Главная
Пушкин А.С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А.С. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Портреты Пушкина
Петербург Пушкина
Царскосельский Лицей
Пушкин в Лицее
Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года
Литературный Петербург. Коломна
Набережная Мойки, 12
Рисунки Пушкина
Пушкинская эпоха
Друзья и современники А.С.Пушкина
О повести "Капитанская дочка"
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к роману "Евгений Онегин"
Иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме "Медный всадник"
Иллюстрации В.И.Шухаева к повести "Пиковая дама"
Иллюстрации В.А.Милашевского к повести "Барышня-крестьянка"
Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель" (уроки литературы в 7 классе)
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Лицей. Рисунок Пушкина на рукописи романа ''Евгений Онегин'', гл.VIII
Чесменская колонна в Царском селе. Художник В.П. Петров (1770-1810). ГРМ.


Иллюстрации М.В.Добужинского*
к повести "Станционный смотритель"

С самого начала своего графического творчества М.В.Добужинский стремился (когда позволял текст) к внутреннему единению стилистики иллюстраций с изобразительным искусством времени создания данного литературного произведения. Это можно заметить уже в его работе к "Станционному смотрителю" А. С. Пушкина (1905), когда художник оставил перовой рисунок, обычный для мирискусников, и обратился к карандашной иллюстрации, близкой по своему характеру тоновому рисунку начала XIX в.
Приезд Минского. Худ. М.Добужинский. 1905 г.
Болезнь Минского. Худ. М.Добужинский. 1905 г.
Самсон Вырин в доме Минского. Худ. М.Добужинский. 1905 г.
Дуня на могиле отца. Худ. М.Добужинский. 1905 г.
 

      Повесть "Станционный смотритель" входит в цикл "Повести Белкина", опубликованный впервые, включая "издательское" предисловие, в книге "Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П." в 1831 году. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года: "Гробовщик" – 9 сентября; "Станционный смотритель" – 14 сентября; "Барышня-крестьянка" – 20 сентября; "Выстрел" – 14 октября; "Метель" – 20 октября.
      Первоначальный план повести "Станционный смотритель" сохранился среди страниц рукописи "Гробовщика". План этот не во всем соответствует окончательному тексту. (Рассуждение о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно поехал я по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери.)
     Повесть вначале датирована 13 сентября, но на другой день Пушкин вернулся к ней, кое-что поправил и вставил новый эпизод – сцену, в которой молодой человек похищает брошенные смотрителем ассигнации. После этого он исправил дату окончания на 14 сентября.

     "... В "Повестях Белкина" человек оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд, богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни. Неожиданность открытий читателя, непредсказуемость сюжетов являют собою гуманизм пушкинской мысли о неисчерпаемости человека
     "Повести Белкина" обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В "Станционном смотрителе" дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне.  
     "Станционный смотритель" открывается спором о достоинствах "почтовой станции диктатора". И опять, как в "Гробовщике", обнаруживается, что положение станционного смотрителя, его должность, похожая на "настоящую каторгу", не исчерпывают всего человека: "Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием... сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые"..." Маранцман В.Г. Литература. 8 класс. Методические рекомендации.



   *Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения "Мир искусства", художественный критик, мемуарист. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), писал исторические картины.
      Много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу "Ночной принц" С.А.Ауслендера (1909), "Барышне-крестьянке", "Станционному смотрителю" и другим произведениям А.С.Пушкина, "Свинопасу" Андерсена (1922), "Белым ночам" Достоевского (1923), "Трём толстякам" Ю.Олеши (1928) и многим другим произведениям. (см. иллюстрации М.Добужинского к стихотворению О.Мандельштама "Примус")

"Еще в начале 1906 года, желая издать повесть Пушкина «Станционный смотритель» со своими иллюстрациями, Добужинский предлагал издательству Кружка любителей русских изящных изданий единолично выполнить графическое оформление всей книги: «я приму на себя приятную обязанность заняться вообще внешностью книжки (подчеркнуто мною. — Г. Ч.), т. е. сделать обложку, надписи, заглавные буквы, виньетки и пр.». В этом впервые так четко сказалась рационалистическая сторона дарования Добужинского, его способность к логическому мышлению в плане художественного творчества. Эта черта особенно ярко проявилась в его книжной графике, для которой вообще характерен логически эмоциональный подход.
В 1905-1906 годах он сделал иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Интерес к «Станционному смотрителю» возник у Добужинского значительно раньше: иллюстрация к неизвестному произведению (ГРМ, 1903) сильно напоминает сцену с Выриным у подъезда дома, где жил Минский. Иллюстрации к «Станционному смотрителю» явились первой художественной интерпретацией повести.
Рисунки к «Станционному смотрителю» были изданы впервые лишь в 1934 году без какого-либо участия художника. Это обстоятельство заставляет говорить только об иллюстрациях, не касаясь всего ансамбля книги.
Новые принципы иллюстрирования, проявившиеся в русской книге начала века, благодаря, главным образом, усилиям А. Н. Бенуа, были близки Добужинскому. Единство с замыслом писателя явилось для него главной задачей. Он связал иллюстрации с текстом не только внешним отражением событий, но и единством эмоционально-психологического содержания. В этом отношении рисунки к «Станционному смотрителю» сыграли положительную роль в истории развития книжной иллюстрации, явившись одним из первых опытов иллюстрирования на новых началах. И хотя рисунки не были изданы в те годы, они экспонировались на выставке в Петербурге и Москве и, несомненно, были хорошо известны художникам.
Вызывают интерес иллюстрации и с точки зрения их исполнения. Добужинский избрал карандаш, близкий тоновому рисунку — весьма распространенной технике иллюстрации в XIX веке. Такой поворот к искусству, от которого отказались все его старшие друзья по «Миру искусства» и от которого отказался он сам, был своего рода «смелым» решением художника, и, конечно, обоснованным. В этом сказались поиски формы рисунка, наиболее близкого характеру и стилю повести. Можно сомневаться в правильности именно такого несколько наивного соответствия, но не оценить и не отметить такого стремления в 1905 году нельзя." (Источник: Г. И. Чугунов. М. В. Добужинский. Монография. Глава III. Становление. 1902–1909)
 
 

Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
(уроки литературы в 7 классе)

 

ФЭБ: Эттингер. Иллюстрированные издания А.С.Пушкина за годы революции

(вернуться в начало страницы)



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz