Уроки 74-75. А.П.Платонов. Рассказ "Никита". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Платонов А.П. Основные даты жизни и творчества
А.П.Платонов.
Фото 1922 г.
Платонов А.П. Никита
Платонов А.П. Неизвестный цветок
Платонов А.П. Корова
Сказка-быль А.П.Платонова "Неизвестный цветок" (урок литературы в 6 классе)
А. П. Платонов. Жизнь и творчество (к урокам литературы в 7 классе)
Рассказ А. П. Платонова "Юшка" (уроки литературы в 7 классе на сайте "Литература для школьников")
Уроки по повести А. П. Платонова "Котлован" в 11 классе

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 74-75

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 74. А.П.Платонов. "Никита": человек и природа
Урок 75. А.П.Платонов. "Никита": быль и фантастика

УРОК 74
А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА»:
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника о Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ его фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Рассказ о герое (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.
Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о писателе и его книгах с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...». Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ о писателе с показом презентации, которая включает в себя галерею портретов писателя, изображения мест, связанных с именем Платонова. (См. доп. материал для учителя)

II. Чтение статьи учебника о Платонове (см. статью ниже) и обобщающая беседа:

Какая тайна писательского мастерства заключена в эпиграфе к статье? Какой совет даёт нам писатель?

Где родился будущий писатель Андрей Платонов?

Как прошло его детство?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

Как началась литературная деятельность Платонова?

Что вам известно об участии писателя в Великой Отечественной войне?

Какие произведения Платонова вы уже знаете? Читали ли вы его сказку «Неизвестный цветок», рассказы «Ещё — мама», «Корова»?

III. Рассказ в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Выразительное чтение фрагментов и беседа по содержанию рассказа:

1. Выразительное чтение начала рассказа до слов «...неморгающими глазами глянуло на Никиту» и рецензирование чтения одноклассников.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему мама была вынуждена уходить от сына и оставлять его одного?

Какие чувства испытывал мальчик после ухода матери: любопытство, радость, страх, скуку? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста.

Почему эти чувства не только называются, но и передаются опосредованно, через фантазии Никиты?

Почему неодушевлённые предметы виделись Никите живыми?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

2. Чтение по ролям эпизода «Встреча с отцом» и рецензирование чтения одноклассников.

Почему с приездом отца Никита ни в одном существе больше не увидел «тайного человека»?

Какими способами писатель передаёт душевный мир мальчика?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела «Проверьте себя», дополнив сведения из статьи учебника и рассказа учителя фактами, найденными в практикуме «Читаем, думаем, спорим...».

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Индивидуальное задание.

Нарисовать к рассказу свои иллюстрации и подготовиться к их защите.

УРОК 75
А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА»:
БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА


Основное содержание урока
Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении. Основные виды деятельности учащихся. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие ф а н т а с т и к а. Выявление функций фантастических элементов рассказа. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусств а в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Сопоставление элементов были и фантастики. Исследовательская работа (по группам). Обсуждение иллюстрации учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу. Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Два мира в рассказе». Письменная характеристика героя (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов (по выбору). Подготовка к выразительному чтению рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

I. Развитие представления о фантастике в литературном произведении
Работа со словарём литературоведческих терминов:


Найдите в словаре определение понятия фантастика.
(Мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.)

Что означает это слово в переводе с греческого?
(Способность воображать.)

Каковы отличительные черты этого понятия? Чем фантастика отличается от реальности?

II. Реальность и фантастика в рассказе
Аналитическая беседа по выявлению функций фантастических элементов рассказа:


Какие неодушевленные существа представлялись Никите живыми? Выпишите их названия.

Почему до прихода отца Никита боялся окружающего его мира?

Почему все предметы, когда Никита был один, виделись ему злыми и свирепыми?

Как он хотел с ними поладить? Подберите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луне?

Почему он видел умершего пастуха в чужом петухе?

Почему в выпрямленном гвозде он увидел «доброго человека»?

Какую важную мысль о предназначении человеческой жизни вкладывает писатель в этот образ?

Какие два мира противостоят в воображении Никиты?

Результаты беседы могут быть обобщены в таблице: "Два мира в рассказе «Никита»"

ТАБЛИЦА
Два мира в рассказе «Никита»
«Злой» мир: почему Никита боялся его?
«Добрый» мир: почему Никита искал у него поддержки?
Человечек из бочки — «хотел встать и погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом»;
водяные люди — «были... толстые, безволосые, мокрые и вредные», «хотели у Никиты выпить глаза»;
великан — «чавкнул пастью»;
змеи в норах — «ужалят мать во сне, и мать умрёт»;
старый пень — «крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту»;
старая баня — «щербатое лицо... гневно ощерилось на него, как на чужого»;
колья плетня — «каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало чтото о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой»;
лопухи — «угрюмо покачивали большими головами и не любили его»;
люди, живущие внутри земли, — «карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца»;
изба — «смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: „У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать“».

Вывод: «незнакомые злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту»; после прихода отца «всем стало боязно отца-солдата, и под землёй было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет»
Дедушка-солнце «глядело на него в ответ тёплым лицом» и «было похоже на умершего дедушку»; «дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвёл от своего лица тёмную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле»;
бабушка — о старой баньке: «это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала», «ты не бабушка, ты другая»; «на луне покойная бабушка снова живёт»;
гвоздь — Никита «увидел в нём маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки».

Вывод: «этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый»; «Никита останется добрым на весь свой долгий век»

Цитаты пятиклассники могут вписать в таблицу дома, что поможет выработке умения вдумчиво читать, выбирая из текста главное, точно отвечать на вопрос.

III. Исследовательская работа в группах:

Г р у п п а 1.


Выпишите из рассказа все слова, называющие чувства Никиты. Проследите, как они меняются.

В начале рассказа: я боюсь, ему было скучно, отошел от греха, в испуге поглядел на солнце, я вам дам!, занемел от страха, испугавшись, в страхе подумал, поднялся в страхе, занемог от страха.

В конце рассказа: всем стало боязно отца-солдата, пожалел дедушкину баню.

Г р у п п а 2.

Вспомните, каким увидел старый пень герой повести Гоголя «Заколдованное место» («...но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть...»).

Сравните описание пня у Гоголя с описанием пня в рассказе «Никита». Найдите в них черты сходства и различия.

Г р у п п а 3.

Найдите в рассказе просторечные слова и выражения и объясните их значение. Выполните задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Г р у п п а 4.

Выпишите выражения, в которых Никита рассуждает о труде. Сделайте вывод о понимании Никитой роли труда в жизни человека.

Человечек из бочки — «Вставай не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!»

Объясните значение слова трудодень.[2]

Старый пень — «Вылезай к нам в деревню, будешь землю пахать».

Мать — «Мама, иди домой... Пускай тебе половину трудодня запишут».

Отец — «...стал колоть на дрова ветхий пень на огороде», «стругал доски в сарае», «Никите он тоже дал работу».

Никита — «давай все трудом работать, и все живые будут».

IV. Обсуждение иллюстрации учебника
и ответы на вопросы задания 5 из раздела «Совершенствуем свою речь».

V. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу.

Домашнее задание

Дополнить таблицу цитатами, объясняющими, почему Никита боялся окружающего мира и искал у него поддержки.

Дать краткий письменный ответ на один из вопросов (по выбору):

— Каким показан мир фантастических существ в рассказе Андрея Платонова «Никита»?
— Почему слова добрый, труд, живой стоят в рассказе в одном смысловом ряду?

Прочитать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро» с начала до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго» и подготовиться к выразительному чтению.

Индивидуальное задание.

Найти в Интернете портреты писателя В. П. Астафьева, изображения мест, связанных с его жизнью.

Следующие уроки: Уроки 76. В. П. Астафьев "Васюткино озеро" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Андрей Платонович
ПЛАТОНОВ

1899-1951

Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает,
сколько надо претворить, испытать и пережить действительности,
чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово.
А. Платонов


Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в многодетной, жившей часто на грани нищеты семье слесаря железнодорожных мастерских на рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободке. «В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на Задонской большой дороге...» На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», — писал Платонов в автобиографии. Писательскую свою работу он, как большинство литераторов, начал в провинциальных газетах и журналах.

Как и многие известные прозаики, в начале своего творческого пути был поэтом. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая глубина». Её заметил известный русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Первый сборник рассказов Платонова вышел в 1927 году.

Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни. Одно из его самых последних произведений — мудрая, немного грустная сказка-быль «Неизвестный цветок». Рассказ «Никита» — не сказка, но и в нём есть фантастическое.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие воспоминания сохранил писатель о своей учительнице?

2. Расскажите, что вы узнали о жизни А. П. Платонова.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Трудоде́нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством поступал в распоряжение колхоза. (вернуться)


 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz