И.И.Голиков* (1886-1937). Иллюстрации к "Слову о полку Игореве"

Едва мы начинаем читать первые строки "Слова", как попадаем в очаровывающий, глубоко поэтический мир книги, такой знакомой с детства и всё-таки всегда остающейся образцом неисчерпаемых мыслей и чувств. С удивительной проникновенностью обращается безвестный автор к нашим чувствам и к лучшему из них – любви к Родине. Сильная иИ.И.Голиков "Пленение Игоря" нежная любовь к Отечеству согревает каждый образ "Слова". Поэтому оно всегда привлекало и будет привлекать к себе внимание историков, поэтов, художников. Образный строй "Слова о полку Игореве" даёт огромный простор для творческой фантазии художника-иллюстратора.

Героические образы "Слова" ожили перед нами в иллюстрациях разных, таких не похожих друг на друга художников. Одним из них был Иван Иванович Голиков – прославленный мастер палехской живописи. Он был создателем нового вида искусства – художественных росписей прозрачными яичными красками на папье-маше. Мечтой художника было создать живое, насыщенное движением искусство. Голикова для иллюстрирования "Слова" рекомендовал А.М.Горький, который называл его "гениальным художником из народа". Больше года работал художник над рисунками к "Слову". Он выполнил всё оформление великолепно изданной книги – от переплёта до концовки – и от руки переписал весь текст книги. Тонкий художественный вкус и трогательная сердечность отличают иллюстрации Голикова. В них, как и в "Слове", сочетается мужественная героика с трепетной лирикой. В гармонически-гибких, неожиданных по сочетанию цветов образах есть особенная, присущая "Слову" музыкальность. Недаром художник говорил, что любил "слушать, как играет природа". Сказочная условность изображения – это тот язык, которым художник выражает поэтическую сущность образов "Слова".

Вот гиперболически-огромная, могучая фигура Игоря на богатырском коне, резко выделяющаяся среди "поганых". "Мне хотелось передать силу русского человека", – вот смысл, который художник вкладывал в эту сцену пленения Игоря. Подробно ведёт художник повествование, выбирая для иллюстраций наиболее значительные события "Слова". В изображении слитных рядов русичей, выступающих в поход, или в сцене ожесточённой битвы – удивительное разнообразие образов, никогда не повторяющих друг друга. Горделиво выступают "борзые" кони, снежно-белые и причудливо-алые, изумрудные и розовые... В чёрном небе летят стрелы калёные, трещат копья булатные... "Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дона великого!"

* Голиков Иван Иванович (25.XII.1886. (6.I.1887), Москва – 31.III.1937, Палех) –  мастер лаковой миниатюры и иллюстратор. Один из наиболее известных палехских художников. Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, Музее народного искусства в Москве, Музее палехского искусства в Палехе. Иллюстрации к «Слову» (темпера на бумаге) –  в ГТГ и ГРМ.
В начале 1930-х для издательства «Academia» было решено выпустить художественно-иллюстрированное издание «Слова». Сначала предполагалось привлечь к их подготовке нескольких палехских художников, но затем по инициативе А. М. Горького было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплета, одному Голикову. Работа Голикова над книгой продолжалась с 1932 по 1933 гг. Древнерусский текст «Слова», нарисованный  Голиковым, воспроизводит текст Первого издания «Слова» (по его сабашниковской публикации: Слово о полку Игореве: Снимок с первого изд. 1800 г. гр. А. И. Мусина-Пушкина под ред. А. Ф. Малиновского. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1920), которому Голиков следует в формах отдельных слов, в употреблении прописных букв, в расстановке знаков препинания и в разделении текста на части.

вернуться на главную страницу



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz