Главная
Грибоедов А.С. Основные даты жизни и творчества
Комедия "Горе от ума"
Жанровое своеобразие пьесы
Особенности драмы как рода литературы
Письмо Грибоедова о пьесе
Сцена бала в комедии
Сценическая история пьесы
Черты комедии и драмы в пьесе
Поэт И.И.Дмитриев

Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Жанровое своеобразие пьесы "Горе от ума"
 

     Высказывания о жанре комедии

1) И.А.Гончаров: "...Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдётся в других литературах..."

2) А.А.Блок: "Горе от ума"... – гениальная русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором "жизни нет"; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных".

3) Н.К.Пиксанов: "По существу, "Горе от ума" следовало бы назвать не комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.<...>
        Реализм "Горя от ума" – это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщённый, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветлённый".

4) А.А.Лебедев: "Горе от ума" всё пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в "Горе от ума" – стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и "лёгкий юмор", "трепещущая ирония", даже "вроде ласкающий смех" и тут же "едкость", "желчь", сатира.
     ...Трагедия ума, о которой идёт речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в "Горе от ума" и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего..."

Аргументы в пользу комедии

1. Приёмы комического:

а) Главный приём, используемый в комедии Грибоедова, – комические несоответствия:
Фамусов (управляющий в казённом месте, но к обязанностям относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня, что дело, что не дело,
                  Обычай мой такой:
          Подписано, так с плеч долой.

 Комические несоответствия в речи и поведении:

Фамусов (Лизе): Ой! зелье, баловница...

(Софии): Свободен, вдов, себе я господин...
                 Монашеским известен поведеньем!..

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
       Мне только бы досталось в генералы.

        Есть противоречия и в высказываниях о нём других персонажей комедии: с одной стороны, он "слова умного не выговорил сроду", с другой - "и золотой мешок, и метит в генералы".

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлёстовой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

    Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали...

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи, обращённые к Софье, Чацкий произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: "разговор глухих" (диалог Чацкого и Фамусова во II действии[1], монолог Чацкого в III действии[2], разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским[3]).

в) Комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова.

г) Приём гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.

2. Язык "Горя от ума"– язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Аргументы в пользу драмы

1. Драматический конфликт героя и общества.
2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

*Грибоедов Александр Сергеевич – (4 (15) января 1795 года, Москва – 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) – русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»).
Грибоедов известен как писатель одной книги, пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

1. См. диалог (д. II, явл. 2-3).

2. См.монолог Чацкого (д.III, явл. 22).

3. См. диалог (д.III, явл. 20).
 

(вернуться в начало страницы)

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz