Главная
Портрет В.П.Астафьева работы художника Е.Н.Широкова, 1969
 
 
Портрет К.Д.Бальмонта работы художника В.А.Серова, 1905
 
 
А.В.Вампилов. Фото
 
 
Портрет М.А.Волошина работы Б.М.Кустодиева, 1924
 
 
Портрет Г.Р.Державина работы художника В.Л.Боровиковского, 1811. Музей им. А. С. Пушкина. Москва
 
 
 
 
О.Э.Мандельштам. Фото, 1920-е гг.
 
 
Портрет Б.Л.Пастернака работы художника Ю.Анненкова, 1921
 
 
В.В.Хлебников.
Рис. В.В.Маяковского. 1916 г.


В.П.Астафьев. Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Бораненкова Л. В. Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой": VI класс / Л. В. Бораненкова // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 38–41. (Урок-мастерская, помогающая раскрыть особенности деревенского быта героев Астафьева)

2. Влащенко В. И. Детские рассказы В. Астафьева и Н. Попова: сравнительно-типологическое изучение произведений русской и родной литературы в современной национальной школе / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2010. – N 1. – С. 20–22. (Сравнительный анализ рассказа русского писателя В. Астафьева "Васюткино озеро" и рассказа долганского прозаика Н. Попова "Эристин". Тема веры, души, нравственности и судьбы человека в обоих рассказах)

3. Голикова Г. А. Урок по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет": личностно ориентированное обучение. VI класс / Г. А. Голикова // Литература в школе. – 2007. – N 5. – С. 42–44. (Тема добра в рассказе В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет")

4. Гончаров П. А. "Высший сан на земле – называться человеком": Сакральное и сатирическое в "Царь-рыбе" В. Астафьева // Литература в школе. – 2003. – N 9. – С. 18–22. (Повесть В. Астафьева "Царь-рыба" как часть "деревенской прозы". Взаимоотношения человека и природы, философско-религиозные идеи, языковые традиции, сатирические приемы, а также эпическое в повести)

5. Госсман А. Ю. "Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь...": Овсянка – родина В. П. Астафьева / А. Ю. Госсман // Литература в школе. – 2010. – N 1. – С. 46–47. (Из истории села Овсянка, родины Виктора Петровича Астафьева. О доме-музее и других местах, связанных с жизнью и творчеством писателя)

6. Егорова Л. Н. Эта война должна быть последней! Повесть В. Астафьева "Пастух и пастушка": V–VI класс / Л. Н. Егорова // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 25 – 27. (Изучение биографии писателя-фронтовика В. Астафьева, истории создания повести "Пастух и пастушка" в ходе урока в 11 классе)

7. Зыкова Г. В. Читая "Затеси" В. П. Астафьева... / Г. В. Зыкова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 15–19. (Темы Родины, деревни, природы, музыки, войны, человечности в "Затесях" В. П. Астафьева. Литературный анализ миниатюр)

8. Игнатова Г. М.  В. П. Астафьев. Проза войны: VII класс / Г. М. Игнатова // Литература в школе. – 2006. – N 5. – С. 37–38. (Урок литературы в 7 классе по военной прозе В. П. Астафьева)

9. Игнатова Г. М. Рассказ В. П. Астафьева "Васюткино озеро". V класс // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 45–46. (Описание урока литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".

10. Косинова И. Д. Над любовью война не властна: опыт читательской интерпретации повести В. П. Астафьева. IX класс / И. Д. Косинова // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 38–41. (Четыре взаимосвязанных урока литературы для 9 класса по повести Астафьева В. П. "Пастух и пастушка")

11. Лейдерман Н. Л. Песня и плач. О "Последнем поклоне" Виктора Астафьева // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 13–15. (Литературный цикл В. Астафьева "Последний поклон". Статья содержит литературный анализ книг, вошедших в цикл)

12. Линник Н. А. Как спастись от одиночества? Урок внеклассного чтения по повести В. П. Астафьева "Перевал": VI класс / Н. А. Линник // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 41–43. (Урок по повести В. П. Астафьева "Перевал", помогающий школьникам лучше понять себя и окружающих людей)

13. Мешалкин А. Н. Земля, дом, семья в русской прозе второй половины XX века / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 2–5. (Понятия дома, семьи, труда, земли как база художественного метода писателей В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова)

14. Мешалкин А. Н. Заветная книга В. П. Астафьева: мир детства, добра и красоты в повести "Последний поклон" / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 18–21. (Литературный анализ повести В. П. Астафьева "Последний поклон". Развитие темы детства, добра, трагичности человеческого существования. Лирический герой повести.)

15. Петриченко Е. Н. Символика образов в повести В. П. Астафьева / Е. Н. Петриченко // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 36–38. (Анализ литературной символики в повести В. П. Астафьева "Пастух и пастушка". Материал для подготовки урока литературы в 11 классе)

16. Поль Д. В. Война в произведениях М. А. Шолохова ("Они сражались за Родину") и В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты") / Д. В. Поль // Литература в школе. – 2005. – N 2. – С. 14–18. (Сравнительный анализ произведений военной тематики М. А. Шолохова и В. П. Астафьева)

17. Савченко Т. И. Природа в судьбе героя: урок по рассказу В. П. Астафьева "Монах в новых штанах". VI класс / Т. И. Савченко // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 41–43. ( Урок в VI классе: мастерство В. П. Астафьева, согласованность пейзажа с душевным состоянием героя, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы)

18. Саложенкина Т. Б. Человек и общество в рассказе В. П. Астафьева "Пролетный гусь": XI класс / Т. Б. Саложенкина // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 42–43. (Материал для урока литературы в 11 классе по рассказу Астафьева В. П. "Пролетный гусь")

19. Филь В. Н. Литературный вечер, посвященный памяти В. П. Астафьева // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 47–48. (Сценарий литературного вечера, посвященного В. П. Астафьева (1924-2001)

20. Холодяков И. В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2004. – N 4. – С. 15–18.  (Образ человека на войне в военной прозе второй половины 20 века: "Сашка" В. Кондратьева, "Сотников" В. Быкова, "Каратели" А. Адамовича, "Прокляты и убиты" В. Астафьева)

21. Холодяков И. В. Художественный и духовный мир "Другой прозы". Рассказ В. Астафьева "Людочка". XI класс / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2001. – N 2. – С. 41–42. (Урок по рассказу В. Астафьева "Людочка", являющемуся типичным для добротного русского реализма)

22. Холодяков И. В. Прокляты и убиты – или мертвые сраму не имут? XI класс / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2001. – N 8. – С. 35–37. (Роман В. Астафьева "Прокляты и убиты": нравственный, философский, художественный мир, открывающийся в романе)

23. Холомьев Н. Г. Розовый конь детства: рассказ В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой" в контексте повести "Последний поклон". VI класс / Н. Г. Холомьев // Литература в школе. – 2007. – N 5. – С. 40–42. (Тема детства в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой")

24. Цветова Н. С. "Над миром властвует смерть" / Н. С. Цветова // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 17–20. (Творческая история создания В. Астафьевым повести "Пастух и пастушка")

25. Чалмаев В. А. Исповедальное слово Виктора Астафьева / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2005. – N 5. – С. 10–15. (Биографический очерк и обзор творчества. Литературный анализ новеллы "Людочка", повестей "Веселый солдат", "Пастух и пастушка", романов "Печальный детектив", "Прокляты и убиты", рассказа "Бабушкин праздник")


К.Д.БАЛЬМОНТ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2018 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Гаричева Елена. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для обзорного урока в 11 классе по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству)

3. Дворяшина Н. А. "Страна детей" в творческом сознании русских символистов / Н. А. Дворяшина // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 7–12.  (Ребенок как знаковая фигура эпохи символизма. Образ ребенка оказался в центре творческих исканий поэтов Серебряного века. Мир детства привлек Д. Мережковского и З. Гиппиус, Ф. Сологуба и К. Бальмонта, Вяч. Иванова и А. Белого, Б. Зайцева и И. Шмелева, И. Бунина и Л. Андреева, А. Куприна и М. Горького, А. Ремизова и М. Цветаеву)

4. Евстигнеева Мария. Сценарий костюмированного бала (по циклу стихов К. Бальмонта "Фейные сказки", "С феей волшебного сада"). Vкласс / М. Евстигнеева // Литература в школе. –2001. – N 8. – С. 41–44. (Сценарий костюмированного бала по стихам К. Д. Бальмонта, разработанный в дополнение к программе изучения жизни и творчества поэта с 1 по 11 класс)

5. Есипенко Г. Н. Изучение сонета как жанра: VII класс / Г. Н. Есипенко // Литература в школе. – 2005. – N 8. – С. 29–33. (Урок литературы для 7 класса. Сонет как жанр лирической поэзии. Приведены тексты сонетов К. Бальмонта "Хвала сонету", И. Северянина "Бунин", И. Бунина "Апрель" и "В отъезжем поле", Н. Гумилева "Я конквистадор в панцире железном...")

6. Куприянова М. А. К. Бальмонт. "Золотая рыбка". V класс / М. А. Куприянова // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 6–7. (Урок для 5 класса. Обучение литературному анализу лирического произведения на примере стихотворения К. Бальмонта "Золотая рыбка")

7. Мочалина С. Л. Волшебство поэзии К. Д. Бальмонта. Материалы к уроку по изучению лирики Серебряного века. XI класс / С. Л. Мочалина // Литература в школе. – 2012. – N 8. – С. 18–20. (Жизненный путь и поэтическое творчество К. Бальмонта. Постижение особенностей творческой манеры поэта на примере нескольких стихотворений)

8. Невмирухо Н.Н. Русские поэты о природе. К.Бальмонт. "Снежинка". V класс / Н.Н.Невмирухо // Литература в школе. – 2018. – N 9. – С. 25–27. (В статье представлен урок, на котором учащиеся учатся вчитываться в стихотворный текст, анализировать его, видеть средства художественной выразительности, выражать свои мысли и чувства)

9. Петрова Т. С. Константин Бальмонт: "Где мой дом? " / Т. С. Петрова // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 6–12. (Обзор и литературный анализ творчества поэта Константина Бальмонта)

10. Хоменко К. П. Анализ стихотворения К. Бальмонта "Снежинка". V класс / К. П. Хоменко // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 40–41. (Урок литературы для 5 класса. Литературный анализ стихотворения "Снежинка". Художественное определение, метафора, олицетворение, эпитет)

11. Хромова С. Ю. Материалы к урокам о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта. V класс/ С. Ю. Хромова // Литература в школе. – 2002. – N 2. – С. 38–40. (Литературный анализ стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта "Мать", "Наряды феи", "Облачная лестница", "Посвящение", "Часы". Краткий биографический очерк, обзор творчества. Для уроков в 5 классе)

12. Черников А. Л. Мир как вечность и красота в поэзии К. Бальмонта / А. Л. Черников // Литература в школе. – 2015. – N 10. – С. 9–12. (В статье рассматриваются основные вехи творческого пути выдающегося поэта К.Д.Бальмонта. Выявляется проблемно-тематическая направленность его важнейших сборников и отдельных произведений, своеобразие поэтики и эстетических исканий)


А.В.ВАМПИЛОВ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Горохова Т. В. Встреча друзей Александра Вампилова: литературно-музыкальная композиция / Т. В. Горохова // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 43–45. (Сценарий литературно-музыкальной композиции)

2. Дубровина Л. П. Рассказ А. Вампилова "Финский нож и персидская сирень": VIII класс / Л. П. Дубровина // Литература в школе. – 2005. – N 3. – С. 42–43. (Материал для проведения сдвоенного урока литературы в 8 классе по "малой" прозе А. Вампилова)

3. Кленицкая И. Две пьесы Вампилова: XI класс / И. Кленицкая // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 33–34. (Анализ пьес А. В. Вампилова "Старший сын" и "Прошлым летом в Чулимске": внутренний мир действующих лиц, причины конфликтов между ними и пути их преодоления)

4. Кузьмина Н. Б. Семинар по пьесе А. Вампилова "Утиная охота": X класс / Н. Б. Кузьмина // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 33–34. (Изучение пьесы А. Вампилова "Утиная охота" в 10 классе)

5. Лыжина Н. Д. Александр Вампилов: литературный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения / Н. Д. Лыжина // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 42–44. (Сценарий литературного вечера: знакомство учащихся с фактами биографии писателя, его творчеством; мир духовных ценностей героев вампиловских пьес)

6. Нестерова Н. П. Пьеса А. В. Вампилова "Несравненный Наконечников": VII класс (по программе Т. Ф. Курдюмовой) / Н. П. Нестерова // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 39–40. (Знакомство с биографией драматурга. Постижение характера героя пьесы Вампилова. Важность обретения идеи жизни)

7. Михеева А. В. Нравственные проблемы в пьесе А. Вампилова "Старший сын": XI класс / А. В. Михеева // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 29–32. (Изучение пьесы А. Вампилова "Старший сын" в 11 классе)

8. Чернов Ф. К. Чистое сердце. Пьеса А. Вампилова "Старший сын": XI класс / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 27–29. (Урок-дискуссия в 11 классе по пьесе А. Вампилова)


М. А. Волошин.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Волошин Максимилиан Заклятье о русской земле / М. Волошин // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 14–16. (Стихотворение "Заклятье о русской земле", 1919 год. Иллюстрировано автопортретом М. Волошина и его живописными работами)

2. Волошин Максимилиан Из воспоминаний. Записи 1932 года / М. Волошин // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 1–3. (Воспоминания М. Волошина о школьных годах в Феодосии и некоторых других событиях)

3. Донская Д. А. "Максу я обязана... доверием к людям": М. Волошин и сестры Цветаевы / Д. А. Донская // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 6–7. (Об отношениях, сложившихся между Максимилианом Волошиным и сестрами Цветаевыми. Период с 1911 по 1917 гг)

4. Иванова О. А. Волшебство волошинской строки / О. А. Иванова // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 46–47. (Анализ стихотворения М. Волошина "Рождение стиха")

5. Киселева А. М. "Мне надо быть со всеми, кто окликает меня": Жизнь и творчество М. А. Волошина. XI класс/ А. М. Киселева // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 8–13. (Урок в 11 классе по творчеству М. А. Волошина)

6. Лейдерман Н. Л. Тема революции и гражданской войны в творчестве Максимилиана Волошина / Н. Л. Лейдерман // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 11–13. (Анализ творчества Максимилиана Волошина)

7. Попова Е. В. "Есть ценностей незыблемая скала". Духовные ценности в отечественной философии и литературе / Е. В. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 7. – С. 22–26. (Система духовных ценностей в творчестве русских писателей, поэтов (Пушкин А. С., Горький М., Волошин М., Толстой Л. Н., Шмелев И. С., Достоевский Ф. М., Булгаков М. А., Шукшин В. и др. ) и философов (Бердяев Н., Флоренский П., Соловьев В. С., Бахтин М., Розанов В. В. и др. ) : доброта, прощение, жалость, честь и т. д.

8. Семенов М. Д. "Каждый рождается дважды...": туркестанские странствия Максимилиана Волошина / М. Д. Семенов // Литература в школе. – 2012. – № 4. – С. 17–18. (Ссылка в Среднюю Азию, повлиявшая на духовное становление поэта М. Волошина.

9. Черкашина Марина "Дверь отперта. Переступили порог... " / М. Черкашина // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 4–5. (Воспоминания периода начала 20 века о доме Максимилиана Волошина в Коктебеле и музее, организованном в этом доме)


Г.Р.Державин.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2013 гг)
 

1. Ежова А. М. Обучение сочинению: V–VII класс / А. М. Ежова // Литература в школе. – 2002. – N 5. – С. 46. (В помощь старшеклассникам в написании сочинения. Пример одного занятия спецкурса "Творческая мастерская" в 7 классе на тему "Сочинение по мотивам стихотворения Г. Р. Державина "Гром")

2. Замостьянов А. Автор оды «Фелица» – наш современник. К 270-летию со дня рождения Г.Р.Державина (1743 – 1816) / А. Замостьянов // Литература в школе. – 2013. – N 6. – С. 2–4. (Ода «Фелица» – одно из центральных произведений Г.Р.Державина. Изучая эту оду, мы открываем мир политических и эстетических споров России екатерининского времени. Подробного разбора заслуживает позиция автора в этом произведении. Сатирические мотивы у Державина переходят в искреннюю исповедь, ироническое соседствует с серьёзным.)

3. Зуев Н. "Языком сердца говорил…" Стихотворение Г. Р. Державина "Лебедь" / Н. Зуев // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 23–25. (Анализ стихотворения Державина "Лебедь")

4. Красников Г. Н. Неудержимый Державин (1743-1816) / Г. Н. Красников // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 2–7. (Роль Гаврилы Романовича Державина в русской литературе; высказывания современников о поэте; гражданственность поэзии)

5. Ларкович Д. В. Стихотворение Г. Р. Державина "Евгению. Жизнь Званская": опыт целостного анализа / Д. В. Ларкович // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 4–7. (Анализ стихотворения Державина "Евгению. Жизнь Званская*": Державин организует свой художественный мир по принципу, который условно может быть назван принципом динамического многообразия в единстве; в стихотворении окончательно осуществляется синтез разных жанровых моделей действительности (горацианской оды, послания и идиллии) на основе их равноправия и взаимодополнения)

6. Лукьянчикова Н. В. "Вечный памятник" Г. Р. Державина. IX класс / Н .В. Лукьянчикова // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 37–38. (Роль поэта в обществе, гордость человека за сделанное им в течение жизни в стихотворении Г. Р. Державина "Вечный памятник". Литературный анализ произведения. Сопоставление "Вечного памятника" Г. Р. Державина и перевода оды Горация "К Мельпомене", сделанного М. В. Ломоносовым)

7. Федосеева Т. В. О драматических произведениях Г. Р. Державина / Т. В. Федосеева // Литература в школе. – 2006. – N 7. – С. 40–42. (О своеобразии поэтического мировидения Гавриила Романовича Державина: как религиозное чувство Державина выразилось в ряде драматических произведений, написанных в 1800-1810-х гг. Для анализа выбраны театральное представление с музыкой "Добрыня" (1804), героическое представление с хорами и речитативами "Пожарский, или Освобождение Москвы!" (1814), трагедия "Ирод и Мариамна" (1807), опера "Эсфирь" (1814)


М.В.ЛОМОНОСОВ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Дружинина Т. В. "Я знак бессмертия себе воздвигнул...": Конкурс знатоков. IХ–ХI классы / Т. В. Дружинина // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 13–15. (Сценарий конкурса знатоков для школьников 9-11 класса. О жизни и деятельности М. В. Ломоносова)

2. Жителева Ж. И. Изучение отрывка из оды  М. В. Ломоносова: VII класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев  // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 32–33. (Урок-анализ оды Ломоносова)

3. Жителева Ж. И. Стихотворение М. В. Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру": V класс / Ж. И. Жителева , В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 7. – С. 36–38. (Изучение поэзии М. В. Ломоносова в V классе)

4. Замостьянов А. Открылась бездна! Читаем Ломоносова / А. Замостьянов // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 4–6. (Анализ двух произведений Ломоносова в контексте мировоззрения автора и в контексте эпохи)

5. Корниенко Е. Р. "Дыханьем Родины храним...": Уроки по изучению жизни и творчества М. В. Ломоносова". VII–IX классы / Е. Р. Корниенко // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 8–12. (Роль М. В. Ломоносова в области русского языка и литературы. Описание урока)

6. Лихачев С. В. Надписи от Ломоносова до Чехова / С. В. Лихачев // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 9–12. (О классической русской литературе 18-19 веков. Цель: стимулировать внимание учащихся к текстам классики)

7. Макарова С. А. "Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов..." / С. А. Макарова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 2–6. (М. В. Ломоносов как поэт, ученый, филолог, поэтическая практика которого утвердила в русской словесности силлабо-тоническое стихосложение, самое распространенное до настоящего времени)

8. Максимук В. М. "Неиссякаемый свет души роднит писателя с великим ученым": Читаем сказ Б. Шергина "Слово о Ломоносове". IX класс / В. М. Максимук // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 4–7. (Темы для сравнительного анализа сказа Б. Шергина "Слово о Ломоносове". Сказ как предмет исследования на уроке словесности. Ломоносов как поэт и реформатор)

9. Романова Г. И. Библейские истоки "размышлений" М. В. Ломоносова / Г. И. Романова // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 12–14. (Библейские мотивы и образы в духовных одах М. В. Ломоносова)

10. Шергин Б. Слово о Ломоносове: Фрагменты / Б. Шергин // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 1–4. (Фрагмент о детстве М. В. Ломоносова)

11. Федотов О. И. Реформа Тредиаковского-Ломоносова и московские достопримечательности / О. И. Федотов // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 2–4. (Реформы русского стихосложения 19 века на фоне ярких реалий Москвы и драматических судеб участников этих реформ)


О.Э.МАНДЕЛЬШТАМ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2018 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для проведения обзорного урока по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству. Для 11 классов)

3. Иванов Г. Петербургские зимы. Из воспоминаний о Серебряном веке / Г. Иванов // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 1–5. (Воспоминания Г. Иванова о поэтах Серебряного века, с которыми он был знаком лично: Гумилев, Мандельштам, Ахматова)

4. Нянковский М. А. Как "Слово о полку", струна моя туга...: Поэзия Осипа Мандельштама. XI класс / М. А. Нянковский // Литература в школе. – 2002. – N 2. – С. 25–29. (Уроки литературы в 11 классе по творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама)

5. Степанова Г. И. Щегол – птица певчая: о стихотворении О. Мандельштама "Мой щегол, я голову закину... " / Г. И. Степанова // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 21–23. (Анализ стихотворения Осипа Мандельштама)


Б. Л. Пастернак.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Воропаева Н. А.  Стихотворение  Б. Пастернака «Снег идет». XI класс / Н. А. Воропаева // Литература в школе. – 2012. – N 2. – С. 25– 27. ("Диалектика души" природы и человека на примере стихотворения Пастернака)

3. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для проведения обзорного урока по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству. Для 11 классов)

4. Занковская Л. В. С. Есенин и Б. Пастернак в контексте русской литературы ХХ века / Л. В. Занковская // Литература в школе. – 2005. – N 12. – С. 13– 19. (Творческие судьбы двух поэтов С. А. Есенина и Б. Л. Пастернака и их особое место в истории русской и мировой литературы)

5. Лилеева А. Г. К истории названия романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго": лингвострановедческий аспект / А. Г. Лилеева // Литература в школе. – 2018. – № 7. – С. 18 – 20.

6. Пастернак Б. Зимние праздники / Борис Пастернак // Литература в школе. – 2012. – № 1. – 4-я с. обл.

7. Пташник Л. Н. Леонид и Борис Пастернаки. Художественный мир отца и сына: к 145-летию со дня рождения Л. Л. Пастернака / Л. Н. Пташник // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 14– 20. (Биографический очерк о семье Пастернаков)

8. Пташник Л. Н. С. Тема природы в стихотворении  Б. Пастернака "Иней". Материал для урока  / Л. Н. Пташник  // Литература в школе. – 2012. – N 2. – С. 18–19. (Таинственная гармония засыпающей природы, ее обновление в стихотворении)

9. Сарычев В. А. "Ересь неслыханной простоты". Художественная этика поэзии Бориса Пастернака / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2012. – N 12. – С. 8–11. (Анализ поэзии и прозы Пастернака в свете этической программы писателя, базирующейся на идее непосредственности "живой жизни". Противоречие с "жизнетворческими" устремлениями русской классики и максимами христианской морали.)

10. Танкова Н. С. Письмо, написанное не по правилам: по роману Б. Пастернака "Доктор Живаго". XI класс / Н. С. Танкова // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 25–26 (Урок литературы в 11 классе по роману Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго". Анализируется прощальное письмо Тони к Юрию Живаго)

11. Учамбрина И. А. Печальные и сладостные звуки: литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 41–43.

12. Хакимова Ж. Ф. "Зимняя ночь" Бориса Пастернака: опыт постижения художественного мира / Ж. Ф. Хакимова  // Литература в школе. – 2010. – N 8. – С. 20– 22. (Художественный мир стихотворения "Зимняя ночь", контекстные связи с романом "Доктор Живаго". Образы-лейтмотивы стола, свечи и метели)


В. Хлебников.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для проведения обзорного урока по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству. Для 11 классов)

3. Зябликов А. В. Кризисные явления в русской литературе начала ХХ века / А. В. Зябликов // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 18–23. (Обзор русской литературы начала 20 века. Эстетические мотивы люциферианства, богоборчество и богоискательство литературы модерна рубежа 19 и 20 веков)

4. Ковалева Е. В. Поэт Велимир Хлебников – "тихий пророк" в своем Отечестве: XI класс / Е. В. Ковалева // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 24–26. (Урок литературы в 11 классе, цель: знакомство с творчеством и личностью поэта Велимира Хлебникова, а также футуризмом в целом, совершенствование умения анализа литературного произведения)

5. Лебедева Е. С. "Русь, певучая в месяце Ай... ". Стихотворение "Год" Велимира Хлебникова. VII класс / Е. С. Лебедева // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 11–13. (О поэтических загадках Велимира Хлебникова. О духовном потенциале народно-поэтической стихии, царящей в творчестве поэта. Литературный анализ стихотворения "Год". Для 7 класса)

6. Свечникова И. Н. Об изучении творчества В. Хлебникова: V, VI, XI классы / И. Н. Свечникова // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 26–30. (Примеры плана уроков в 5-6 классах на тему "Стихотворения Хлебникова о природе (Почему В. Маяковский назвал Хлебникова "Колумбом новых поэтических материков?") и пример работы учителя со стихотворением "Весны пословицы и скороговорки... " в 6 классе)

7. Сосновская И. В. Анализ лирического стихотворения: V класс / И. В. Сосновская // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 38–39. (Варианты анализа двух стихотворений: "Кузнечик" В. Хлебникова и "Восход луны" И. Бунина)

8. Спесивцева Л. В.  Велимир Хлебников / Л. В. Спесивцева // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 2–6. (Биографический очерк и обзор творчества поэта Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова)

9. Учамбрина И. А. Печальные и сладостные звуки: литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 41–43


(вернуться в начало страницы)





Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz