Главная
Поэзия Серебряного века. Символизм
В.Я.Брюсов "Пророчество мечты"
В.Я.Брюсов "Юному поэту"
Поэзия В.Я.Брюсова.
Урок по творчеству Валерия Брюсова
В.Я.Брюсов. Фотография, 1910-е гг.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 1924)

Жизнь и творчество

"Если б мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня", – писал Валерий Брюсов, крупнейший русский поэт первой четверти XX в. Творческая деятельность его удивительно многогранна. В историю русской культуры он вошел не только как поэт, но и как прозаик и драматург, литературный критик и ученый-литературовед, автор ценных исследований о Пушкине, теоретик стиха. Свободно владея многими иностранными языками, Брюсов плодотворно работал в области художественного перевода. Его перу принадлежат переводы "Энеиды" Вергилия и "Божественной комедии" Данте, "Фауста" Гёте и произведений Байрона, Эдгара По, Верхарна, Метерлинка, Гюго, Вердена, а также сокровищ поэзии армянского, латышского и финского народов.

Жизненный и творческий путь поэта – свидетеля двух войн и трех революций – сложен и противоречив. Он вступил на литературное поприще, опубликовав в 1894–1895 гг. три нашумевших сборника "Русские символисты" – манифест новой поэзии. Автор нескольких оригинальных книг, Брюсов становится в 900-е годы признанным вождем модернистского искусства, редактирует журнал "Весы" – центральный орган русского символизма, руководит издательством "Скорпион". В эти годы он отстаивает лозунг "чистого искусства", свободного от общества, выступает против искусства тенденциозного.

Индивидуализм и субъективизм характерны для поэзии раннего Брюсова. В 1896 г. поэт пишет такие стихи, как "Я действительности нашей не вижу..." и "Юному поэту", которые раскрывают антиобщественные настроения автора.

С годами мужает талант поэта, пристальнее вглядывается он в окружающий его мир слож­ных общественных взаимоотношений. Претерпевают изменение и взгляды Брюсова. Он начинает критически оценивать буржуазную действительность и буржуазную культуру. В 1915 г. он сотрудничает в горьковском журнале "Летопись".

Страстный жизнелюб, поэт воспевает в предреволюционные годы "весь блеск, весь шум, весь говор мира, соблазны мысли, чары грез" (1911). Он жаждет в жизни больших и ярких чувств, смелой мысли. Его привлекает героика. Отталкиваясь от окружающей буржуазной действительности, он в поисках ярких и сильных личностей обращается к прошлому, к истории минувших цивилизаций.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые, – пишет поэт в стихотворении "Кинжал".

Брюсова особенно привлекают древние культуры Греции и Рима, Востока и Киевской Руси. В его творчестве возникают произведения, прославляющие патриотов и борцов за родину ("Гарибальди", "Завет Святослава"), тружеников – строителей пирамид ("Египетский раб"), подвиг науки ("Дедал и Икар").

Одним из первых среди поэтов Брюсов пишет о капиталистическом городе. Поэт-урбанист (урбанизм – изображение и воспевание больших городов в буржуазном искусстве и литературе), он любуется современным городом, детищем человеческого разума и людских рук. Он любит улицы, кишащие людьми, пространства городских площадей, он восхищенно изображает "огни ночных реклам", несущиеся по безлюдным улицам экипажи, электрические луны на "длинных стеблях", контуры города-гиганта, слабо вырисовывающиеся в предрассветном сумраке:

Я люблю большие дома
И узкие улицы города.
……………………….
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие.

Судьба города волнует поэта. Он создает в своих мечтах город будущего. Однако Брюсова одолевают сомнения – не погубит ли бездушная буржуазная действительность создание человеческого гения? Так, в поэме «Замкнутые» возникает картина омертвевшего города.

Вечный труженик в искусстве, Брюсов слагает гимны труду, славит пытливую человеческую мысль, людей труда. Поэтическое творчество в понимании Брюсова тоже неустанный и тяжелый труд:

Вперед, мечта, мой верный вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел,
Я сам тружусь, и ты работай.

Дух исканий, биение пытливой мысли, широта познаний и высокая культура всегда присутствуют в творчестве Брюсова, человека чрезвычайно активного ума и поэта необычайно широких творческих горизонтов.

Я дорожил минутой каждой,
И каждый час мой был порыв,
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив, –

эти слова В. Я. Брюсова вполне можно взять эпиграфом к его бурной, полной труда и исканий жизни.

После победы Октябрьской революции Брюсов переходит на сторону победившего народа, ведет интенсивную общественную работу. Вступая в ряды Коммунистической партии в 1920 г., он писал об Октябре: "Счастлив я, что был мной прожит торжественнейший день земли".

Теперь, после революции, Брюсов находит героическое в самой действительности, пишет торжественные оды в честь Октября, слагает гимны Советской стране ("Республика труда", "Третья осень", "В такие дни", "СССР"), пытается создать образ гения революции В. И. Ленина ("Ленин", "После смерти В. И. Ленина"). В этот период в творчестве поэта большое место занимает так называемая "научная поэзия": философские стихи – размышления о будущем человечества, о новейших открытиях физики, биологии, астрономии, математики. Брюсов считает, что поэт "должен по возможности стоять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросозерцанием... Все, что интересно и волнует современного человека, имеет право на отражение в поэзии".

Жанровое многообразие, высокая поэтическая культура, пристрастие к «эксперименту» в искусстве, чем и была "научная поэзия" Брюсова, страстный интерес к жизни составляют отличительные признаки творчества Брюсова, помогая нам представить "лица необщее выраженье" большого поэта.

Источник: Детская энциклопедия. Том 11. Язык и литература. – М.: Просвещение,
1968, стр. стр. 321–322.
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz