Главная
Грибоедов А.С. Основные даты жизни и творчества
Комедия "Горе от ума"
Жанровое своеобразие пьесы
Особенности драмы как рода литературы
Письмо Грибоедова о пьесе
Сцена бала в комедии
Сценическая история пьесы
Черты комедии и драмы в пьесе
Эпоха, изображенная в пьесе "Горе от ума"

Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Как в пьесе А.С.Грибоедова сочетаются черты комедии и драмы?
 

     О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
      Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе  главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». Комические несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем», и одновременно  мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…». Первая ремарка пьесы уже несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии[1], разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским[2]. Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
      Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? /Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев». В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».
      Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина: «Вот я пожертвован кому!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
      Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.


*Грибоедов Александр Сергеевич – (4 (15) января 1795 года, Москва – 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) – русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»).
Грибоедов известен как писатель одной книги, пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

1. См.монолог Чацкого (д.III, явл. 22) на сайте "Литература для школьников"

2. См. диалог (д.III, явл. 20) на сайте "Литература для школьников"
 

(вернуться в начало страницы)



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz