|
САША ЧЁРНЫЙ
(1828 – 1910)
Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 84-85
|
|
Урок 84. Саша Чёрный. "Кавказский пленник"
Урок 85. Саша Чёрный. "Игорь-Робинзон"
УРОК 84
САША ЧЁРНЫЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о
юморе.
Основные виды деятельности учащихся.
Рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов. Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника
о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём
литературоведческих терминов: повторение понятия ю м о р, подбор примеров из рассказа Саши Чёрного. Выявление признаков художественной традиции
литературной классики предшествующих эпох в рассказе Саши Чёрного.
Самостоятельная работа. Подготовка пересказа фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа. Поиск в тексте и
комментирование юмористических эпитетов, сравнений, олицетворений, смешных слов и выражений. Чтение рассказа Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки»
и поиск в нём юмористических элементов. Чтение фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» (по выбору учителя).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей)
1. Рассказ учителя о писателе Саше Чёрном с показом галереи его портретов, найденных учащимися.
2. Выразительное чтение учащимися его юмористических стихотворений.
3. Чтение вступительной статьи учебника и тестовая работа,
проверяющая, как школьники умеют работать с новой информацией:
В каком городе родился Саша Чёрный? (Одесса.)
Где началась его писательская жизнь? (В Петербурге.)
Какой сатирический журнал он редактировал? («Сатирикон».)
Какие произведения он печатал в журнале? (Стихи.)
Для кого он писал произведения, живя в эмиграции? (Для детей.)
Как называлась книга для детей, изданная писателем за границей? («Детский остров».)
Перед чтением рассказа «Кавказский пленник» можно спросить пятиклассников, у кого из русских писателей
уже встречались произведения с таким названием.
II. Образы детей в рассказе
Работа с текстом рассказа «Кавказский пленник»
(в группах):
Г р у п п а 1.
Прочитайте выразительно первую часть рассказа с начала до звёздочек.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам и названиям: Крестовка, гичка, челн, гарусный шарф, багор, Стрелка.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы:
Какие чувства вызывает у читателя картина наступления весны?
Какими словами добивается этого настроения автор?
Найдите среди них эпитеты, олицетворения, сравнения.
Какие слова и выражения эпизода вызывают улыбку читателя? Почему?
Отчёт о выполнении заданий.
Г р у п п а 2.
Прочитайте выразительно вторую часть рассказа со слов «В длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно» до звёздочек.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам: флигель, мандолина, синекубовые обои, терракотовый, конка, кума, фельдфебель, георгиевская медаль, адъютант.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы:
Какие предметы и явления природы писатель изображает одушевлёнными?
Какие эпитеты, сравнения, олицетворения помогают оживить интерьер дома?
Какие слова и выражения, смешные ситуации вызывают улыбку читателя? Почему?
Какой финал к рассказу «Кавказский пленник» придумали девочки? Зачем им нужен был свой финал? Как это их характеризует?
Отчёт о выполнении заданий.
III. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе
Г р у п п а 3.
Прочитайте по ролям третью часть рассказа со слов «В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились
над ямой»
до звёздочек.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам: дворницкий мальчик, картуз, имение.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы:
Каких исполнителей ролей нашли девочки для игры в «кавказского пленника»?
Почему игра в «кавказского пленника» оказалась смешной?
Найдите в тексте юмористические слова и выражения, смешные ситуации. Как автор добивается юмористического эффекта?
Что в игре детей «не совпало» с рассказом Л. Н. Толстого?
Отчёт о выполнении заданий.
Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям финальный эпизод рассказа.
Озаглавьте эту часть рассказа.
Дайте комментарии к словам и названиям: Петербургская сторона, Галерная Гавань.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы:
Почему всполошилась мама? Как писатель показывает в рассказе её волнение?
Почему у детей блестели «глаза от удовольствия»?
Найдите в эпизоде сравнения и объясните их роль в тексте.
Почему для детей игра в «кавказских пленников» оказалась такой весёлой?
IV. Развитие понятия о юморе
Работа со словарём литературоведческих терминов: повторение понятия юмор, подбор примеров из рассказа Саши Чёрного.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и выполнение заданий 1—2 из раздела «Совершенствуем свою речь».
Домашнее задание
Подготовить пересказ фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа.
Выписать из текста рассказа юмористические эпитеты, сравнения, олицетворения, смешные слова и выражения (5—10 примеров).
Индивидуальное задание.
Прочитать рассказ Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки» и найти в нём элементы юмора.
Прочитать фрагменты романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
|
УРОК 85
САША ЧЁРНЫЙ. «ИГОРЬ-РОБИНЗОН»
Основное содержание урока
Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.
Основные виды деятельности учащихся.
Актуализация знаний о Робинзоне, герое романа Дефо. Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов (по группам). Устные ответы на вопросы
(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих
эпох. Сопоставление событий романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь-Робинзон». Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Выявление способов создания комического
в рассказах Саши Чёрного. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие ю м о р.
Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Какими
способами автор добивается в рассказе „Игорь-Робинзон“ юмористических эффектов?» Чтение рассказов Тэффи «Валя» и «Дедушка Леонтий» (см. практикум
«Читаем, думаем, спорим...»). Создание иллюстраций к прочитанным рассказам. Поиск в Интернете звукозаписей песен Ю. Ч. Кима «Фантастика-романтика», «Рыба-кит», «Отважный капитан».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Образы и сюжеты литературной классики
1. Вступительная беседа:
Кто такой Робинзон?
Как он оказался на необитаемом острове?
Как ему удалось выжить на острове и спастись?
Какие трудности ему пришлось преодолеть?
Кто такой Пятница?
Комментарии к словам: местечко, экономка, повилика, уключина, катакомбы, пробочник, Пятница.
2. Выразительное чтение рассказа (в группах):
Г р у п п а 1.
Прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «...лодка вздрогнула и остановилась. Остров!». Озаглавьте этот фрагмент.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы:
Прочитайте последние слова каждого абзаца фрагмента. Кому они принадлежат?
В каких ещё цитатах фрагмента заключены рассуждения мальчика Игоря?
Какие оценки он даёт экономке, индюку, телёнку? В чём юмор этих оценок?
Почему он нарушил запрет родителей?
Как он попал на остров?
Что в сюжете этого фрагмента сближает его с романом «Робинзон Крузо»?
Предположите, как Игорь повёл себя на острове.
Г р у п п а 2.
Прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Что делает в первые минуты мореплаватель...» до слов «...закрыл заплаканные
глаза (да, да — заплаканные) и задремал». Озаглавьте этот фрагмент.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы:
Какие проблемы встали перед Игорем на острове? Что он делал, чтобы вернуться домой?
Какие олицетворения использует автор, изображая природу и животный мир?
Какие слова и выражения фрагмента изображают мысли и чувства Игоря?
Какие планы спасения он придумал?
Какие слова, выражения, ситуации вызывают улыбку читателя?
Выпишите из текста эпизода вопросительные и восклицательные предложения, показывающие внутреннее состояние Игоря.
Предположите, что помогло Игорю вернуться с острова домой.
Г р у п п а 3.
Прочитайте фрагмент рассказа со слов «И приснилось ему...» до слов «...встряхнулся и исчез в парке». Озаглавьте этот
фрагмент.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы и выполнение заданий:
Найдите черты фантастики в сне Игоря.
Почему в эпизоде так много вопросительных предложений?
Чьи вопросы в них заключены?
Найдите в эпизоде сравнения, эпитеты, олицетворения. Определите их роль в тексте.
Помогают ли они в создании комических эффектов? Обоснуйте свою позицию.
Какой план спасения придумал Игорь?
Как вы думаете, принесёт ли этот план желаемый результат?
Г р у п п а 4.
Почитайте финальную часть рассказа со слов «Старый бельгиец-садовник сначала не понял...» до конца рассказа.
Озаглавьте этот фрагмент.
Коллективное обсуждение ответов на вопросы и выполнение заданий:
Найдите в эпизоде выражения, которые включены в авторскую речь, но принадлежат не автору, а героям рассказа.
Какого эффекта добивается автор, применяя такие обороты речи?
Найдите элементы комического в надписи, придуманной Игорем.
Как был спасен Игорь?
Зачем автор подчёркивает в конце рассказа такую мысль мальчика: «Слава Богу, ещё никто не вернулся»?
Оцените желание мальчика наградить пуделя медалью.
Было ли пребывание Игоря на острове подвигом, подобным тому, который совершил Робинзон Крузо?
II. Юмор и его роль в рассказе
Обобщающая беседа:
Почему рассказ так называется?
Докажите, что в названии рассказа есть юмор.
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какие герои и события романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» использованы в рассказе Саши Чёрного «Игорь-Робинзон»?
Сопоставьте события романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь-Робинзон». С какими чувствами авторы изображают эти события? Чем отличаются эти чувства?
Почему главным авторским отношением к героям рассказа «Игорь-Робинзон» является юмор? Есть ли юмор в романе «Робинзон Крузо»?
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: «Какими способами автор добивается в рассказе „Игорь-Робинзон“ юмористических эффектов?»
Прочитать самостоятельно рассказ Тэффи «Дедушка Леонтий».
Ответить на вопросы разделов «Поразмышляем о прочитанном» после рассказов Саши Чёрного и Тэффи (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Индивидуальное задание.
Выполнить творческое задание после рассказа «Игорь-Робинзон».
Нарисовать свои иллюстрации к прочитанным рассказам Саши Чёрного.
Найти в Интернете звукозаписи песен Ю. Ч. Кима «Фантастика-романтика», «Рыба-кит», «Отважный капитан».
Групповое задание.
Подготовить выразительное чтение по ролям рассказа Ю. Ч. Кима «Киты». (См. текст в следующем уроке.)
Следующие уроки: Урок 86. Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение >>>
Задания к рассказам Саши Черного
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», обсудили его содержание. Саша Чёрный рассказывает о впечатлениях детей, самостоятельно
прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре.
Какими героями в этой игре хотели бы вы быть? Почему дети не хотели быть Костылиным?
Понравилась ли вам эта детская игра? Какой она вам показалась — весёлой, смешной, наивной?
2. Ещё одна история, придуманная Сашей Чёрным, — про Игоря-Робинзона. Что в ней интересного, забавного? Что вам понравилось, а что показалось неинтересным?
(вернуться к уроку)
Размышляем о прочитанном
Творческое задание
Придумайте одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных вами произведений.
Роль какого литературного героя вы хотели бы исполнить в такой игре?
Совершенствуем свою речь
1. Анализируя юмористическое произведение, подумайте: за счёт чего фразы становятся смешными? Как их надо произнести?
В кабинете на письменном столе сидел рыжий котёнок и, удивлённо прислушиваясь, потрогивал лапкой басовую струну мандолины...;
Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «какая у них тут в Петербурге весна?»;
Сбоку дремал дубовый буфет.
2. Какие литературные средства и приёмы помогают сделать произведения юмористическими (сравнения, эпитеты, особые ситуации)? Приведите примеры.
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Беляева Н.В.
Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|