Ломоносов М.В. Основные даты жизни и творчества
Главная
 
 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)
Основные даты жизни и творчества

(по старому стилю)
 

1711, 8 ноября (19 ноября н.с.) – у крестьянина из деревни близ Холмогор (деревня Мишанинская, ныне – село Ломоносово), Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой) родился сын Михайло; приблизительно через 8–9 лет Елена Ивановна умерла.

1722–1723 – Михайло Ломоносов начинает учиться грамоте.

1730, декабрь – Ломоносов уходит с обозом в Москву продолжать учение.

1731, 15 января – зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию[1].

1734 – некоторое время обучается в Киево-Могилянской академии; возвращается в Москву.

1735, 23 декабря – Ломоносов в числе лучших двенадцати учеников отправлен в Петербургскую Академию наук[2] для дальнейшего обучения.

1736, 1 января – прибывает в Петербург.
23 сентября – в числе лучших трех учеников послан за границу для изучения горного дела.

1736, ноябрь – 1741, май – обучение в Германии.

1739, осень – Ломоносов пишет «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах Российского стихотворства»[3].

1741, 8 июня – возвращается в Петербург, где вскоре узнает о смерти отца, последовавшей весною того же года.

1742, 8 января – Ломоносова зачисляют в штат Петербургской Академии наук адъюнктом физики[4].

1743–1744, январь – Ломоносов заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к Риторике».

1745, 25 января – заканчивает диссертацию «О причине теплоты и холода», в которой формулирует молекулярно-кинетическую теорию теплоты.
25 июля – утвержден профессором химии Петербургской Академии наук.

1747, январь – заканчивает работу над расширенным вариантом книги по ораторскому искусству (напечатана в 1748 году под названием «Краткое руководство к красноречию»).

1748, 5 июля – Ломоносов формулирует «всеобщий закон природы» – закон сохранения материи и движения. Октябрь. После длительных хлопот Ломоносова создана первая в России Химическая лаборатория.

1750 – написана трагедия «Тамира и Селим» (1 декабря представлена при дворе).

1751 – выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

1752, 4 сентября – закончена первая мозаичная картина Ломоносова.
Сентябрь – написана трагедия «Демофонт».
Декабрь – сочинено «Письмо о пользе Стекла».

1753, 26 июля – убит молнией профессор Рихман, вместе с Ломоносовым проводивший опыты по научению атмосферного электричества.
26 ноября – Ломоносов произносит в Академическом собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

1754, июнь-июль – Ломоносов составляет проект создания Московского университета.

1755, 26 июля – в Москве торжественно открывается университет; в тот же день в Петербурге Ломоносов произносит «Слово похвальное Петру Великому».
Сентябрь – завершает работу над «Российской грамматикой».

1756 – Ломоносов строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ноче-зрительной трубы».
1 июля – произносит «Слово о происхождении света».

1757, 1 марта – Ломоносов утвержден членом Академической канцелярии, высшего административного органа Академии.
6 сентября – произносит «Слово о рождении металлов от трясения земли». Написано антицерковное стихотворение «Гимн бороде».

1757 – начало 1758Ломоносов работает над «Предисловием о пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трех штилей»[5].

1758, 8 марта – Ломоносов назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук.

1759 – Ломоносов создает ряд навигационных приборов, сочиняет «Рассуждение о большей точности морского пути».

1760 – закончена историческая работа «Краткий Российский летописец с родословием».
19 января – Ломоносов становится во главе Академической гимназии и Академического университета.
Апрель – Ломоносова избирают почетным членом Шведской академии наук.

1760, декабрь – 1761, июль – вышли в свет первые две части поэмы «Петр Великий» (осталась незавершенной)

1761, 26 мая – открывает атмосферу на Венере.
Июнь – посылает в Шведскую академию свою работу «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях».
1 ноября – направляет И. И. Шувалову записку «О сохранении и размножении российского народа».

1763, 10 октября – Ломоносова избирают почетным членом Петербургской Академии художеств. Выходит в свет книга «Первые основания металлургии или рудных дел», сочинено «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

1764, 24 января – Ломоносов направляет в Академию художеств «Идеи живописных картин из российской истории».
17 марта (6 апреля) – избирается членом Болонской академии наук. Закончена мозаичная картина «Полтавская баталия».

1765, 28 января – Ломоносов в последний раз присутствует на заседании академической канцелярии.
4 (15 – нов. стиль) апреля – смерть Ломоносова (собственном доме на реке Мойке), через три дня (8 апреля) – погребение на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры «при огромном стечении народа».


УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ   М. В. ЛОМОНОСОВА


М. В. Ломоносов. "Случились вместе два Астронома в пиру..."
(уроки литературы в 5 классе)

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...» – научные истины в поэтической форме.
Урок литературы в 5 классе из пособия О. Е. Ерёминой
(на сайте "Литература")

Ямб в русской поэзии.
Урок литературы в 6 классе из пособия В. Ф. Чертова
(на сайте "Литература")

М.В.Ломоносов. "К статуе Петра Великого", «Ода на день восшествия…».
Урок литературы в 7 классе из пособия Н. В. Беляевой
(на сайте "Литература для школьников")

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае Великого северного сияния».
Урок литературы в 9 классе из пособия Н. В. Беляевой
(на сайте "Литература для школьников")

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Урок литературы в 9 классе из пособия Н. В. Беляевой
(на сайте "Литература для школьников")


1. Славяно-греко-латинская академия – первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.
По уставу академии, на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции, и кроме того юрисдикция трибунала по делам веры. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппаратов.
В конце 1686 года было начато строительство специального здания для Академии. В 1687 году туда переместились братья Лихуды (греческие учёные-монахи братья Иоаким и Софроний) со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии. Библиотека Академии была самой обширной и лучшей в то время в России. (вернуться)

2. Петербургская Академия наук – высшее научное учреждение Российской империи.
Основана в Санкт-Петербурге по проекту императора Петра I, утверждённому правительствующим Сенатом 28 января 1724.
По уставу 1747 – Императорская Академия наук и художеств, по уставу 1803 – Императорская Академия Наук, с 1836 – Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук, с мая 1917 по 1925 – Российская академия наук, в 1925–1991 – Академия наук СССР, с 1991 – вновь Российская академия наук.
Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725, первоначально она делилась на три класса (отделения): математика, астрономия с географией и навигацией, механика; физика, анатомия, химия, ботаника; красноречие, древности, история, право.
Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. (вернуться)

3. «Ода на взятие Хотина» была написана М. В. Ломоносовым в г. Фрейберге после получения известия о захвате русскими войсками этой турецкой крепости 19 августа 1739 г. (по старому стилю). Подготовляя сборник своих сочинений 1751 г., Ломоносов переработал оду. Сохранив и усилив метафорический стиль, он упорядочил синтаксис, устранил инверсии, создававшие затрудненность слога, и использовал ряд новых сравнений.
"Письмо о правилах Российского стихотворства" – в 1739 году Ломоносов публикует трактат Письмо о правилах российского стихотворства, в котором говорит о развитии реформы стихосложения.
Он предлагает к существущим двум двухсложным размерам, ямбу и хорею, добавить также три трехсложных размера – дактиль (ударение в стопе падает на первый слог), анапест (на второй слог) и амфибрахий (на третий слог). Также в этом трактате Ломоносов говорит о допущении в стихосложении различных рифм, в т.ч. перекрестных и опоясывающих, в то время как Тредиаковский писал только о мужских (ударение на первом слоге с конца) и женских (на втором). Ломоносов на равных основаниях допускает стихи хореические, ямбические, трехсложные дактилические и анапестические, а также стихи, в которых смешаны строфы хореические с дактилическими или ямбические с анапестическими. Каждый из этих шести метров (хорей, ямб, дактиль, анапест, хорей+дактиль, ямб+анапест) имеет пять разновидностей по стопности, от шести до двух. У Ломоносова ещё нет амфибрахия; его ввел Сумароков. (вернуться)

4. Адъю́нкт (от лат. adjunctus «присоединённый») – должность или звание помощника или заместителя в различных областях. Термином «адъюнкт» иногда переводится фр. adjoint, который обычно означает «ассистент» или «помощник».
В России звания и должности адъюнкта предусматривались в Академии наук, ряде государственных вузов (до начала 20 в.) и университетах (до 1863). (вернуться)

5. Тео́рия трёх шти́лей – разработанная М. В. Ломоносовым стилистическая система русского языка.
Ломоносов выделял три «штиля»:
Высокий штиль – высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы,трагедии, ораторская речь.
Средний штиль – элегии, драмы, эклоги, дружеские сочинения.
Низкий штиль – комедии, сатиры, письма, эпиграммы, песни, басни. (вернуться)

 
 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz