II. «Сиренида». Сочетание сказочного
и научно-фантастического в рассказе
Групповая работа.
Выразительное чтение и обсуждение рассказа «Сиренида»:
Группа 1.
Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа с начала до слов «Папа встречает нас».
Озаглавьте этот фрагмент. Предположите, что случилось с Лео перед тем, как он отправился в подводную страну.
Кто такие Меа и Ноа? О чём Ноа спросила Лео? Почему этот момент можно считать завязкой
рассказа? Какой конфликт здесь намечен?
Какими двумя необычными способностями обладали жители подводной страны в отличие от землян?
Какие сказочные и фантастические элементы есть в этом фрагменте?
Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу
Группа 2.
Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «И в самом деле, у небольшого домика стояла группа людей» до слов «…с помощью которого
можем дышать воздухом».
Озаглавьте этот фрагмент. Какая деталь является важной в описании портрета профессора Борго, когда Лео увиделbего в первый раз?
Прокомментируйте слова профессора Борго: «Я изучаю жизнь, нравы и обычаи рыб». Какие нравы и обычаи рыб мог изучать профессор?
Знаете ли вы примеры «разумного» поведения рыб и их помощи человеку?
Прокомментируйте слова из рассказа: «Через несколько веков на нашей планете настолько возросла цивилизация, что всякие войны прекратились навсегда».
Каков нравственный смысл этих слов?
О каком эпизоде из «Одиссеи» Гомера вспоминают герои рассказа?
Прав ли писатель, который пытается дать научное объяснение факту существования сирен в Средиземном море? Какое изобретение жителей
Сирениды говорит о высоком развитии цивилизации и науки в их стране?
*С какой целью писатель обращается в рассказе к античным мифам и гомеровскому эпосу?
Образы главных героев рассказа
Группа 3.
Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов
«Вслед за этой беседой с профессором Борго последовало много других» до
слов «Всё это нетрудно себе представить».
Озаглавьте этот фрагмент. Почему Лео мог долгое время находиться в подводной стране?
О чём мечтал Лео и почему «мечтать об этом было мучительно больно»?
Зачем нужно было устанавливать связи между жителями Сирениды и землянами? Какой нравственный смысл имеет этот эпизод?
Дайте характеристику Лео и Ноа. Подтвердите свои утверждения цитатами.
Можно ли считать свадьбу героев кульминацией в развитии действия? Обоснуйте свой ответ.
Группа 4.
Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов
«Лео и Ноа поселились в маленьком доме на окраине Рима» до конца рассказа.
Озаглавьте этот фрагмент. Расскажите, как Ноа и Лео жили на земле.
Предположите, о чём они мечтали. Как вы думаете, у них была общая мечта или разные? Обоснуйте свой ответ.
Почему между Землей и Сиренидой установились дружественные связи?
Какие сюрпризы подготовили Лео и Ноа друг другу? В чём нравственный смысл этого момента в рассказе?
Обобщающая беседа:
— Как вы понимаете последний абзац рассказа?
— О каком высоком развитии науки мечтает автор?
III. Сказка и фантастическая проза
Обобщающая беседа (продолжение):
Вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем над прочитанным».
Запишите в два столбика черты сказки и черты фантастической прозы:
Черты сказки
(список может быть продолжен, а вся работа завершена дома):
— Герой отправляется в подводную страну.
— Герой женится на жительнице подводной страны.
— Обитатели подводной страны не могут дышать над водой.
— Жители подводной страны могут читать мысли своих соотечественников и других людей.
— В воде живут сирены.
— Ноа хочет слетать на родину к своим сестрам.
Черты фантастической прозы:
— Герой участвовал в экспедиции, передвигаясь на ракете-амфибии.
— На открытой подводной лодке герой попадает в подводную страну за несколько минут на огромной скорости.
— Люди переправились через космическое пространство в летающих аквариумах.
— Люди изобрели звездолет.
— На Сирениде был изобретён специальный аппарат, с помощью которого её жители могли дышать воздухом.
— Сиренианцы использовали кислород для очистки воды.
— Жители подводной страны решили установить связи с землянами.
— Под водой был устроен фейерверк.
— Летающий аквариум переправил молодожёнов на Землю.
— В Риме есть звездопорт.
— Лео изобрёл клапан, с которым он мог дышать под водой бесконечно.
— На Сирениде тоже придумали клапан, позволяющий сиренидам дышать воздухом.
Итоговый вопрос:
— К какому отношению друг к другу писатель призывает жителей нашей планеты?
IV. Домашнее задание
Ответить письменно на итоговый вопрос урока
или выполнить задание из раздела учебника «Творческое задание».
Групповое задание.
Прочитать главы из книги Дж. Родари «Сказки по телефону» (см. следующий урок)
УРОК 101
ДЖ. РОДАРИ.
«СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ»
(урок внеклассного чтения 11)
Основное содержание урока
Дж. Родари. «Сказки по телефону». Весёлые и мудрые истории для детей.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение и пересказы сказок. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы
(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
I. Дж. Родари. «Сказки по телефону».
Весёлые и мудрые истории для детей
Выразительное чтение учителем вступления к «Сказкам по телефону».
Почему это вступление называется «Приятного аппетита»?
Что можно сказать о чертах характера писателя по этому вступлению?
II. Групповая работа:
Группа 1.
«Про Алису, с которой всегда что-нибудь случалось».
Группа 2.
«Как Джованнино потрогал короля за нос».
Группа 3.
«Карусель в Чезенатико».
Группа 4.
«Фиалка на Северном полюсе».
Общий план работы групп:
1. Выразительное чтение сказки по ролям.
2. Комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).
3. Определение главной мысли сказки.
4. Нахождение в сказке элементов сюжета: экспозиции, завязки, кульминации, развязки.
5. Характеристика главных героев сказки и оценка их поступков.
6. Способы создания в сказке юмористической ситуации.
7. Формулирование нравственного смысла сказки.
8. Устное словесное рисование иллюстрации к сказке.
Выразительное чтение учителем
финального стихотворения из книги
«Сказки по телефону»:
Поначалу в жизни нашей было всё не так, как надо.
Много сил вложили люди, чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок, чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей ни большим, ни малым.
Ноги вечно исцарапаны острыми камнями,
потому что ни ботинок не было, ни няни.
И совсем не просто было тем, кто видел плохо:
не найти очков, и всё, — сколько хочешь охай.
Хочешь в мячик поиграть — нет мячей в помине.
Хочешь есть — нет ни огня, ни горшков из глины.
Если, скажем, хочешь пить — кофе нет, нет кваса.
Нет ни пищи, ни питья. Вовсе нет — и баста!
Были только у людей руки — только руки.
И трудился предок наш, и не знал он скуки.
Много сделал для людей человек, бесспорно;
ещё больше надо сделать — знай трудись упорно!
Викторина по «Сказкам по телефону»
(каждая группа отвечает на вопросы, кроме 1 и 10, относящиеся к непрочитанным сказкам):
1. Как называется авторское вступление к книге «Сказок по телефону»?
(«Приятного аппетита».)
2. Назовите два предмета на одну и ту же букву, которые обозначают места,
где побывала Алиса. (Будильник и бутылка.)
3. Каким способом Алиса научилась плавать? (По-собачьи.)
4. С какой целью Джованнино использовал свою тетрадку? (Он записывал туда
всех, у кого потрогал носы.)
5. Чьи носы успел потрогать Джованнино, пока не добрался до короля? (Носы
мэра, священника, фельдфебеля и судьи, носы генералов, министров и начальников.)
6. Каким образом хмурый человек раскручивал карусель? (Вручную.)
7. Чей рекорд могли побить пассажиры карусели, если бы облетели вокруг
Земли? (Рекорд Гагарина.)
8. Кем приходилась белому медведю Малая Медведица? (Дочерью.)
9. Кого животные послали на юг узнать подробности про фиалку? (Чайку.)
10. Назовите главное слово в стихотворении, завершающем «Сказки по телефону». (Трудись.)
Итоговый вопрос:
— Почему «Сказки по телефону» могут сделать людей лучше?
Домашнее задание
Прочитать самостоятельно несколько сказок из сборника Родари и ответить письменно на итоговый вопрос урока.
Подготовиться к итоговой контрольной работе и тестированию (см. следующий урок).
Следующие уроки: Уроки 102—103. Выявление уровня литературного развития
учащихся >>>
|