|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)
КУСТ СИРЕНИ
Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 46
|
|
А. И. КУПРИН. «КУСТ СИРЕНИ»:
ИСТОРИЯ СЧАСТЛИВОЙ ЛЮБВИ
УРОК 46
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность
и находчивость главной героини. Развитие представлений о сюжете и фабуле. Рассказ в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование
выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных
форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к рассказу.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сюжет и фабула.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе
Актуализация имеющихся знаний об А. И. Куприне:
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Опишите ваши впечатления от рассказов.
— Какова проблема рассказа «Чудесный доктор»? Какие особенности писательского стиля Куприна отразились в этом рассказе?
— Каким представляется вам Куприн по прочитанным рассказам?
Рассказ учителя о страницах военной юности Куприна
с включением сообщений учащихся о его фотографиях, памятниках писателю (Севастополь, Наровчат), литературном музее писателя в
г. Наровчате и истории создания рассказа «Куст сирени».
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям статьи учебника «Александр Иванович Куприн»:
уездный, охальный, ротозей, попущение, сиротский пансион, кадетский корпус, поручик, «юнкерские» впечатления.
II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн»
(см. статью ниже):
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Александр Иванович Куприн» |
Вопрос |
Тезис |
Какие оценки даёт Куприн своему родному городу? |
|
Какие трудности испытал писатель в детстве и юности? |
|
Как Куприн оказался в рядах эмигрантов? |
|
Какие темы в литературе привлекали писателя? |
|
Какие произведения Куприна посвящены армейской тематике, теме любви, теме детства? |
|
С какой целью писатель создаёт роман «Юнкера»? |
|
Какие черты прозы Куприна есть в рассказе «Куст сирени»? |
|
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
III. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Рассказ в актёрском исполнении
Групповая работа:
Группа 1.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с начала до слов «…этому сильному человеку хочется заплакать».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Академия генерального штаба, инструментальная съёмка местности, план
иллюминован, педант, седловина, трёхвёрстная карта.
Какие детали внешности Алмазова и его жены передают их душевное состояние?
На какие внутренние эмоции героев указывают такие внешние проявления: выпустил из рук портфель, злобно хрустнув пальцами,
не снимая пальто и шапки, передёрнул плечами; молча пошла следом за мужем, встречать каждую неудачу с ясным, почти
весёлым лицом, стояла молча, обвила рукой шею.
Как характеризует героев их речь?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
IV. Самоотверженность и находчивость главной героини
Группа 2.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Муж и жена долго сидели…» до слов «…покрывавшей всю седловинку».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: комод, портсигар, ридикюль, ломбард, мистификация, дёрн.
Какими способами автор показывает энергичность и решительность Верочки? (Действия, жесты, интонации, умолчания и др.)
Почему историю с пятном садовнику рассказывает не Алмазов, а Верочка?
Какие метафоры использует автор, описывая петербургскую ночь?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Группа 3.
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «На другой день Вера никак не могла усидеть дома…» до конца рассказа.
Какие приёмы психологизма в описании состояния Алмазова после экзамена использует автор?
Почему Алмазову было жаль, что он обманул профессора?
Как Веру характеризует то, что она уже по походке мужа могла догадаться о его состоянии?
Какие внешние проявления в поведении героев в финале рассказа показывают большую любовь между ними?
Ответы на вопросы 5—7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Практическая работа.
Составление плана характеристики героев.
Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика героев рассказа
А. И. Куприна «Куст сирени» |
Основания для сопоставления героев |
Алмазов |
Верочка |
Прошлое героев |
|
|
Смысл имён героев |
|
|
Первое появление героев в рассказе |
|
|
Детали портретов, их динамика |
|
|
Действия и поступки, их динамика |
|
|
Психологическое состояние героев (открытый и
скрытый психологизм) |
|
|
Особенности речи героев |
|
|
Оценка героев другими персонажами |
|
|
Авторское отношение к героям |
|
|
Выводы о характерах героев |
|
|
Развитие представлений о сюжете и фабуле
Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий сюжет и фабула.
СЮЖЕТ (от франц. sujet — предмет) — событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет
писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
ФАБУЛА (от латинского fabula— басня, рассказ) — в художественном произведении цепь или схема событий, о которых подробно повествуется в сюжете,
в их логической причинно–временной последовательности.
Проследите, совпадают ли элементы сюжета и фабулы в рассказе «Куст сирени».
Заполните таблицу «Сюжет и фабула рассказа»:
ТАБЛИЦА
Сюжет и фабула рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» |
Сюжет
(цепь событий в художественном произведении в соответствии с замыслом автора)
|
Фабула
(цепь событий художественного произведения в хронологической последовательности) |
1. Алмазов приходит домой после неудачного экзамена в Академии
генерального штаба.
2. Служба Алмазова в полку. История его неудачного поступления в академию, роль жены в его жизни.
3. Успешное преодоление препятствий на третий год. (Экспозиция.)
4. Диалог с женой о пятне на плане местности, вероятность очередного возвращения в полк.
5. Рассказ о подготовке чертежа плана местности для последнего экзамена, злополучном пятне, вынужденном изображении кустов.
6. Неудача на экзамене у профессора. (Завязка.)
7. Вера решает обмануть профессора и посадить реальные кусты в том месте седловины, которое изображено на плане местности.
8. Вера собирает драгоценности и едет с мужем в ломбард.
9. Алмазовы едут к садовнику, пересказ истории про пятно и экзамен.
10. Посадка кустов. (Развитие действия.)
11. Вера ждёт возвращения мужа.
12. Рассказ о поездке Алмазова и профессора в седловину. (Кульминация.)
13. Извинения профессора.
14. Возвращение Алмазовых домой, повторение подробностей разговора с профессором.
15. Диалог после обеда. (Развязка.) |
1. Служба Алмазова в полку. История его неудачного поступления в
академию два года подряд, роль жены в его жизни.
2.Успешное преодоление препятствий на третий год.
3. Подготовка чертежа плана местности для последнего экзамена, злополучное пятно, вынужденное изображение кустов.
4. Неудача на экзамене у профессора.
5. Алмазов приходит домой после неудачного экзамена в Академии генерального штаба.
6. Рассказ о подготовке чертежа плана местности, злополучном пятне, вынужденном изображении кустов.
7. Вера решает обмануть профессора и посадить реальные кусты в том месте седловины, где на плане была клякса.
8. Вера собирает драгоценности и едет с мужем в ломбард.
9. Алмазовы едут к садовнику, пересказ истории про пятно и экзамен.
10. Посадка кустов.
11. Поездка Алмазова и профессора в седловину.
12. Извинения профессора.
13. Вера ждёт возвращения мужа.
14. Возвращение Алмазовых домой, подробности разговора с профессором.
15. Диалог после обеда. |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
Обсуждение иллюстрации учебника.
Удалось ли художнику изобразить чувства и состояние героев?
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Почему можно считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви?
Счастлива ли Вера Алмазова?
Домашнее задание
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или
написать отзыв на рассказ «Куст сирени» (по выбору учащихся).
Подготовиться к диспуту «Поговорим о превратностях любви» (см. следующий урок).
Индивидуальные задания.
Составить устное сообщение «Сходство и различие рассказов “Куст сирени” Куприна и “Дары волхвов” О. Генри».
Прочитать рассказ А. И. Куприна «На разъезде» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Групповые задания.
Написать тексты инсценировок фрагментов рассказов о любви и подготовиться к их исполнению в классе.
Подготовить выразительное чтение стихов о любви (см. следующий урок).
Подобрать мелодии, на фоне которых будут читаться стихи о любви.
Подобрать аргументы для обвинительной и защитной речи в адрес героев рассказов о любви.
Подготовить коллективный учебный проект.
Следующие уроки: Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)
Родился Александр Иванович Куприн в небольшом городке Наровчате. Много лет спустя, будучи уже известным писателем, Куприн с добрым юмором писал о родном городе:
«Наровчат есть крошечный уездный городишко Пензенской губернии, никому не известный, ровно ничем не замечательный. Соседние городки, по русской охальной
привычке, дразнят его: „Наровчат, одни колышки торчат". И правда, все наровчатские дома и пристройки построены исключительно из дерева, без малейшего намека
на камень; река Безымянка протекает от города за версту; лето всегда бывает жаркое да сухое, а народ — ротозей. Долго ли тут до Божьего попущения? Так
и выгорал из года в год славный город...»
Отца Куприн не помнил. Когда тот умер, будущему писателю было около года. Детские годы Куприна прошли в Москве в сиротском пансионе. Затем кадетский корпус,
военное училище, офицерская служба в армии. Но армейская служба продолжалась недолго. Двадцатичетырехлетний поручик уходит в отставку. Сотрудничает в
киевских газетах, получает признание читателей. Вскоре Куприн становится одним из лучших русских писателей-прозаиков. Во время Гражданской войны писатель,
отступая вместе с войсками белых, оказывается за границей — сначала в Эстонии, затем в Финляндии, а с 1920 года живет в Париже.
Юношеские, «юнкерские» впечатления, воспоминания о недолгой офицерской службе подсказали многие сюжеты, образы, характеры персонажей рассказов и повестей
А. И. Куприна. Целостную, обобщающую картину состояния русской армии писатель воссоздает в одном из самых известных своих произведений — повести «Поединок».
После «Поединка» писатель надолго оставляет армейскую тематику. Он пишет замечательные повести о любви — «Гранатовый браслет» и «Олеся», рассказы для детей
и о детях, психологически тонкие бытовые зарисовки. Героями последнего крупного произведения А. И. Куприна — романа «Юнкера», опубликованного в Париже в
тридцатые годы, — вновь становятся будущие русские офицеры, воспитанники военного училища. «Я хотел бы, чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища,
наши юнкера, наша жизнь, наши обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера” — это мое
завещание русской молодежи», — говорил о романе автор.
«Куст сирени» — одно из ранних произведений писателя, но лучшие качества прозы Куприна — психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность
сюжета — в полной мере присущи этому рассказу.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил. (вернуться к уроку)
Вопросы и задания
1. Вспомните, какие рассказы А. И. Куприна вы уже читали в классе или самостоятельно. Чем они вам запомнились?
2. Назовите основные этапы жизни писателя.
3. Какие темы затрагивал А. И. Куприн в своих произведениях?
4. Используя материал статьи в учебнике и сведения из энциклопедии или биографических словарей, подготовьте устный рассказ о жизни и творчестве А. И. Куприна.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил.
|
|
|
|
|
|
|
|
|