Поэма А.Т.Твардовского "Василий Тёркин". Уроки литературы в 8 классе из книги Н.В.Беляевой
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Твардовский А.Т. Основные даты жизни и творчества
Твардовский А.Т.  Автобиография
А.Т.Твардовский. Портрет работы О.Г.Верейского, 1943 г.
Портреты А.Т.Твардовского
Портреты Твардовского работы О.Г.Верейского
Твардовский А.Т. Василий Тёркин
Иллюстрации О.Г.Верейского к
поэме "Василий Тёркин"
Произведения А.Т.Твардовского (библиотека сайта)
Твардовский А.Т.
 Библиографический указатель (по
журналу "Литература в школе")
Лирика А.Т.Твардовского (уроки литературы в 7 классе)
Система уроков по творчеству А.Т.Твардовского в 11 классе
"Вася Тёркин", 1940. Макет обложки.
Соавторами Н.Щербакова были А. Твардовский, Н. Тихонов, Ц.Солодарь и С.Маршак.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

AЛЕКСАНДР TРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910 – 1971)

«ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 57-59



Урок 57. А.Т.Твардовский. "Василий Тёркин": человек и война

Урок 58. А.Т.Твардовский. "Василий Тёркин": образ главного героя

Урок 59. А.Т.Твардовский. "Василий Тёркин": особенности композиции поэмы

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ.
«ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»: ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА
УРОК 57


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Жизнь народа на крутых переломных поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками


1. Актуализация имеющихся знаний о Твардовском:

— Что вам известно о жизни и творчестве Твардовского?

— Какие стихи поэта вы уже читали и изучали?

— Какова тема и главная мысль стихотворения «Рассказ танкиста»?

— О чём размышляет поэт в стихотворениях «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…»?

— Какое место в жизни поэта заняла Великая Отечественная война?

2. Концерт-миниатюра из стихов Твардовского о войне: «Две строчки», «Зачем рассказывать о том…», «Земляку», «Когда пройдёшь путём колонн…», «Ночлег», «Перед войной, как будто в знак беды…», «Есть имена и есть такие даты…», «Я знаю, никакой моей вины…» и др. (по выбору учителя)
(см.: http://literature.do.am/publ/9-1-0-125).

— Каким настроением проникнуты стихи Твардовского о войне?

— Что удивляет читателя в его стихах?

3. Рассказ учителя о Твардовском, его военной биографии, писательской и общественной деятельности.
См. также страницу: Твардовский А.Т.  Автобиография.

с показом фотографий писателя и памятника ему

(см. также страницу "Портреты А.Т.Твардовского")

и с включением сообщений учащихся.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский»
Вопрос
Тезис
Какие черты характера народа отразились в героях поэзии Твардовского?
    
Что общего имеют между собой поэмы Твардовского? Как они связаны с историей России?
    
Какими художественными достоинствами обладает книга «Василий Тёркин»?
    
Что отличает поэтический язык Твардовского?
    
Как связаны поэмы Твардовского с фольклором?
    
Какова историко-литературная судьба поэмы «Василий Тёркин»?
    
Как поэма воспринималась читателями-фронтовиками?
    

III. О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Жизнь народа на крутых переломных поворотах истории в произведениях Твардовского.
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно главу «От автора».

Почему автор утверждает, что книга про бойца «без начала, без конца»?

Почему автор считает, что на войне, кроме воды и горячей пищи, нужна прибаутка, шутка, поговорка и присказка?

Как понять слова поэта: «Не прожить наверняка/Без чего? Без правды сущей…»?

Чем «дорог Тёркин на войне»?

*Найдите в главе анафору, сравнение, антитезу, риторический вопрос и объясните их роль.

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте выразительно главу «На привале» с начала до слов «Хорошо, что он попал,/Тёркин, в нашу роту».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: мундштучок, на сердце маята, балагур, истома, впокат.

Что такое сабантуй и в каком значении использует это слово автор?

Какие качества Тёркина автор считает необходимыми для бойца?

*Какую роль играют в главе изменения стихотворного ритма?

Группа 3.
Прочитайте выразительно главу «На привале» со слов «Тёркин — кто же он такой?» до конца главы.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Карельский, со смаком, рассеян я частично,/А частично истреблён.

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Докажите, что Тёркин — это реалистический герой.

Какие фольклорные поговорки, присказки использованы и сочинены самим автором?

*Какова их роль в повествовании?

V. Прослушивание в актёрском исполнении и обсуждение главы «Переправа»:

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: понтоны, как когда-нибудь в двадцатом/Их товарищи — отцы, ружьё кремневое, балки фермы.

— Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

— Ответы на вопросы 2 и 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие черты характера Тёркина показаны в главе? Как к нему относится автор?

— Какие фольклорные элементы использованы автором?

— *Какую роль играют в главе сравнения, метафоры, повторы, анафоры, риторические вопросы и др.?

— Какие выражения автора звучат как афоризмы? Приведите примеры.

— *Какие выражения автора обладают повышенной экспрессивностью? Докажите своё мнение.

VI. Практическая работа.
Подбор примеров на тему «Картины войны в поэме».


Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
«Картины войны в поэме "Василий Тёркин"»
Картины войны
Примеры
Отсутствие воды и пищи
    
Питание на полевой кухне
    
Бомбёжки, миномётный огонь
    
Танковая атака
    
Ночёвки в непогоду под открытым небом
    
Картины отступления
    
Часовые на постах
    
Ранения, нахождение под огнём
    


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы й   в о п р о с:

Какая правда о войне отразилась в поэме «Василий Тёркин»?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (по выбору учащихся).

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Дочитать поэму «Василий Тёркин» до конца.

Индивидуальные задания.

Подготовиться к выразительному чтению глав «О войне», «О награде», «От автора».

УРОК 58
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»:
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ


Основное содержание урока.
Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

Основные виды деятельности.
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно главу «На войне».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: пенять, кутерьма, не премину, номер вышел.

Почему строфа, начинающаяся словами «Раз война — про всё забудь…», включена в главу «О войне» дважды?

Как автор воспринимает войну? В чём мудрость его советов товарищам?

Какие элементы фольклора использует автор? С какой целью?

Повествование в главе ведётся от лица автора. Можно ли предположить, что так рассуждает Тёркин? Обоснуйте свою позицию.

Вспомните главу «От автора», открывающую поэму. На какие черты характера Тёркина указывает в ней автор? Подтвердите свои мысли примерами.

Группа 2.
Прочитайте выразительно главу «О награде».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: полустанок, сельсовет, колхоз, вечёрка, «Казбек».

Какие черты характера Тёркина показаны в главе? Подтвердите свои мысли примерами.

Почему герой не стремится получить орден, а «согласен на медаль»? Как это его характеризует?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Каково настроение лирического отступления в конце главы? *Почему в нём повторяются слова, ставшие лейтмотивом всей поэмы?

Вспомните главу «На привале». На какие черты характера Тёркина указывает в ней автор? Подтвердите свои утверждения примерами.

Группа 3.
Прочитайте выразительно главу «От автора».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: было к спеху, не лгал для лжи, рос не в холе, каптёрка.

Почему автор называет Тёркина «Боль моя, моя отрада,/Отдых мой и подвиг мой!»? Как вы понимаете эти слова?

Какие мысли и ситуации тревожат автора? Почему?

В чём он видит предназначение военного писателя?

Вспомните главу «Переправа». На какие черты характера Тёркина указывает в ней автор? Подтвердите свои утверждения примерами.

II. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин».

Образец заполнения цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин»
Василий Тёркин
крестьянин
солдат
гражданин
Сторона моя лесная,
Каждый кустик мне — родня.
Я пути такие знаю,
Что поди поймай меня!
Мне там каждая знакома
Бороздёнка под межой.
Я — смоленский. Я там дома.
Я там — свой, а он — чужой.
Глава «Генерал»
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремнёвым
Русский труженик-солдат.
Глава «Переправа»
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Глава «О герое»
    
    
    
Выводы:


Подберите из других глав поэмы свои примеры и заполните цитатную таблицу (работа может быть завершена дома).

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Творческое задание».

III. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны
О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:


Ответы на вопросы 1, 7, 8, 12 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Творческое задание».

И т о г о в ы й   в о п р о с:

Почему поэму «Василий Тёркин» можно назвать «энциклопедией войны»? Составьте план ответа на этот вопрос.

Примерный план ответа:

1. Изображение картин войны и военных будней во всех проявлениях.
2. Изображение типического характера Василия Тёркина как русского воина-освободителя.
3. Изображение различных слоёв общества, втянутого в войну:
солдат, военачальников, военврачей, мирных жителей, бывших солдат и др.
4. Реалистическое изображение пространства России в конкретных художественных образах.
5. Панорама типических русских пейзажей, опалённых войной.
6. Правдивое изображение исторического времени, отражённого в поэме.
7. Использование в поэме географических и исторических реалий.

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Завершить составление плана ответа на вопрос «Почему поэму “Василий Тёркин” можно назвать “энциклопедией войны”?».

Письменно ответить на этот вопрос или составить письменную характеристику Василия Тёркина (по выбору учащихся).
(См. план характеристики героя в уроке 13.)

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения «Структура и композиция поэмы “Василий Тёркин”» и «Роль глав “От автора” в композиции поэмы».

Прочитать статью «Ради жизни на земле» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Групповое задание.

Прочитать главы поэмы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?» (по группам).

УРОК 59
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ


Основное содержание урока.
Композиция и язык поэмы. Юмор. Развитие понятия о фольклоризме литературы. Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции. Оценка поэмы в литературной критике.

Основные виды деятельности.
Сообщение об особенностях композиции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Юмор


Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие "юмор".

ЮМОР - (от англ. humour - комизм, причуда, нрав; лат. humor – влага; восходит к с древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) - вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков. Литературный энциклопедический словарь.

Прокомментируйте это определение.

Приведите примеры из поэмы «Василий Тёркин».

II. Групповая работа:

Группа 1.

Выразительное чтение фрагментов из главы «Гармонь».

Какие слова и поступки говорят о деликатности бойцов, их уважении к памяти погибших друзей?

Какие высокие чувства вызвало у бойцов слушание гармони? Почему автор только в конце главы сообщает, кто был гармонистом?

*Какие детали описаны в главе с юмором?

Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Выразительное чтение фрагментов из главы «Два солдата».

Каким показан Тёркин в главе? Чем похожи два солдата?

Ответ на вопрос 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

*Какие детали описаны в главе с юмором?

Какое чувство вызывает финальная строфа главы?

Группа 3.
Выразительное чтение фрагментов из главы «Кто стрелял?».

Почему рассуждения автора о смерти в разное время года наполнены оптимизмом?

*Какие детали описаны в главе с юмором?

Почему автор только в конце главы сообщает, кто стрелял?

Ответ на вопрос 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Каким показан Тёркин в этих главах?

*Почему юмор в главах о войне и о смерти оказывается уместным?

Докажите, что в главах показана бесконечная вера солдат в победу.

III. Композиция и язык поэмы

1. Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие композиция.

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio — составление, соединение), расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, т. е. построение произведений, обусловленное его содержанием и жанром. В произведении искусства, по словам Л. Н. Толстого, часто бывает «…нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения» («Рус. писатели о лит. труде», т. 3, 1955, с. 537). Литературный энциклопедический словарь.

2. Сообщение учащегося «Структура и композиция поэмы “Василий Тёркин”».

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Сколько глав в поэме?
(31 глава + 6 фрагментов, обозначенных тремя звёздочками.)

Есть ли какая-то закономерность в расположении глав поэмы? Обоснуйте свою позицию.

Случайно или закономерно предпоследняя глава поэмы носит название «В бане»? Обоснуйте свою позицию.

В чём особенности композиции поэмы? Каким образом связаны в ней главы?

*Почему каждая глава — это законченное целое?

Вспомните включённые в поэму диалоги, найдите описания портретов героев, пейзажные зарисовки и другие элементы композиции. Какова их роль в поэме?

IV. Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции

— Что такое лирическое отступление?

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Литературный энциклопедический словарь.

Сообщение учащегося «Роль глав “От автора” в композиции поэмы».

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Сколько в поэме глав «От автора»?
(4 главы + глава «О себе».)

О чём размышляет автор в главах «От автора» и в лирических отступлениях?

Какую роль играют в поэме лирические отступления?

Докажите, что мысли автора могут звучать в речи Тёркина
(глава «О себе»).

Выполнение задания 3 из раздела учебника «Творческое задание».

Выполнение задания 4 из раздела учебника «Творческое задание».

Ответ на вопрос 12 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Развитие понятия о фольклоризме литературы

Понятие фольклоризм отсутствует во многих словарях литературоведческих терминов.

Под ФОЛЬКЛОРИЗМОМ ЛИТЕРАТУРЫ обычно понимают переосмысление, развитие традиционно фольклорных мотивов, образов, композиционных схем и художественных средств в канве авторского художественного текста. Исследователь фольклора И. А. Оссовецкий пишет, что «под фольклоризмом художника слова понимается использование как в отдельном его произведении, так и в творчестве в целом структурно-художественных элементов, восходящих или к сюжетам фольклора, или к образной системе, или к его поэтике, или к лексике и поэтической фразеологии. Таким образом, в определяемое понятие входят и образно-поэтические, и языковые категории» (Оссовецкий И. А. Язык современной русской поэзии и традиционный фольклор/Языковые процессы современной русской художественной литературы. — М., 1977. — С. 129.)

VI. Практическая работа.
Подбор примеров из поэмы, иллюстрирующих понятие фольклоризм.


Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Примеры из поэмы, иллюстрирующие понятие "фольклоризм"
Элемент фольклора (цитаты, аллюзии, стилизации)
Примеры
Пословицы, поговорки, загадки, присказки и стилизации под эти жанры: «От автора», «На привале», «Переправа», «Гармонь», «О войне» и др.
    
Народные приметы: «Переправа» и др.
    
Песни (стилизации под народные и популярные песни): «Гармонь», «Переправа» и др.
    
Сказочные сюжеты о солдате: «Два солдата» и др.
    
Пафос народных былин, образ русского богатыря: «Поединок» и др.
    
Авторские афоризмы в народном стиле: «О награде», «О войне» и др.
    
Сквозные образы Матери — сырой земли, Смерти, Живой воды: «От автора», «На привале», «Смерть и воин» и др.
    
Гиперболизация: «На привале», «Поединок» и др.
    
Стихотворный размер и ритмика: любая глава
    


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

VII. Оценка поэмы в литературной критике

Групповая работа с материалами практикума «Читаем, думаем, спорим…»:

Группа 1.
Фрагмент статьи С. Я. Маршака «Воспитание словом».
Группа 2. Фрагмент статьи А. Абрамова «Ради жизни на земле».
Группа 3. Фрагмент статьи А. Туркова «Над книгой Александра Твардовского».

Общий план работы групп:

— Какому критику принадлежит оценка творчества Твардовского?
— Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела практикума «Читаем, думаем, спорим…».
— Какие достоинства стихов Твардовского отмечает критик?
— Как оценён критиками образ главного героя поэмы?
— Какие элементы поэмы, по мнению критика, сближают её с фольклором?
— В чём критик видит своеобразие языка и стиха поэмы?
— В чём современность поэзии Твардовского?

Рассмотрите иллюстрации к поэме. См. страницу: Иллюстрации О.Г.Верейского к поэме "Василий Тёркин".

Ответьте на вопрос 14 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

И т о г о в ы й   в о п р о с:

В чём своеобразие языка и композиции поэмы «Василий Тёркин»?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Подготовить доклад, реферат или написать контрольное сочинение на одну из тем:
— Василий Тёркин — «лицо обобщённое»
— «Василий Тёркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны
— Способы создания комического в поэме «Василий Тёркин»
— Особенности композиции поэмы «Василий Тёркин»
— Поэма «Василий Тёркин» и фольклор.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения о поэтах, авторах стихов и песен о Великой Отечественной войне (М. Исаковском, Б. Окуджаве, Л. Ошанине, А. Фатьянове и др.) с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить сообщение об истории создания песни «Дан приказ: ему на запад…».

Групповое задание.

Подобрать стихи и песни о войне и подготовить страницы устного журнала «Стихи и песни о войне».

Следующие уроки: Стихи и песни о Великой Отечественной войне >>>


ДВЕ СТРОЧКИ[2]
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ


Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
1943
Источник: Александр Твардовский. Библиотечка избранной лирики.
— М.: Молодая Гвардия, 1964.


ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ...
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ


Зачем рассказывать о том
Солдату на войне,
Какой был сад, какой был дом
В родимой стороне?
Зачем? Иные говорят,
Что нынче, за войной,
Он позабыл давно, солдат,
Семью и дом родной;
Он ко всему давно привык,
Войною научен,
Он и тому, что он в живых,
Не верит нипочем.
Не знает он, иной боец,
Второй и третий год:
Женатый он или вдовец,
И писем зря не ждет...
Так о солдате говорят.
И сам порой он врет:
Мол, для чего смотреть назад,
Когда идешь вперед?
Зачем рассказывать о том,
Зачем бередить нас,
Какой был сад, какой был дом.
Зачем?
Затем как раз,
Что человеку на войне,
Как будто назло ей,
Тот дом и сад вдвойне, втройне
Дороже и милей.
И чем бездомней на земле
Солдата тяжкий быт,
Тем крепче память о семье
И доме он хранит.
Забудь отца, забудь он мать,
Жену свою, детей,
Ему тогда и воевать
И умирать трудней.
Живем, не по миру идем,
Есть что хранить, любить.
Есть, где-то есть иль был наш дом,
А нет — так должен быть!
1943
Источник: А.Твардовский. Стихотворения и поэмы в двух томах.
— М.: Художественная литература, 1951.


ЗЕМЛЯКУ
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ


Нет, ты не думал,— дело молодое,—
Покуда не уехал на войну,
Какое это счастье дорогое —
Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,
Где есть деревья, что отец садил,
Где есть, быть может, прадедов могилы,
Хотя б ты к ним ни разу не ходил;

Хотя б и вовсе там бывал не часто,
Зато больней почувствовал потом,
Какое это горькое несчастье —
Вдруг потерять тот самый край и дом,

Где мальчиком ты день встречал когда-то,
Почуяв солнце заспанной щекой,
Где на крыльце одною нянчил брата
И в камушки играл другой рукой.

Где мастерил ему с упорством детским
Вертушки, пушки, мельницы, мечи...
И там теперь сидит солдат немецкий,
И для него огонь горит в печи.

И что ему, бродяге полумира,
В твоем родном, единственном угле?
Он для него — не первая квартира
На пройденной поруганной земле.

Он гость недолгий, нет ему расчета
Щадить что-либо, все — как трын-трава:
По окнам прострочит из пулемета,
Отцовский садик срубит на дрова...

Он опоганит, осквернит, отравит
На долгий срок заветные места.
И даже труп свой мерзкий здесь оставит —
В земле, что для тебя священна и чиста.

Что ж, не тоскуй и не жалей, дружище,
Что отчий край лежит не на пути,
Что на свое родное пепелище
Тебе другой дорогою идти.

Где б ни был ты в огне передних линий —
На Севере иль где-нибудь в Крыму,
В Смоленщине иль здесь, на Украине,—
Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю необозримом,—
У каждого своя родная сторона,
У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,
А родина у всех у нас одна...
1942
Источник: А.Твардовский. Стихотворения и поэмы в двух томах.
— М.: Художественная литература, 1951.


КОГДА ПРОЙДЁШЬ ПУТЕМ КОЛОНН...
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ


Когда пройдешь путем колонн
В жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймешь,
Как сладок сон,
Как радостен ночлег.

Когда путем войны пройдешь,
Еще поймешь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.

Когда пройдешь таким путем
Не день, не два, солдат,
Еще поймешь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.

Когда — науку всех наук —
В бою постигнешь бой,—
Еще поймешь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой —

И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.

Таким, с которым, коль дружить
И дружбы не терять,
Как говорится,
Можно жить
И можно умирать.
1943
Источник: Александр Твардовский. Библиотечка избранной лирики.
— М.: Молодая Гвардия, 1964.


НОЧЛЕГ
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ


Разулся, ноги просушил,
Согрелся на ночлеге,
И человеку дом тот мил,
Неведомый вовеки.

Дом у Днепра иль за Днепром,
Своим натопленный двором,—
Ни мой, ни твой, ничейный,
Пропахший обувью сырой,
Солдатским потом, да махрой,
Да смазкою ружейной.

И, покидая угол тот,
Солдат, жилец бездомный,
О нем, бывает, и вздохнет,
И жизнь пройдет, а вспомнит!
1944
Источник: А.Твардовский. Стихотворения и поэмы в двух томах.
— М.: Художественная литература, 1951.

(вернуться к уроку)


AЛЕКСАНДР TРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910 – 1971)


Жизнь народа на крутых переломах и поворотах его истории — основное содержание творчества Твардовского. Поэт всюду идет по горячим следам современности. В его «простых и грешных» героях проступают черты характера народа: его простота и трудолюбие, общительность и гуманность, острый ум и меткая речь, неафишируемая готовность к подвигу, духовное здоровье... Все эти качества внушают поэту и читателям прочную веру в этот народ, составляют основу того исторического оптимизма, которым просветлена вся поэзия Твардовского. Из всех произведений поэта именно «Василий Теркин» полнее всего воплощает в себе эти качества...

Большие эпические произведения Твардовского («Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью — даль», «Теркин на том свете») имеют между собой много общего. Их отличает острота и точность наблюдений, народный юмор, лиризм. Стих — простой, легкий — создает впечатление необыкновенной и, можно сказать, вовсе не стихотворной естественности выразительной разговорной речи.

События эпохального значения показываются в рамках наблюдения и опыта крестьянина-единоличника Никиты Моргунка («Страна Муравия»), боевых действий и быта воинского подразделения, где служит Теркин. Послевоенная поэма «За далью — даль» рассказывает о значительных событиях и процессах народной жизни, наблюдаемых поэтом в его путешествиях по стране. Поэма «Василий Теркин» посвящена Великой Отечественной войне.

Помимо Теркина, поэма Твардовского «населена» множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, деревенские дед и баба и др. Все они составляют народ, единство которого с армией в грозовые годы ощущается во многих местах поэмы и определено формулой «народ — родные души».

Книга Твардовского органически срослась со своим временем. Война была подвигом всего народа, боровшегося за правое дело. Литературные качества книги неоценимы. Ее отличают удивительная, почти зримая образность, психологическая убедительность, точность художественной детали, речевая выразительность. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.

Рифма Твардовского большей частью бесхитростна и проста. Среди рифм много оригинальных («Из Казани» — «сказали», «за стол» — «простой», «ехать» — «от смеха»). В то же время его отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях. Поэме свойственно богатство звукописи — аллитераций (аллитерация - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков).

Традиция народного творчества определилась в пословичности, афористичности, меткости формулировок («Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди», «Береги солдат солдата», «Ради жизни на земле»).

Историко-литературную судьбу «Василия Теркина» называют счастливой и в читательском восприятии, и в литературной критике. Особенно дорога была книга про бойца бывшим фронтовикам. Солдат Великой Отечественной войны узнавал в Теркине себя. «С нетерпением ожидают бойцы и командиры прибытия газеты с новыми главами Вашей поэмы», — писали фронтовики Твардовскому.
А. Гришунин

Источник: Учебник литературы. 8 класс.

(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие произведения Твардовского вам известны? Расскажите о них и о том, что вы знаете о жизни писателя.

2. Каково отношение Твардовского к истории нашей страны?

3. Что рассказывает литературовед А. Гришунин о художественных особенностях поэмы «Василий Теркин» рифме, языке, героях? Прочитайте поэму, сравните свои впечатления от прочитанного с рассуждениям и исследователя творчества А. Т. Твардовского.




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

2. Две строчки — стихотворение написано в 1943 году.
С первых слов автор создаёт атмосферу подлинности, указав документальный источник того, о чём пойдёт речь:
Из записной потёртой книжки
Две строчки…
О пережитом Твардовским рядом с “бойцами-парнишками” на финской войне свидетельствуют дневниковые записи Александра Бека, найденные недавно дочерью писателя Татьяной Бек в его рукописном архиве. Они были сделаны в короткий промежуток между двумя войнами — малой и большой, когда в беседе с глазу на глаз Твардовский откровенно рассказал другу о том, что происходило в финских снегах.
“Твардовский был действительно внутри кольца смерти. Он видел массу смертей, был на передовом перевязочном пункте, держал фонарь над столом, где резали, вскрывали животы, перевязывали, «где умирали, где оживали». Он знал, что близился момент, когда ему, может быть, пришлось бы идти в бой комиссаром или политруком… В частях повыбивали по пять, шесть командиров, комиссаров. Убит, присылают второго, убит — третьего, и так далее. Потери ужасные. Цифру лучше не называть.
И я сказал:
— Лучше не называй.
…И он сам был на наблюдательном пункте, который был сбит снарядом через десять минут после того, как Твардовский оттуда ушёл. Часть пошла в атаку на дот. Командир сказал Твардовскому:
— Посмотри, увековечь.
Его провели на наблюдательный пункт, и через десять минут после ухода туда угодил снаряд — три убитых, четыре раненых. Страшно было выйти из землянки по маленькой нужде. Вой снарядов был настолько дик, кошмарен, что хотелось уползти, забиться в нору…
Он мог погибнуть двадцать раз. Однажды проводник вывел их по ошибке к финской линии. Стрельба, они лежали, потом бежали, согнувшись. Их четверо писателей в бригаде. Они знали, что не может быть, чтобы все четверо остались живы. Но остались! Он приговорил себя к смерти.
Суворовых не оказалось, говорит Твардовский. Люди лезли на доты, шли под пули, под пулемёты, ложились мёртвыми, исполняя боевые приказания, но полководческих талантов не было… Выполняли распоряжения беззаветно, фанатично, — но и только.
— Товарищ командир, ведите роту. Вперёд!
— От роты остались только я и раненый боец.
— Вперёд!
— От роты остались только…
— Вперёд!
И они шли. Война решена тем, что иваны бегут под пули, сотни падают, но один добирается до дота и подрывает его” («Знамя». 2001. № 10. С. 133–134).
“Посмотри, увековечь!” Это и сделал Твардовский, но не тогда же в репортаже или боевом листке, а лишь три года спустя в лирическом стихотворении. Оказалось, те давние страшные впечатления так остро врезались в зрительную и душевную память, что вызвали вдруг среди иной, “большой войны, жестокой” новый творческий импульс, потребовав не героико-пропагандистского, а нравственно-поэтического воплощения. И начинается оно с контрастного сцепления в лирическом зачине (первое четверостишие) информационной обыденности и драматической напряжённости. (вернуться)
 
 
 
 



 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz