Главная | Анафора | Антитеза | Гипербола | Метафора | Метонимия | Олицетворение | Синекдоха | Эпитет | Эпифора

Язык художественных произведений
Из статьи: Орлов П. "Ум и сердце человечье были
гением моим" // Литература в школе. 1983. №4. С. 17-18.
О стихотворении Г.Р.Державина "Снигирь" (1800)
 
      Гавриил Романович Державин писал и "победно-патриотические" оды. Большая часть их испытала сильное воздействие знаменитой оды М.В.Ломоносова "На взятие Хотина" (1739). Они повторяют гиперболичность описаний военных действий, которые сравниваются то с извержением вулкана, то с морской бурей. В них обычно два героя: русское воинство, персонифицированное в образе богатыря Росса, и военачальник. Оба эти образа лишены конкретных жизненных черт и отличаются более или менее условным характером. Но, отдавая дань классицистической поэзии, Державин и в военно-патриотической лирике сумел сказать свое новое слово. Одним из ярких явлений в этой области было его стихотворение "Снигирь" (1800).
      Это произведение – поэтический отклик на смерть А.В.Суворова, последовавшую 6(19) мая 1800 года. Державин познакомился с Суворовым еще в первую половину 70-х годов XVIII века. Позже это знакомство перешло в дружбу, чему немало способствовало сходство характеров и убеждений. За несколько дней до кончины Суворов спросил у Державина: "Какую же ты напишешь мне эпитафию?" – "По-моему, много слов не нужно, – отвечал Державин, – довольно сказать: "Здесь лежит Суворов". – "Помилуй бог, как хорошо!" – произнес герой с живостью. Суворов был похоронен в Александро-Невской лавре в церкви Благовещения. Эпитафия, сочиненная Державиным, до сего времени сохранилась на могильной плите. Своей простотой и краткостью она резко выделяется среди других надгробных надписей, пространных и напыщенных, с длинным перечнем титулов и наград покойного.
      Стихотворение "Снигирь" было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах: "У автора, – сообщает Державин, – в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении сего героя (т.е.Суворова. – П.О.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа".
      Хотя Державин и называет "Снигиря" одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором некстати распевшейся птичке:
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
      Сравнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII веке флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части.
      В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца. Традиционные уподобления "Марсу", "Орлу" стирали индивидуальный облик героя.
      В стихотворении "Снигирь" Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он стремился создать неповторимый облик своего покойного друга, не останавливаясь ни перед какими "низкими" подробностями его жизни:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари...
      Державина не смущает соседство в его стихотворении слов "вождь", богатырь" с такими, как "кляча", "солома", "сухари". Он руководствовался в данном случае не отвлеченными правилами для произведения высокого жанра, а фактами, которые давала ему сама действительность. К ним он и обращается в своих "Объяснениях" для доказательства подлинности созданного им образа. "Суворов, – пишет он, – воюя в Италии, в жаркие дни… ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче... был неприхотлив в кушаньи и часто едал сухари; в стуже и в зное... себя закаливал подобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на заре..." 1
      Замечателен эпитет "быстрый" ("быстрый Суворов"), передающий и живой, стремительный характер полководца, его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы. Не скрыл Державин и печального положения своего героя в самодержавной России: "Скиптры давая, зваться рабом". В этих словах – горькая ирония над участью русских полководцев, судьба которых полностью зависела от милости или гнева монарха. Гонения на Суворова со стороны Павла I – яркий тому пример.
      Особого внимания в стихотворении "Снигирь" заслуживает его метрика, в которой поэт резко отошел от образцов торжественной оды. Вместо канонической десятистишной строфы, закрепившейся за одой после Ломоносова, с рифмовкой ab ab cc ee, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха в ней имеют перекрестную рифму, два последние рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в "Снигире" – четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После усеченной (второй) стопы образуется пауза, придающая речи поэта прерывистый, взволнованный характер.
 
Примечания
1. Державин Г. Р. Соч., т. 3. - Спб., 1866, с. 677.

 
 
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz