Главная

Библиографический указатель
Статьи в журнале "Литература в школе"

В.П.Астафьев.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Бораненкова Л. В. Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой": VI класс / Л. В. Бораненкова // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 38–41. (Урок-мастерская, помогающая раскрыть особенности деревенского быта героев Астафьева)

2. Влащенко В. И. Детские рассказы В. Астафьева и Н. Попова: сравнительно-типологическое изучение произведений русской и родной литературы в современной национальной школе / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2010. – N 1. – С. 20–22. (Сравнительный анализ рассказа русского писателя В. Астафьева "Васюткино озеро" и рассказа долганского прозаика Н. Попова "Эристин". Тема веры, души, нравственности и судьбы человека в обоих рассказах)

3. Голикова Г. А. Урок по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет": личностно ориентированное обучение. VI класс / Г. А. Голикова // Литература в школе. – 2007. – N 5. – С. 42–44. (Тема добра в рассказе В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет")

4. Гончаров П. А. "Высший сан на земле – называться человеком": Сакральное и сатирическое в "Царь-рыбе" В. Астафьева // Литература в школе. – 2003. – N 9. – С. 18–22. (Повесть В. Астафьева "Царь-рыба" как часть "деревенской прозы". Взаимоотношения человека и природы, философско-религиозные идеи, языковые традиции, сатирические приемы, а также эпическое в повести)

5. Госсман А. Ю. "Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь...": Овсянка – родина В. П. Астафьева / А. Ю. Госсман // Литература в школе. – 2010. – N 1. – С. 46–47. (Из истории села Овсянка, родины Виктора Петровича Астафьева. О доме-музее и других местах, связанных с жизнью и творчеством писателя)

6. Егорова Л. Н. Эта война должна быть последней! Повесть В. Астафьева "Пастух и пастушка": V–VI класс / Л. Н. Егорова // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 25 – 27. (Изучение биографии писателя-фронтовика В. Астафьева, истории создания повести "Пастух и пастушка" в ходе урока в 11 классе)

7. Зыкова Г. В. Читая "Затеси" В. П. Астафьева... / Г. В. Зыкова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 15–19. (Темы Родины, деревни, природы, музыки, войны, человечности в "Затесях" В. П. Астафьева. Литературный анализ миниатюр)

8. Игнатова Г. М.  В. П. Астафьев. Проза войны: VII класс / Г. М. Игнатова // Литература в школе. – 2006. – N 5. – С. 37–38. (Урок литературы в 7 классе по военной прозе В. П. Астафьева)

9. Игнатова Г. М. Рассказ В. П. Астафьева "Васюткино озеро". V класс // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 45–46. (Описание урока литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".

10. Косинова И. Д. Над любовью война не властна: опыт читательской интерпретации повести В. П. Астафьева. IX класс / И. Д. Косинова // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 38–41. (Четыре взаимосвязанных урока литературы для 9 класса по повести Астафьева В. П. "Пастух и пастушка")

11. Лейдерман Н. Л. Песня и плач. О "Последнем поклоне" Виктора Астафьева // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 13–15. (Литературный цикл В. Астафьева "Последний поклон". Статья содержит литературный анализ книг, вошедших в цикл)

12. Линник Н. А. Как спастись от одиночества? Урок внеклассного чтения по повести В. П. Астафьева "Перевал": VI класс / Н. А. Линник // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 41–43. (Урок по повести В. П. Астафьева "Перевал", помогающий школьникам лучше понять себя и окружающих людей)

13. Мешалкин А. Н. Земля, дом, семья в русской прозе второй половины XX века / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 2–5. (Понятия дома, семьи, труда, земли как база художественного метода писателей В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова)

14. Мешалкин А. Н. Заветная книга В. П. Астафьева: мир детства, добра и красоты в повести "Последний поклон" / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 18–21. (Литературный анализ повести В. П. Астафьева "Последний поклон". Развитие темы детства, добра, трагичности человеческого существования. Лирический герой повести.)

15. Петриченко Е. Н. Символика образов в повести В. П. Астафьева / Е. Н. Петриченко // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 36–38. (Анализ литературной символики в повести В. П. Астафьева "Пастух и пастушка". Материал для подготовки урока литературы в 11 классе)

16. Поль Д. В. Война в произведениях М. А. Шолохова ("Они сражались за Родину") и В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты") / Д. В. Поль // Литература в школе. – 2005. – N 2. – С. 14–18. (Сравнительный анализ произведений военной тематики М. А. Шолохова и В. П. Астафьева)

17. Савченко Т. И. Природа в судьбе героя: урок по рассказу В. П. Астафьева "Монах в новых штанах". VI класс / Т. И. Савченко // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 41–43. ( Урок в VI классе: мастерство В. П. Астафьева, согласованность пейзажа с душевным состоянием героя, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы)

18. Саложенкина Т. Б. Человек и общество в рассказе В. П. Астафьева "Пролетный гусь": XI класс / Т. Б. Саложенкина // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 42–43. (Материал для урока литературы в 11 классе по рассказу Астафьева В. П. "Пролетный гусь")

19. Филь В. Н. Литературный вечер, посвященный памяти В. П. Астафьева // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 47–48. (Сценарий литературного вечера, посвященного В. П. Астафьева (1924-2001)

20. Холодяков И. В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2004. – N 4. – С. 15–18.  (Образ человека на войне в военной прозе второй половины 20 века: "Сашка" В. Кондратьева, "Сотников" В. Быкова, "Каратели" А. Адамовича, "Прокляты и убиты" В. Астафьева)

21. Холодяков И. В. Художественный и духовный мир "Другой прозы". Рассказ В. Астафьева "Людочка". XI класс / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2001. – N 2. – С. 41–42. (Урок по рассказу В. Астафьева "Людочка", являющемуся типичным для добротного русского реализма)

22. Холодяков И. В. Прокляты и убиты – или мертвые сраму не имут? XI класс / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2001. – N 8. – С. 35–37. (Роман В. Астафьева "Прокляты и убиты": нравственный, философский, художественный мир, открывающийся в романе)

23. Холомьев Н. Г. Розовый конь детства: рассказ В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой" в контексте повести "Последний поклон". VI класс / Н. Г. Холомьев // Литература в школе. – 2007. – N 5. – С. 40–42. (Тема детства в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой")

24. Цветова Н. С. "Над миром властвует смерть" / Н. С. Цветова // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 17–20. (Творческая история создания В. Астафьевым повести "Пастух и пастушка")

25. Чалмаев В. А. Исповедальное слово Виктора Астафьева / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2005. – N 5. – С. 10–15. (Биографический очерк и обзор творчества. Литературный анализ новеллы "Людочка", повестей "Веселый солдат", "Пастух и пастушка", романов "Печальный детектив", "Прокляты и убиты", рассказа "Бабушкин праздник")


К.Д.БАЛЬМОНТ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2018 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Гаричева Елена. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для обзорного урока в 11 классе по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству)

3. Дворяшина Н. А. "Страна детей" в творческом сознании русских символистов / Н. А. Дворяшина // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 7–12.  (Ребенок как знаковая фигура эпохи символизма. Образ ребенка оказался в центре творческих исканий поэтов Серебряного века. Мир детства привлек Д. Мережковского и З. Гиппиус, Ф. Сологуба и К. Бальмонта, Вяч. Иванова и А. Белого, Б. Зайцева и И. Шмелева, И. Бунина и Л. Андреева, А. Куприна и М. Горького, А. Ремизова и М. Цветаеву)

4. Евстигнеева Мария. Сценарий костюмированного бала (по циклу стихов К. Бальмонта "Фейные сказки", "С феей волшебного сада"). Vкласс / М. Евстигнеева // Литература в школе. –2001. – N 8. – С. 41–44. (Сценарий костюмированного бала по стихам К. Д. Бальмонта, разработанный в дополнение к программе изучения жизни и творчества поэта с 1 по 11 класс)

5. Есипенко Г. Н. Изучение сонета как жанра: VII класс / Г. Н. Есипенко // Литература в школе. – 2005. – N 8. – С. 29–33. (Урок литературы для 7 класса. Сонет как жанр лирической поэзии. Приведены тексты сонетов К. Бальмонта "Хвала сонету", И. Северянина "Бунин", И. Бунина "Апрель" и "В отъезжем поле", Н. Гумилева "Я конквистадор в панцире железном...")

6. Куприянова М. А. К. Бальмонт. "Золотая рыбка". V класс / М. А. Куприянова // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 6–7. (Урок для 5 класса. Обучение литературному анализу лирического произведения на примере стихотворения К. Бальмонта "Золотая рыбка")

7. Мочалина С. Л. Волшебство поэзии К. Д. Бальмонта. Материалы к уроку по изучению лирики Серебряного века. XI класс / С. Л. Мочалина // Литература в школе. – 2012. – N 8. – С. 18–20. (Жизненный путь и поэтическое творчество К. Бальмонта. Постижение особенностей творческой манеры поэта на примере нескольких стихотворений)

8. Невмирухо Н.Н. Русские поэты о природе. К.Бальмонт. "Снежинка". V класс / Н.Н.Невмирухо // Литература в школе. – 2018. – N 9. – С. 25–27. (В статье представлен урок, на котором учащиеся учатся вчитываться в стихотворный текст, анализировать его, видеть средства художественной выразительности, выражать свои мысли и чувства)

9. Петрова Т. С. Константин Бальмонт: "Где мой дом? " / Т. С. Петрова // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 6–12. (Обзор и литературный анализ творчества поэта Константина Бальмонта)

10. Хоменко К. П. Анализ стихотворения К. Бальмонта "Снежинка". V класс / К. П. Хоменко // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 40–41. (Урок литературы для 5 класса. Литературный анализ стихотворения "Снежинка". Художественное определение, метафора, олицетворение, эпитет)

11. Хромова С. Ю. Материалы к урокам о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта. V класс/ С. Ю. Хромова // Литература в школе. – 2002. – N 2. – С. 38–40. (Литературный анализ стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта "Мать", "Наряды феи", "Облачная лестница", "Посвящение", "Часы". Краткий биографический очерк, обзор творчества. Для уроков в 5 классе)

12. Черников А. Л. Мир как вечность и красота в поэзии К. Бальмонта / А. Л. Черников // Литература в школе. – 2015. – N 10. – С. 9–12. (В статье рассматриваются основные вехи творческого пути выдающегося поэта К.Д.Бальмонта. Выявляется проблемно-тематическая направленность его важнейших сборников и отдельных произведений, своеобразие поэтики и эстетических исканий)




А.В.ВАМПИЛОВ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Горохова Т. В. Встреча друзей Александра Вампилова: литературно-музыкальная композиция / Т. В. Горохова // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 43–45. (Сценарий литературно-музыкальной композиции)

2. Дубровина Л. П. Рассказ А. Вампилова "Финский нож и персидская сирень": VIII класс / Л. П. Дубровина // Литература в школе. – 2005. – N 3. – С. 42–43. (Материал для проведения сдвоенного урока литературы в 8 классе по "малой" прозе А. Вампилова)

3. Кленицкая И. Две пьесы Вампилова: XI класс / И. Кленицкая // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 33–34. (Анализ пьес А. В. Вампилова "Старший сын" и "Прошлым летом в Чулимске": внутренний мир действующих лиц, причины конфликтов между ними и пути их преодоления)

4. Кузьмина Н. Б. Семинар по пьесе А. Вампилова "Утиная охота": X класс / Н. Б. Кузьмина // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 33–34. (Изучение пьесы А. Вампилова "Утиная охота" в 10 классе)

5. Лыжина Н. Д. Александр Вампилов: литературный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения / Н. Д. Лыжина // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 42–44. (Сценарий литературного вечера: знакомство учащихся с фактами биографии писателя, его творчеством; мир духовных ценностей героев вампиловских пьес)

6. Нестерова Н. П. Пьеса А. В. Вампилова "Несравненный Наконечников": VII класс (по программе Т. Ф. Курдюмовой) / Н. П. Нестерова // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 39–40. (Знакомство с биографией драматурга. Постижение характера героя пьесы Вампилова. Важность обретения идеи жизни)

7. Михеева А. В. Нравственные проблемы в пьесе А. Вампилова "Старший сын": XI класс / А. В. Михеева // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 29–32. (Изучение пьесы А. Вампилова "Старший сын" в 11 классе)

8. Чернов Ф. К. Чистое сердце. Пьеса А. Вампилова "Старший сын": XI класс / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 27–29. (Урок-дискуссия в 11 классе по пьесе А. Вампилова)


М. А. Волошин.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Волошин Максимилиан Заклятье о русской земле / М. Волошин // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 14–16. (Стихотворение "Заклятье о русской земле", 1919 год. Иллюстрировано автопортретом М. Волошина и его живописными работами)

2. Волошин Максимилиан Из воспоминаний. Записи 1932 года / М. Волошин // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 1–3. (Воспоминания М. Волошина о школьных годах в Феодосии и некоторых других событиях)

3. Донская Д. А. "Максу я обязана... доверием к людям": М. Волошин и сестры Цветаевы / Д. А. Донская // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 6–7. (Об отношениях, сложившихся между Максимилианом Волошиным и сестрами Цветаевыми. Период с 1911 по 1917 гг)

4. Иванова О. А. Волшебство волошинской строки / О. А. Иванова // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 46–47. (Анализ стихотворения М. Волошина "Рождение стиха")

5. Киселева А. М. "Мне надо быть со всеми, кто окликает меня": Жизнь и творчество М. А. Волошина. XI класс/ А. М. Киселева // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 8–13. (Урок в 11 классе по творчеству М. А. Волошина)

6. Лейдерман Н. Л. Тема революции и гражданской войны в творчестве Максимилиана Волошина / Н. Л. Лейдерман // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 11–13. (Анализ творчества Максимилиана Волошина)

7. Попова Е. В. "Есть ценностей незыблемая скала". Духовные ценности в отечественной философии и литературе / Е. В. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 7. – С. 22–26. (Система духовных ценностей в творчестве русских писателей, поэтов (Пушкин А. С., Горький М., Волошин М., Толстой Л. Н., Шмелев И. С., Достоевский Ф. М., Булгаков М. А., Шукшин В. и др. ) и философов (Бердяев Н., Флоренский П., Соловьев В. С., Бахтин М., Розанов В. В. и др. ) : доброта, прощение, жалость, честь и т. д.

8. Семенов М. Д. "Каждый рождается дважды...": туркестанские странствия Максимилиана Волошина / М. Д. Семенов // Литература в школе. – 2012. – № 4. – С. 17–18. (Ссылка в Среднюю Азию, повлиявшая на духовное становление поэта М. Волошина.

9. Черкашина Марина "Дверь отперта. Переступили порог... " / М. Черкашина // Литература в школе. – 2002. – N 9. – С. 4–5. (Воспоминания периода начала 20 века о доме Максимилиана Волошина в Коктебеле и музее, организованном в этом доме)



А. С. Грибоедов.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2013 гг)
 

1. Алексеева Г. А. Размышления над жанром комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" / Г. А. Алексеева // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 9–10. (Урок по комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова по законам этого рода искусства)

2. Алпатова Т. А. "Магия слова" в художественном мире "Горя от ума" А. С. Грибоедова: статья первая / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2004. – N 8. – С. 2–7. (Художественная проблематика пьесы, философское значение индивидуального "языка" героев как основы личности. Подробный литературный анализ)

3. Алпатова Т. А. "Магия слова" в художественном мире "Горя от ума" А. С. Грибоедова: статья вторая / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 2–7. (Художественная проблематика пьесы, философское значение индивидуального "языка" героев как основы личности. Подробный литературный анализ)

4. Богачева А. Ф. "Я помню вальса звук прелестный... ": Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов. Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А.)

5. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина ("Горе от ума" и "Метель"): статья первая / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 2–7. (Сны как внутреннее видение души. (Особое значение снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны)

6. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина ("Горе от ума" и "Метель"): статья вторая / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 7–11. (Сны как внутреннее видение души. (Особое значение снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны)

7. Гапоненко П. А. Урок-спор по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума": IX класс / П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 27–30. (Авторская позиция А. С. Грибоедова в "Горе от ума", нравственные идеалы поэта, его отношение к главному герою)

8. Клеменова Е. Н. Психологизм комедии А. С. Грибоедова "Горя от ума". IX класс / Е. Н. Клеменова // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 24–26. (Психологический анализ образов героев пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума")

9. Кунарев А. А. "... И в карты не садись: продаст". Из комментариев к "Горю от ума" Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 20–21. (О смысле лексемы "продажа" в "Горе от ума" Грибоедова с привлечением обширного историко-литературного материала)

10. Кунарев А. А. Кого пригрел Фамусов: из комментариев к "Горю от ума" А. С. Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 13–15. (О смысле лексемы "безродный" в "Горе от ума" Грибоедова)

11. Кунарев А. А. "Не надо называть, узнаешь по портрету... ": из комментариев к "Горю от ума" А. С. Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 14–18. (Биография и портрет графа Ф. И. Толстого – прототипа многих героев русской классической литературы)

12. Марченко Н. А. Александр Сергеевич Грибоедов / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 6–7. (Биографический очерк об А. С. Грибоедове)

13. Никитин О. В. "Горе от ума" А. С. Грибоедова: комментарий / О. В. Никитин // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 44–45.

14. Радомская Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова / Т. И. Радомская // Литература в школе. м 2007. – N 10. – С. 11–13. (Образ читающего человека в художественном мире А. С. Грибоедова: пьесах "Горе от ума" и "Студент", статье "Письмо из Бреста Литовского к издателю")

15. Роговер Е. С. Заключительный урок по изучению "Горя от ума" А. С. Грибоедова. Сценическая жизнь комедии / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 11–13. (О театральной жизни комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". О трактовках произведения и образов героев разными театрами, актерами)

16. Тодоров Л. В. Драматургический стих Грибоедова / Л. В. Тодоров // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 7–11. (Комическое, ироническо-патетическое обличение людей, общественных порядков, безнравственности и низости в драме А. С. Грибоедова "Горе от ума")

17. Шелестова З. А. Выразительное чтение драматических произведений / З. А. Шелестова // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 47–48. (Об одном из эффективных видов работы над литературным произведением – драматизации текста, о трех направлениях в этой работе. На примере отрывков из "Дубровского" А. С. Пушкина и "Горе от ума" А. С. Грибоедова)


Г.Р.Державин.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2013 гг)
 

1. Ежова А. М. Обучение сочинению: V–VII класс / А. М. Ежова // Литература в школе. – 2002. – N 5. – С. 46. (В помощь старшеклассникам в написании сочинения. Пример одного занятия спецкурса "Творческая мастерская" в 7 классе на тему "Сочинение по мотивам стихотворения Г. Р. Державина "Гром")

2. Замостьянов А. Автор оды «Фелица» – наш современник. К 270-летию со дня рождения Г.Р.Державина (1743 – 1816) / А. Замостьянов // Литература в школе. – 2013. – N 6. – С. 2–4. (Ода «Фелица» – одно из центральных произведений Г.Р.Державина. Изучая эту оду, мы открываем мир политических и эстетических споров России екатерининского времени. Подробного разбора заслуживает позиция автора в этом произведении. Сатирические мотивы у Державина переходят в искреннюю исповедь, ироническое соседствует с серьёзным.)

3. Зуев Н. "Языком сердца говорил…" Стихотворение Г. Р. Державина "Лебедь" / Н. Зуев // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 23–25. (Анализ стихотворения Державина "Лебедь")

4. Красников Г. Н. Неудержимый Державин (1743-1816) / Г. Н. Красников // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 2–7. (Роль Гаврилы Романовича Державина в русской литературе; высказывания современников о поэте; гражданственность поэзии)

5. Ларкович Д. В. Стихотворение Г. Р. Державина "Евгению. Жизнь Званская": опыт целостного анализа / Д. В. Ларкович // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 4–7. (Анализ стихотворения Державина "Евгению. Жизнь Званская*": Державин организует свой художественный мир по принципу, который условно может быть назван принципом динамического многообразия в единстве; в стихотворении окончательно осуществляется синтез разных жанровых моделей действительности (горацианской оды, послания и идиллии) на основе их равноправия и взаимодополнения)

6. Лукьянчикова Н. В. "Вечный памятник" Г. Р. Державина. IX класс / Н .В. Лукьянчикова // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 37–38. (Роль поэта в обществе, гордость человека за сделанное им в течение жизни в стихотворении Г. Р. Державина "Вечный памятник". Литературный анализ произведения. Сопоставление "Вечного памятника" Г. Р. Державина и перевода оды Горация "К Мельпомене", сделанного М. В. Ломоносовым)

7. Федосеева Т. В. О драматических произведениях Г. Р. Державина / Т. В. Федосеева // Литература в школе. – 2006. – N 7. – С. 40–42. (О своеобразии поэтического мировидения Гавриила Романовича Державина: как религиозное чувство Державина выразилось в ряде драматических произведений, написанных в 1800-1810-х гг. Для анализа выбраны театральное представление с музыкой "Добрыня" (1804), героическое представление с хорами и речитативами "Пожарский, или Освобождение Москвы!" (1814), трагедия "Ирод и Мариамна" (1807), опера "Эсфирь" (1814)


В. А. Жуковский.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Алексеева Т. Н. "Открой мне глубокую тайну твою... ": сравнительный анализ элегии В. А. Жуковского "Море" и стихотворения А. С. Пушкина "К морю" / Т. Н. Алексеева // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 26–29. (Материал к уроку литературы в 9 классе, подготавливающего к написанию сочинения – сравнительного анализа элегии В. А. Жуковского "Море" и стихотворения А. С. Пушкина "К морю")

2. Воеводина Е. Н. В. А. Жуковский в контексте живописи первой половины XIX века / Е. Н. Воеводина // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 18–20. (Взаимовлияние В. А. Жуковского и художников первой половины XIX в. С. Щедрина, В. Тропинина, О. Кипренского, А. Венецианова)

3. Казакова С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 15–17. (Портреты В. А. Жуковского-романтика, созданные Кипренским, Рейтерном, Брюлловым. Связь запечатленного образа с реальным)

4. Кармановская Л. "Перчатка" Фридриха Шиллера в переводах В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. VII класс  / Л. Кармановская // Литература в школе. – 2001. – N 8. – С. 38–40. (Баллада как литературный жанр. Особенности художественного перевода на примере сопоставления двух текстов. Теория стихосложения)

5. Кичева Н. А. Баллада В. А. Жуковского "Светлана". Сон или явь? VI класс / Н. А. Кичева // Литература в школе. – 2003. – N 7. – С. 39. (Материал для подготовки и проведения урока литературы в 6 классе по балладе В. Жуковского "Светлана")

6. Косилова О. И. Баллада В. А. Жуковского "Кубок": V класс / О. И. Косилова // Литература в школе. – 2006. – N 1. – С. 43–44. (Урок внеклассного чтения для 5 класса, знакомство учащихся с жанровыми особенностями баллад, понятием стихотворной строфы, помощь в осмыслении трагизма содержания баллады В. А. Жуковского "Кубок", развитие ассоциативного мышления)

7. Кунавина О. В., Мяленко О. И. "Лесной царь" В. А. Жуковского: VII класс / О. В. Кунавина, О. И. Мяленко // Литература в школе. – 2010. – N 7. – С. 36–38. (Использование прозаического перевода Цветаевой, музыки Шуберта на уроке помогают учащимся понять специфику жанра баллады, своеобразие музыкального и поэтического воплощения одной темы)

8. Марченко Н. А. "Любимец нежных муз" В. А. Жуковский / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 2001. – N 1. – С. 8–11. (Краткий биографический очерк и обзор творчества В. А. Жуковского.)

9. Никульцева В. В. О недвижимости человеческого счастья: Повесть В. А. Жуковского "Ундина" / В. В. Никульцева // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 16–18. (Литературный анализ повести В. А. Жуковского "Ундина")

10. Озеров Ю. А. Анализ стихотворений В. А. Жуковского "Море", "Невыразимое". IX класс/ Ю. А. Озеров // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 39–43. (Два стихотворения В. А. Жуковского: образец элегической поэзии "Море" и произведение, являющееся литературным манифестом, программным произведением Жуковского-романтика – "Невыразимое")

11. Озеров Ю. А. Человек и природа в лирике В. А. Жуковского / Ю. А. Озеров // Литература в школе. – 2001. – N 1. – С. 12–15. (О пейзажной лирике в творчестве В. А. Жуковского)

12. Филонова Ю. А. Сказка В. А. Жуковского "Спящая царевна": V класс / Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 33–37. (Сравнительный анализ литературной сказки В. А. Жуковского "Спящая царевна" с немецкой народной сказкой "Шиповничек", опубликованной братьями Гримм)

13. Филонова Ю. А. Изучение жанра баллады: VI класс / Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2010. – N 7. – С. 41–44. (Система уроков по изучению баллад)


Н. М. Карамзин.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Алпатова Т. А. Повествователь-герои-читатель на страницах повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 2–6. (О художественной манере Н. М. Карамзина, проявившейся в повести "Бедная Лиза", заключающейся в сочетании нескольких линий (повествователь-герои-читатель) и составляющих три центра ее поэтики, о пасторальной подпочве сюжета "Бедной Лизы")

2. Алпатова Т. А. "История души человеческой" в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)

3. Блинова З. В. Вечная бедная Лиза: опыт прочтения повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". IX класс / З. В. Блинова // Литература в школе. – 2005. – N 1. – С. 29–30. (Материал для проведения трех уроков по повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза")

4. Елисеева Т. К. Вечная тема "маленького человека" / Т. К. Елисеева // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 31–33. (Литературный анализ произведения Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" с точки зрения нравственных ценностей различных сословий)

5. Зюма Т. А. Пробуждать "чувства добрые" / Т. А. Зюма // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 9–11. (Урок литературы по произведению Н. Карамзина "Бедная Лиза")

6. Иванова Е. А. Путь к сердцу / Е. А. Иванова // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 12–15. (Урок литературы по произведению Н. Карамзина "Бедная Лиза")

7. Калинина И. В. "И крестьянки любить умеют... ": Н. М. Карамзин. "Бедная Лиза". XI класс / И. В. Калинина // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 5–8. (Распределение учебного материала по произведению Н. Карамзина "Бедная Лиза" в 9 классе базовой программы и в классах с углубленным изучением литературы)

8. Карамзин Н. М. Из предисловия к "Истории государства Российского": Фрагменты / Н. М. Карамзин // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 1–2. (Н. Карамзин об истории)

9. Карамзин Н. М. Что нужно автору?: Фрагменты / Н. М. Карамзин // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 2. (О литературном творчестве)

10. Марченко Н. А. Карамзин Николай Михайлович. 1766-1826 / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 2002. – N 7. – С. 3–4. (Краткий биографический очерк и обзор творчества русского писателя Н. Карамзина)

11. Мурашова О. А. Трагедия бедной Лизы. Урок по повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза": IX класс / О. А. Мурашова // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 28–31. (Своеобразие сентиментальной повести Карамзина, причины гибели главной героини, психологические характеристики героев)

12. Нестерова Т. П. Историзм в русской поэзии первой половины XIX века. Сказочно-богатырский герой // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 8–11. (Обзор русской поэзии конца 18 – начала 19 веков, характеризующейся особым интересом к отечественной истории. От одного из основателей жанра сказочно-богатырской поэзии Н. М. Карамзина до произведений А. С. Пушкина)


М.В.ЛОМОНОСОВ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Дружинина Т. В. "Я знак бессмертия себе воздвигнул...": Конкурс знатоков. IХ–ХI классы / Т. В. Дружинина // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 13–15. (Сценарий конкурса знатоков для школьников 9-11 класса. О жизни и деятельности М. В. Ломоносова)

2. Жителева Ж. И. Изучение отрывка из оды  М. В. Ломоносова: VII класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев  // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 32–33. (Урок-анализ оды Ломоносова)

3. Жителева Ж. И. Стихотворение М. В. Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру": V класс / Ж. И. Жителева , В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 7. – С. 36–38. (Изучение поэзии М. В. Ломоносова в V классе)

4. Замостьянов А. Открылась бездна! Читаем Ломоносова / А. Замостьянов // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 4–6. (Анализ двух произведений Ломоносова в контексте мировоззрения автора и в контексте эпохи)

5. Корниенко Е. Р. "Дыханьем Родины храним...": Уроки по изучению жизни и творчества М. В. Ломоносова". VII–IX классы / Е. Р. Корниенко // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 8–12. (Роль М. В. Ломоносова в области русского языка и литературы. Описание урока)

6. Лихачев С. В. Надписи от Ломоносова до Чехова / С. В. Лихачев // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 9–12. (О классической русской литературе 18-19 веков. Цель: стимулировать внимание учащихся к текстам классики)

7. Макарова С. А. "Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов..." / С. А. Макарова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 2–6. (М. В. Ломоносов как поэт, ученый, филолог, поэтическая практика которого утвердила в русской словесности силлабо-тоническое стихосложение, самое распространенное до настоящего времени)

8. Максимук В. М. "Неиссякаемый свет души роднит писателя с великим ученым": Читаем сказ Б. Шергина "Слово о Ломоносове". IX класс / В. М. Максимук // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 4–7. (Темы для сравнительного анализа сказа Б. Шергина "Слово о Ломоносове". Сказ как предмет исследования на уроке словесности. Ломоносов как поэт и реформатор)

9. Романова Г. И. Библейские истоки "размышлений" М. В. Ломоносова / Г. И. Романова // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 12–14. (Библейские мотивы и образы в духовных одах М. В. Ломоносова)

10. Шергин Б. Слово о Ломоносове: Фрагменты / Б. Шергин // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 1–4. (Фрагмент о детстве М. В. Ломоносова)

11. Федотов О. И. Реформа Тредиаковского-Ломоносова и московские достопримечательности / О. И. Федотов // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 2–4. (Реформы русского стихосложения 19 века на фоне ярких реалий Москвы и драматических судеб участников этих реформ)


О.Э.МАНДЕЛЬШТАМ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2018 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для проведения обзорного урока по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству. Для 11 классов)

3. Иванов Г. Петербургские зимы. Из воспоминаний о Серебряном веке / Г. Иванов // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 1–5. (Воспоминания Г. Иванова о поэтах Серебряного века, с которыми он был знаком лично: Гумилев, Мандельштам, Ахматова)

4. Нянковский М. А. Как "Слово о полку", струна моя туга...: Поэзия Осипа Мандельштама. XI класс / М. А. Нянковский // Литература в школе. – 2002. – N 2. – С. 25–29. (Уроки литературы в 11 классе по творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама)

5. Степанова Г. И. Щегол – птица певчая: о стихотворении О. Мандельштама "Мой щегол, я голову закину... " / Г. И. Степанова // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 21–23. (Анализ стихотворения Осипа Мандельштама)


В. В. МАЯКОВСКИЙ.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. В. В. Маяковский и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Демонстративные материалы // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 48.

2. Аникина О. А. Стихотворение В. В. Маяковского "Послушайте!": VIII класс / О. А. Аникина // Литература в школе. – 2006. – N 1. – С. 38–40. (Тема одиночества и трагический конфликт лирического героя с миром в стихотворении В. В. Маяковского "Послушайте!" (1914 г. ) и других произведениях этого периода. Литературный анализ)

3. Виноградова М. М. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается: композиция по произведениям поэта / М. М. Виноградова, З. Н. Сафина // Литература в школе. – 2004. – N 7. – С. 42–46. (Сценарий школьного спектакля по произведениям В. В. Маяковского)

4. Дядичев В. Н. "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой" В. В. Маяковского: заметки текстолога / В. Н. Дядичев // Литература в школе. – 2004. – N 6. – С. 16–21. ( В октябре – ноябре 1928 года В. Маяковским создана поэтическая дилогия "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой". Хронология поездки поэта во Францию, в Париж и Ниццу, где были написаны стихи. Анализ произведений. Биографические сведения)

5. Житилева Ж. И. Стихотворение В. В. Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче": опыт комментированного чтения. VII класс / Ж. И. Житилева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2005. – N 12. – С. 38–40. (Материал для проведения урока литературы в 7 классе)

6. Локтионова Н. П. "... Слово смело пошло за живописью": поэзия футуристов и авангардная живопись. XI класс / Н. П. Локтионова // Литература в школе. – 2007. – N 7. – С. 28–31. (Взаимодействие литературы с живописью на примере русской культуры конца 19-начала 20 веков, т. е. периода Серебряного века)

7. Мошинская Р. Н. Владимир Маяковский: два стихотворения. / Р. Н. Мошинская // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 18–21. (Тесная связь стихотворений Маяковского с предшествующей классической литературой XIX века: образы дня и ночи у Тютчева и Ломоносова, сочувствие к избиваемой лошади у Некрасова, Достоевского)

8. Сарычев В. А. "... Боюсь – за вас и сам, – чтоб не обмелели наши души...": этический идеал Маяковского и революционная действительность / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 2–7. (Тема революции в творчестве Маяковского)

9. Сарычев В. А. "... Боюсь – за вас и сам, – чтоб не обмелели наши души... ": этический идеал Маяковского и революционная действительность / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 16–20. (Тема поэта и поэзии, концепция человека в творчестве Маяковского. Литературный анализ пьесы "Клоп")

10. Сычев Б. П.  В. В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям": анализ стихотворения. VII класс / Б. П. Сычев // Литература в школе. – 2004. – N 8. – С. 37–39. (Урок-исследование по литературе для 7 класса: метод сообщающей беседы в сочетании с эвристической и поисковой деятельностью учащихся. Подробный литературный анализ стихотворения В. В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям")

11. Урбан В. В. Поэт звезд: о стихотворении В. Маяковского "Ночь" / В. В. Урбан // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 45–46. (Особенности лирического героя раннего Маяковского)

12. Цыганова М. Н. Футуризм: поэзия и живопись: В. Маяковский. "Послушайте! " / М. Н. Цыганова // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 28–30. (Интегрированный урок литературы в 11 классе по изучению поэзии В. Маяковского)

13. Шолпо И. Л. Стихотворение Владимира Маяковского "Послушайте!": VII класс / И. Л. Шолпо // Литература в школе. – 2004. – N 5. – С. 31–33. (Два урока литературы в 7 классе, посвященных стихотворению В. В. Маяковского "Послушайте!")

14. Шпак Т. В. Стихотворение В. В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям": VII класс / Т. В. Шпак // Литература в школе. – 2005. – N 12. – С. 40–41. (Литературный анализ стихотворения)


А. Н. Островский.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Герасимова Н. Н. Урок по драме А. Н. Островского "Бесприданница": из опыта составления опорного конспекта. X класс / Н. Н. Герасимова // Литература в школе. – 2006. – N 9. – С. 31–33. (Урок по драме А. Н. Островского "Бесприданница". Составление опорного конспекта)

2. Грачева И. В. Художественная деталь в пьесе А. Н. Островского "Гроза": К 180-летию со дня рождения А. Н. Островского / И. В. Грачева // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 16–20. (Литературный анализ пьесы. Рассматриваются яркие художественные образы: река Волга, гроза, фольклорные параллели, песни)

3. Дьяченко О. А. Антитеза в пьесе А. Н. Островского "Лес": Х класс / О. А. Дьяченко // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 32–34. (Купеческая среда в пьесе А. Н. Островского "Лес". Прием антитез и контрастов. Урок  литературы в 10 классе)

4. Ермолаева Н. Л. О культуре героев пьесы А. Н. Островского "Бесприданница" / Н. Л. Ермолаева // Литература в школе. – 2006. – N 9. – С. 11–13. (Постижение культуры разных сословий в пьесе А. Н. Островского "Бесприданница" через характеры персонажей пьесы как представителей купечества, мещанства)

5. Журавлева А. И. Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи: К 180-летию со дня рождения А. Н. Островского / А. И. Журавлева // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 11–16. (Взгляды А. Н. Островского на задачи театра, на его роль в культуре. Социокультурная ситуация 50-60 годов 19 века. Идея Островского создать внесословный общенациональный театр. Анализ пьес драматурга)

6. Зарубина Л. И. Лица и маски: Внеклассное чтение с элементами театрализации по пьесе А. Н. Островского "Лес" / Л. И. Зарубина // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 41–46. (Урок внеклассного чтения с элементами театрализации по творчеству А. Н. Островского. Особенности театрализованных уроков)

7. Коровина Р. Н. Русские народные песни в сказке А. Н. Островского "Снегурочка" и в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова: Урок внеклассного чтения. VIII класс / Р. Н. Коровина // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 47 –48. (Урок внеклассного чтения, посвященного русским песням как лирической основе пьесы-сказки и оперы "Снегурочка")

8. Лебедев Ю. В. О национальном своеобразии драматургии А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 2–7. (Особенности драматургии А. Н. Островского, как представителя русской национальной драматургии, в сопоставлении с западноевропейской)

9. Лебедев Ю. В. О финале "Грозы" А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2005. – N 5. – С. 19–21. (Тема греха в драме Островского "Гроза". Литературный анализ финальной сцены пьесы)

10. Роговер Е. С. "Лес", комедия А. Н. Островского / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2006. – N 9. – С. 6–10. (Литературный анализ образов героев пьесы А. Н. Островского "Лес": Гурмыжской, Милонова, Бодаева, Аксюши, Счастливцева и Несчастливцева. Сатирические краски комедии, лирическая линия)

11. Роговер Е. С. Драма А. Н. Островского "Бесприданница" / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2011. – N 4. – С. 9–14. (Архитектоника пьесы А. Н. Островского "Бесприданница", новый метод изображения человека в ней, связь с более ранней "Грозой")

12. Хромова С. Ю.  А. Н. Островский в Щелыкове: Урок-путешествие. Х класс / С. Ю. Хромова // Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 39–41. (Урок по творчеству А. Н. Островского с использованием музыки и живописи русских художников и композиторов)

13. Щеблыкин И. П. Об основном конфликте драмы "Гроза" А. Н. Островского / И. П. Щеблыкин // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 21–23. (Размышления автора статьи над вопросом о том, что было причиной самоубийства Катерины – протест или избавление от мук душевных?)


Б. Л. Пастернак.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Воропаева Н. А.  Стихотворение  Б. Пастернака «Снег идет». XI класс / Н. А. Воропаева // Литература в школе. – 2012. – N 2. – С. 25– 27. ("Диалектика души" природы и человека на примере стихотворения Пастернака)

3. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для проведения обзорного урока по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству. Для 11 классов)

4. Занковская Л. В. С. Есенин и Б. Пастернак в контексте русской литературы ХХ века / Л. В. Занковская // Литература в школе. – 2005. – N 12. – С. 13– 19. (Творческие судьбы двух поэтов С. А. Есенина и Б. Л. Пастернака и их особое место в истории русской и мировой литературы)

5. Лилеева А. Г. К истории названия романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго": лингвострановедческий аспект / А. Г. Лилеева // Литература в школе. – 2018. – № 7. – С. 18 – 20.

6. Пастернак Б. Зимние праздники / Борис Пастернак // Литература в школе. – 2012. – № 1. – 4-я с. обл.

7. Пташник Л. Н. Леонид и Борис Пастернаки. Художественный мир отца и сына: к 145-летию со дня рождения Л. Л. Пастернака / Л. Н. Пташник // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 14– 20. (Биографический очерк о семье Пастернаков)

8. Пташник Л. Н. С. Тема природы в стихотворении  Б. Пастернака "Иней". Материал для урока  / Л. Н. Пташник  // Литература в школе. – 2012. – N 2. – С. 18–19. (Таинственная гармония засыпающей природы, ее обновление в стихотворении)

9. Сарычев В. А. "Ересь неслыханной простоты". Художественная этика поэзии Бориса Пастернака / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2012. – N 12. – С. 8–11. (Анализ поэзии и прозы Пастернака в свете этической программы писателя, базирующейся на идее непосредственности "живой жизни". Противоречие с "жизнетворческими" устремлениями русской классики и максимами христианской морали.)

10. Танкова Н. С. Письмо, написанное не по правилам: по роману Б. Пастернака "Доктор Живаго". XI класс / Н. С. Танкова // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 25–26 (Урок литературы в 11 классе по роману Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго". Анализируется прощальное письмо Тони к Юрию Живаго)

11. Учамбрина И. А. Печальные и сладостные звуки: литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 41–43.

12. Хакимова Ж. Ф. "Зимняя ночь" Бориса Пастернака: опыт постижения художественного мира / Ж. Ф. Хакимова  // Литература в школе. – 2010. – N 8. – С. 20– 22. (Художественный мир стихотворения "Зимняя ночь", контекстные связи с романом "Доктор Живаго". Образы-лейтмотивы стола, свечи и метели)


В. Г. Распутин.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2017 гг)
 

1. Андреева И. В. Э. Хемингуэй... А. Платонов... В. Распутин...?: опыт сопоставительного анализа рассказа А. Платонова "Третий сын" и повести В. Распутина "Последний срок". ХI класс / И. В. Андреева // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 34–36. (Сопоставление судеб, взглядов на жизнь, суждений о жизни, устойчивых мотивов творчества трех великих писателей 20 века)

2. Барышева О. А. Тема духовной связи поколений в рассказе В. Г. Распутина "В ту же землю... " / О. А. Барышева // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 6–9. (Литературный анализ рассказа В. Г. Распутина "В ту же землю...": тема духовной связи поколений, основная идея, образы, герои, звуковая нагрузка, несобственно-прямая речь в произведении)

3. Барышева О. А. Народно-поэтические мотивы в повести В. Распутина "Прощание с Матерой" / О. А. Барышева // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 2–5. (Образ родной земли, тема деревни, образ воды в повести В. Распутина "Прощание с Матерой")

4. Бражников И. Л. Время, история и вековечность в произведении В. Распутина "Прощание с Матерой" / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 21–23. (Проблемы истории и времени в произведении В. Распутина "Прощание с Матерой": различия в течении времени на материке и на острове, "убыстрение" времени в перспективе "конца света" вплоть до "исчезновения" времени)

5. Быков Л. П. О названиях произведений Валентина Распутина / Л. П. Быков // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 16–17. (Название литературного произведения как его сжатое содержание. Анализ названий произведений В. Г. Распутина)

6. Влащенко В. И. "Дорога совести" в произведениях Валентина Распутина и Анны Неркаги / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 9–14. (Общие темы (тема гибели патриархальной традиционной жизни русского крестьянства и ненецкого народа) и общая проблема (проблема взаимоотношений и преемственности поколений, проблема отцов и детей) в творчестве писателей Валентина Распутина и ненецкой писательницы Анны Неркаги)

7. Ганина Л. С. "Помочь человеку, дохнуть на него... теплом и добром": рассказ В. Распутина "В больнице" / Л. С. Ганина // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 41–42. (Тема больной, но живой и наполненной добром и ждущей добра души русского человека в рассказе В. Распутина "В больнице". Материал для проведения урока литературы)

8. Граблина Н. В. Живые родники юности. По рассказу В. Распутина "Женский разговор": ХI класс / Н.В.Граблина // Литература в школе. – 2012. – № 3. – С. 22–24. (Проблема связи поколений на материале рассказа В.Распутина)

9. Граблина Н. В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" / Н. В. Граблина // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 37–40. (Урок по повести Валентина Распутина "Самостоянье человека – залог величия его" в форме учебного диалога)

10. Грицак О. А. Судьба русской деревни: повесть В. Г. Распутина "Пожар". XI класс / О. А. Грицак // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 29–30. (Методическая разработка урока литературы в 11 классе)

11. Жегалина Н. С. Образ неба в произведениях В.Распутина / Н. С. Жегалина // Литература в школе. – 2012. – № 6. – С. 22–24. (Философская многозначность образа неба и поэтическая красота языка Распутина на примере нескольких произведений)

12. Игнатьева А. В. Всегда ли оправдана "милость к падшим"?: повесть В. Г. Распутина "Живи и помни" / А. В. Игнатьева // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 31–32. (Цель урока: постижение духовно-нравственных исканий Распутина, нашедших отражение в повести "Живи и помни"; создание условий для осмысления учащимися современных общественных явлений с точки зрения нравственности)

13. Карсалова Е. В. Русский дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний: И. С. Шмелев. "Лето Господне", М. А. Булгаков. "Белая гвардия", Ф. А. Абрамов. "Дом", В. Г. Распутин. "Изба" / Е. В. Карсалова // Литература в школе. – 2004. – N 9. – С. 32–39. (Воплощение темы Дома в творчестве И. С. Шмелева, М. А. Булгакова, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина. Материал для урока литературы в 11 классе)

14. Кишенина В. Н. "Чтобы мир не скудел без людей...": урок-беседа по повести В. Г. Распутина "Последний срок". XI класс / В. Н. Кишенина // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 33–34. (Духовная красота русской женщины-крестьянки, тема взаимосвязи поколений в повести, нравственные уроки произведения)

15. Лобова В. М. "Через три дня Лидия Михайловна уехала". Почему?: урок-педсовет по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского" / В. М. Лобова // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 40–41. ( Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского": истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни)

16. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства / Н. П. Локтионова, Г. В. Забинякова // Литература в школе. – 2009. – N 9. – С. 40–45. (Проблемы нравственности в произведениях современной литературы В. Распутина, В. Солоухина, Ф. Искандера, Ю. Яковлева, В. Драгунского. Для 5-6 классов средней школы)

17. Манина Р. И. Валентин Григорьевич Распутин: литературная гостиная / Р. И. Манина // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 41–45. (Сценарий литературного мероприятия по творчеству В. Г. Распутина)

18. Мартыновская О. М. Повесть В. Г. Распутина "Живи и помни": X класс / О. М. Мартыновская // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 34–36. (Из истории создания повести, литературный анализ произведения. Материал для урока литературы в 10 классе)

19. Михайлова В.И. "Добро, возвращённое людям". Урок по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского". VIII класс / В. И. Михайлова // Литература в школе. – 2017. – N 7. – С. 29–35. (Урок-обобщение по рассказу В.Распутина представляет собой диалог школьников, в основе которого – интерпретация литературного произведения)

20. Мешалкин А. Н. Земля, дом, семья в русской прозе второй половины XX века / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. – 2009. – N 6. – С. 2–5. (Понятия дома, семьи, труда, земли как база художественного метода писателей В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова)

21. Романова Г.И. "Когда звучит в тебе русское слово...": художественная речь и речевое действие в повести В. Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" / Г.И.Романова // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 17–18.

22. Чалмаев В. А. "Откройте русскому человеку русский "Свет": Валентин Григорьевич Распутин / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2005. – N 9. – С. 2–8. (Обзор творческого пути Валентина Распутина. Подробный литературный анализ повестей "Последний срок", " Живи и помни", " Прощание с Матерой" и "Пожар")

23. Чалмаев В. А. "Молений и молний взаимная сила...": о новой повести В. Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2004. – N 6. – С. 22–24. (Мотивы безостановочного пожара, отчаяния людей, разрушения России в повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана". Литературный анализ произведения)

24. Черников А. П. Уроки духовности. Повесть В. Распутина "Прощание с Матёрой" на уроках литературы / А. П. Черников // Литература в школе. – 2012. – № 6. – С. 2–6. (Формы и способы изучения проблематики и художественного своеобразия повести В.Распутина. Материал для учителя, вопросы и задания для учащихся, список рекомендуемой литературы)

25. Чмирь О. Б. "Он умный и внимательный смотритель русской жизни": рассказ В. Г. Распутина "Нежданно-негаданно" / О. Б. Чмирь // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 30–32. (Литературный анализ рассказа. Методическая разработка урока для 9 класса)

26. Шапошникова В. В. Героиня повести В. Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" / В. В. Шапошникова // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 21–23. (Раскрытие характера героини повести "Дочь Ивана, мать Ивана")


Н. М. Рубцов.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2017 гг)
 

1. Белоусов И. "Поэты – все единой крови..." / И. Белоусов // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 47–48. (Сценарий школьного литературного вечера. Содержатся биографические сведения о поэте, анализ лирической поэзии)

2. Глушаков П. "С душою светлою, как луч...": из наблюдений над лирикой Николая Рубцова / П. Глушаков // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 9–14. (Мотивы лирики Н. М. Рубцова. Мотив души, символика света и цвета в стихах Рубцова. Литературный анализ произведений)

3. Егорова Л. Н. Тема Родины в лирике Дона-Аминадо и Николая Рубцова. Первые попытки сопоставительного анализа. V класс / Л. Н. Егорова // Литература в школе. – 2012. – N 11. – С. 33–35. (Урок, на котором поэтапно анализируются и сравниваются два стихотворения: образы лирических героев, роль изобразительных средств и авторская позиция. Пятиклассники знакомятся с такими понятиями, как "малая родина" и "большая Родина")

4. Кожинов В. Николай Рубцов / В. Кожинов // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 2–8. (Обзор творчества поэта Николая Михайловича Рубцова (1936-1971). К 70-летнему юбилею со дня рождения)

5. Корешкова О. М. "Поверьте мне: я чист душою…" Вечер памяти Н. М. Рубцова / О. М. Корешкова // Литература в школе. – 2012. – N 12. – С. 33–36. (Урок-память о поэте, своеобразная встреча старшеклассников с певцом, прославлявшим свою "тихую родину", его друзьями-воспитателями и писателями. Действие происходит в северной избе зимним вечером, в которую преображается классная комната)

6. Мовнар И.Н. Поэт и родина в лирике Н. М. Рубцова. Методические материалы к урокам-практикумам. V-VII классы / И. Н. Мовнар // Литература в школе. – 2017. – N 9. – С. 20–22. (Статья посвящена проблеме формирования читательской компетенции обучающихся на уроках по творчеству Н.М.Рубцова в основной школе. Рассматриваются приёмы работы с заглавным образом лирического текста)

7. Нестерова Н. П. "... Простота, не знающая границ". Н. Рубцов – о братьях наших меньших / Н. П. Нестерова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 19–20. (Анализ поэзии Н. Рубцова о животных; связь стихотворений с биографией поэта)

8. Нечаев В. Н. Литературный вечер, посвященный творчеству Н. М. Рубцова / В. Н. Нечаев // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 45–47. (Сценарий школьного литературного вечера. Содержатся биографические сведения о поэте, анализ лирической поэзии)

9. Основина Г. А. "Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи": о стихотворении Николая Рубцова "Видения на холме" / Г. А. Основина // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 15–18. (Литературный анализ стихотворения "Видения на холме", опубликованного при жизни поэта в сборнике "Звезда полей" (М.: Советский писатель, 1967). Приведен полный текст стихотворения)

10. Рубцов Н. Русский огонек: Стихотворение // Литература в школе. – 2001. – N 3. – С. 16. (Стихотворение Николая Рубцова "Русский огонек")

11. Садулаева Р. К. Лирический герой Николая Рубцова: опыт читательской интерпретации / Р. К. Садулаева // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 32-35. (Описание урока литературы для 11 класса, одна из целей которого – познакомить учащихся с поэзией Н. Рубцова. Особенностями лирики поэта являются максимальная приближенность лирического героя к автору, простота изобразительных средств, поэтическая светопись. Приводится черновой вариант стихотворения "Тихая моя родина")

12. Саржан Л. И. Знакомство с Н. М. Рубцовым: VI класс / Л. И. Саржан // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 27–30. (Урок литературы, посвященный творчеству Н. М. Рубцова, особенностям его творческого пути, жизни его стихотворений в других видах искусства: музыке, живописи. Для 8 класса)

13. Тимашова Л. В. Ключевые слова поэзии Николая Рубцова. К 80-летию поэта / Л. В. Тимашова // Литература в школе. – 2016. – N 1. – С. 21–22. (В статье представлен актуальный приём школьного литературного анализа - нахождение ключевых слов художественного произведения - на примере программных стихотворений Н.М. Рубцова. Ключевые слова представлены как основа восприятия и понимания текста. Они могут рассматриваться во взаимосвязи в контексте всего творчества автора, а в данном случае - и как ключевые слова русского менталитета)

14. Трунин А. В. Диалог художественных миров. Николай Рубцов и Виктор Попков / А. В. Трунин // Литература в школе. – 2001. – N 3. – С. 4–8. (Сходство художественных миров поэтов Н. Рубцова и В. Попокова. Объединяющая их творчество связь с землей и народом, трагически почти совпадающие рамки жизни: В. Попоков (1932-1974), Н. Рубцов (1936-1971), и очевидное портретное сходство)

15. Тюрморезова С. А. Возвращение к духовным истокам / С. А. Тюрморезова // Литература в школе. – 2006. – N 2. – С. 36–39. (Об осознании смысла и значения уроков русского языка и литературы, о поиске методов и приемов, которые помогут педагогам сделать эти уроки прочной основой духовной высоты личности. Содержатся тексты стихотворений Н. М. Рубцова "Доволен я буквально всем!" и М. Ю. Лермонтова "В минуту жизни трудную...")

16. Чалмаев В. А. "Горница" Николая Рубцова: Тема преодоления бездомности – растущей беды России в XXI веке / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 16–20. (Литературный анализ стихотворения Н. Рубцова "В горнице", а также особенностей литературного языка, так называемого "музыкального слова" поэта)

17. Чернова А. Е. Фольклорные истоки в стихотворениях Н. М. Рубцова о Родине. "Родная деревня" и "Журавли" / А. Е. Чернова // Литература в школе. – 2012. – N 12. – С. 15–17. (На примере стихотворений Н. М. Рубцова "Родная деревня" и "Журавли" через категорию фольклорного сознания выявляются системообразующие основания его лирики, связанные с особенностями русского фольклора)


В. Хлебников.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Белоусова Е. И. Поэзия начала ХХ века: Факультатив. XI класс / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – N 4. – С. 26–27. (Факультативное занятие по литературе для 11 класса по теме "Поэзия начала 20 века")

2. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века: XI класс / Е. Гаричева // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 30–32. (Материал для проведения обзорного урока по поэзии Серебряного века с использованием дополнительного материала по русской философии и искусству. Для 11 классов)

3. Зябликов А. В. Кризисные явления в русской литературе начала ХХ века / А. В. Зябликов // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 18–23. (Обзор русской литературы начала 20 века. Эстетические мотивы люциферианства, богоборчество и богоискательство литературы модерна рубежа 19 и 20 веков)

4. Ковалева Е. В. Поэт Велимир Хлебников – "тихий пророк" в своем Отечестве: XI класс / Е. В. Ковалева // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 24–26. (Урок литературы в 11 классе, цель: знакомство с творчеством и личностью поэта Велимира Хлебникова, а также футуризмом в целом, совершенствование умения анализа литературного произведения)

5. Лебедева Е. С. "Русь, певучая в месяце Ай... ". Стихотворение "Год" Велимира Хлебникова. VII класс / Е. С. Лебедева // Литература в школе. – 2001. – N 7. – С. 11–13. (О поэтических загадках Велимира Хлебникова. О духовном потенциале народно-поэтической стихии, царящей в творчестве поэта. Литературный анализ стихотворения "Год". Для 7 класса)

6. Свечникова И. Н. Об изучении творчества В. Хлебникова: V, VI, XI классы / И. Н. Свечникова // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 26–30. (Примеры плана уроков в 5-6 классах на тему "Стихотворения Хлебникова о природе (Почему В. Маяковский назвал Хлебникова "Колумбом новых поэтических материков?") и пример работы учителя со стихотворением "Весны пословицы и скороговорки... " в 6 классе)

7. Сосновская И. В. Анализ лирического стихотворения: V класс / И. В. Сосновская // Литература в школе. – 2002. – N 3. – С. 38–39. (Варианты анализа двух стихотворений: "Кузнечик" В. Хлебникова и "Восход луны" И. Бунина)

8. Спесивцева Л. В.  Велимир Хлебников / Л. В. Спесивцева // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 2–6. (Биографический очерк и обзор творчества поэта Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова)

9. Учамбрина И. А. Печальные и сладостные звуки: литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2006. – N 12. – С. 41–43


И. С. Шмелев.
Библиографический указатель

Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 

1. Барская Е. А. Сопоставительный анализ рассказов А. П. Чехова "Свадьба с генералом" и И. С. Шмелева "Веселенькая свадьба": X класс профильного уровня / Е. А. Барская // Литература в школе. – 2012. – N 1. – С. 27–29. (Изучение и сравнительный анализ рассказов Чехова и Шмелева)

2. Барская Е. А. Урок внеклассного чтения по главе "Пасха" повести И. С. Шмелева "Лето Господне" / Е. А. Барская // Литература в школе. – 2003. – N 2. – С. 33–34.

3. Граблина Н. В. Художественное время и художественное пространство. "Чистый понедельник" И. С. Шмелёва / Н. В. Граблина // Литература в школе. – 2008. – N 6. – С. 40. (Культурно-образовательное путешествие в начало 20 века с помощью  очерка И. С. Шмелева "Чистый понедельник". Определение идеи произведения при помощи категорий "художественное время" и "художественное пространство")

4. Дворяшина Н. А. "Страна детей" в творческом сознании русских символистов / Н. А. Дворяшина // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 7–12.  (Ребенок как знаковая фигура эпохи символизма. Образ ребенка оказался в центре творческих исканий поэтов Серебряного века. Мир детства привлек Д. Мережковского и З. Гиппиус, Ф. Сологуба и К. Бальмонта, Вяч. Иванова и А. Белого, Б. Зайцева и И. Шмелева, И. Бунина и Л. Андреева, А. Куприна и М. Горького, А. Ремизова и М. Цветаеву)

5. Еременко Л. И. Народный праздник и мир детства в рассказе И. С. Шмелева "Наполеон" / Л. И. Еременко, Г. И. Карпова // Литература в школе. – 2011. – N 4. – С. 20–23. (Анализ рассказа И. С. Шмелева, вопросы к обсуждению для учащихся)

6. Любомудров А. М. "Чудо перерождения". Гоголь, Шмелев и их герои в поисках пути к истине / А. М. Любомудров // Литература в школе. – 2012. – № 4. – С. 13–16. (Духовное перерождение писателей и их героев на примере поэмы "Мертвые души" и романа "Пути небесные")

7. Любомудров А.М. Православные традиции в литературе Русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А.М. Любомудров // Литература в школе. 2010. № 1. С. 23-26.

8. Макаров Д. В. Идеальный образ России в романе  И. С. Шмелева "Лето господне" / Д. В. Макаров // Литература в школе. – 2008. – N 4. – С. 14–16. (Образ России в романе Шмелева)

9. Макарова Л. А. Обретения и утраты героев в рассказе И. С. Шмелева "Распад" / Л. А. Макарова // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 19–22. (Анализ рассказа И. С. Шмелева "Распад")

10. Мишина Е. М. Духовная красота русского человека в произведениях И. Шмелева: урок внеклассного чтения. V класс / Е. М. Мишина // Литература в школе. – 2011. – N 4. – С. 39–41. (Образы русских людей в произведениях И. Шмелева)

11. Черников А. П. "Напитанный счастьем воздух". Тема первой любви в рассказе И. Шмелева "Весенний ветер" / А. П. Черников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 21–23. (Анализ произведений И. Шмелева о детях)

12. Черников А. П. Духовно-нравственные искания в автобиографической прозе Русского зарубежья (Бунин – Шмелев – Зайцев) / А. П. Черников // Литература в школе. – 2008. – N 6. – С. 3–6. (Автобиографическая проза русского Зарубежья)


(вернуться в начало страницы)




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz