостнический пафос "Записок охотника")
27. Щитова Е. И. Семья Базаровых: урок по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети" / Е. И. Щитова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 30–32. (Вопросы и ответы для урока литературы по роману "Отцы и дети". Литературный анализ произведения, о роли семьи, о месте родителей Базарова в образной системе романа) |