Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф». Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Н.Гумилев. Фото, 1910-е гг.
Источник: Ахматова А.А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, стр. 105.
Гумилёв Н. С.
Африканский дневник

("Литература для школьников")
Гумилёв Н. С.
Романтические цветы

("Литература для школьников")

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ
(1886–1921)

Стихотворение Н. С. Гумилёва «Жираф»


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).



УРОК 62
Н. ГУМИЛЁВ. «ЖИРАФ»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте-путешественнике (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворение «Жираф». Стремление уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир. Слияние яви и мечты. Своеобразие композиции стихотворения: монолог лирического героя, обращённый к собеседнице.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте-путешественнике
(детство, юность, начало творческого пути)

Рассказ учителя о Н. С. Гумилёве
с включением сообщений учащихся:


1. Гумилёв родился в Кронштадте в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва, который, получив отставку, поселился с семьёй сначала в Кронштадте, а затем в Царском Селе под Петербургом. Мать Гумилёва Анна Ивановна детство и юность провела в родовом гнезде Слепневе Тверской губернии, получила хорошее воспитание, много читала, поощряла занятия сына Николая поэзией.

2. В 1900 году Гумилёвы уехали на Кавказ из-за того, что у старшего брата Дмитрия начался туберкулез и ему был противопоказан влажный и холодный петербургский климат. В сентябре 1902 года в Тифлисе в газете «Тифлисский листок» было напечатано первое стихотворение Гумилёва — «Я в лес бежал из городов». Тогда ему было шестнадцать лет.

3. Когда семья возвратилась из Тифлиса в Царское Село, Николай поступил учиться в Царскосельскую мужскую гимназию Императора Николая II. Его занятия поэзией одобрял директор гимназии выдающийся поэт Иннокентий Анненский. В 1905 году с финансовой помощью матери Гумилёв издаёт свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров», который впоследствии считал ученическим.

4. В 1907 году Гумилёв уезжает учиться в парижский университет Сорбонну, но летом этого же года отправляется в свое первое путешествие в Африку. В 1908 году выходит его сборник «Романтические цветы», в который вошло стихотворение «Жираф». В 1909—1913 годах Гумилёв совершает ещё три путешествия в Африку. (Сообщение учащегося об африканских путешествиях Гумилёва.)

5. В 1914 году Гумилёв пошёл на Первую мировую войну добровольцем, выбрав родом войск кавалерию. В конце сентября, зачисленный в эскадрон лейб-гвардии уланского её Величества полка, Гумилёв отправляется на передовую. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть Гумилёв был дважды награжден Георгиевским крестом.

6. В октябрьские дни 1917 года Гумилёва в России не было. В начале 1918 года было расформировано управление русского военного комиссариата в Париже, и Гумилёв на пароходе отправляется в Мурманск. В Советской России поэт по приглашению М. Горького работает в издательстве «Всемирная литература», ведёт в литературной студии занятия по поэзии, создаёт объединение молодых поэтов, учит их писать стихи. В 1918—1921 годах Гумилёв создаёт свои лучшие стихи.

II. Стихотворение «Жираф».
Стремление уйти от обыденного, повседневного
в яркий, необычный, причудливый мир.
Слияние яви и мечты

Выразительное чтение учителем стихотворения «Жираф».

Аналитическая беседа:


— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— О чём это стихотворение? Почему стихотворение о любви называется «Жираф»?

— Какие два мира создаёт Гумилёв в стихотворении? Опишите кратко эти миры.

— Зачем Гумилёв делает жирафа персонажем сказочно-мифологической истории?

— Каким изображён жираф? Какие эпитеты, метафоры и сравнения делают его облик особенно выразительным и прекрасным?

— Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Что характерно для образа возлюбленной лирического героя? Каковы её внешний облик и внутренний мир?

— *Чем различаются лирический герой и его возлюбленная? В чём смысл этого противопоставления?

— *Почему лирический герой стремится уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир?

— Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— *Как в стихотворении сливаются явь и мечта?



III. Своеобразие композиции стихотворения:
монолог лирического героя, обращённый к собеседнице

Аналитическая беседа:


— Докажите, что стихотворение представляет собой лирический монолог, обращённый к собеседнице.

— Найдите в тексте стихотворения слова и выражения, которые указывают на то, что монолог обращён к конкретной девушке. Какую роль играют в этом монологе вопросительные конструкции, глаголы в повелительном наклонении?

— Докажите, что в стихотворении использована кольцевая композиция. *С какой целью поэт так строит своё произведение?

— Помогает ли ритм стихотворения создать настроение волшебной, сказочной таинственности?

Итоговые вопросы:

— Почему, создавая образ жирафа, поэт стремится помочь читателю уйти от повседневной жизни в яркий и необычный мир?

— *Почему стихотворение о любви называется «Жираф»?

IV. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Жираф».
Ответить письменно на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.
Выполнить задание из раздела учебника «Творческое задание».
Подготовить сообщения об интересных фактах биографии С. А. Есенина, используя справочные материалы и интернет-ресурсы (по указанию учителя).
Составить небольшую галерею портретов поэта — 5—10 изображений с комментариями.
Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Вот уж вечер. Роса…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Топи да болота…», «С добрым утром!», «Там, где капустные грядки…», «В хате», стихотворений, изученных в начальной школе и в 5 классе. Нарисовать к ним иллюстрации.

Следующие уроки: Урок 63. С. А. Есенин. Стихи о родине и родном доме >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


Н.С.Гумилев. Фотография, 1913 г.
В апреле 1913 года Академия наук командирует Н.С.Гумилева в очередное путешествие в Африку.
Источник иллюстрации: Ахматова А.А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.– С. 83.
 
Африка
Литературные путешествия

("Литература для школьников")
 

Существует около 17 вариантов музыкального исполнения
стихотворения "Жираф".
Один из вариантов, в исполнении Е.Ваенги (4:48) >>>

 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz