|
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
|
УРОК 82
И. А. БУНИН. «ПОМНЮ – ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР...»;
ДОН-АМИНАДО. «ГОРОДА И ГОДЫ»
Основное содержание урока
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения,
настроения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Стихотворения в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение ранее изученных стихотворений Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова, А.Н. Плещеева о Родине и родной
природе (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сообщение о жизни И. А. Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции с показом
их портретов. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворений Бунина и Дона-Аминадо (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы (с использованием
цитат). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.
Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Чем пахнут
города?» и выявление авторской оценки изображаемого (по стихотворению Дона-Аминадо «Города и годы»).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению
стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос: «Почему в стихотворениях Бунина и Дона-Аминадо главным настроением становятся воспоминания?»
Создание иллюстраций к одному из стихотворений. Поиск в Интернете сведений о Д. Кедрине, А. Прокофьеве, Н. Рубцове и их портретов (по группам).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Поэтическое восприятие окружающего мира природы
и своего места в нём. Стихотворение в актёрском исполнении
1. Концерт-миниатюра
из стихотворений о Родине и родной природе, которые пятиклассники уже изучили.
В концерте могут прозвучать известные школьникам стихи
Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова, А. Н. Плещеева. (См. уроки 54—55.)
Учителю следует подчеркнуть, что тема Родины и родной природы — вечная в литературе и к ней обращались поэты во все времена.
Вступительная беседа:
Какой изображали свою Родину и родную природу поэты XIX века?
Какое чувство было в их стихах главным?
Вспомните, какие факты биографии И. А. Бунина вам уже известны. (См. уроки 57—58.)
Какие стихи Бунина о Родине и родной природе вы уже читали? О чём они?
1. Краткое сообщение о жизни И. А. Бунина в эмиграции
с показом его портретов и изображений мест, связанных с его эмиграцией.
2. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения
стихотворения «Помню — долгий зимний вечер...» (1887)
и аналитическая беседа:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какую картину рисует поэт в первой строфе?
Какие образы сближают эту строфу с двумя первыми строфами стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»?
Почему мама во время зимней вьюги предлагает мальчику вспомнить чудесные летние картины?
Зачем поэт рисует образы летней природы рядом с образом матери?
Докажите, что образы природы поэт рисует живыми. Какие олицетворения он для этого использует?
II. Стихотворные лирические произведения о Родине,
родной природе как выражение поэтического восприятия
окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения.
Стихотворение в актёрском исполнении
1. Рассказ о поэте Доне-Аминадо и его эмиграции
с показом его портретов.
2. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения
стихотворения «Города и годы»
и его перечитывание с показом изображений достопримечательностей Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа, зимних русских пейзажей.
Аналитическая беседа:
Лексические комментарии к словам: мули, снедь, вездесущий, бренный, нега и др.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
В каких странах находятся города, упомянутые поэтом в стихотворении?
Заполните таблицу цитатами из стихотворения (можно по образцу):
ТАБЛИЦА
Цитаты из стихотворения Дон-Аминадо «Города и годы» |
Город, страна |
Запах |
Авторская оценка |
Лондон
(Англия) |
Пахнет ромом, жестью, дымом и туманом |
Единственно желанный запах |
Неаполь
(Италия) |
Пахнет мулями и слизью, тухлой рыбой и канатом |
Ослепительный, пронизанный закатом |
Гамбург
(Германия) |
Пахнет снедью, лесом, бочками, и жиром, и... сыром |
Гнетущим, вездесущим, знаменитым, добрым сыром |
Севилья
(Испания) |
Пахнет кожей, кипарисом и вербеной, чайной розой |
Прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной |
Париж
(Франция) |
Запах жареных каштанов и фиалок запах свежий |
Вечные запахи, они всё те же |
Россия |
Русский зимний полдень, русский запах снега |
Один есть в мире, нега, его не может вспомнить сердце |
|
Почему, несмотря на неприятные запахи, поэт видит в городах их прекрасные черты? Докажите эту мысль текстом.
Какие контрасты видит поэт в любимых городах?
На какие две смысловые части делится стихотворение? Попытайтесь их озаглавить.
В первой части стихотворения, изображающей прошлое поэта, глаголы стоят в настоящем времени, а в шестой строфе, где нарисовано настоящее, появляются глаголы
прошедшего времени. Нет ли здесь противоречия?
Почему предпоследняя строфа начинается союзом но?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
«Города» символизируют образ пространства, а «годы» — образ времени. С какой целью автор ставит эти образы рядом? Почему стихотворение так называется?
В какой момент своей жизни поэт вспоминает города, в которых он жил? Почему?
Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
И т о г о в ы й в о п р о с:
Почему в стихотворениях Бунина и Дона-Аминадо главным настроением становятся воспоминания?
Найдите цитатный ответ на этот вопрос в стихотворении «Города и годы».
Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений.
Ответить письменно на итоговый вопрос урока (по одному стихотворению).
Индивидуальные задания.
Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.
Найти в Интернете краткие сведения о поэтах и портреты Д. Кедрина, А. Прокофьева и Н. Рубцова (по группам).
Подготовить искусствоведческий комментарий к картине В. Васнецова «Алёнушка».
Следующие уроки: Урок 83. Стихотворения А. А. Прокофьева «Аленушка», Д. Б. Кедрина «Aлeнyшкa» и Н. А. Рубцова «Родная деревня» >>>
ЗАДАНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА
Фонохрестоматия
И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»
1. Каким настроением овеяно стихотворение? Как это передаёт актёр в своём чтении?
2. Чего больше в этом стихотворении — воспоминаний или мечты?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая в нём настроение и приятные воспоминания и мечты о встрече с давно прошедшим временем.
(вернуться к уроку)
Размышляем о прочитанном
1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?
2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт И. А. Бунин в стихотворении «Помню долгий зимний вечер...», опишите их устно
с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот лета и т. д.
Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?
3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить
собственные настроения и чувства?
4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения «Города и годы»?
Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега...
|
|
1. Источник: Беляева Н.В.
Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|