Анализ стихотворений Н.М.Рубцова "Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Н.М.Рубцов. Фото
Н.М.Рубцов. Основные даты жизни и творчества
Основные темы и мотивы лирики Н.Рубцова
Н.М.Рубцов. Видения на холме
Н.М.Рубцов. Звезда полей
Н.М.Рубцов. В горнице
Н.М.Рубцов. Листья осенние
«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова (урок литературы в 11 классе)
Рубцов Н.М. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
(1936 – 1971)

Стихотворения о Родине


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 79. Н.М.Рубцов. "Звезда полей": родина, страна, вселенная

Урок 80. Н.М.Рубцов. "Листья осенние", "В горнице": человек и природа (урок внеклассного чтения 8)

Урок 81. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков (урок развития речи 9)

Урок 82. Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков (урок развития речи 10)


УРОК 79
Н. М. РУБЦОВ. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»:
РОДИНА, СТРАНА, ВСЕЛЕННАЯ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение в актёрском исполнении. Образы и картины стихотворения. Тема Родины в стихотворении. Ритмика и мелодика стихотворения.

Основные виды деятельности.
Краткое сообщение о поэте с показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя о Н. М. Рубцове с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути поэта (См. ниже материал), показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем.

II. Стихотворение в актёрском исполнении
Прослушивание стихотворения «Звезда полей» в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.
См. текст ниже

Ответ на вопрос из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Образы и картины стихотворения. Тема Родины в стихотворении.
Ритмика и мелодика стихотворения
Практическая работа.


Подбор цитат к теме «Образы Родины, страны, Вселенной в стихотворении Н. М. Рубцова „Звезда полей“».

ТАБЛИЦА
«Образы Родины, страны, Вселенной в стихотворении Н. М. Рубцова „Звезда полей“»
Ключевые образы
Цитаты
Родина
  
Страна
  
Вселенная
  


IV. Групповая работа:

Группа 1.

Почему у стихотворения такое название? В чём его символический смысл?
(Возможно, для лирического героя стихотворения Рубцова «звезда полей» это не просто звезда, которая горит над полями. Это и звезда тех жизненных полей, по которым идёт человек, звезда, которая помогает ему одолеть жизненные пространства и трудности.)

Группа 2.
В какие минуты жизни лирический герой Рубцова ищет звезду своих полей?
(Звезда полей — это путеводная звезда человека. Она особенно нужна ему тогда, когда есть опасность заблудиться, сойти с верного жизненного пути. Это может произойти, когда «на часах двенадцать прозвенело», когда «сон окутал родину», то есть ночью жизни, «в минуты потрясений» для лирического «я» и «для всех тревожных жителей земли».)

Группа 3.
В чём живительная сила звезды полей? Почему лирический герой счастлив, пока горит его звезда?
(Сила звезды в том, что она «горит, не угасая», лучи её приветливо касаются «всех городов, поднявшихся вдали». А «во мгле заледенелой», когда человеку особенно трудно, его звезда полей восходит «ярче и полней».
Пока у человека есть звезда, он не заблудится на жизненном пути. Может быть, поэтому слово горит повторяется в стихотворении пять раз.)

Группа 4.
* Какие слова-синонимы можно подобрать к выражению звезда полей? Объясните смысл каждого синонима.
(Любовь, Родина, природа, надежда, вера, жизненный ориентир и др.)

Группа 5.
* Есть ли общее в философских размышлениях о человеке и природе в стихотворениях Ахматовой и Рубцова?
(У обоих поэтов природа — это та живительная сила, которая защищает человека, даёт его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод.
Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу.)

Группа 6.
* Обратите внимание на ритм и размер обоих стихотворений. Есть ли тут основания для сопоставления?

Какие мысли приходят к вам при сопоставлении ритма и размера стихотворений Ахматовой и Рубцова, а также стихов русских поэтов XIX века, например стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы...»?
(Торжественный пятистопный ямб наводит человека на размышления о смысле жизни, длинная стихотворная строка звучит размеренно и задумчиво. Может быть, поэтому стихи философского содержания часто имеют именно этот ритм и размер?)

И т о г о в ы й  в о п р о с: какие символические образы и картины стихотворения подтверждают связь человека не только с природой, но с космосом, мирозданием?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть и сделать его письменный анализ.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к стихотворениям Н. М. Рубцова.



УРОК 80
Н. М. РУБЦОВ. «ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ», «В ГОРНИЦЕ»:
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
(урок внеклассного чтения 8)


Основное содержание урока
Человек и природа в «тихой» лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя. Развитие представлений о лирическом герое.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обучение выразительному чтению с использованием статьи учебника «Учимся читать выразительно». Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Человек и природа в «тихой» лирике поэта
Выразительное чтение учителем стихотворений Н. М. Рубцова «Листья осенние» и «В горнице».


II. Обсуждение стихотворения «В горнице» См. текст ниже

ƒКакие эмоции вызвало у вас данное стихотворение?

ƒЯвляются ли реальностью картины стихотворения или его образы возникают в воспоминаниях лирического «я»? Обоснуйте свой ответ.

ƒ *Какие образы стихотворения являются символическими?

Что могут символизировать «красные цветы», «садик», «лодка», «речная мель»?

Что может символизировать образ увядших цветов?

ƒКакой колорит придают стихотворению слова горница, матушка, садик, хлопотливый, мастерить?

Какой художественный мир они создают?

ƒКакова цветовая гамма стихотворения? Какова её функция?

ƒЕсть ли в этом стихотворении звуковые образы? Какова их роль?

ƒ *Почему слова звезда, цветы, лодка повторяются в стихотворении дважды?

Зачем лирический герой собирается мастерить себе лодку?

ƒКак в стихотворении совмещаются звуковое, зрительное и эмоциональное решения?

ƒКак воплотился в стихотворении образ времени? Какие поэтические картины указывают на время?

ƒВ каком пространстве разворачивается лирическое действие?

Какие картины показывают, как расширяется поэтическое пространство?

ƒМожно ли утверждать, что в стихотворении заключены раздумья поэта о жизни и смерти, о своей судьбе и прожитой жизни? Свой ответ обоснуйте.

III. Обсуждение стихотворения «Листья осенние» См. текст ниже

ƒО каком «золотом сне увяданья» говорит поэт?

ƒО каком всаднике идёт речь в стихотворении? Почему он «мрачнел, объезжая родные угодья»?

ƒПочему лирический герой стремится в забытую и опустевшую деревню? Какие образы говорят о гибели деревни?

ƒКакой смысл придают стихотворению слова мирозданье, космос, одиночества время?

ƒКаково цветовое решение стихотворения? Какой цвет преобладает в тексте? Почему?

ƒКакие звуковые образы помогают понять смысл стихотворения?

Какова динамика звуковых образов?

ƒКакие запахи создают аромат родного дома?

ƒНайдите в стихотворении эпитеты и метафоры и объясните их роль.

ƒЧем облик увядающей природы близок состоянию лирического «я»?

ƒ *Какие временные периоды в жизни человека символизируют образные выражения «сон увяданья», «близкий снег», «чьи-то угрозы», «гибель»?

IV. Практическая работа.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта

(тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

Составление цитатной таблицы.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта»
Средства языка поэта
Примеры
Роль в тексте
Звуковые образы
  
  
Поэтическая лексика: эпитеты, метафоры, сравнения и др.
  
  
Поэтический синтаксис: анафоры, антитезы, повторы, инверсии и др.
  
  


V. Отличительные черты характера лирического героя.
Развитие представлений о лирическом герое


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выявление смыслового наполнения понятия лирический герой.

ƒВ чём неповторимость, непохожесть образа лирического героя в стихотворениях Рубцова?

ƒКакой духовный опыт автора отражён во внутреннем мире, переживаниях, душевных состояниях лирического героя?

ƒ * Критик И. Б. Роднянская пишет, что в образе лирического героя «исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом». Как вы понимаете эти слова?

VI. Чтение и обсуждение статьи учебника «Учимся читать выразительно» и ответы на вопросы из одноимённого раздела.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы: в чём символическое звучание стихов Н. М. Рубцова? В чём условность его поэтических образов?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть и сделать его письменный анализ.

Индивидуальное задание.

Составить викторину по стихам поэтов XX века о природе.

Проекты:

ƒПодготовка литературного праздника «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков».
ƒПодготовка электронной презентации «Русская природа в лирике (фамилия поэта)».



УРОК 81
УРОК-ПРАЗДНИК
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ РУССКИХ ПОЭТОВ
XIX И XX ВЕКОВ (урок развития речи 9)


Основное содержание урока.
Урок-праздник.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устные сообщения о поэтах с показом иллюстрированных электронных презентаций. Игровые виды деятельности: конкурсы на лучшее чтение стихов о природе, на лучший электронный альбом о поэте, на лучшую презентацию и защиту своей иллюстрации, на знание теоретико-литературных приёмов, использованных в лирике о природе, и др. Ответы на вопросы викторины.

ƒУрок-праздник

1. Конкурс на лучший рассказ о поэте или на лучший электронный альбом о поэте.


Защита своих электронных альбомов.

ƒ2. Конкурс на лучшее чтение стихов о природе.

Рецензирование чтения одноклассников.

ƒ3. Конкурс на лучший письменный анализ стихотворения о природе.

4. ƒКонкурс на знание теоретико-литературных приёмов в стихах о природе.

5. ƒКонкурс на лучшую презентацию и защиту своей иллюстрации к стихотворению о природе.

6. Ответы на вопросы викторины по стихам о природе, подготовленной учащимися.


Домашнее задание

Подготовка к классному сочинению по лирике о природе.



УРОК 82
КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
РУССКИХ ПОЭТОВ XIX И XX ВЕКОВ.
О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (урок развития речи 10)


Классное сочинение на одну из тем:

1. Какие средства создания поэтических образов используют в стихах о родной природе русские поэты XIX века?
(По стихотворениям Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого.)

2. Какими способами выражено чувство любви к Родине и родной природе в стихотворениях русских поэтов XX века?
(По стихотворениям А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова.)

3. Интерпретация стихотворения о Родине и родной природе или сопоставительный анализ двух стихотворений.

Домашнее задание

Подобрать материалы о биографии и творчестве Г. Тукая и К. Кулиева с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Индивидуальное задание.

Подготовить выразительное чтение стихов о родной деревне и книге (см. следующий урок).

Следующие уроки: Урок 83. Г.Тукай. "Родная деревня", "Книга" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
(1936 – 1971)


Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской области. Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине.

Мать умерла,
Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.
(«Детство».)

Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум.

Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.

В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.

Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды.

На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.

После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.

В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые цветы» (1971 г.).

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Коротко о себе»
Н.М.Рубцов

(автобиографическая справка Николая Рубцова,
написанная им в начале 60-х годов в качестве предисловия
к сборнику стихотворений «Волны и скалы»)


«Родился в 1936 г. в Архангельской области. Но трех лет меня увезли оттуда. Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все, что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад.

Родителей лишился в начале войны. После детского дома, так сказать, дом всегда был там, где я работал или учился. До сих пор так.

Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте. Все это в равной мере отозвалось в стихах.

Стихи пытался писать еще в детстве.

Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

Анатолий Мартюков.[2]
«Детдом на берегу»


Село Никола стоит на зеленом речном пригорке. Сухие луговины и главная улица вдоль всего села: от моста под горкой — до школы у соснового леса. Украшает село березовый сад. В саду — двухэтажная белая больница. Грачиные гнезда, птичий гвалт, стареющие березы…

Первое — я заметил — не стало на пригорке детского дома. Рассказали, что от ветхости здание уже накренилось, и высокое, в два этажа, наше былое жилище разобрали на дрова… Иду и вижу перемены. Школа стала десятилеткой. На пустыре торжествует Дворец культуры, домов в селе прибавилось, выросли мои товарищи.

Вперед, вперед… А мысли назад возвращаются, в детдом на берегу…

Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу…

Память и воображение Николая Рубцова спустя годы воссоздали эту картину. Но только грозы в ту пору уже затихли. Серая осень застыла в холодных водах реки, под сетью дождя пестрела мокрой листвой на дороге.

Вдруг голоса откуда ни возьмись! Топот за окнами и хлопанье двери.

— Зажигай свет, баба Сима, — раздался голос воспитательницы.

Няня-старушка (дети и взрослые — все называли ее «баба Сима») сидела на табуретке у глухого простенка. Она дремотно привстала, не понимая, зачем нарушили покой детской спальни.

…Лица няни уже не представить, а голос все слышится. Легкий, настороженный какой-то, ее разговор привлекал нас необычайно. То сказки со страхом, то, было, и случаи она рассказывала, непроизвольно меняя интонацию. Имитировала голоса и Василисы Прекрасной, зверя-людоеда, и шорохи травинок в поле. И ребячьи сны были продолжением сказок. А баба Сима придвигала еще две-три табуретки и засыпала сама. Засыпала ли? Утром она уже неугомонно тормошила наши сны. Легко было вставать на добрый голос бабы Симы…

— Встречай гостей, баба Сима!

— Ребятки-то уснули, Антонина Михайловна. Тише… — шепотом протестует она.

Нет, ребятки уже задирают головы и с любопытством рассматривают пришедших. Антонина Михайловна Алексеевская, воспитатель младшей группы, с мокрыми волосами и с крапинками дождя на плечах, проталкивает вперед присмиревших гостей.
(вернуться к уроку)


ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
Н.М.Рубцов
[3]

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
1964
(вернуться к уроку)


В ГОРНИЦЕ
Н.М.Рубцов


В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
1965
(вернуться к уроку)

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ
Н.М.Рубцов


Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался, —
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался!..
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.
1969
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Мартюков Анатолий Сергеевич (15 мая 1934 - 1 августа 2012) — член Союза журналистов; член Союза писателей России.
Родился в 1934 году в Тотемском районе Вологодской области. Во время войны остался без родителей и попал в детский дом в селе Никольское, где воспитывался в одной группе с Николаем Рубцовым.
Автор четырех книг: «Годовые кольца» (изд-тво «Молодая гвардия», 1985 г); «Цветы и звуки» (Великий Устюг, 1995 г.); «Троицын день» (Вологда, 2002 г.). В 2005 году вышла книга «День рождения радуги, или Однажды в Устюге Великом» (Великий Устюг, 2005 г.) (вернуться)

3. «Звезда полей» — стихотворение, написанное в 1964 году, по праву считается одним из наиболее зрелых и значительных стихотворений Рубцова.
Звезда в данном произведении выступает как традиционный символ судьбы и вечности.
Заявленный в названии центральный образ стихотворения в каждой из четырех строф актуализируется повтором. Поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство в лирике Рубцова.
Однако образ-символ «звезда полей» несет в стихотворении также и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.
Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова «самой жгучей и самой смертной связью». По мере развития лирического сюжета художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается. Только на родине звезда «восходит ярче и полней». В заключительной строке актуализируется тема малой родины:

И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей …

В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придаёт им бодрость и мирит их с тревожной и тяжёлой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. (вернуться)


 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz