С. А. Есенин. Стихи о родине и родном доме. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
С.А.Есенин. Фото, 1916 г.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).



УРОК 63
С. А. ЕСЕНИН.
СТИХИ О РОДИНЕ И РОДНОМ ДОМЕ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Мелколесье, степь и дали» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте
(детство, юность, начало творческого пути)

Концерт-миниатюра,
включающий в себя выразительное чтение стихов Есенина.

Краткий рассказ о детстве, юности
и начале творческой деятельности Есенина.

(см. ниже материал)

Показ презентации, включающей в себя портреты поэта (см. страницу "Портреты С.А.Есенина"), его родителей, деда, сестёр, изображения литературных мест.

Чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина, посвящённых его близким людям.

Матери:


Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад…
(«Письмо матери»)

Отцу:

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорили все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Что б за стихи
Ты денег брал побольше…
(«Письмо от матери» )

Деду:

По тропке, опершись на подожок,
Идёт старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи дружок,
Где тут живёт Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вот за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»
«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами тёплыми на пыльные цветы.
(«Возвращение на Родину»)

Сестре Кате: Сестра! Сестра!
Друзей так в жизни мало!
Как и на всех,
На мне лежит печать…
Коль сердце нежное твоё
Устало,
Заставь его забыть и замолчать…

Но сад наш!
Сад…
Ведь и по нём весной
Пройдут твои
Заласканные дети.
О!
Пусть они
Помянут невпопад,
Что жили…

Чудаки на свете.
(«Письмо к сестре» )

Сестре Шуре:

Ты — моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живёт теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?..
(«Я красивых таких не видел…»)

Прослушивание звукозаписей песен
на стихи Есенина,

например «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» или «Отговорили роща золотая…».

II. Выразительное чтение статьи учебника о Есенине
(см. статью ниже).

Обобщающая беседа:

— Какие чувства вызвали у вас стихи Есенина? Что по этим стихам можно сказать об их авторе, его характере, отношении к природе, к близким людям?

— Какие литературные места России связаны с именем Есенина?

— В какой семье он родился и как воспитывался?

— Какая поэзия привлекала его в детстве и юности? Какие стихотворения крестьянских поэтов вы уже знаете?



III. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...»,
«Мелколесье, степь и дали…» — поэтизация картин малой
родины как исток художественного образа России

Чтение и обсуждение стихов, посвящённых теме родного дома (в группах).

Группа 1. «Я покинул родимый дом…».

Прослушивание актёрского чтения стихотворения.

Вопросы и задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Какие необычные эпитеты, метафоры и сравнения использует Есенин? Какие образы они создают?

Группа 2. «Я покинул родимый дом…».

Какие слова и выражения говорят о кровной связи поэта с природой? Какие слова и выражения связаны в стихотворении с образом времени? Как поэт изображает течение времени? Сделайте партитурную разметку текста (см. урок 26) и прочитайте стихотворение выразительно.

Группа 3. «Низкий дом с голубыми ставнями…».
Прослушивание актёрского чтения стихотворения.

Вопросы и задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Какие особенности русской души отразил в стихотворении поэт? Чем она близка русской природе? Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4. «Мелколесье, степь и дали…»
(см. текст стихотворения ниже).

Какие слова и выражения в стихотворении создают образ бедной, неяркой Родины? Почему, несмотря на это, поэт любит родную землю? Вопросы 3—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Сделайте партитурную разметку текста и прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Особенности поэтического языка С. А. Есенина

Обобщающая беседа:


— Приведите из прочитанных стихотворений Есенина примеры их плавного, песенного звучания.

— Найдите в стихотворениях примеры звукописи и объясните её роль.

— Какие слова и выражения стихов характерны именно для Есенина?

— Какие неожиданные эпитеты, сравнения и метафоры встретились в стихах Есенина?

— Какие черты фольклора вы заметили в стихах поэта?

V. Показ и защита иллюстраций,
созданных учащимися к стихотворениям Есенина.

VI. Прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов
(«Ноябрь. На тройке» из «Времён года» Чайковского, русских песен на «дорожную» тему) или песен на стихи С. А Есенина «Берёза», «За окошком ветер…», «Гой, ты, Русь моя родная…» (по выбору учителя). Список песен на стихи Есенина можно найти в Википедии.

VII. Обсуждение иллюстрации учебника к стихам Есенина.

VIII. Чтение и обсуждение фрагмента статьи Г. В. Артоболевского
«Элементы интонации»
,
поиск в ней советов исполнителю и их использование при подготовке выразительного чтения. Ответы на вопросы после статьи.

Итоговый вопрос:
— В чём очищающая сила воздействия природы на человека и как она запечатлена в стихах Есенина?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина о родном крае.
Сделать его письменный анализ или ответить письменно на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).
Прочитать первую главу повести «Алые паруса».

Групповые задания.
Собрать лучшие иллюстрации шестиклассников к стихам Есенина, отсканировать эти изображения и сделать электронный альбом «Стихи Есенина в наших иллюстрациях», сопроводив изображения подписями из стихотворений.

Индивидуальные задания.
Подготовить отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений Есенина.
Написать отзыв на одну из песен на стихи Есенина.
Подобрать материалы о биографии и творчестве А. С. Грина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Найти в словарях и энциклопедиях толкования слова «феерия».

Следующие уроки: Урок 64. А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает всё нечистое, всё скверное, всё мелкое и суетное. Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали...» Есенин в духе пушкинско-лермонтовской традиции пишет о неказистом, незатейливом, простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуждом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, не стесняется признаться в любви каждой берёзке и всей «чахленькой местности». Его до слёз трогает веселье деревенской молодёжи. Во всём этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всём суетном и постороннем ему как человеку.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)

МЕЛКОЛЕСЬЕ. СТЕПЬ И ДАЛИ...
С.А.Есенин


Мелколесье. Степь и дали
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мёрзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой(1) в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень...

1. Ве́нка — двухрядная гармонь.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, который был знатоком церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.

В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем – в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.

В 1910–1912 годы Есенин много пишет стихов, и среди нихэтих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, – свидетельство того, что воспоминания, связывающие поэта с деревенским миром детства, была прочны в период создания произведений.

Само название книги "Радуница" нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками.

Отличительная черта сихов Есенина – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть…

Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной ("Там, где капустные грядки..", "Выткался на озере алый свет зари…", "Дымом половодье зализало ил...").

После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 г. Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 г. Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное – он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать… Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В декабре 1914 г. Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете „Новь", „Парус", „Заря"…».

Есенин посещает в это время занятия народного университета Шанявского – первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там поэт получает основы гуманитарного образования – слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.

Теперь в стихах Есенина появляются и гражданские мотивы ("Кузнец", "Бельгия" и др.). А поэмы тех лет – "Марфа Посадница", "Ус", "Песнь об Евпатии Коловрате" – одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений». Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос: …Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть. (1914).

В 1916 г. в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась – жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной…

Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.

В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые…». Участие Блока и поэта С.Городецкого в судьбе начинающего поэта помогло Есенину бывать во всех самых престижных литературных салонах и гостиных, где очень скоро он стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя – их особая простота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие – например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего «Града Китежа», всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы: "Иисус-младенец", "Алый мрак в небесной черни...", "Тучи с ожерёба" ("Тучи с ожереба / Ржут, как сто кобыл…").

В конце 1915 – начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое – тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего «друга-врага». Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».

И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина и его попутчиков на «корабле современности» все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди… Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Всё это вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том «глухом чаду пожара», о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и «грядущий хам» (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами…

Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: "О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь…" (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни.

Очень скоро Есенин понимает, что большевики – вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не «великая бескровная», а началось время темное и беспощадное…». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должно было погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.

Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести «новый град – Инонию» придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже «по-осеннему», свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть…

"Я последний поэт деревни" – пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 г. он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».

В то же время Есенин работает над поэмами "Пугачев" и "Номах". Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно – руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так «страна негодяев» для Номаха – и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где …если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем…

Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: "Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть…"

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. К тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, «крестьянский» поэт.

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет – "Письмо к женщине", "Персидские мотивы", небольшие поэмы "Русь уходящая", "Русь бесприютная", "Возвращение на Родину", "Письмо матери" (Ты жива еще, моя старушка?..), "Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать…" И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от «изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом…

В 1925 г. Есенин пишет поэму "Черный человек" – страшную в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил: "…Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов...". В конце декабря 1925 г. Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. 27 декабря пишет собственной кровью свое последнее, предсмертное стихотворение: "До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди... В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей." А в ночь с 27 на 28 декабря, по словам поэта В.Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи… веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

 
 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz