Урок 46. А. А. Фет. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета работы художника И.Е.Репина. 1882
Фет А.А. Основные даты жизни и творчества
Жизнь и творчество А.А.Фета
Человек и природа в лирике А.А.Фета
Фет А. А. Чудная картина...
Фет А. А. Весенний дождь
Фет А. А. Задрожали листы, облетая...
Человек и природа в лирике А. А. Фета (фрагмент урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы")
О стихотворении Фета "Шепот, робкое дыханье..."

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ
(1820 – 1892)

СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ


Уроки литературы в 5 классе[1]
Урок 46

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


УРОК 46
А. А. ФЕТ. «ЧУДНАЯ КАРТИНА...»,
«ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОБЛЕТАЯ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина...»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая...»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнездышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений поэта, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно. Чтение статьи учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника.
Практическая работа. Чтение и анализ стихотворений А. А. Фета о природе по вопросам учителя (по группам).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений поэта. Письменный анализ одного из стихотворений. Подготовка к выразительному чтению рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (в том числе по ролям). Поиск сведений о Толстом и подготовка сообщения о его участии в кавказской войне с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о о поэте

Рассказ учителя о Фете и показ презентации, сделанной учителем и включающей портреты поэта, изображения литературных мест, связанных с его именем.

II. Концерт-миниатюра из 5—6 стихотворений Фета,
изученных в начальной школе или прочитанных самостоятельно
(«Кот поёт, глаза прищуря...», «Печальная берёза...», «Облаком волнистым...», «Я пришёл к тебе с приветом...», «Ласточки пропали...», «Вечер», «Скрип шагов вдоль улиц белых...», «Зреет рожь над жаркой нивой...» и др.).

III. Прослушивание известного романса на стихи Фета, например «Я тебе ничего не скажу...».

IV. Чтение статьи учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её плана
(см. статью ниже):

В какой семье родился Фет?

Какое образование он получил?

Как называлась первая книга его стихов?
(Слово пантеон должно быть истолковано.)

Пантео́н (греч. Πάνθειον, «(храм) всем богам») — группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии, также храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии.
Пантеон — группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии.
Пантеон — совокупность выдающихся имён, произведений, фактов истории и т. д.
Пантеон — некрополь, общее название для места захоронения известных людей.


Чем занимался Фет в течение жизни?
(Служба, помещичья деятельность, литературное творчество.)

Почему Фета называют певцом красоты, умевшим выразить её в слове?

V. «Чудные картины» русской природы
Чтение про себя стихотворений Фета
,
помещённых в учебнике, и составление их партитурной разметки для выразительного чтения (см. урок 23).

VI. Анализ стихотворений Фета о природе (в группах):

Г р у п п а 1.
«Чудная картина...»:
полный загадочности и очарования зимний пейзаж.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изобразил поэт? Как вы догадались?

Выполните задания и ответьте на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Чудная картина...»).

Докажите, что зимний пейзаж у Фета полон загадочности и очарования.

Каково отношение поэта к родной природе?

Какие мысли и чувства возникают у читателя после чтения стихотворения?

Г р у п п а 2.
«Весенний дождь»:
радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изобразил поэт?

Почему стихотворение называется «Весенний дождь», а «от лип душистым мёдом тянет» во время их летнего цветения?

Важно ли для поэта точное обозначение времени года или главное для него — изображение чувств и переживаний человека?

Докажите своё мнение цитатами.

Выполните задания и ответьте на вопросы 1—4 из раздела «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Весенний дождь»).

Как в стихотворении проявилось восхищение поэта красотой мира?

Доводилось ли вам видеть картину, описанную поэтом? Какое настроение она создаёт?

Г р у п п а 3.
«Задрожали листы, облетая...»:
противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнездышка».

Прочитайте стихотворение выразительно.

Выполните задания и ответьте на вопросы 1—4 из раздела «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Задрожали листы, облетая...»).

Какие картины природы, по мнению поэта, являются нарушением красоты мира? Приведите примеры.

С каким чувством обращается поэт к птичке? Почему?

Почему признаком красоты в стихотворении становится образ «тёплого гнездышка»?

Докажите, что поэту важна красота и гармония мира. Подтвердите свои мысли цитатами.

VII. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

Обобщающая беседа:


Есть ли в этих стихотворениях человек?

Как выражается его присутствие в каждом тексте?

Докажите, что он умеет изображать тончайшие переживания души, восхищаться красотой мира.

Почему для поэта изображение красок, звуков, запахов природы и настроений, которые они вызывают, является воплощением красоты жизни?

Может ли общение с природой и высокой поэзией спасти человека от душевной чёрствости? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Фета (по выбору) и подготовиться читать его выразительно.

Письменно проанализировать одно стихотворение, опираясь на вопросы для его анализа.

Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (1—4 главы). См. рассказ «Кавказский пленник» на сайте "Литература для школьников".

Групповое задание.

Подготовиться читать по ролям диалоги Жилина с татарами.

Индивидуальное задание. Найти в справочной литературе и ресурсах Интернета дополнительные материалы о Л. Н. Толстом и его участии в кавказской войне.

Следующие уроки: Урок 47. Рассказ Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Афанасий Афанасьевич
ФЕТ

1820-1892

Афанасий Афанасьевич Фет — великий русский поэт-лирик — был сыном орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет.

Фет получил хорошее образование. Он учился на словесном отделении Московского университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его первая книга «Лирический пантеон».[2]

В 1845 году Фет поступил на военную службу, а в 1858 году вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Так, хозяйствуя на земле и продолжая писать стихи, Фет прожил до 72 лет. За это время он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни».

Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию выражать тончайшие, едва уловимые переживания, для которых словно бы не придумано слов, а есть лишь интонации, откуда-то ветром приносимые звуки, едва различимые очертания. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ЧУДНАЯ КАРТИНА...
А. А. Фет


Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная А. А. Фетом?

2. Подумайте, как поэту удалось передать величественность, широту, простор изображённой картины. (Обратите внимание на эпитеты «высоких», «далёких».)

3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости стихотворного ритма.

4. Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, воспринимается как чётко запечатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется? (Обратите внимание на отсутствие глаголов в стихотворении.)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Выучите стихотворение наизусть. Попробуйте при чтении его наизусть представить себе «чудную картину», воспроизведенную поэтом.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
А. А. Фет


Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купался, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?

2. Какое настроение передаёт поэт читателю?

3. Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? (Обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм.)

4. Можно ли сказать, что поэт прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая интонацией ваши впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОБЛЕТАЯ...

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?

2. В чём смысл противопоставления «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка»?

3. Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?

4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. «Лирический пантеон» — в 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».
В юношеском сборнике девятнадцатилетнего поэта отразились его увлечения Шиллером, Гете, Жуковским, Пушкиным и модным в то время поэтом Бенедиктовым.
Позднее сам А. А. Фет очень строго отнесется к этому сборнику, почти ничего из него не перепечатывая, но и первый поэтический опыт уже говорил о рождении большого поэта.
В «Отечественных записках» появился положительный отзыв о «Лирическом пантеоне» молодого критика, друга В. Г. Белинского, Н. П. Кудрявцева. Сам Белинский в письме к В. П. Боткину в 1840 г. отмечал, что «Ф. Ф. много обещает», в печатных отзывах ближайших лет он неоднократно выделяет Фета, говоря, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», а среди его многочисленных стихотворений «встречаются истинно поэтические».
Литературная деятельность А. А. Фета продолжалась более полувека. Ее условно можно разделить на два периода: раннее творчество (1840—1863) и позднее творчество, период «Вечерних огней» (1883—1892).
С 1863 по 1883 г. Фет почти не писал и не издавал своих произведений. При жизни поэта в свет вышли следующие его поэтические сборники: «Лирический пантеон» (1840 г.), «Стихотворения А. Фета» (1850 г.), «Стихотворения А. Фета» (1856 г.), «Стихотворения А. Фета» в 2-х частях (1863г.) (вернуться)

А. А. Фет в двуколке, запряженной осликом. Воробьевка, 22 июля 1890 г. Фото С. Д. Боткина.
В 1890 году у Фета в Воробьевке С. Д. Боткиным сделано было несколько снимков; из них два (Фет с Полонским в парке на скамье и Фет, катающийся на ослике) воспроизведены в «Новом Времени» 1914 г.
 


 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz