Рассказ Саши Чёрного "Кавказский пленник". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Основные даты жизни и творчества Саши Чёрного
Портрет Саши Чёрного
работы В.Д.Фалилеева, 1915 г.

САША ЧЁРНЫЙ
(1828 – 1910)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 84-85

 


Урок 84. Саша Чёрный. "Кавказский пленник"
Урок 85. Саша Чёрный. "Игорь-Робинзон"

УРОК 84
САША ЧЁРНЫЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе.

Основные виды деятельности учащихся.
Рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов. Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов: повторение понятия  ю м о р,  подбор примеров из рассказа Саши Чёрного. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох в рассказе Саши Чёрного.
Самостоятельная работа. Подготовка пересказа фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа. Поиск в тексте и комментирование юмористических эпитетов, сравнений, олицетворений, смешных слов и выражений. Чтение рассказа Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки» и поиск в нём юмористических элементов. Чтение фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» (по выбору учителя).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей)

1. Рассказ учителя о писателе Саше Чёрном
с показом галереи его портретов, найденных учащимися.

2. Выразительное чтение учащимися его юмористических стихотворений.

3. Чтение вступительной статьи учебника и тестовая работа
,
проверяющая, как школьники умеют работать с новой информацией:

В каком городе родился Саша Чёрный? (Одесса.)
Где началась его писательская жизнь? (В Петербурге.)
Какой сатирический журнал он редактировал? («Сатирикон».)
Какие произведения он печатал в журнале? (Стихи.)
Для кого он писал произведения, живя в эмиграции? (Для детей.)
Как называлась книга для детей, изданная писателем за границей? («Детский остров».)
Перед чтением рассказа «Кавказский пленник» можно спросить пятиклассников, у кого из русских писателей уже встречались произведения с таким названием.

II. Образы детей в рассказе

Работа с текстом рассказа «Кавказский пленник»
(в группах):

Г р у п п а 1.

Прочитайте выразительно первую часть рассказа с начала до звёздочек.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам и названиям: Крестовка, гичка, челн, гарусный шарф, багор, Стрелка.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы:

Какие чувства вызывает у читателя картина наступления весны?
Какими словами добивается этого настроения автор?
Найдите среди них эпитеты, олицетворения, сравнения.
Какие слова и выражения эпизода вызывают улыбку читателя? Почему?
Отчёт о выполнении заданий.



Г р у п п а 2.
Прочитайте выразительно вторую часть рассказа со слов «В длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно» до звёздочек.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам: флигель, мандолина, синекубовые обои, терракотовый, конка, кума, фельдфебель, георгиевская медаль, адъютант.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы:

Какие предметы и явления природы писатель изображает одушевлёнными?
Какие эпитеты, сравнения, олицетворения помогают оживить интерьер дома?
Какие слова и выражения, смешные ситуации вызывают улыбку читателя? Почему?
Какой финал к рассказу «Кавказский пленник» придумали девочки? Зачем им нужен был свой финал? Как это их характеризует?
Отчёт о выполнении заданий.

III. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе

Г р у п п а 3.

Прочитайте по ролям третью часть рассказа со слов «В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой» до звёздочек.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам: дворницкий мальчик, картуз, имение.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы:

Каких исполнителей ролей нашли девочки для игры в «кавказского пленника»?
Почему игра в «кавказского пленника» оказалась смешной?
Найдите в тексте юмористические слова и выражения, смешные ситуации. Как автор добивается юмористического эффекта?
Что в игре детей «не совпало» с рассказом Л. Н. Толстого?
Отчёт о выполнении заданий.

Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям финальный эпизод рассказа.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам и названиям: Петербургская сторона, Галерная Гавань.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы:

Почему всполошилась мама? Как писатель показывает в рассказе её волнение?
Почему у детей блестели «глаза от удовольствия»?
Найдите в эпизоде сравнения и объясните их роль в тексте.
Почему для детей игра в «кавказских пленников» оказалась такой весёлой?

IV. Развитие понятия о юморе

Работа со словарём литературоведческих терминов: повторение понятия юмор, подбор примеров из рассказа Саши Чёрного.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и выполнение заданий 1—2 из раздела «Совершенствуем свою речь».

Домашнее задание

Подготовить пересказ фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа.

Выписать из текста рассказа юмористические эпитеты, сравнения, олицетворения, смешные слова и выражения (5—10 примеров).

Индивидуальное задание.

Прочитать рассказ Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки» и найти в нём элементы юмора.
Прочитать фрагменты романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».



УРОК 85
САША ЧЁРНЫЙ. «ИГОРЬ-РОБИНЗОН»


Основное содержание урока
Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

Основные виды деятельности учащихся.
Актуализация знаний о Робинзоне, герое романа Дефо. Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох. Сопоставление событий романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь-Робинзон». Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие  ю м о р.
Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Какими способами автор добивается в рассказе „Игорь-Робинзон“ юмористических эффектов?» Чтение рассказов Тэффи «Валя» и «Дедушка Леонтий» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Создание иллюстраций к прочитанным рассказам. Поиск в Интернете звукозаписей песен Ю. Ч. Кима «Фантастика-романтика», «Рыба-кит», «Отважный капитан».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Образы и сюжеты литературной классики

1. Вступительная беседа:


Кто такой Робинзон?
Как он оказался на необитаемом острове?
Как ему удалось выжить на острове и спастись?
Какие трудности ему пришлось преодолеть?
Кто такой Пятница?

Комментарии к словам: местечко, экономка, повилика, уключина, катакомбы, пробочник, Пятница.

2. Выразительное чтение рассказа (в группах):

Г р у п п а 1.

Прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «...лодка вздрогнула и остановилась. Остров!». Озаглавьте этот фрагмент.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы:

Прочитайте последние слова каждого абзаца фрагмента. Кому они принадлежат?
В каких ещё цитатах фрагмента заключены рассуждения мальчика Игоря?
Какие оценки он даёт экономке, индюку, телёнку? В чём юмор этих оценок?
Почему он нарушил запрет родителей?
Как он попал на остров?
Что в сюжете этого фрагмента сближает его с романом «Робинзон Крузо»?
Предположите, как Игорь повёл себя на острове.

Г р у п п а 2.
Прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Что делает в первые минуты мореплаватель...» до слов «...закрыл заплаканные глаза (да, да — заплаканные) и задремал». Озаглавьте этот фрагмент.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы:

Какие проблемы встали перед Игорем на острове? Что он делал, чтобы вернуться домой?
Какие олицетворения использует автор, изображая природу и животный мир?
Какие слова и выражения фрагмента изображают мысли и чувства Игоря?
Какие планы спасения он придумал?
Какие слова, выражения, ситуации вызывают улыбку читателя?
Выпишите из текста эпизода вопросительные и восклицательные предложения, показывающие внутреннее состояние Игоря.
Предположите, что помогло Игорю вернуться с острова домой.

Г р у п п а 3.
Прочитайте фрагмент рассказа со слов «И приснилось ему...» до слов «...встряхнулся и исчез в парке». Озаглавьте этот фрагмент.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы и выполнение заданий:

Найдите черты фантастики в сне Игоря.
Почему в эпизоде так много вопросительных предложений?
Чьи вопросы в них заключены?
Найдите в эпизоде сравнения, эпитеты, олицетворения. Определите их роль в тексте.
Помогают ли они в создании комических эффектов? Обоснуйте свою позицию.
Какой план спасения придумал Игорь?
Как вы думаете, принесёт ли этот план желаемый результат?

Г р у п п а 4.
Почитайте финальную часть рассказа со слов «Старый бельгиец-садовник сначала не понял...» до конца рассказа. Озаглавьте этот фрагмент.

Коллективное обсуждение ответов на вопросы и выполнение заданий:

Найдите в эпизоде выражения, которые включены в авторскую речь, но принадлежат не автору, а героям рассказа.
Какого эффекта добивается автор, применяя такие обороты речи?
Найдите элементы комического в надписи, придуманной Игорем.
Как был спасен Игорь?
Зачем автор подчёркивает в конце рассказа такую мысль мальчика: «Слава Богу, ещё никто не вернулся»?
Оцените желание мальчика наградить пуделя медалью.
Было ли пребывание Игоря на острове подвигом, подобным тому, который совершил Робинзон Крузо?

II. Юмор и его роль в рассказе

Обобщающая беседа:


Почему рассказ так называется?

Докажите, что в названии рассказа есть юмор.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие герои и события романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» использованы в рассказе Саши Чёрного «Игорь-Робинзон»?

Сопоставьте события романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь-Робинзон». С какими чувствами авторы изображают эти события? Чем отличаются эти чувства?

Почему главным авторским отношением к героям рассказа «Игорь-Робинзон» является юмор? Есть ли юмор в романе «Робинзон Крузо»?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Какими способами автор добивается в рассказе „Игорь-Робинзон“ юмористических эффектов?»

Прочитать самостоятельно рассказ Тэффи «Дедушка Леонтий».

Ответить на вопросы разделов «Поразмышляем о прочитанном» после рассказов Саши Чёрного и Тэффи (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальное задание.

Выполнить творческое задание после рассказа «Игорь-Робинзон».
Нарисовать свои иллюстрации к прочитанным рассказам Саши Чёрного.
Найти в Интернете звукозаписи песен Ю. Ч. Кима «Фантастика-романтика», «Рыба-кит», «Отважный капитан».

Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение по ролям рассказа Ю. Ч. Кима «Киты». (См. текст в следующем уроке.)

Следующие уроки: Урок 86. Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение >>>



Задания к рассказам Саши Черного
Размышляем о прочитанном


1. Вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», обсудили его содержание. Саша Чёрный рассказывает о впечатлениях детей, самостоятельно прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре.

Какими героями в этой игре хотели бы вы быть? Почему дети не хотели быть Костылиным?
Понравилась ли вам эта детская игра? Какой она вам показалась — весёлой, смешной, наивной?

2. Ещё одна история, придуманная Сашей Чёрным, — про Игоря-Робинзона. Что в ней интересного, забавного? Что вам понравилось, а что показалось неинтересным?
(вернуться к уроку)

Размышляем о прочитанном
Творческое задание


Придумайте одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных вами произведений.

Роль какого литературного героя вы хотели бы исполнить в такой игре?

Совершенствуем свою речь

1. Анализируя юмористическое произведение, подумайте: за счёт чего фразы становятся смешными? Как их надо произнести?

В кабинете на письменном столе сидел рыжий котёнок и, удивлённо прислушиваясь, потрогивал лапкой басовую струну мандолины...;
Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «какая у них тут в Петербурге весна?»;
Сбоку дремал дубовый буфет.

2. Какие литературные средства и приёмы помогают сделать произведения юмористическими (сравнения, эпитеты, особые ситуации)? Приведите примеры.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

 
 

 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz