|
Одно из направлений русской поэзии Серебряного века, вошедшее в историю литературы, – объединение "Сатирикон". Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве – скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. В Петербурге 1 апреля 1908 года вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон", который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877 – 1942), а с девятого номера этот пост перешёл к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко. Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме №9. "Сатирикон" был изданием весёлым и едким, саркастическим и злым; в нём остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли как В.Азов, О.Дымов, так и А.Аверченко, А.Бухов, Тэффи. В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как В.Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.Андреев, А.Толстой, В.Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиев, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок – с 1908 по 1918 год – этот сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал целое направление в русской литературе. Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам – сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале. "Сатирикон" привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и "общеобязательной любви к младшему дворнику". Ведь глупость везде остаётся глупостью, пошлость – пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят "сатира лирическая", самоирония, позволяющие раскрыть характер "изнутри". Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой. Творчество Саши Чёрного, Тэффи, П.Потёмкина, В.Горянского, В.Князева, Е.Венского и других ведущих поэтов "Сатирикона" было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале ХХ века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, чётко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием. В мае 1913 года в журнале произошёл раскол. Был основан журнал "Новый Сатирикон", успешно существовавший до лета 1918 года, когда был запрещён за контрреволюционную направленность. |
Тэффи *** Есть у сирени тёмное счастье – Много, о много, нежных и скучных Кто понимает ложь единений, 1910 Бедный Азра Каждый день чрез мост Аничков, Каждый день на том же месте, Деве томно, деве странно, А весной, когда пробилась "Кто ты? – молвила. – Откройся! Отвечал он: "Недосуг мне. 1911
Саша Чёрный До реакции Дух свободы... К перестройке Не топись, охранный воин, – 1906 Недержание У поэта умерла жена... После похорон пришёл домой – до дна 1909 |
Журнал "Сатирикон". "Всеобщая история",
обработанная «Сатириконом»" (урок литературы в 8 классе) |